Мой жизненный опыт

Галина Иващенко
Родилась 5 ноября 1947 года в небольшом городке Бикин Хабаровского края. Со школьной скамьи знала, что буду писать, любила чтение, выписывала в   тетрадки мысли умных людей, поговорки. Училась легко, обожала литературу, могла сочинение написать в стихах, чем приводила в восторг учительницу по литературе Калашникову Веру Васильевну. Она читала мои сочинения в других классах, и настраивала меня на литературное поприще.
С пятого класса начала серьёзно заниматься спортивной гимнастикой, спасибо преподавателю  физкультуры Сафронову Александру Михайловичу, он отобрал нас нескольких девочек, и направил в детскую спортивную школу. Привычка к занятиям физкультурой осталась на всю жизнь, и помогает мне в борьбе за здоровье. Каждое утро начинаю с гимнастики, с годами становится труднее держать себя в форме, приходится увеличивать время занятий до полутора часов, при уменьшении интенсивности. Других рецептов оздоровления не знаю, и свято верю в единственный полноценный способ жизни в постоянных тренировках.
В старших классах появилась мечта стать геологом. На моём пути всегда были хорошие учителя. Руководитель дома пионеров Александр Александрович фамилию (не помню) посещал школьные олимпиады, и  приглашал детей для занятий в разные кружки. У него занимались лучшие дети города, так и я попала в геологический кружок дома пионеров. Усердно изучала камни, принимала участие в  туристических слётах Хабаровского края, где мы держали экзамены по разным отраслям знаний, даже оказывали первую  медицинскую помощь «раненым». Всё лето мы ходили  в походы, жили в палатках, и были очень счастливы.
 Мой руководитель никогда не отговаривал меня от мечты стать геологом, он сделал мудрый шаг, устроил меня на работу коллектором в геологическую партию  научно исследовательского Всесоюзного геологического института  Петербурга на три летних месяца. В партии были одни научные сотрудники от кандидата до профессора, один студент, да ещё водитель вездехода, повара не нашли. Я охотно согласилась кашеварить и попутно подписывать камни, номер, дата, место сбора.
 Вот тогда я поняла, что такое труд геолога и жизнь в поле. Подъём в шесть утра, надо быстро развести костёр, сварить кашу. Ходишь постоянно в противоклещевом костюме (энцефалитке), в кирзовых сапогах, живёшь в палатке, постоянный гнус, клещи и дорога. Только привыкнешь к новому месту, полюбишь пейзаж, сделаешь маленькое открытие: оказывается ночью звери идут на водопой, их ощущаешь пятым чувством, но не увидишь, только утром заметишь оставленные следы, порой рядом с палаткой. И снова в путь, как ни горько прощаться с обжитым  биваком.
Частая перемена мест самое неприятное дело в экспедиции. Замкнутый круг общения утомляет, но созерцание безмолвной  и потрясающе красивой природы очищает и возвышает тебя над миром. Спасалась чтением книг, которых набрала с собой целый рюкзак, особенно нравились «Сказки об Италии» Горького. Настолько была очарованна ими, что учила рассказы наизусть, так мне хотелось ими наслаждаться постоянно.
В этой экспедиции мы чуть не погибли, при попытке преодолеть на вездеходе горы Эзоп в Амурской области. Когда то здесь в глухой тайге была проложена дорога, названная  царской. Вдоль бурной реки Селемджы из одинаковых брёвен выложена   ровная дорога. При подъёме в горы, дорога каменная, с одной стороны высажены ели, с другой экзотические скалы. Глава экспедиции «железная леди» профессор Зоя Александровна заявила:
-Покорим горы на вездеходе, дорога сказочно красивая, как в Швейцарии.   
Мы тронулись в путь, поначалу всё было отлично, но местами горные речушки размыли дорожное покрытие. Вездеход двигался медленно, водитель нервничал. На очередном разрушенном участке машину развернуло, и она под углом 60 градусов поползла по камням вниз. Мы вцепились в борта вездехода, было страшно. Нам повезло, машина не опрокинулась, а  медленно скатилась в реку, и как амфибия поплыла по быстрому течению. Мы были спасены, пришлось покорять горы на самолёте, водитель вездехода отправился в обратный путь своим ходом.
Это испытание на прочность  было не последним. В посёлке Ольга я закупила продукты, а про соль забыла. Только вечером, когда мы покинули посёлок, увидела пищу солить нечем, о чём доложила Зое Александровне. Она с непроницаемым лицом распорядилась.
-Завтра на рассвете вернёшься в посёлок и купишь соль.
Дорога предстояла полем и лесом более 40 километров. Встала затемно, мне в очередной раз повезло. Вместе со мной встал Попович Владимир Иванович младший научный сотрудник, кандидат геологических наук, единственный достойный мужчина в нашем маленьком коллективе, не считая Валерия молодого студента, совершенно необразованного и неинтересного. Владимир Иванович вызвался сопровождать меня в дальний маршрут. Думаю, наша железная леди решила преподнести мне урок, за что теперь ей очень благодарна. Я научилась быть ответственной и исполнительной, что  в жизни  крайне необходимо.
 И так мы тронулись  в путь, не представляю, как бы я смогла одолеть за день 40 километров одна. В.И. всю дорогу цитировал своего любимого французского философа Мишеля Монтеня, чем вызвал мой огромный интерес, спустя 20 лет мне повезло приобрести книгу этого философа, она стала настольной. По сей день обращаюсь к мыслям Монтеня о смысле жизни и смерти, с годами воспринимаешь его философию глубже и острее.
Пришли в посёлок вечером, заночевали в доме учительницы. Нас угостили чудесной молодой картошкой, посыпанной зелёным укропом и хрустящими солёными груздями. После однообразной пищи еда казалась необыкновенно вкусной. В семье было три дочки, одна моего возраста. Как  я была рада новому общению, проговорили до полуночи, обменялись адресами и долго переписывались после расставания.
Обратная дорога оказалась намного труднее, ноги гудели, хотелось скинуть кирзовые сапоги. Владимир  Иванович приказал ступать след в след за ним, что я и делала. Дошла из последних сил, спасибо занятиям спортом и туризму, если бы не постоянные тренировки, я бы точно не справилась.
Вернулась домой вначале сентября, немного опоздала на занятия в школе. Зато заработала много денег, купила себе зимнюю одежду, обувь, книги и шахматы, хотелось освоить премудрую игру. В. И. Попович подарил мне словарь иностранных слов, так как я постоянно задавала всем вопросы. Этот словарь храню как реликвию и память о своей первой работе. Экспедиция научила меня очень многому. Вырос мой культурный уровень, научилась все делать быстро, у меня даже появилась кличка «электровеник».
 Мама разрешала мне много: заниматься четыре раза в неделю в спортивной школе, посещать кружки, выезжать  в поле на всё лето. У неё не было времени, уделять нам троим детям внимание, слишком много она работала. Отец вернулся с войны тяжело больным. Несмотря на это, он научился шить военную форму и стал лучшим мастером в военном городке, где мы  жили. Он от природы был   талантлив и красив, всё делал на отлично, даже писал стихи. Умер после возвращения с фронта через пять лет от страшной болезни, ему было всего  39 лет, и наша жизнь резко переменилась, мы быстро обнищали. Мама горевала всю жизнь, и терпеливо несла свой крест. Она постоянно поминала Господа, но нас детей не приобщала к религии, и ещё она сокрушалась о своей родиной Кубани, откуда их большую семью раскулачили и отправили на Дальний Восток, выжила она одна.
 Любила я её  сильно и  беззаветно. Как себя помню, у меня была привилегия перед старшими детьми,  спать с мамой. Порою ночью, я просыпалась и прислушивалась к её дыханию, боялась, что она, как отец покинет нас. Каждый день вставала на рассвете вместе с ней и помогала на кухне, хотелось быть постоянно рядом. Старшие дети смеялись.
-Наша подлиза уже на кухне.
После окончания школы хотела поступать в университет  на факультет журналистики, но мои взрослые двоюродные сёстры по отцу, с которыми я была близка, решили за меня. По их рекомендации поступила в ХГМИ (хабаровский медицинский институт), на фармацевтический факультет, который успешно закончила. Студенческая жизнь была интересная, но трудная, приходилось постоянно подрабатывать, и во время учёбы и летом. На свою первую зарплату купила маме вязаную тёплую кофту, мне всегда хотелось её  радовать.
В институте была увлечена профессором Масловым, посещала его лекции по генетике. Никто из преподавателей не мог так  грамотно и вдохновенно излагать свой предмет. Профессор был кумиром не только для меня, весь преподавательский состав, студенты относились к Маслову с особым почтением. Он был знаменит, знал несколько языков, переписывался с учёными многих стран. Письма, адресованные профессору, складывались в общий почтовый ящик, я любила отыскивать письма, адресованные  Маслову, держала их в руках, читала адреса отправителей и была счастлива   прикоснуться  к его величию. Сам профессор внешне был не примечателен. Небольшого роста, худощавый,  седовласый, с длинной бородой, он ходил по институту быстро, легко, размахивая тростью, а я старалась попасть ему на глаза, но напрасно, он на меня, ни разу не обратил внимания. Спустя много лет, когда я работала в биолого-почвенном институте, мне досталась его книга по генетике, её бережно храню, как  драгоценность.
После института работала в  Дальневосточном филиале Всесоюзного института лекарственных растений, где изучала семейство аралиевых, в частности  женьшень. Работа над диссертацией была и интересной и трудоёмкой. Женьшень самое удивительное, самое легендарное лекарственное растение. В нём собрана почти вся периодическая система                Менделеева. Четырнадцать  гликозидов, действующих веществ женьшеня, оказывают положительных эффект на  все органы и системы организма, кроме этого помогают  сжигать углеводы, поступающие в организм.
 В диком состоянии растение  произрастает в глухой тайге на слабо освещённых северных склонах, где живёт царь зверей тигр, так говорят китайцы.  О женьшене создано много легенд и поверий, считается, что растение способно оживить человека, находящегося на смертном одре. Мне посчастливилось побывать на месте произрастания женьшеня в посёлке Старая Варваровка Приморского края. Почему-то было очень тревожно на сердце, хотелось быстрее покинуть мрачное, глухое место. Спонтанно написала   стихи.
Среди расщелин диких скал,
Здесь яростно родник журчал,
Кому он грозно угрожал?
И серым мраком окружал
Владенья тяжкие свои.
Лианы змеями вились,
Лимонник цепкий и кишь-мышь.
Густой мох камни покрывал,
И бурелом путь преграждал.
Весь этот смрадный мир роптал
На жизнь загробную свою.
Злой холод в душу заползал,
И страх растерянность вселял.
Казалось, чей-то глаз держал
Оцепененье этих скал,
Он всем пришельцам угрожал
Явленьем ведьм или чертей
Из-за корявой черни пней.
В культуре женьшень выращивается в Приморском крае и в Тебердинском заповеднике на Кавказе. В выращенном женьшене действующих веществ,  незначительное количество. Слишком быстро он считается товарным корнем, через пять лет его  уже выкапывают. В природе женьшень живёт до двухсот лет, и только дикий женьшень,  может называться корнем жизни. В Японии, Южной Корее, Китае женьшень выращивают на искусственных питательных средах, и добились неплохих результатов.
 Работала в научно-исследовательском биолого-почвенном институте, где занималась водорослями Артёмовского водохранилища. Водоросли очень мелкие водные растения, если поставить точку в конце предложения, то на ней можно поместить целую сотню водорослей. Понятно, что такие  объекты можно увидеть только в микроскопе. Некоторые водоросли, например дихотомические одеты в кремневый панцирь и смотрятся очень красиво в  кружевном одеянии. Сине-зелёные водоросли бич водохранилищ,   быстро размножаются в водоёмах с органическими загрязнениями, продуцируют слизь, чем ухудшают качество воды. По водорослям оценивают состояние водоёма, они природные очистители воды, ими питается живой планктон, который поедают рыбы. Вот такая чудесная жизнь происходит в водоёмах.
 Наука разочаровала меня, слишком сложные взаимоотношения среди научных сотрудников, обязательно кто-то против кого-то дружит.
С 1981 года работала референтом правления краевой организации общества «Знание». Это были лучшие годы моей жизни. Мне всегда нравился труд, связанный с познанием, и общением с интересными людьми. Именно, такой замечательной стала  работа в «Знании». Занималась естественными науками, медициной, биологией, науками о Земле. Сама читала лекции о здоровом образе жизни различным категориям слушателей, мне было присвоено звание лектор краевого звена, чем  гордилась. Постоянное общение с интереснейшими людьми: учёными, преподавателями вузов, как из Владивостока, так из других городов России наполняло жизнь смыслом.
Самым замечательным человеком в моей жизни была Кира Александровна Мещерская профессор Владивостокского медицинского института, доктор медицинских наук. Урождённая княгиня Мещерская, ветвь Пушкина выделялась   утончённой красотой,  изысканными  манерами и большими познаниями в области культуры. Она прекрасно разбиралась в искусстве, была знакома со многими знаменитыми художниками, музыкантами.
 Во время войны Кира Александровна возглавляла инфекционную службу Ленинграда, её трудами строго соблюдался санитарный режим, что помогло избежать инфекций в городе. Она не была многословна, но её короткие рассказы о войне вдохновили меня написать несколько повестей.
 Профессор Мещерская была очень трудолюбивым человеком, строго относилась к своему и чужому времени. Однажды ей было поручено написать методическое пособие «О вреде алкоголя», как председателю научно-методического совета по пропаганде медицинских знаний. Кира Александровна назначила время, когда я должна буду забрать публикацию.
-Галина Петровна, жду вас через неделю,  восемь часов   на кафедре.
Я подошла  на десять минут раньше. Профессор Мещерская в чёрном халате, брезентовом фартуке, в резиновых перчатках, чистила клетки у крыс.   
-Кира Александровна, почему вы, профессор с мировым именем, выполняете черную работу?
-Извините, вы пришли на десять минут раньше, я должна закончить работу. Животных необходимо содержать в чистоте для достоверности опытов. Сегодня некому убирать, я занимаюсь уборкой.
Она переоделась и  вручила мне  методическое пособие, заранее предупредив, что располагает только десятью минутами на общение. Такую чёткость и обязательность Кира Александровна проявляла всегда.
К.А. Мещерская  жила очень скромно, помогала студентам, аспирантам,   гонорары за выступления, а приглашалась она часто в серьёзные аудитории, перечисляла в  детский фонд, в фонд мира.  Однажды я  спросила:
-Кира Александровна, почему вы во всём ограничиваете себя?
-Как я могу иметь больше, чем мне требуется, если кто-то голодает.
Такой высокой, христианской моралью руководствовалась профессор  Мещерская в жизни. Её кафедра фармакологии считалась самой лучшей в институте, здоровая, дружеская атмосфера царила здесь. Все сотрудники вуза относились к Кире Александровне с любовь и уважением, мужчины часто дарили ей цветы. Она   была со всеми вежлива, никому не делала замечаний, снисходительно относилась к недостаткам людей, даже если сотрудник вёл себя некрасиво, Мещерская умела интонацией поставить его на место. Однажды мы встретились в учебном классе, было душно, её заместитель    курил в помещении, Кира Александровна со словами: совсем нечем дышать, попыталась открыть форточку. Он был смущён, сам открыл форточку, извинился, затушил сигарету.
К семидесяти годам Мещерская ослепла, из-за атрофии зрительного нерва, но справлялась с недугом,  перестала выходить за стены института, ночевала на кафедре, голова у неё была светлая, память прекрасная. Продолжала преподавать, принимать экзамены. Таких людей я больше не встречала.
 Моя первая публикация «О пользе оздоровительного бега» была издана обществом «Знание» в 1987 году. Сама бегала двенадцать лет ежедневно по два километра. Считаю бег самым доступным и эффективным упражнением, но только до сорока лет, слишком большая нагрузка на суставы. С возрастом к выбору нагрузок, приходится подходить избирательно.
В1998 году попала в автомобильную катастрофу, в результате компрессионный перелом позвоночника, открытый перелом правой руки. Пролежала неподвижно  шесть месяцев, в одном положении на спине, сна вообще не было. Когда разрешили встать, упала в обморок и уснула  на короткое время впервые за полгода. Рука гнила, не срасталась четыре года, намучалась с ней, страшно вспомнить. Перенесла несколько операций, выстояла. Восстанавливалась долго и трудно, порой обливалась слезами от боли и обиды, но не сдавалась, занималась собой постоянно. С трудом выпрямила руку, научила её заново подниматься вверх, мышцы на руке от длительного бездействия превратились в киселеобразную кашу. Всё, что не тренируется,   постепенно отмирает, но и восстанавливается  при усилии. Занялась йогой, моржеванием, всегда верила в себя и в итоге одолела недуг.
В обнимку с ленью ты бессилен,
Врага безделья не осилишь.
С восходом солнца поднимайся,
Водой холодной обливайся,
И беспощадный бой с собой,
Начни безжалостной рукой.
Оставь нытьё и оправданья,
Искореняй заболеванья.
Гормон активности буди,
И на зарядку выходи.
Вдохни энергию природы.
Поверь, не старят тебя годы.
Ты молод, свеж и жизнью правишь.
Вот только так себя исправишь!