Леонид Клюшев и Владимир Рогов

Алла Шарапова
ЛЕОНИД КЛЮШЕВ И ВЛАДИМИР РОГОВ


  К сожалению, я не смогла найти никаких новых свидетельств о хорошем детском поэте Леониде Семеновиче Клюшеве.
Есть только ссылки на его детсткие книги, одна из которых имелась в библиотечке моего сына. Л.Клюшев был военным моряком, он жил и, надеюсь, живет теперь на Чукотке. Вот стихи "Плавниковая страна":

По тропинке
по дороге
ходят лапы,
ходят ноги:
лапы тигра,
лапы львицы,
лапы волка
и лисица;
ноги лося и слона,
каборги и кабана -

ходят-бродят
по болотам,
по долготам,
по широтам,
через горы,
через травы, через степи и дубравы,
сквозь метели и туманы...

Но заглянем в океаны,
в мир креветок и миног:
там - увы! - ни лап, ни ног.

Там бекасы
косяками
ходят, машут
плавниками,
там собаки с плавниками,
и лисицы
с плавниками!


  Я могла бы и не вспомнить про эти замечательные стихи, являющие собой, кстати, хорошее пособие как по природоведению, так и по русскому языку, если бы не нашла среди бумаг рецензию на рукопись книжки "На дачах гагачьих", написанную Владимиром Роговым. Владимир Владимирович сказал много самых добрых слов в адрес книги и горячо рекомендовал ее Детгизу. Все же к некоторым стихам он сделал небольшие замечания, которые тоже полезны как пособие - по редакторскому делу, что ли.

Итак, слово В.В.Рогову.

  Выпишу целиком стихотворение "Олени".

ОЛЕНИ

Шквал копыт. Рогов смятенье.
И, куда ни кинешь взгляд,
То течет река оленья,
То ручей из оленят.
Не к ромашковому лугу -
К ягелю торопятся...
Пар над ними ходит кругом,
будто бани топятся.

   Достоинства этого стихотворения, по-моему, самоочевидны, но наличествует в нем и недостаток, который портит (но не губит!) эти и другие стихи подборки.Это - небрежные рифмы, в данном случае, - "лугу" и "кругом". Тут даже не ассонанс, а неряшливость (смятенье - оленья - это еще куда ни шло. Напомню закон ассонанса, сформулированный, к слову сказать, певцом Чукотки Ильей Сельвинским: если путем изменения формы одного или обоих из рифмующихся слов можно добиться точной рифмы, - в данном случае, например: "Ходит сверху пар по кругу..." - то ассонанс не имеет права на существование. Законен он, согласно Сельвинскому, лишь там, где сколько ни меняй форму слов, точной рифмы не получится, допустим "рыцарь - рыться" (пример также заимствован у Сельвинского).

  Вообще надо сказать, что стих Клюшева легок, благозвучен, даже давно набивший оскомину в стихах для детей четырехстопный хорей, причем, увы, с нередкими нарушениями альтернанса, у него каким-то чудесным образом не режет ухо.