Прощальная симфония

Зинаида Торопчина
       Симфония №45 (При свечах) Гайдна.

Не зря гордится князь своим оркестром,
О нём по Вене слава уж гремит,
Ведь капельмейстером там  -  Гайдн-маэстро,
Не только в Австрии он знаменит.

Дворец в огнях, съезжаются кареты,
Здесь гости-меломаны собрались.
Чем удивят их на концерте этом?
От Гайдна жди какой-нибудь сюрприз!

Симфонию представит в поздний вечер.
Вот дирижёр к оркестру встал спиной, *
На нотных пультах загорелись свечи.
По залу звуки понеслись волной.

Ведут мелодию валторны, скрипки,
И льётся музыка легко, светло.
На лицах  -  восхищённые улыбки,
И на душе от музыки тепло.

Мажорные тона четвёртой части...**
Вот-вот овации взорвут салон,
В них будут радости, восторга страсти.
Но ... тише музыка, минорней тон.

Князь хмурит брови гневно, недовольно:
Что там придумал композитор?  Вдруг...
Свеча погасла, валторнист спокойно ...
Ушёл. Все замерли вокруг.

Затем флейтист, другие музыканты...
И гаснут свечи... Скрипки две поют...
Протест свой выражают оркестранты
За неоплаченный нелёгкий труд.

А Гайдн всё дирижирует "оркестром",
Пока не замолчал и скрипок звук...
Придумал этот план он сам, маэстро,
Привлечь вниманье должен хитрый трюк.

Свечой погасшей, музыкой печальной
Маэстро выразить протест помог.
Назвали ту симфонию "Прощальной"  -
В её названье тонкий был намёк...

       *  В 18 веке дирижёр находился лицом к публике, спиной к оркестру.
      **  По правилам, симфония состоит из четырёх частей, последняя, 4-я,
          должна быть самой живой, быстрой.

     Франц Йозеф ГАЙДН (1732-1809 г.г)  -  великий австрийский композитор,
   30 лет был придворным капельмейстером у австро-венгерского князя Николо
   Эстергази. По контракту он был в полной зависимости от князя  -  как
   крепостной слуга. Но он был весёлым и остроумным человеком. Даже его
   симфонии назывались то "Медведь", "Курица", то "Детская симфония" с участием
   детских игрушек.
      Симфония №45  -  как бы музыкальная "забастовка". После мажорной 4-ой
   части  вопреки правилам идёт 5-ая часть  -  медленная, грустная, где один
   за другим  музыканты гасят свечи, закрывают ноты и уходят со сцены.
   По разным версиям, князь не давал им отпуск, не разрешал, чтобы их навещали
   семьи, и долго не платил им. Вот Гайдн и решил помочь оркестру и придумал
   необычную форму протеста.