Но подрастающее поколение не было включено в процесс производства хлеба.
Не имея чем заняться, они начинают придумывать для себя занятия, которые бы могли избавить их от скуки. Один из них прочитал множество книг, привезённых ему его отцом, и , повзрослев, стал обучать грамоте своих детей и детей всех членов сообщества. Другой, имел хороший голос и музыкальный слух. Он стал развлекать окружающих своим пением, игрой на придуманной им самим в сообществе с изобретателем плуга, своим отцом, - гармонике, сопилке, дудке и на рожке.
Другой представитель подрастающего поколения стал думать, как бы сделать так, чтобы не приходилось его другу принимать от каждого поклонника плоды его трудов, выискивая затем кому они нужны, чтобы, в конце концов, променять их на необходимые лично ему вещи.
И он предложил сделать универсальным товаром хлеб, поскольку все потребляют, в конце концов, именно хлеб, и без него прожить никак не смогут.
Так хлеб стал универсальным товаром, а придумавший эту схему обмена – стал прото-банкиром, где в качестве универсального товара выступал хлеб, и отдавать занятый хлеб приходилось с процентами.
Ещё один молодой человек стал приобретать за занятый у банкира хлеб другие товары, в городе, обменивая их потом на большее количество хлеба в своём селе.
Так возникли:
Товарное производство, способ производства: Т – Д –Т ; способ производства : Д - Т – Д и ростовщический капитал: Д – Д.
Все эти взаимоотношения могли возникнуть только в силу того, что изобретатель продолжал изобретать: борону, сеялку, многолемешный плуг, веялку…
Производителю металла пришлось покупать новые механизмы, придуманные изобретателем для добычи руды и выплавки стали, чтобы удовлетворить потребности разрастающейся семьи.
В результате всего этого, единственный владелец земельных угодий смог распахать новые участки земли, посеять больше зерна, собрать, в результате мелиорации более высокий урожай.
Таким образом, он один обеспечивал всё общество продуктом питания, который щедро давала ему Природа. Все остальные – перераспределяли и перерабатывали дары Природы.
Весь цикл общественных работ сводился к добыванию земледельцем зерна.
Женщины стали выращивать скот, дополняя рацион питания, и тоже включились в процесс обмена в качестве работника простого труда. Иные стали перерабатывать шерсть, шёлк, хлопок, лён и изготавливать одежду.
Со временем и здесь началось разделение труда.
К этому прибавилось разведение скота для использования не только мяса, но и кожи, появились новые специалисты – кожемяки, шорники, сапожники, швецы…
Люди болели, их лечили знахари, высматривая у Природы полезные растения и минералы.
Избыток добываемых продуктов, накапливаемый наиболее успешными членами сообщества направлялся на обучение молодого поколения. Так появились сельский врач, ветеринар.
Общество разделилось на представителей простого труда и представителей сложного труда.
Способ определения стоимости услуг каждого члена общества мы, вкратце, рассмотрели, остаётся сказать, что основополагающим как был, так и остался простой труд. Именно он позволяет найти и добыть накопленные природой природные ресурсы.
Один из владельцев непригодных к земледелию участков земли обнаружил у себя в речке золотые самородки и золотой песок.
Вскоре все поняли, что этот товар очень удобен в обращении в качестве всеобщего эквивалента товаров, универсального товара, мировых денег, и золото вытеснило хлеб в качестве всеобщего эквивалента.
Продолжение следует.