Как я пришла в поэзию

Рута Марьяш
    
     Помню состояние восторга, чувство обещанного мне судьбой прекрасного будущего, когда я, следуя внутренней потребности, садилась писать свои детские стихи. В душе моей постоянно звенела какая-то музыкальная нота, и я прислушивалась к ней. Теперь я понимаю, что это был поиск внутренней гармонии, того, что составляет цель всякой жизни и к которой стремятся все люди -- осознанно или неосознанно, успешно или  безуспешно.
  Когда мне минуло двенадцать лет, отец подарил мне отпечатанный на машинке сборник моих первых стихов, названный им "Всходы", со своим предисловием, в котором были и такие слова: "Первая дюжина годиков - лепечущих, топочущих, почемующих. В глубине подсознания дремлет опыт многих поколений и говорит устами ребенка ...".
     В сборнике стихи помечены годами, и сейчас я с удивлением читаю написанное мною в девять лет стихотворение "Любовь":
 
  Люблю тебя, как свет во тьме.
  И где лишь шаг,
  Твое лицо встает передо мной во мгле,
  Твой голос мне мерещится во сне.
  О, воротись ко мне!
 
    Какие импульсы, какие впечатления могли так поразить детское воображение, чтобы в девять лет написать такое...
    В стихах отражалась и природа, и разговоры в доме, я извлекала из себя какие-то новые, неведомые мне качества, была интересна самой себе, и это было счастьем.
.
Вот стихотворение, которое я посвятила маме:
 
  Видела ли ты закат солнца
  На берегу далекого моря?
  Видела ли, как солнце медленно, медленно тонет,
  Видела ли, как небо красным заревом загорается?
 
  Видела ли ты все это?
 
  Видела ли ты время, когда день сменяется ночью,
  И когда тени ложатся на всю, всю природу,
  Когда все в природе стихает, в глубокий сон погружается,
  С земли туман встает и медленно вверх поднимается?
 
  Видела ли ты все это?
 
  Видела ли ты утро, когда солнце встает, загорается,
  И когда все в природе холодной росой омывается?
 
  Видела ли ты все это?
 
  Видела ли ты жаркий полдень солнечный,
  Когда приятно так в воду моря погрузиться
  И от жары полуденной освежиться?
 
  Видела ли ты, видела ли ты все это?
 
  И еще одно стихотворение начиналось печально:
 
  Расцвести и увять,
  Аромат сладкий дать,
  Показать красоту
  И упасть в темноту --
  Такова судьба роз.
 
     Главным моим занятием в отрочестве было чтение. Интерес к чтению мне прививали целенаправленно. Помимо книг,  дарили  "интеллектуальные" игры. Самой увлекательной игрой был "Литературный квартет". На игральных картах были изображены портреты известных русских писателей и названия четырех их произведений. Выигрывал тот, у кого в результате оказывался на руках весь набор произведений одного из этих писателей. С тех пор я и запомнила, что Державин написал "Оду Фелице", Карамзин -- "Бедную Лизу", Фонвизин -- "Недоросля", Грибоедов -- "Горе от ума", Некрасов -- "Кому на Руси жить хорошо", а Лев Толстой -- "Бог правду видит, да не скоро скажет".
    "Республика Шкид" Пантелеева, "Кондуит" и "Швамбрания" Кассиля, "Танкер Дербент" Крымова были увлекательным чтением, и я наслаждалась им.
     Позднее я поняла, что, овладев привычкой читать, я обеспечила себе убежище от многих мирских тревог.Благодаря книгам я никогда не ощущала одиночества. Уединение с книгой стало для меня естественным состоянием.

  А профессию литератора  я не избрала, считая это мужским занятием.В 1945 году я не знала ни Ахматовой,ни Цветаевой. Вернулась к сочинительству лишь на старости лет…