Прощальная симфония

Софья Бордакова
Зажжённых свеч теплеет воск. Расселись музыканты.
И голос скрипок режет воздух трепетным дискантом.
Взлетает палочка в руке почтенного маэстро.
Затихли стены и паркет, а на почётном месте -
Весь мир сейчас к его ногам - светлейший Эстергази.
Ведь для него играет Гайдн. И пышет блеском праздник.
Гобой, две скрипки, контрабас, фагот и две валторны -
Всё в этих звуках – боль и страсть, и пальцев бег проворный.

Полёт смычка неумолим: так  гонит лето осень,
Скрепляя молнией и ливнем остроту вопроса.
Так душу бередит гроза и грома выстрел гулкий.
Так требуют любви глаза, убитые  разлукой...
...Палит вопросами скрипач  и нет на них ответа:
Паденье, взлёт, ребёнка плач и скоротечность лета…
Взлетает в пальцах деташе* -  и требует, и просит.
И распускается в душе  и  бьёт по стёклам  осень…
* * *
Один лишь взгляд…и рвётся цепь сомнений. Снова лето.
Украшен праздник во дворце  изящным  менуэтом.
И, кажется, решён вопрос в финальном взлёте Presto.
Ликует зал в апофеозном выплеске. Но резким…
Аккордом стынет тишина.  И в общем эпатаже
Так безмятежна и нежна мелодия Адажио...
* * *

Глядит из зала светлый князь, и хмурит брови дерзко.
К чему здесь медленная часть? Закончилось ведь Presto?.
И хоть мелодия проста,  но что-то здесь не чисто…
Вот отыграл последний такт один из гобоистов,
Поднялся, загасил свечу и вышел в зал просторный.
За ним - фагот. А позже чуть замолкла и валторна...
Все тише музыки накал, все меньше музыкантов...
Ай да маэстро, ай да Гайдн!  Как он силён талантом!

...Лишь две свечи и скрипки две на сцене Эстергаза.
Симфонии "Прощальной" свет даёт свеча. И гаснет.

------------------------------------------------

 *деташе – прием звукоизвлечения на скрипке

По одной из версий, музыкантам Гайдна, служащим в оркестровой капелле князя Эстергази, выехавшим на летний период в загородный летний дворец Эстергаз, долго не выдавали зарплату и отпуска, им запрещено было в этот период видеться с родственниками. Пребывание в летнем дворце затянулось. И тогда Гайдн написал "Прощальную" симфонию, где в финальной части музыканты один за другим задувают свечи на пюпитрах и покидают сцену, в конце остаются лишь две скрипки. Таким образом он намекнул на возможный уход оркестрантов из капеллы. Князь Эстергази понял намек Гайдна и распустил капеллу на отдых.
*Обычно в симфонии 4 части. 4 часть – в быстром темпе. Здесь для воплощения своего замысла Гайдн добавил к быстрой 4 части  - Presto  медленную - Adagio.
*****