Это оказалось делом нелёгким! Заранее прошу извинения у всех авторов – за свои оценки, замечания и комментарии, и прошу помнить, что я не специалист, а такой же автор, как и Вы, и всё это - лишь моё субъективное восприятие Ваших стихов. А оценки (как высокие, так и самые низкие) – это просто ранжирование стихов в данной конкретной конкурсной подборке. Все свои впечатления я попыталась отразить в комментариях, но готова ответить на Ваши вопросы или протесты.
1. "Дай мне надежду"
4/4
Коротко, но ёмко в своей безнадёжности.
Если говорить о визуальном восприятии, то я немного изменила бы некоторые знаки препинания – для большего акцентирования внимания на некоторых моментах, но это лишь моё субъективное ощущение. Странная рифма «голос-новость» достаточно органична в этом тексте.
---------
2. "Мелкая"
4\3
На моё субъективное восприятие не «вписались» в общее прочтение некоторые слова/образы, например: «притулилась» - вызывает ощущение какого-то неудобства и дискомфорта… можно рассмотреть замену - «прислонилась»; «нАдолго» - тоже несколько «смазывает» текст; «без живой родни» - ну как-то… коробит, что ли… хоть и смысл понятен, для меня бы лучше воспринималось – «без своей родни» (вообще, вся эта фраза вызывает некое ощущение искусственности в разговоре, да и «сирота казанская» - при детях, отец как «родня» - звучат немного странно).
Очень благодарная тема отцовской любви и заботы, но у меня - в целом - диалог немного не сложился.
4 – за лёгкость в прочтении.
---------
3. "Свалка"
3\3
В принципе, с мыслями, зарифмованными в этот стих, не поспоришь - это истина, что больнее всего мы делаем тем, кто нас любит. Но - для такой жизненной и тяжелой темы - стих воспринимается слишком незамысловатым, оставляя впечатление пока ещё наброска для дальнейшего развития темы.
2 катрен, как мне кажется, не несёт особой смысловой нагрузки и несколько выбивается из общего образного ряда (отношение к любимым и родным – людям), да и рифмы «игрушку - зверушке», «сломать – оторвать» - сильно простят стих.
Ну и для меня не хватило смыслового завершения – итог \ вывод, что делать – ведь то, что виноваты мы сами, следует сразу же из первых строк стиха (кстати, мне кажется не особенно удачным использование в связке понятий «сердца» и «отчий дом», тем более, что до завершения стиха отчий дом не упоминался вообще, и каким поступком его превратили в «свалку» - не понятно)
---------
4. "Нет и да"
3\3
Присутствуют некоторые сбои ритма, что сразу заметно в 1 катрене, а также, на мой взгляд, слишком много используется повторяющихся слов.
Какой-то особенной образности и художественности нет, но той, кому стих посвящён – он обязательно понравится…
---------
5. "Ты дорога моя"
5\5
Красивая любовная лирика. Единственно, что когда уж сильно много красоты и образность слегка «зашкаливает» – сложнее почувствовать искренность и истинные чувства и автора, и ЛГ…
А в целом, в данной конкурсной подборке для меня это стихотворение - определённо лучшее.
---------
6. "Операция"
4\4
Небанальна как сама идея стиха, так и используемые рифмы. Но при этом, на мой взгляд, небольшой перебор с патетикой, при чём с самого начала - «виват» просто задаёт такой тон всему стиху, ну и далее это ощущение подкрепляется использованным описанием буйства природы (хоть и вполне понятно, что имеется в виду). Также немного «смазывает» впечатление использование почти подряд одного и того же слова: «стучало сердце: «Ни- ког-да...», Как за тобою рвалось сердце…» - возможно стоит рассмотреть варианты замены (и бьётся в мыслях: «Ни-ко-гда…», например), «И рвался дождь, и рвал он тучи…» (возможно - «И рвался дождь, взрывая тучи…»).
---------
7. "Скучаю"
3\3
В целом, не знаю, как оценивать данный стих… Надеюсь, что я поняла правильно, и автор просто решил всех «улыбнуть», так как по ощущениям от прочтения - стих написан на полном «расслабоне» (это - если в тон с автором, по его - «житуха», «балдей»… не знаю, какое ещё слово можно подобрать). При этом использованы достаточно интересные рифмы, и в стихе чёткий ритм, но за использование вышеуказанных слов и поставила 3… При определённой («частушечной») лёгкости стиха сложно читается «снедь на развес без весов» и «Грущу, как без Муз демиурги», лично на моё восприятие не «легла» ещё фраза «с ватагой совместных детей».
---------
8. "Исповедь старого холста образу Джоконды, нарисованному на нём"
4\3
По этому стихотворению я заранее повторюсь, что у всех нас - своё субъективное восприятие… Что касается техники, то в стихотворении достаточно чёткий ритм, и даже неожиданная смена рифмовки в 5-8 строках, в принципе, не мешает прочтению. Но в остальном мне сложно судить… Во-первых, если бы не название, я бы недоумевала о чём стих, во-вторых, не знаю почему, но само начало «Я мёртвый холст…» меня как-то не очень хорошо настраивает, ну и далее много непонятного: «дороже той, что не могла кричать» - почему не могла?, что за «похоти отрава»?, что такое «тленная духота»? кто «странный урод» и «толпа съедала» химеру, или молилась на неё? И как она «жила и ранила себя» и всё остальное… Мне понравились последние 8 строк, но при этом я бы поняла их не в буквальном смысле, а как некую аллегорию в отношениях... (а если в буквальном - тоже есть вопрос - «мой бог»… какой бог у холста?)
В общем, могу признаться, что я плохо знаю историю Джоконды, и, видимо, поэтому не смогла воспринять стих так, как задумал его автор. Не исключаю, что у более разносторонне развитых рецензентов оценки будут выше…
---------
9. "Такая вышла сказка"
3\2
Видимо, в космической теме я ещё менее подкована, чем в художественной - поэтому в этом стихотворении я вообще ничего не поняла: Луна, пьянство, медведи, волки, бараны, звёздная няня… а «лифт в комфортабельной норе удобной червоточины» - вообще оказался запредельным для моего понимания…Не складывается звучание / ритм в самом начале стиха.
Приношу автору свои извинения, но так как я далеко не специалист, то оцениваю стихи только по своему субъективному восприятию и пониманию. Возможно, Ваше произведение оказалось для меня слишком сложным.
---------
10. "Попрошу тебя, утро вешнее" (Закличка)
4/4
В целом очень светлое, ясное и задорное стихотворение. Рифмы есть как интересные, так и довольно приблизительные. Для меня смазывает впечатление использование слов «пчёлушек» и «девчонушек», мне кажется, что лучше было бы ограничиться одним подобным словом - «скворешенках». Думаю, что автору стоит подумать, как заменить в стихе эту рифму – стих от этого определённо выиграет. Также возникает заминка при прочтении «их медов лужок дожидается»…
---------
11. "РасползласЬ"
3/2
Мне кажется, что здесь у автора «накипело» и он просто хотел высказаться. По смыслу стихотворения - я его абсолютно поддерживаю! Но это же и обуславливает низкую оценку за художественность – просто потому, что вне конкретного сайта это стихотворение не несёт никакой художественной ценности, оно, как говорится «здесь и сейчас, на злобу дня»… Разговорное «тыщи» - хоть и вписывается в стиль стиха, но не украшает его, как и странная рифма «имён – судом».
---------
12. "Прощальная симфония"
3\3
На моё субъективное восприятие - очень сложное для прочтения произведение. Мешает обилие специфических терминов и имён, периодические сбои ритма (что заметно даже при такой длине строки), перенос строк и не очень удачные сочетания, например «ай да Гайдн». Гораздо лучше звучат строки, где встречаются серединные рифмы - жаль, что автор использовал их не везде… Что касается самих рифм, то встречаются слишком уж приблизительные, что тоже влияет на прочтение (осень - вопроса, Presto – резким – дерзко, музыкантов – талантом, Эстергаза - гаснет)… При этом есть очень удачные строки, на мой взгляд (хотя опять – рифма!):
«Так душу бередит гроза и грома выстрел гулкий.
Так требуют любви глаза, убитые разлукой...».
Возможно, другие рецензенты смогут более легко прочитать данное произведение (не могу сказать стих – оно как-то монументально для этого простого слова), и оценят его по достоинству. А автору я хочу сказать спасибо - за интересный исторический факт в пояснении…
---------
13. "У царских врат"
3\3
Сначала я не совсем поняла, что за символ – царские врата? в том числе в контексте данного стиха… Но, узнав, что это врата в православном храме, символизирующие врата рая, на которых бывают изображены сюжеты божественной направленности - мне показалось несколько преувеличенным, или даже несколько неуместным, сравнение стихов с ликами на этих изображениях. Хотя я вполне допускаю, что стихи для автора имеют такое же большое значение, что и лики святых - для верующих.
Неудачная, на мой взгляд, фраза «…и плоть неживая, Пополнит ушедших отряд.»
Также смущает загадочная фраза «Лишь блики сознанья, меня продлевая, Зацепят изысканный взгляд…» - меня продлевая? Мне кажется, логичнее было бы, например, «мне жизнь продлевая…», и не понятно - чей изысканный взгляд они зацепят…
Хороша смысловая завершающая фраза, но опять же – мне портит впечатление усечение слова «многоточье»…
---------
14. "Прекрасное утро"
3/3
Зарисовка, как видит утро уставший человек со своими проблемами… На моё восприятие – это ещё только какие-то обрывки мыслей и впечатлений. Небольшой сбой во 2 катрене. Не ясна мысль стихотворения, вернее не дотянута – или это радость от ощущения нового дня, в котором наступит избавление, свобода (от кредита), что достигнуто тяжёлым трудом… или состояние опустошённости, что кредит то погасит, но сил радоваться и этому, и жизни - уже нет… Последняя строчка, на мой взгляд, совершенно не «финалит» стих, да и сама по себе неудачная – в использовании выражения « не изнемочь»…
А идея, в принципе, интересная, и, возможно, автору стоит её развить – как человек видит мир через свои проблемы…
---------
15. "Злой гений"
3\4
Мешают восприятию странные рифмы (манекенов-гений, противоречий-бесконечно), слово «голубооком» прочитала правильно только с 3-го раза… Если бы не было «коллекции манекенов» - то я бы лучше поняла противоречия и желания ЛГ.
4 за художественность – за последний катрен.
---------
16. "Морю"
4\4
Очень люблю море! «В нас много созвучного пенью морей» - «пенью» совсем не звучит… может, поискать замену? ( «созвучного песни\песням\звукам морей», например), кстати, и «горчащая радость» - с морем тоже не очень ассоциируется, солёная или как-нибудь в этом роде… Не поняла фразу, где ручьи и речки «от горестей вод уберечь не смогли…» - что за «горести вод» и кого уберечь… Ещё в общем контексте мне показалось лишним упоминание/сравнение «мы так даровиты» (понятно, что рифма, но как-то с морем не складывается…). Некоторые рифмы очень приблизительные.
---------
17. "Перекрёсток, который зовётся - Дом"
5\5
Если воспринимать стихотворение визуально, то я бы немного изменила кое-где знаки препинания. Например, «Время течёт сквозь пальцы. Ни дать, ни взять.» - в этом варианте не совсем понятно к чему кроме рифмы относится «Ни дать, ни взять.»… А если будет «Время течёт сквозь пальцы - ни дать, ни взять.», то понятно что это о времени… Да и вообще, честно говоря, не вижу смысла разбивать в 1-м катрене строки на отдельные предложения – как-то рублено из-за этого читается… Там вполне органично будут восприниматься везде запятые вместо точек…
Немного странное восприятие дома как перекрёстка (отношений?)… но тем оказалось интересней.
Мне даже чего-то не хватило, читала и поймала себя на мысли – а что, уже всё?
И мне кажется, что последняя строчка в неизменном виде достаточна в 3-х катренах, а в завершении, может, стоит как-то усилить?
«Жизнь за спиною как будто сдана на слом,
на перекрёстке, который мы звали – Дом…»
или
«на перекрёстке, что был нам с тобой как Дом…»
---------------------------------------------------------------