Домбай

Галина Иващенко
Путешествия  украшают нашу жизнь, для кого-то это счастье, жгучее и необычное. Оно захватывает, разжигает  в человеке желание познавать мир. Новые впечатления бередят душу, отвлекают от повседневных забот, дарят радость бытия, наполняют новыми красками жизнь. Ты забываешь о проблемах, болезнях и обо всех тех заботах и мелочах, которые съедают ежедневно наше время, делая нас послушными рабами обстоятельств и правил несвободы, отпущенных нам лет.
Перед поездкой  мы переживаем о том, что нас ждёт, видим загадочные сны, пытаемся их понять, немного сожалеем о привычном покое. Наконец в день отъезда радуемся, как дети, вещи собраны, за плечами выросли крылья, мы мчимся к новому, неизведанному.
Домбай имеет всемирную славу высочайших гор. Они сказочно красивые, гордые, непокоренные. Здесь бытует поговорка «кто на Домбае не бывал, тот Кавказа не видал». Действительно, Кавказ притягивает к себе любого путешественника, посетившего горного исполина. Невозможно погасить в памяти незабываемые впечатления и не мечтать  окунуться вновь в дикие  объятия гор, покрытых огромными вековыми ледниками, дающими начало бурным рекам. Горные реки мощными водопадами с грохотом падают вниз  в великолепное зеленое царство лесов, долин, наполненных ароматами цветущих альпийских трав. Как можно жить, не прикоснувшись к такому божественному дару природы?
Каждое лето мы объединяемся, арендуем машину и отправляемся в увлекательное путешествие, в страну гор. В это лето нашим водителем согласилась стать Галина. Её тридцатилетний стаж не обошёлся без аварий. Поломанные руки, ноги, разбитые машины ничему её не научили. Она как в молодости любит гонять машину. Нас  пассажиров четверо.  Муж Галины Николай, Катерина молодая девушка, её друг Андрей и я приятельница Галины. Я знаю её двадцать лет, но новое, близкое общение порой открывает такие грани в человеке, что не в сказке сказать, ни пером описать, но об этом - позже.
 Ранним утром компания отправилась в горы. Мы наслаждались чудесным  началом дня, машина легко двигалась по пустой дороге. Пейзажи гор, цветущих лугов радовали глаз. Стали появляться первые стоянки пасечников. Липа давно отцвела, но альпийское разнотравье поражало своим великолепием и ароматом. Фиолетовые ковры цветущего иван- чая, светящиеся на солнце шаровидные головки мордовника колючего, оранжевые цветы девясила и прочего разнотравья было полно жизни. Эти растения  живые, мощные, прекрасные, в человеческий рост, вскормленные благодатной почвой Кавказа, притягивали к себе несметное количество насекомых. Одурманенные ароматами бабочки, пчёлы, шмели, мухи кружились в нескончаемом вальсе заколдованной жизни, упиваясь сладким нектаром цветов  райского сада. Они так, неустанно и одержимо, целовали сахарные уста цветущих растений, что их никто не смог бы остановить или обеспокоить. Мы сами впали в приятное состояние оцепенения, забыв о времени и о себе, словно превратились в безмятежные растения, покоящиеся на ладони роскошной земли Кавказа. Такие чудные минуты жизни остаются в памяти навсегда, как прекрасные, неповторимые мгновения, дарованные Богом.
 Первая остановка у вагончика пасечника. Пробуем мёд, густой, ароматный, жёлто-коричневого цвета, горло першит от терпкой сладости, вкус не сравнить ни с чем. Настоящий горный мёд! Цена крутая. Не торгуясь, просим взвесить по пол килограмма. Пасечник поднимается в вагончик, ловко наливает мед из большой канистры и с благодарностью вручает нам. Только дома мы определили обман, мёд оказался разбавленный сахаром, совсем не тот, что пробовали. Доверяй, но проверяй, так говорится.
 Дорога поднимала нас к величавым горам, начало закладывать уши. Причудливые очертания скал, напоминающие неведомых тварей, страшных драконов, ящеров, сказочных богатырей, не переставало удивлять. Мы ликовали от счастья, наблюдая необычный мир, пусть дикий, угрюмый, но интересный и чарующий своей неземной красотой.
 Впечатления усилились, когда стали подниматься по канатной дороге от станции к станции всё выше и ближе к горам. Замираем в безмолвном восторге перед великолепным творением природы. Можно увидеть множество удивительных мест на Земле, но равных Домбаю нет. Вот оно поднебесье, холодный ветер пронизывает до костей. Какие же мы маленькие, беззащитные на фоне горных исполинов, устремлённых в небо. Мы рядом с белоснежными облаками, внизу плещется зелёное море стометровых елей, буков в шапках могучих ветвей, покрытых лохмотьями мхов, обвитых цепкими лианами.
 
 Реки мощными ледяными струями  с грохотом падают вниз с отвесных почти четырёх километровых вершин, разбиваются о горные породы на миллионы холодных брызг. Ледяной дождь мигом делает одежду мокрой. Холодное дыхание ледников пронизывает тело насквозь, никакая одежда не спасает от холода. Разговаривать невозможно хоть кричи, голос заглушает  мощный горный оркестр неутомимый и единственный в этом невероятном мире. Заповедник богатый, необычный вызывает такой восторг и радость, желание остаться здесь навсегда и любоваться изумительной картиной великой природы, сотворённой Богом.
 
 Когда смотришь на кавказские горы сверху, пролетая на самолёте днём, они красуются  солнечными красками картин Рериха синими, красными, жёлтыми, лиловыми, местами золотисто-белыми. Сквозь нагромождения,  летящих навстречу самолёту облаков, горы приобретают  самые неожиданные формы и краски. Их грандиозная цепь бесконечна, то они взлетают острыми пиками вверх к солнцу, то падают тёмными пропастями  в глубины Земли, то тянутся узорчатыми грядами на многие километры. Здесь почти круглый год зима с ветрами и метелями. Откуда они появились в таком несметном количестве? Есть ли в них жизнь, или они мертвы и покоятся тысячелетиями недоступные и необжитые человеком? Кажется, можно потратить много лет и не покорить царство гор. Что такое человек, ничтожная песчинка, в сравнении с могучими горами? Будет ли Домбай стоять вечно, как монумент красоты и величия природы или когда-то  исчезнет в пучине всё разрушающего времени? Весь этот мир имеет свой срок жизни, но об этом мы не узнаем никогда, слишком коротко пребывание человека на Земле, а жаль.
 Поднялись на четвёртую станцию. Дышать, двигаться  трудно, сказывается недостаток кислорода, воздух разряжён. Тело,  словно налитое свинцом, сделаешь несколько шагов и отдыхаешь. Двое местных горцев сидят возле двух яков. Их лица в чёрных масках, только глаза поблескивают из узких щелей. Солнце в горах огненное, термоядерное, в несколько минут можно получить сильный ожог. Высочайшая концентрация космических лучей радиоактивна и опасна. Я не устояла от любопытного вопроса.
-Что у вас за наряд?
-Скрываемся от закона. Весело ответили мне.
 Яки экзотические обитатели гор. Они покрыты густой, длинной шерстью и напоминают небольшой стог сена на маленьких подставках-копытцах,  украшенных сверху изящной коровьей головой с большими изогнутыми рогами. Яки совершенно неподвижны, стоят на самом высоком месте Земли и не гордятся таким положением, смотрят под ноги, равнодушные ко всему происходящему. Их сильный мускусный запах не позволяет приблизиться  и запечатлеть фото на память. Но некоторые туристы за небольшие деньги даже  усаживаются  верхом и фотографируются. Потолкавшись возле яков, мы разделились на две группы. Катя с Андреем бесстрашно  ринулись на самую последнюю  станцию к вечным ледникам. Галина тоже решила подняться с ними и принялась уговаривать мужа составить компанию.
-Коля, давай поднимемся, побываем на  самой высокой точке Домбая!
-Что мне там делать, мне и здесь хорошо. Упрямо отказывается Николай. Галина не сдаётся, находит новые аргументы.
-Здесь это здесь, а там совсем другое дело. 
Но Коля неумолим. Приходиться Галине подниматься с молодёжью . Мы с Николаем остаёмся на предпоследней станции в кафетерии. Надо заметить она ревнует мужа и по поводу и без повода. Николаю далеко за шестьдесят. Он как высушенный временем калач, маленький, плюгавенький, вечно простуженный,  в вязаной шапке, натянутой до ушей, кашляющий, худой до безобразия, похожий на подростка.  Кажется, его неказистое тело состоит из кожи и костей. Но мужского гормона в нём достаточно и он лезет из Кольки во все дыры. Всякая молодая женщина притягивает его внимание как магнит. Глаза загораются живым блеском самца, лицо расплывается в счастливой улыбке, руки тянутся, дотронуться до запретного плода, чем вызывает гневный протест супруги.
 Любой здоровый мужчина, не облысевший и не располневший после пятидесяти лет, ценится одинокими женщинами, как золотой самородок. Николаю везёт, он в числе востребованных, хотя ленив, ворчун и внешние данные на два с плюсом, одним словом «заморыш». Супруги часто ругаются, но верх одерживает Галина, потому что права всегда!
 Она потеряла сына, умер от передозировки наркотика. Недостаток внимания к детям порой приводит к такому печальному концу. Галину поглотил бизнес, муж жил своей удобной для него жизнью. Так семья развалилась, сын метался между матерью и отцом. Родители, как будто не знали о его пристрастии, а когда гром грянул, было уже поздно. Галина два года горько плакала, стала раздражительной и даже неуправляемой в эмоциях. Выход нашелся в новом замужестве. Николай стал и мужем и ребёнком. Галина носится с ним, как с малым дитём в постоянной заботе  вовремя накормить, тепло одеть. Николай пытается отмахнуться от назойливой супруги, но спорить бесполезно, она права всегда, иначе истерики не избежать.
Пора спускаться вниз, время быстротечно, его не замедлишь, не остановишь. Счастливый день подарил нам ещё прекрасные впечатления при посещении местного зоопарка. В лесах Домбая много зверей и птиц, но на свободе их не увидеть. Мы побывали в вольере с дикими козами. Какие же они красавицы! Грациозной поступью, слегка покачиваясь на точённых, стройных ногах, козы гордо несут на очень длинной шее свою очаровательную  головку. Тёмные, бархатные глаза, изумительно блестят и похожи на крупные виноградины. Ветвистые рога украшают голову царственной короной. Замшевые уши нервно подрагивают, словно  прислушиваются к звукам леса. Как можно не остановиться и не полюбоваться совершенным творением природы. В углу вольера одиноко стоит зубр, огромный, как гора темно коричневого цвета, он безмятежно жуёт жвачку. Его мощное тело излучает спокойствие, уверенность и небывалую силищу. Ни один зверь не устоит против быка и не посмеет на него напасть. Однако, нашёлся храбрец – пьяный мужчина, пытается раздразнить зубра. Он тыкает в голову гиганта весом более тонны, палочкой, призывает его к бою.
- Эй, бык, покажи себя, развороти изгородь, хватит жевать! Голова зубра размером с обидчика не реагирует.
Почему глупый человек решился поиграть в корриду с быком непонятно. Если зверь примет вызов, он просто растопчет «тореадора»  своей массой. Жена пытается оттащить супруга от зубра.
-Пойдем, мы опаздываем на автобус, хватит «дурака валять».
-Нет, я должен зубра разозлить! Упрямится муж.
К счастью, зверь не принял вызова. Сегодня, пьяному мужчине  повезло, что может с ним случится завтра предположить трудно. Каждый человек сам выбирает себе жизнь и определяет судьбу, случайностей не бывает.
Жизнь ни плохая, ни хорошая, она на нас самих похожая.
Какие изготовим сани, в таких- и ездить будем сами. 
Впечатления захлестнули, такие дни бывают редко и запоминаются надолго. Пора возвращаться, остановились возле горной речки. Она небольшая, но удивительная, обрамлена зеленью могучих деревьев, огромные валуны преграждают путь бурлящему потоку воды. Они как чудища раскинули свои мрачные корявые тела и пытаются остановить неудержимую красавицу. Бурная речка бесстрашно борется с каменными глыбами, окатывает их пенистыми, серебристыми гребнями, не замолкая, шумит и мчится вдаль навстречу своей новой судьбе. Вода чистая, холодная, вкусная, пьёшь и не напьёшься, набрали в пластмассовые канистры с собой. Вода особая, живая, будет стоять целый год и не пропадет.
 Галина начала накрывать стол, пора  обедать. Ей очень хочется вдоволь накормить супруга.
-Коля, ешь! Для кого готовила?
 Николай ест плохо, мало, силой в него не запихнёшь, сопротивляется. Галина любит поесть, располнела, за собой не следит, на голове вечно беспорядок, одним словом «лахудра». Общими усилиями прикончили  продуктовые запасы, заели обед дыней и тронулись в обратный путь. Небольшое озерцо не смогли пропустить, остановились, заплыли. Вода теплая, мягкая, выходить не хочется, но надо спешить, день неумолимо близится к концу.
 Галина нервничает, гонит машину, постоянно выскакивает на сплошную полосу, обгоняет всех. Встречные водители  съезжают на обочину, сигналят, возмущаются, но бесполезно, Галину не проймёшь. Андрей первым не выдерживает.
-Остановите машину, я выйду! Почему вы нарушаете правила дорожного движения?
 Он молод, белая кожа порозовела от негодования. Всё время путешествия Андрей молчал, поглощенный в себе. После института четыре года сидит на шее у родителей, играет в покер на компьютере. Он изысканно красив. Черные волосы оттеняют холёную, нежную кожу, маленькие  усики обрамляют красивый рот, бородка, как у чёртика клином. Телосложением хрупкий, как девушка- подросток, кажется, он никогда не повзрослеет и не превратится в мужчину. Его замечание стало неожиданным.
-Ты, птенец помалкивай, я тридцать лет вожу машину, знаю, что делаю! Все водители трусы, на дороге бояться нельзя, пусть уступают,  женщина едет!
Галина злится, вцепилась в руль, лохматая голова всклокочена, глаза горят, стала похожа на ведьму. В ней разгорелся огонь игрока, вырваться вперёд, всех удивить и заставить расступится любой ценой, даже с риском для жизни. Нас не существует, только дорога, машина, скорость и полёт, такой мы видим Галину впервые. Почему она взбесилась, непонятно. Былое несчастье вызывает раздражение? Как-то Галина обмолвилась, что после смерти сына жизнью не дорожит. Понятно,  её жизнь принадлежит только ей и она вправе ей распорядиться, но зачем подвергать опасности наши жизни?
 Катерина  переглядывается с Андреем, её глаза полны обожания, он её устраивает на сто процентов. На мой вопрос, «за что ты его любишь?» гордо отвечает: « любят ни за что, а вопреки». После института работает в рядовой фирме за маленькую зарплату. Ей нравится смотреть в глаза возлюбленному, гладить его черные волосу и целовать в губы. Катя пытается образумить Галину.
-Мы видим, что вы хороший, опытный водитель, легко справляетесь с машиной. Нельзя ли сбавить скорость, мы переживаем, боимся аварии. Посмотрите, сколько машин съехало на обочину, сигналят вам, вы не правы! Катя старается говорить негромко, спокойно, взрослым, уверенным голосом.
-Пусть съезжают на обочину! Все они козлы, так им и надо.
 Галина разошлась не на шутку. Её не остановить! Какой-то дикий азарт будоражит ей кровь. Она, как вампир, получает удовольствие от происходящего.
 Катерина обескуражена, небольшая, тоненькая в пепельных волосах, похожая на козочку, в споре с бодливой коровой. Да, « плетью обух не перешибёшь» .Настала моя очередь схватится с Галиной. Двадцать лет назад, я будучи пассажиром, попала в страшную аварию. Машина перевернулась два раза, в результате двойной перелом правой руки, компрессионный перелом  позвоночника. Пролежала полгода неподвижно, хлебнула горя полную чашу. От таких травм излечиться невозможно. Все знали мою историю.
-Галина,  «бережённого, Бог бережёт». Не хочу испытывать судьбу дважды. Обратилась я к ней с раздражением.
-Ты здесь никто, сиди, помалкивай. Я хозяйка положения.  Взвелась Галина.
-Зачем ты нас превращаешь в заложников своего фанатизма?
 Началась ссора. Коля не выдержал, вступился за супругу.
 -Не трогайте её, она за рулём!
 Галина обмякла, свернула на запасную дорогу, остановилась, сделала вид, что заблудилась. Мы поняли, Галина устала, перенервничала. Минуту назад она, злая, похожая на бабу ягу, короновала себя и пыталась управлять нами, мы для неё были «никто». Как можно было доверить свою единственную жизнь человеку, «без царя в голове».
Тем временем начал сгущаться туман. Сплошной пеленой,  спускаясь с гор, он накрыл дорогу. Фары с трудом высвечивали небольшой участок пути, поехали медленно, как на похоронах. У всех пропала охота разговаривать. Теперь нас обгоняли машины. Можно было пристроиться в хвост впереди идущей машины и двигаться с её скоростью. Галина сникла, еле ползла, мы сидели тихо, напряженно всматриваясь в невидимую дорогу. Горы просчётов не прощают. Они устроили незваным гостям западню и не хотели  выпускать из своих объятий. Густые сумерки опустились внезапно, только что светило солнце и неожиданно быстро спряталось за почерневшие горы. Более часа шла невидимая борьба с извилистой, непредсказуемой дорогой. Могучие горы, наполненные мистической силой, казались живыми монстрами, сильными и жестокими. Они преследовали нас, сбивали с пути, не отпускали. Наконец, выехали из тумана, освободились из объятий гор. Мы поняли, что спасены, дружно, не сговариваясь, зааплодировали  водителю. Катя закричала «ура», весело засмеялась. Напряжение, царящее в машине, улетучилось, как туман. Наше отважное путешествие закончилось хорошо. Воспоминаний хватит не на один год, а может быть на всю жизнь. Горы будут сниться нам во всей красе и величии. Кто- то вернётся к ним за новыми, яркими впечатлениями, их невозможно забыть.
 Кавказские горы  изумительный шедевр матери природы, обладают странной притягательной силой, к ним хочется возвращаться снова и снова. Они  делают жизнь наполненной и более счастливой.