Водитель командира

Артур Грей Эсквайр
                «Verra la morte e avra i tuoi occhi».
                (Cesare Pavese)*

В «батальоне смерти» - в N-ской воинской части советской армии особо привилегированное положение среди солдат занимал водитель командира части - рядовой Ф-ский. Себя он считал высшей кастой и смотрел на остальных солдат сверху вниз, как смотрят дворники на осенние листья, хотя был низкого роста. И не только на солдат, но и на всех окружающих, на офицеров включительно. Чтобы подчеркнуть свой особый статус, он носил форму «пэша», хотя положено было ему ходить в «хэбэ», как и остальным солдатам. «Пэша» ему, естественно, не выдали - не разрешалось это. Эту форму он «достал», то есть украл. И это все понимали.

Офицеры части к нему относились подчёркнуто вежливо и не делали никаких замечаний, хотя надо было, он взыскания и замечания заслуживал постоянно, ибо вёл себя нагло. Кроме принадлежности к верхушке, к сливкам общества, рядовой Ф-ский считал себя ещё и пророком, оракулом. Он мог предвидеть будущее: кого отдадут под трибунал, кому дадут отпуск на десять дней (неосуществимая мечта каждого солдата!), кого отправят служить в другу часть (где ещё хуже) и прочие важные для бытия события. Он не был медиумом или ясновидцем, нет. О грядущих событиях он знал по другой причине. Он имел хороший слух. Крутя баранку во время отбытия командира вместе с прочим начальством на разные там совещания, он имел привычку подслушивать и всё запоминать, делать определённые выводы. Информация всегда имела определённую цену, особенно в эпоху постиндустриального общества, и он эту цену осознавал и удачно использовал. Перед ним заискивали, ему угождали, делали подарки.

Служба у него была «лафа» на армейском сленге. Никаких тебе караулов, нарядов, каждый день он видел город, людей, девушек, мог заходить в магазины. Мечта любого солдата! Любого и каждого! Неосуществимая мечта. Мне, например, за два года службы так и не дали не одного увольнения в город на выходные. Я видел мир только тогда, когда получал некое задание - отвезти нечто в некую военную часть или вызвать офицера срочно на службу (телефоны тогда были далеко не у всех, а мобильных телефонов вообще не существовало). Тогда можно было забежать на пять минут в книжный магазин и с жадностью посмотреть на книги, а иногда и купить. Такие случаи бывали крайне редки. А рядовой Ф-ский имел такую возможность ежедневно.   

Конечно, необходимо было содержать в образцовом состоянии машину командира - новенькую чёрную «Волгу», но это для него не было проблемой: если надо было что-то починить, никто из солдат ему не отказывал, с надеждой, что водила командира что-нибудь узнает или даже замолвит слово если надо…

Казалось бы - человеку повезло, лучшего места для службы не бывает, а если бывает, то не в этом мире упадка. Служи себе, наслаждайся жизнью, а там и домой скоро… Но человек так устроен - человек постоянно всем недоволен, хочется чего-то большего. Это вот постоянная жажда прогресса у многих людей реализируется как постоянная жажда новых наслаждений.

А по сему рядовой Ф-ский воплощая в реальность свой глубинный внутренний зов (и ничего не зная об учении Фрейда) начал устраивать для себя и своих друзей следущее развлечение. Среди ночи он ехал кататься по городу НН, на окраине которого и стояла наша воинская часть. На КПП могли дежурить его друзья, что выпускали его без проблем, или в противном случае он говорил: «Командир вызывает, срочно!» и ехать. Никто его не проверял. Хотя многие знали, что он едет вовсе не по делам службы. Если его останавливал патруль среди города, «отмазку» он использовал ту же.

Кататься по ночному городу - развлечение довольно бессмысленное (на первый взгляд), но это с точки зрения человека гражданского, относительно свободного (хотя кто при совке был свободен?). С точки зрения человека в форме это высшее проявление волюнтаризма и самоутверждения. Следует отметить, что в городе НН (который во все времена был городом относительно большим и насыщенным жизнью) был такой обычай - по городу ночью прогуливались девушки довольно вольного поведения (часто «под шофе», как говорят потомки галлов), которые с радостью соглашались на предложения покататься на машине. Особенно, если это предложение  исходило от молодых людей в форме. Особенно, если оно подкреплялось обещаниями скромного денежного вознаграждения. Более того, эти девушки сами высказывали желание покататься на машине, если транспортное средство около них останавливалось - особенно если этим транспортным средством была чёрная «Волга».

О развлечениях нашего героя в среде солдат начали ходить легенды. Более того: рядовой Ф-ский начал превращаться в фольклорный персонаж. Сложили даже песнь, правды это был ремикс одной народной русской песни, но очень колоритный. Жаль, дословно привести его тут нет у меня никакой возможности - фольклор порой использует выражения далёкие от литературных. Но суть песни изложить попробую. Был там такой поэтический поворот: «…Поедем, Ф-ский, кататься, давно я [с развратными женщинами не имел интимных отношений]…» В оригинале этот песенный шедевр звучал очень колоритно. Интересно вот что. Если бы рядовой Ф-ский и его друзья были людьми гражданскими, они вряд ли увлекались бы подобными развлечениями и вряд ли бы даже разговаривали с теми девушками. Но форма, особенно форма солдата советской армии как то коренным образом меняла психику человека.

Всё в этом мире временно и тленно - ничего не бывает вечным. Эти развлечения прекратились самым неожиданным образом. Как-то рядовой Ф-ский со свом лучшим другом поехали поздно вечером кататься. Среди города они познакомились с двумя девушками не очень-то привлекательной внешности, которые пригласили их в гости к себе домой. Визит продолжался довольно долго, но среди глупой ночи, уже под утро друзья решили, что пора возвращаться в часть - как бы чего не вышло. Сказали девушкам: «До свиданья!» и направили свои стопы к месту службы. Но выйдя из дома, где жили вышеупомянутые девицы - новоиспечённые знакомые и подружки, они обнаружили, что машины нет. Машину командира украли. Можно только представить выражение лиц и эмоции доблестных советских солдат.   

Но, почему-то, вместо того, что бы заявить немедленно в милицию, они решили машину искать самостоятельно - целую оставшуюся ночь они бродили тёмными улицами города в поисках пропавшего автомобиля. О, как тяжело найти чёрный автомобиль в тёмном городе, особенно если его там нет! Об этом, как будто, говорил Конфуций, которого они не читали. Иначе б эта бессмысленная идея не пришла бы им в голову.

Вернулись они в часть на рассвете, весьма опечаленные суетностью и напрасностью своих усилий. Можете себе представить, каким злым был в то утро командир части! Машина за ним не приехала! Такого ещё не случалось за время пребывания его на этой должности! Он добирался на службу общественным транспортом! Ехал и думал - машина поломалась, а это негодяй не починил, сейчас я ему устрою, я его заменю, я его в нарядах сгною, будет он у меня в нарядах до конца своей службы, он у меня последним домой поедет. Пересекая врата КПП он тут же громом и молнией, в образе разгневанного китайского императора воскликнул: «Где рядовой Ф-кий?!!!» Горе-водила тут же появился как из-под земли на полусогнутых дрожащих коленях и пробормотал: «Машина поломалась…» На что он надеялся? На что рассчитывал? Не знаю. Что они следующей ночью найдут машину? Абсурд. Но командир тут же лично решил проверить, что в машине не так, что поломалось, ибо машина до сих пор его не разу не подводила. Пришлось рядовому Ф-скому во всём признаться.   

Его тут же отвезли под конвоем на гарнизонную гауптвахту. А через некоторое время отдали под трибунал и посадили за решётку. Какое именно было ему наказание - я так и не узнал. То ли «дисбат», то ли в тюрьму. А служить то оставалось ему всего ничего. Освободился бы и гулял бы сколько угодно ночными городами. Правда, «на гражданке» он бы таких развлечений и не захотел бы… 

Командир выбрал себе нового водителя - молодого солдата с каким-то вечно испуганным выражением лица. О, лучше бы он этого не делал!  Через пару месяцев на новой машине, тоже чёрной «Волге» во время учений, прямо на трассе, на полной скорости этот водитель умудрился врезаться в танк. Танку, конечно, ничего. А вот «Волге»… А вот командиру… 

Примечания:

* - «Придёт смерть и у неё будут твои глаза» (Чезаре Павезе) (ит.)

Написано на основе реальных событий 1983-1984 годов. Авторский перевод.