Жизнь на грани фола Средняя школа

Сергий Сергеич
                СРЕДНЯЯ ШКОЛА

       Средняя школа №10 города Чебоксары – это кирпичное, трёхэтажное  здание, буквой «П». В здании школы находились: учебные классы, библиотека,  спортзал, а под спортзалом, этажом ниже:  мастерская для уроков труда; медицинский кабинет, где дополнительно находилось стоматологическое оборудование для лечения зубов.
В полуподвальном помещении под мастерской и медкабинетом располагались столовая и буфет, а в другом крыле здания, в подвальном помещении находились: общая раздевалка для верхней одежды; комната для хранения школьных лыж. Территорию вокруг школы занимали: школьный сад, футбольное поле и место для проведения общешкольных линеек. В раздевалку для верхней одежды, с двух сторон первого этажа, вели крутые лестницы и поэтому были случаи, когда на лестнице возникала большая давка школьников и дети получали серьёзные травмы.
     Парк «Лакреевский лес» находился в непосредственной близости от школы.
     Серёжа Сергеев учился в школе №10 с первого по десятый класс.
     После восьмого класса, по настоянию своей мамы, Серёжа ездил вместе с мамой в город Казань, где поступал в Казанское Суворовское училище. Во время подготовки к экзаменам и во время сдачи экзаменов Серёжа жил в казарме на территории училища, а его мама остановилась в гостинице. С первых минут проживания в Казанском Суворовском училище, кандидаты в курсанты были обязаны соблюдать установленный распорядок дня: общий подъём утром, пробежка и физические упражнения на улице, завтрак, подготовка к экзаменам, обед, подготовка к экзаменам, ужин, подготовка к экзаменам, отбой.При подготовке к экзаменам удавалось играть в шахматы или прогуливаться по территории училища и тут обнаруживались лазейки позволяющие курсантам тайно покидать территорию училища и убегать в город. Обедая, кандидаты в курсанты и курсанты училища окончившие Казанское Суворовское училище,  оказались в столовой вместе за одним столом и выпускник возмущённо рассказал, что несмотря на то, что окончил суворовское училище на пятёрки, ему не  дали направление в желаемое им высшее военное училище и как он считал, это произошло потому, что его родители не были военными и у него не было блата.
     За три дня до экзамена Серёжа успел познакомиться с двумя мальчиками, один из которых был сирота, а у второго мальчика отец был военным. Второму мальчику удалось поступить в училище, о чём Серёжа узнал из его письма  с вложенной фотографией, на которой курсант сфотографировался в форме суворовца.
    Кандидаты получившие за диктант оценку «три», допускались к экзамену по математике. Экзамен по русскому языку Серёжа завалил: поставил четыре лишних запятые и допустил две ошибки в словах. Диктант состоял из трёх предложений на полтора листа.  После того, как  Серёжина мама узнала о результатах экзамена по русскому языку, используя свои связи по работе, добилась приёма для беседы с руководителем Казанского Суворовского училища. Серёжа присутствовал во время разговора. Начальник училища сказал, что за короткое время прибывания Серёжи в училище, командир части назначенный из суворовцев, положительно охарактеризовал мальчика и от себя добавил:  «Традиция  Казанского Суворовского училища такова, что все курсанты должны учиться на четыре и пять. Если появляются курсанты, которые получают за четверть тройки и двойки, то они отчисляются из училища, но такие случаи единичны, потому-что при вступительных экзаменах в училище отбор будущих курсантов очень жёсткий, отбираются успешные в учёбе ребята».
     После небольшого рассказа о традициях училища, руководитель добавил:  «Могу сделать исключение для Серёжи , несмотря на плохие оценки на экзаменах. Условие одно — Серёжа должен начать учёбу так, чтобы за первую учебную четверть троек было не больше двух, а уже за вторую четверть, троек не должно быть совсем и поэтому Серёжа должен хорошо подумать, и оценить свои возможности, способен ли он добиться такого результата, чтобы не быть отчисленным к новому году. Ответить  Серёжа должен сейчас в этом кабинете».
       Серёжа реально понимал и оценивал свои знания по математике, химии, физике, русскому и английскому языкам и поэтому ответил: « Я не смогу так быстро добиться  хороших оценок. Поеду домой».   
       Серёжа с мамой вернулись в город Чебоксары и мальчик продолжил учёбу в девятом классе средней школы №10.

                КЛАСС
     Последние несколько лет Серёжа Сергеев сидел за одной партой с Анатолием Фёдоровым. Кто-то из учителей прозвал мальчиков — Добченский и Бобченский. Серёжа и Анатолий были разными: по телосложению, по темпераменту, по характеру. Если Серёжа был среднего телосложения, добрый, активный шалун, как «юла», уворачивающийся от конфликтных ситуаций среди своих сверстников в школе и на улице, то Толик был плотного телосложения, добрый, спокойный ученик, не прочь поддержать соседа по парте в подтрунивании над одноклассницами, с чувством меры, но отчаянный, когда на улице возникала конфликтная ситуация из-за провокаций посторонних подростков. 
     Каждый преподаватель в школе имел свой кабинет и ученики, в зависимости от очередного предмета, после звонка на перемену переходили из класса в класс. Некоторые учителя, в начале учебного года, рассаживали учеников на своих уроках по своему усмотрению — меняли пары учеников за партами  и требовали, чтобы в течении всего учебного года пары учеников, на уроках по их предметам, не менялись.
     Ларисе Охотниковой и Лене Захаровой, сидящим за партой вместе, перед Серёжей Сергеевым и Анатолием Фёдоровым, доставалось по полной программе: мальчики связывали между собой их длинные волосы, зимой клали снег за шиворот, подкладывали на сиденья кнопки и т.д. и т.п. Однажды одноклассницы  пожаловались классной руководительнице, но потом смирились, оставались друзьями  и стали отвечать мальчикам своими сюрпризами. 
      Группировок и вражды между одноклассниками, в классе «А», не было.
      За десять лет обучения, трагический случай произошёл только с одним мальчиком, во втором классе. Во время летних каникул, в деревне, одноклассник упал с крыши сарая на забор и от полученных травм скончался. Первого сентября об этом происшествии сообщили в школе. Было не понятно и страшно, что человека, такого же, как каждый из одноклассников, вдруг в этой жизни больше никогда не будет.
      За восемь лет совместной учёбы, класс покинули около шести человек, в связи со сменой места жительства, а вместо них появились около четырёх человек, не считая тех детей, которые учились в классе всего по одному или два года, а таких было около пяти человек. В девятый класс «А», из параллельного класса, перевели пять человек: трёх мальчиков и двух девочек, которые хорошо учились. Перевод был связан с тем, что после восьмого класса, многие дети ушли учиться в училища или техникумы и поэтому из четырёх восьмых классов, после окончания учебного года,  сформировали три  девятых класса, сохранив в итоге численность учеников в каждом из трёх классов около тридцати человек. Новые ученики быстро влились в основной коллектив класса и были признаны. Если до девятого класса в школьный коллектив, сформировавшийся  в первом классе, попадали на год или два  дерзкие по своему характеру ребята-второгодники из других классов, то последние два учебных года , ученики класса в целом по своему характеру, поведению и моральным качествам считались  добрыми, воспитанными, без вредных привычек: не курили, спиртное не употребляли, не воровали, любителей нецензурной лексики не было, а если и выражались -  во время пересказа  анекдотов, то таких было единицы и только мальчики.
     Все ученики разговаривали на русском языке. Активная склонность к почитанию православия, была отмечена только у одной девочки: её мама была верующей. Одноклассники над этим не смеялись. Верующая  ученица, никак свою веру в школе не показывала, была скромной и тихой.
               
                УЧИТЕЛЯ               
                Ботаника
     Лидия Нестеровна Дмитриева была прекрасным учителем по ботанике, любила природу и жизнь. Благодаря её стараниям здание школы окружал красивый сад, в котором приносили урожай около пятидесяти яблонь, многочисленные кусты смородины, украшали  различные цветы, росли разные садовые и лесные диковинки (как только учительница уволилась с работы по возрасту, школьный сад из года в год приходил в упадок и со временем был вырублен, а на его место установили многочисленные спортивные конструкции).  По возрасту Лидия Нестеровна была старше всех учителей в школе: ей было около шестидесяти лет.   Ученики, хоть и с уважением относились к Лидии Нестеровне, но детский цинизм поведения, выраженный в желании пошалить,  проявлялся на её уроках часто, так как учительница была добрым и не злопамятным человеком. Серёжа Сергеев был одним из учеников получавший замечания от Лидии Нестеровны. Как-то во время перемены, перед началом урока по биологии, Серёжа перевернул  все подвижные части макета - скелета кошки, а в рот черепа положил скрученную из листа ученической тетради трубочку, в виде папиросы: учебный экспонат скелета кошки стал выглядеть очень смешно. Прозвенел звонок и в класс из учительской вернулась Лидия Нестеровна.  Изменённый скелет учительнице  сразу бросился в глаза и она подошла к макету кошки, разглядывая его. Класс взорвался от смеха. Лидия Нестеровна очень рассердилась, за пару секунд выяснила кто виновник и отправилась за классным руководителем, чтобы доказать, что она не преувеличивает события, когда рассказывает в учительской учителям, как плохо ведут на её уроках ученики. 
     Через несколько лет, ближе к выпускному вечеру, классная руководительница — Антонина Ивановна Елизарова, делилась воспоминаниями со своими учениками и вспомнила об этом случае со смехом.
     Антонина Ивановна рассказала: «Когда в мой класс пришла Лидия Нестеровна и попросила прервать уже начавшийся урок по физики на несколько минут, и предложила пройти в её класс по биологии, чтобы показать, как хулиганят ученики моего класса и я проследовала за ней,  и отчитала Серёжу Сергеева при всём классе, за его «издевательство»  над макетом кошки, то потом выйдя из класса в коридор, у меня начался приступ хохота от увиденного.»
     Были периоды, когда после праздничных демонстраций и отдыха, шалости с рогатками (резинка привязывалась между двух пальцев руки) и стрельбой бумажными пульками возобновлялись в школе, на переменах и во время уроков. К таким забавам подходили уроки по биологии и географии. Однажды активная перестрелка в кабинете биологии привела к тому, что пол был безобразно усыпан бумажными пульками. Лидия Нестеровна закрыла  всех мальчиков в классе биологии и поставила условие - убрать весь мусор с пола, а сама направилась за Антониной Ивановной - классным руководителем, чтобы очередной раз привести её и показать, как вели себя ученики её класса. День был весенний. Класс биологии находился на втором этаже над центральным входом в школу №10. Над входной дверью в школу, был установлен металлический кронштейн для трёх флагов, прибитый к кирпичной стене здания школы длинными, металлическими гвоздями: гвозди были вбиты в деревянные пробки. Серёжа Сергеев вылез в окно над кронштейном. Держась руками за подоконник, Серёжа одной ногой встал на кронштейн и проверил его надёжность — выдержит ли кронштейн вес его тела. Затем встал на кронштейн двумя ногами и не отпуская рук от подоконника вновь проверил кронштейн на надёжность крепления к стене: кронштейн не сдвинулся с места. Серёжа держась одной рукой за подоконник, наклонился и второй рукой ухватился за кронштейн, свесив одну ногу в воздухе. Медлить было нельзя и Серёжа перестав держаться за подоконник рукой, перенёс её тоже на кронштейн, что позволило свесить вторую ногу и повиснуть на руках на кронштейне, который скрипнул под тяжестью висящего тела мальчика. Высота, на которой находился Серёжа, позволяла спрыгнуть на крыльцо. За опасным трюком — побегом из класса биологии наблюдали одноклассники, но последователей не нашлось. Оставшиеся в классе мальчики были вынуждены убрать с пола весь мусор и им  досталось от Антонины Ивановны - классной руководительницы, когда её привела в класс биологии Лидия Нестеровна. Очередную запись в дневнике о плохом поведении в школе Серёжа в этот раз избежал.
     Проходили годы после окончания школы, а бывшие ученики иногда встречая в городе Лидию Нестеровну восхищались её энергией не по годам, спортивной выправкой и тем, что внешне человек с годами не меняется.

                Физкультура
     Очень повезло ученикам средней школы №10 города Чебоксары тем, что в двух шагах от здания школы находился парк «Лакреевский лес» - дубовая роща. Зиновий Дмитриевич Малов — учитель физкультуры был добрым и не ленивым человеком. Каждый урок физкультуры проводился строго по плану и всё отведённое на урок время использовалось по назначению. После четвёртого класса уроки физкультуры были два раза в неделю, в разные дни, с продолжительностью по 45 минут, но потом план уроков был пересмотрен и урок физкультуры проходил один раз в неделю по 90 минут — один за другим два урока. Два урока физкультуры подряд было удобно проводить особенно зимой, так как ученики успевали получить школьные лыжи, в специально отведённом помещении школы и покататься по зимнему лесу.  Осенью и весной было больше времени для общей физподготовки и игры в футбол на пришкольном футбольном поле. Во время уроков по физкультуре, в школьном спортивном зале, Серёже Сергееву было скучно из-за того, что ежедневные тренировки по плаванью в Доме спорта «Спартак» были физически труднее и разнообразнее. Если первоначально Зиновий Дмитриевич обращал внимание на поведение Серёжи и порой кричал на него, бросая связку ключей (которая у него была постоянно в руках) с размаху об пол, чем выражал свой гнев, когда был чем-то особенно очень недоволен, то потом перестал вообще обращать на мальчика внимание. В спортзале было две очень большие, грубые сетки подвешенные к потолку (видимо занавески для окон спортзала, для безопасности) и всегда заправленные в шведскую стенку под потолком, так, что образовалось два «гамака», в которые  можно было лечь и качаться.  До построения в зале на урок физкультуры Серёжа поднимался и ложился в один из «гамаков», а после начала урока физкультуры, когда все ученики класса стояли в строю, Серёжа смотрел на происходящее сверху и не желал спускаться. Тут любой учитель не выдержит такой выходки ученика на своём уроке, а Зиновий Дмитриевич не обращал внимания.  Однако, если к поведению ученика у учителя были замечания, то за физическую подготовку оценка всегда была объективной — "пять". Зиновий Дмитриевич заболел, уволился из школы и вскоре все узнали, что он умер в троллейбусе от внезапного приступа: не выдержало сердце.
     Зиновия Дмитриевича сменил Юрий Иванович, человек который мог в отместку снизить отметку по физкультуре. Под такую раздачу попал Серёжа Сергеев, когда оценка за год была выставлена не за отличную физическую подготовку, а снижена
из-за поведения.
     Серьёзный конфликт произошёл, когда класс находился в школьном помещении для получения лыж. Если при Зиновии Дмитриевиче лыжи получали во время перемены и выходили на улицу, то при Юрии Ивановиче, после звонка, класс находился в раздевалке и должен был выслушать инструкции учителя, что раздражало всех, так как хотелось скорее начать кататься на лыжах. Серёжа позволил себе, после звонка болтать с одноклассником и не слушать того, о чём говорит Юрий Иванович, что последнего взбесило. Юрий Иванович, что-то сказал обидное в адрес Серёжи и тут же получил от него реплику в свой адрес, что взбесило учителя ещё больше.  Юрий Иванович с угрожающим видом двинулся в сторону Серёжи Сергеева, но тот успел выскочить из комнаты и дверь защёлкнулась на замок: эти секунды позволили Серёже убежать. Анатолий Фёдоров рассказал Серёже, что как только учитель по физкультуре стал открывать замок двери со словами угрозы расправиться с учеником, три одноклассника вскочили со скамеек  и кинулись  задерживать разгневанного Юрия Ивановича. Реакция учеников на происходящее охладило пыл учителя, но он обещал, что оценку за год обязательно понизит и сдержал своё слово.
     Юрий Иванович специализировался на спортивной стрельбе из винтовки и пистолета и не бросал это занятие: вёл спортивную секцию за пределами средней школы. Под руководством Юрия Ивановича, два Серёжиных школьных приятеля добились звания "Мастер спорта СССР по стрельбе". Уже после окончания школы, участвуя в соревнованиях по морскому многоборью, Серёже Сергееву приходилось встречаться в стрелковом тире с Юрием Ивановичем, но о школе не вспоминали.

                Математика
     Особый подход к ученикам имела Лидия Александровна Абрамушкина — учитель по математике и геометрии. Лицо Лидии Александровны всегда было очень серьёзным, строгим и красивая улыбка была редкостью. Лидия Александровна  была таким учителем, перед которым хотелось пройти незамеченным, несмотря на её худощавую и невысокую фигуру. Учительница  не повышала голоса, но манера обращения была такова, что у ученика не было даже мысли ослушаться. Во внешнем виде и в  манере поведения у Лидии Александровны было что-то аристократическое, привлекающее к ней и заставляющее уважать её, как человека.  Серёжу Сергеева,  Лидия Александровна нейтрализовывала очень просто: в начале урока просила сесть за первую парту и давала решать контрольные задачки на оценку. Возможно это случалось в дни всплеска активности у мальчика, когда в учительском школьном кабинете очередной раз звучали жалобы от учителей связанные с учеником  «Серёжа Сергеев».

                Русский язык и литература
      Во время школьного обучения в школе, по предмету русский язык и литература  сменился не один учитель.  Серёже запомнилось два учителя: Нина Васильевна Петрова и Тамара Борисовна Борисова. Если Нина Васильевна обращалась к ученикам с какой-то неприятной ухмылкой и издёвкой, могла накричать на человека, то Тамара Борисовна была спокойной, тихой, вежливой и уважаемой среди школьников учительницей. Ученики школы знали, что Тамара Борисовна воевала в Великой Отечественной войне и с тех пор у неё осталась привычка, идя по улицам (видимо задумавшись и вспоминая события на войне) города, поднимать с земли скомканные, небольшие листочки бумаги, разворачивать и смотреть, что на них написано. Как-то  Тамара Борисовна обмолвилась, что во время войны имела отношение к разведке.
      Тамара Борисовна была первой учительницей, которая дала высокую оценку и поблагодарила Серёжу Сергеева перед всем классом за домашнее задание по литературе, что практически делала крайне редко. По литературе проходили творчество Сергея Есенина. Тамара Борисовна дала Серёже домашнее задание-подготовить и выступить перед классом с рефератом  «Сергей Есенин - о животных»: время на подготовку одна неделя. Когда пришло время выступать, то Серёжа обратил внимание на то, что во время его выступления  одноклассники внимательно его слушали и между собой никто не переговаривался. Тамара Борисовна призналась, что не ожидала, что именно этот озорной ученик сможет так обстоятельно раскрыть тему и так проникновенно рассказывать стихи, что у неё подкатил ком к горлу и выступили слёзы.

                Физика
     Антонина Ивановна Елизарова, учительница по физике,  стала классным руководителем класса «А»,  только с шестого класса. Промежуток между четвёртым и шестым классом в памяти Серёжи Сергеева не остался совсем, за исключением одного инцидента с учительницей по рисованию. Уроки в пятом классе проходили во вторую смену.  Учительницу взбесило поведение Серёжи Сергеева, во время урока, так, что она потребовала от ученика встать в угол рядом со школьной доской, а когда и это не помогло, то с криком подошла к Серёже, взяла за грудки и с силой ткнула его тело об стенку, на виду у всего класса.  Спиной Серёжа больно ударился о выступающий отвод трубы предназначенной для отопления помещения.
     Был слух, что учителя не соглашались быть классным руководителем класса «А».  И вот объявили, что классным руководителем будет очень строгая учительница по физике. Антонина Ивановна была умным, добрым, требовательным человеком, не лишённым чувства юмора, что подшефные ученики сразу оценили и относились к своей учительнице с уважением, что позволяло ей быть в курсе всех событий происходящих в классе и событий связанных с её учениками за пределами школы.  Антонина Ивановна нашла общий язык с родителями учеников. Во всех запланированных школой мероприятиях класс «А» участвовал и справлялся с задачей: собирали макулатуру и металлолом, участвовали в субботниках, проводили классные собрания, вступали в комсомол. Серёжу Сергеева приняли в ряды ВЛКСМ в последний месяц перед окончанием средней школы, одним из последних в классе.
     Взаимоуважение и доверие между классным руководителем, учениками класса и их родителями способствовали тому, что два года вместе (часть мальчиков и девочек)праздновали в новогоднюю ночь и все вместе провели последний школьный звонок, и выпускной вечер.
      После окончания средней школы, многие ученики класса «А» ежегодно встречались и навещали свою классную учительницу  Антонину Ивановну, до самой её смерти. Вместе с учителями школы проводили Антонину Ивановну Елизарову в последний земной путь.

                Школьная влюблённость
    Девочки, с которыми Серёжа Сергеев учился с первого класса не были объектом его влюблённости, наверное привычка к лицам сыграла свою роль. Серёжа влюблялся в новые лица. В седьмом классе, в город приехал очередной цирк, а в классе появилась циркачка и сразу понравилась Серёже: познакомиться поближе не решался и лишь смотрел на неё влюблёнными глазами во время уроков. Время с новой ученицей пролетело быстро. На уроке физкультуры циркачка поразила весь класс, когда по диагонали на всю длину спортивного зала сделала подряд, не останавливаясь несколько сальто через голову. После неожиданного шоу, циркачка перестала ходить на занятия в школу: цирк из города уехал. Серёжа запомнил фамилию девочки — Гончарова.
     В восьмом классе, весь год, училась новенькая ученица — Наташа Сурикова. Серёже понравилась Наташа и ежедневные часовые общения с ней по телефону, начались после нового года. Наташа Сурикова дружила в классе с Ларисой Охотниковой и подружки после школы, почти ежедневно, проводили время вместе: делали уроки, играли на пианино. В девятом классе Наташа Сурикова не появилась, так как их семья вновь переехала жить в другой город. Через десятки лет, после появления в России интернета, Наташа Сурикова была найдена Ларисой Охотниковой в сети интернета, о чём сообщила Серёже. Общения в интернете между Серёже и Наташей не получалось, из-за отсутствия интереса у Серёжи - с экрана компьютера на него смотрела «незнакомая» ему женщина.

                Школьная любовь
     Войдя первого сентября в девятый класс, Серёжа Сергеев сразу же обратил внимание на новую красивую девочку — Светлану Антропцеву. Оказалось, что Светлана является двоюродной сестрой у одноклассницы - Иры Максимовой и жила в их семье, пока родители продолжали жить и работать в Алжире. В Алжире не было школы при посольстве, где можно было бы продолжить учёбу в девятом классе и поэтому окончив восьмой класс, Светлану вернули из Алжира в СССР: лучшим вариантом  для обучения и проживания были Чебоксары. 
     В новогоднюю ночь, класс, первый раз собрался на квартире у одноклассника Володи Шильникова. Классная руководительница Антонина Ивановна Елизарова, учительница физики, всегда была в курсе дел учеников своего класса и раз её ученики решили собраться вместе, то этот процесс надо было контролировать, чтобы не допустить чрезвычайного происшествия, которое нередко случалось у подростков такого возраста. Посоветовавшись с родителями из родительского комитета класса, свою квартиру для учеников согласилась предоставить мама Володи Шильникова.  Родители Иры Максимовой, своих девочек — Иру Максимову и Свету Антропцеву на новогоднюю ночь, в чужую квартиру, не отпустили.
      В первую субботу февраля, ежегодно во всех школах города Чебоксары, проходит вечер встречи выпускников. Танцы проводятся после короткого школьного концерта и выступлений выпускников, прибывших на вечер встречи, которые рассказывают о своих успехах после окончания  школы. Старшеклассники приходят на такие вечера исключительно ради танцев. Ученики девятого "А" класса, вместе с Серёжей Сергеевым не пропустили это мероприятие. В разгар танцев к Светлане Антропцевой подошёл, с предложением потанцевать, подвыпивший, окончивший три года назад школу, местный паренёк, который примелькался на улицах города тем, что шатался из одного двора в другой двор, ища собутыльников. Несмотря на то, что Светлана на танец с ним не пошла, паренёк продолжал стоять перед ней со слащавой улыбкой и не уходил. Это обстоятельство подтолкнуло Серёжу к тому, что он не решался сделать ранее - пригласить Светлану на медленный танец. Светлана вздохнув и выдохнув с облегчением, пошла танцевать с Серёжей. Подвыпивший паренёк ещё несколько секунд сверлил взглядом танцующую пару, но потом стал оглядывать зал ища новую «жертву». Танцуя с понравившейся девочкой, Серёжа испытывал волнение от влюблённости. Во время танца Светлана сказала Серёже, что хочет уйти со школьного вечера домой, обеспокоившись, что к ней вновь будет приставать подвыпивший паренёк. Затерявшись среди танцующих пар, Серёжа и Света покинули школу. Одноклассники последовали за ними. В продолжение  вечера одноклассники гуляли по зимнему городу.  Время прошло весело и было принято решение чаще повторять совместные прогулки по вечерам.
     Образовалась компания, которая иногда собиралась по вечерам в парке у национальной библиотеки, играла в снежки, толкаясь в сугробах. Тамара Карпова, самая бойкая девочка из класса, предложила провести в её квартире тайную от всех  вечеринку с танцами. Так, одна из вечерних зимних прогулок перенеслась в квартиру на целых два часа. Песни «Поздно Мы с Тобой Поняли», «Есть Глаза у Цветов», «Звёздочка Моя Ясная» вокально-инструментального ансамбля «Цветы» включались не один раз и влюблённые пары сближались в танце всё плотнее и плотнее, но девочки помнили и о том, что надо вовремя вернуться с прогулки домой. Новизна отношений возбудила желание повторить вечеринку и через неделю одноклассники вновь собрались в квартире Тамары Карповой и под ВИА «Цветы» танцевали, танцевали, танцевали...
     Наступила весна и в международный женский день, Серёжа положил под дверь квартиры, в которой жила Светлана Антропцев (у своей двоюродной сестры Иры Максимовой)  букет цветов, нажал на кнопку дверного звонка и убежал.  У Серёжи было желание чаще встречаться со Светой и через Тамару Карпову, он пригласил  после уроков Светлану на свидание, с мыслью  предложить ей свою дружбу. Серёжа любил читать книги, читал много и у него было представление, что девочке, которая очень нравится, необходимо сделать предложение дружить и если девочка ответит взаимностью, то можно дальше продолжить ухаживание за ней. Тамара Карпова была выбрана доверенным лицом, Серёжей не случайно. Тамара в классе сидела за одной партой  вместе со Светланой Антропцевой и после вечеринок с танцами в её квартире, была осведомлена, кто и в кого в классе влюбился. Тамаре нравилось быть посредником и передавать записки, которыми обменивались между собой  одноклассники. Серёжа попросил Тамару  передать Светлане, что он будет ждать Светлану после уроков возле школьной библиотеки для важного разговора. На это Тамара неожиданно ответила, что после выполнения моей просьбы, она — Тамара, больше нам будет не нужна, но согласилась выполнить просьбу (время показало, что Тамара была права — как посредник в дальнейшем она оказалась лишней). Передав приглашение на свидание, Серёжа был не уверен, что Светлана  придёт на встречу. В назначенное время Светлана, вместе с Тамарой, подошла к библиотеке и Серёжа предложил девочке прогулку по парку «Лакреевский лес». К тому времени, рядом со школой, уже функционировал пешеходный мост к парку через овраг, а в самом парке были асфальтированные пешеходные тротуары и поэтому, несмотря на то, что снег начал активно таять под лучами тёплого солнца, гулять по дубовой роще можно было не замочив ноги. Мальчик и девочка шли по аллее и молчали в смущении. Тамара шла позади них на расстоянии. Вот уже и асфальтированный тротуар закончился и дальше идти было невозможно из-за талого снега, а Серёжа никак не решался в смущении выговорить предложение о дружбе, всё подбирая слова про себя. Школьники развернулись и пошли в обратную сторону.
     Заговорила Светлана: «Серёжа, мне Тамара сказала, что ты хочешь мне что-то важное сказать». 
    Серёжа ответил: «Светлана, давай дружить».   
    Девочка спросила: «В чём будет заключаться дружба?» 
    Услышала ответ: «Я буду провожать тебя домой после школы». 
    После прогулки по парку Серёжа проводил Светлану домой и ещё долго они стояли в подъезде, и счастливые любовались друг другом. Каждый день после окончания уроков Серёжа и Светлана встречались, и Серёжа провожал девочку домой.  Свой портфель Светлана предпочитала  носить сама и это решение она объявила после первого же предложения Серёжи помочь нести её портфель. Вновь и вновь стояли в подъезде и смотрели друг на друга не желая расставаться, а после того, как Светлана поднималась в квартиру, Серёжа выходил на улицу и ещё какое-то время сидел в беседке, тут же во дворе дома и смотрел на окна второго этажа, где жила Светлана. Светлана выглядывала в окно и махала рукой, чтобы Серёжа шёл домой. Иногда выглядывала в окно, посылая улыбки,  её двоюродная сестра — Ира.
   За всё время дружбы со Светланой, Серёжа лишь пару раз заходил в квартиру Максимовых, но дальше коридора  не проходил.
     Первый раз, когда Серёжа, провожая Свету зашёл в квартиру, в ней находилась Ира Максимова, которая сказала Светлане, что надо успеть в квартире сделать уборку до прихода родителей и поэтому мальчик тут же попрощавшись ушёл. Девочки рассказывали, что родители заставляли их мыть полы в квартире каждый день и даже заправлять их постель: последнее обстоятельство  Серёжа воспринимал с недоумением. Родители Иры Максимовой, со слов девочек были очень строгими и у Серёжи, пока Светлана жила в городе Чебоксары, не было никакого желания с ними встречаться.
    Второй раз в квартире никого не оказалось и постояв немного в коридоре квартиры Серёжа хотел было уйти домой, но после слов: « Я пошёл домой», -увидел, что Светлана сидящая на стуле, тут же в коридоре, вдруг насупилась и замолчала, не отвечая на слова. Серёжа спросил: «Света, что случилось?», - но девочка  не отвечала, смотрела в пол. Серёжа ещё несколько раз обращался к девочке, но она молчала, будто находилась в ступоре. Боясь испачкать пол грязной обувью, Серёжа встал на колени, приблизился к  Светлане и заглядывая ей в лицо продолжал спрашивать, что случилось, но Света не отвечала. Мальчик не понимал, что происходит и в те непонятные мгновения, у Серёжи даже возникла мысль, о том, что может быть от него ожидали не слов, а поцелуя, но с испугом прогнал эту мысль, так как боялся, что своим поступком оскорбит Светлану.
     После очередных слов: «Света, ты хоть головой кивни, уйти мне домой?»,- Серёжа увидел кивок головы Светланы и ушёл.
     Позже Светлана сказала Серёже, что у неё неожиданно испортилось настроение и она сама не поняла почему так себя вела.
     После окончания девятого класса, настал день, когда Светлана должна была навсегда покинуть город Чебоксары и уехать жить в город Днепропетровск вместе с родителями у которых длительная командировка в Алжир закончилась. В день отъезда Светланы, Серёжа положил букет цветов под дверь квартиры, в которой девочка находилась последние часы, позвонил в дверной звонок и вновь, как восьмого марта, не стал дожидаться, когда перед ним откроется дверь: спускаясь по лестничной площадке слышал, что дверь квартиры открыли и цветы забрали.
     В десятом классе, после нового года, в дни зимних каникул, Светлана Антропцева неожиданно приехала в город Чебоксары на сутки и остановилась  в гостях у Светы Николаевой — одноклассницы. Приезд решили отметить в небольшой компании, в квартире у родственников Володи Инкина. Володя Инкин начал учёбу в одном классе с Ирой Максимовой и Серёжей Сергеевым, в девятом классе, когда его  параллельный класс расформировали. Ира и Володя подружились во время вечеринок в девятом классе
     О том, что приехала Светлана, Серёже сразу не сказали, а  пригласив на вечеринку лишь намекнули, что его ждёт сюрприз. В глубине души, исходя из загадочности и теплоты, которая исходила от Иры Максимовой во время приглашения на вечеринку, на которой Серёжа обязательно должен быть, последний начал догадываться с кем его ждёт встреча. Светлана спряталась в спальне, но вышла сразу же, когда пришёл Серёжа. Кроме Серёжи и Светы, Володи и Иры  на вечер встречи никого не приглашали. Оказалось, что Светлана Антропцева приехала в город Чебоксары тайно от своих родителей и не хотела, чтобы об её приезде знали родители двоюродной сестры Иры, так как они могли сообщить её родителям. Состоялся ужин и танцы. Когда вечеринка подходила к концу, Володя, неожиданно для Серёжи протянул ему ключи от квартиры и сказал, что он и Ира уходят, а Серёжа и Света могут оставаться хоть до утра, так как хозяева квартиры уехали на несколько дней на отдых. Серёжа от ключей отказался и сказал, что из квартиры они уходят все вместе. Проводы Светланы в этот вечер были очень долгими, несмотря на то, что до квартиры Светы Николаевой было пару шагов: она жила в соседнем доме. Серёжа и Света первый раз за всё время знакомства по настоящему целовались, стоя в подъезде между этажами, рядом с квартирой одноклассницы — Светы Николаевой, которую Светлана Антропцева предупредила, что скоро поднимется в её квартиру. Время было позднее и за всё время свидания, по подъезду никто не проходил. Расставаться не хотелось, но наступила глубокая ночь и попрощались тут же в подъезде.
    Следующая встреча случилась через три года в городе Днепропетровске. В Днепропетровск  Серёжа приехал на две ночи (из-за того, что было мало денег), остановился в гостинице, в двухместном номере, созвонился со Светланой, подъехал к ней в квартиру, познакомился с бабушкой и договорился о свидании на следующий день. Утром следующего дня, сосед по гостиничной комнате предупредил Серёжу, что уезжает в район и вернётся к вечеру следующего дня. Светлана подъехала к гостинице и несколько часов молодые влюблённые провели в номере: разговаривали и целовались, целовались и разговаривали.  Затем решили прогуляться по городу и сходить в кинотеатр: смотрели двухсерийный фильм «Белый Бим, чёрное ухо».  Во время прогулки после фильма, по набережной реки Днепр, Серёжа сказал Светлане, что они наверное больше никогда не увидятся, так как ему идти осенью в армию на два года и как сложится дальнейшая жизнь неизвестно. Службу в армии Серёжа воспринимал очень серьёзно и слышал, что в армии разное может случиться. Светлана была умным человеком, хорошо училась в школе, а  у Серёжи был комплекс  ученика неуверенного в своих силах из-за неудовлетворительной учёбы в школе, в техникуме и он не знал, как и где сложится его трудовая деятельность. Серёжа сознательно говорил Светлане, что они могут больше не встретиться, чтобы она не чувствовала себя ответственной перед ним и была свободна. Так думал Серёжа, но пояснять свои слова  «наверное больше никогда не увидимся», сказанные в тот вечер Светлане, не стал. После слов Светлана задумалась и было видно, что у неё испортилось настроение.
     Переехали на автобусе по большому мосту реку Днепр. Серёжа проводил Светлану до подъезда дома где она жила. Прощаясь, целоваться не стали. Серёжа вернулся в гостиницу, переночевал и утром вернулся на автобусе в город ......, где отдыхал тем летом у отца.
     Позже Серёжа узнал от Светланы, что в тот вечер прощания, в городе Днепропетровске, за ними наблюдал новый ухажёр Светланы, который и стал её мужем, когда Серёжа служил в Советской армии.
     После службы в Советской армии Серёжа вернулся жить в город Чебоксары. Полгода работал на заводе, а затем начал работать инспектором  уголовного  розыска. Когда Серёжа работал в милиции, в город Чебоксары вернулись Ира Максимова и Володя Инкин, которые окончили высшее учебное заведение в других городах. Во время учёбы они продолжали общаться и решили пожениться после окончания учёбы. На их свадьбе, одноклассники вновь встретились: приехала поздравить и Светлана Антропцева (под фамилией мужа), одна без своего мужа. Во время танца со Светланой, Серёжа ощутил физически, что перед ним совершенно чужая, нежеланная ему женщина. В какой-то момент, Серёжа и Светлана выбрали время, вышли во двор и сидя на скамейке, видимые из окон квартиры где гуляла свадьба, разговаривали о том, как складывается жизнь каждого. На второй день Светлана уехала из города Чебоксары к себе на родину.
      Выйдя замуж Светлана родила троих детей: две дочки и сына. Их семья жила в городе ........, где муж работал инженером на шахте. Когда младший ребёнок -  сын, ещё учился в школе, муж ушёл от Светланы жить к молодой женщине.  Светлана  активно увлеклась одним из религиозных движений.
      Когда Светлана стала жить без мужа, а Серёжа без своей жены, в результате развода, то общение через  письма, между школьными друзьями возобновилось. Очередной раз находясь у родственников в гостях, в городе ........ вместе со своим младшим сыном, Серёжа планировал съездить в гости к Светлане, о чём предварительно договаривался с ней. Однако взяв билеты на автобус, вдруг отчётливо представил, как будет скучать без него его сын, с престарелыми родственниками, которые по состоянию здоровья не могли активно ходить на пляж к морю, как это делали раньше. Так стало жалко сына и так не хотелось испортить ему отдых, хотя бы на пару дней, что от своей поездки Серёжа отказался и сдал билеты обратно в кассу автовокзала.
     Общение в письмах, после расставания  по окончании девятого класса в школе, в разные периоды жизни были активными и редкими. Очередное общение между Серёжей и Светланой произошло в век интернета, когда Серёжа нашёл её страничку на одном из сайтов. Переписывались с интересом, но затем Светлана стала задавать вопрос: «Зачем нужна переписка?».  Пыталась склонить Серёжу к общению о религии, но видя его нейтральное отношение к религии, прекратила переписку. В Украине началась смута вызванная майданом и бегством президента Виктора  Януковича.