Остров Рота

Галина Иващенко
Остров Рота крошечный участок земли в Тихом океане, восточнее Филиппин, между Гуамом и Сайпаном, население менее 3000 человек, все, так называемые « американцы». Рота входит в состав Содружества Северных Марианских островов, которые являются свободно ассоциируемой с США территорией, как Сайпан и Гуам.
Сбылась моя мечта, прилетела на Роту, встретил островитянин на пикапе, ему далеко за 60 лет, худощавый, подтянутый, дежурная американская улыбка, глаза непроницаемые, очень похож на японца и испанца, помесь двух, а может быть и трех кровей. Ехали 10 минут по непроходимым джунглям, дорога отличная, бетонная. Вот он отель «Rota Resort»,  на территории порядок, трава подстрижена, много цветущих чайных роз, кокосовых пальм. По периметру отеля раскинулось с десяток светло-розовых двухэтажных коттеджей. Поселили в четырёхкомнатный номер, большой зал, ванна, туалет, везде кондиционеры. Хочется пить, не успела распаковать вещи, стук в дверь, темнокожая, длинноволосая женщина принесла свежий кокос, с улыбкой пожелала счастливого дня, очень приятно, буду стараться, всё в моих руках. Напилась прохладного кокосового молочка, съела нежную мякоть кокоса, легла отдохнуть.
 Кокосовый орех уникальный пищевой продукт, особенно хороша мякоть, маслянистая, белого творожистого цвета, прекрасно утоляет голод, а главное незаменимый поставщик органического кальция и прочих микро и макроэлементов в организм человека. В кокосовом орехе, дико растущем на плодородных почвах джунглей, под ежедневно палящим тропическим солнцем содержится вся периодическая система Менделеева, как в легендарном женьшене. Орех это зародыш нового растения, с мощной энергией вселенной, проще сказать, «живая вода», мягко тонизирующая организм. Если есть свежий орех каждый день, получишь удивительное оздоровление, через десять дней, ногти станут твёрдыми, волосы блестящими, кожа эластичной и упругой. Пищеварительные органы, выделительная система начнут работать исправно. Маски из мякоти кокоса подтягивают кожу, кокосовое масло, нанесенное на влажное тело после душа, лучше самых дорогих кремом впитывается, смягчает и увлажняет кожу. По химическому составу орех очень близок нашему организму, поэтому он так легко и быстро даёт положительный эффект здоровью. В природе таятся богатые кладовые, не известные человеку, есть и средства «Макропулоса». Нет ни одного растения, которое не является лекарственным, и нет болезней, которые нельзя вылечить лекарственными растениями.
День клонится к ночи, тихо, только птицы никак не угомонятся в поиске ночёвки. Тройка чёрных длинноносых птиц затеяли воздушный бой, с пронзительными криками пикируют друг на друга, выясняют кто сильнее, слабый отступит, сильный докажет своё бесспорное превосходство. Вот и они успокоились, 19 часов, день угасает, солнце дарит короткий прощальный закат. Надо спешить, красочная картина разных цветов радуги меняется каждое мгновение, её не остановить, бегу за телефоном, спешу запечатлеть прекрасное творение природы. Как радостно любоваться неповторимыми багровыми красками, угасающего дня, последние яркие всполохи и океан поглотил светило, но из глубины воды солнце окрашивает белые облака светящимся неоновым цветом и они весело красуются в синем небе, но недолго, минута другая и наступили сумерки.
Я одна в царстве своей жизни, проблем нет, общаться не с кем, растворяюсь в чудесной стихии дикого острова джунглей. Ночь вступает в свои права, затушёвывает краски дня, на тёмном небосклоне засияли звёзды, красавица луна загадочно светит холодным блеском. Грянул хор цикад, не затихая ни на минуту, они будут оглашать торжественную ночь музыкой своего естества. Так бы и внимал до утра ночным звукам, но клонит в сон. Завтра наступит новый день, подарит новые впечатления. 
Второй день моего пребывания на острове начался с посещения Тихого океана. Какой же он тихий? Нет, он бурный, грозно вздымает, огромные  волны и с шумным негодованием обрушивает их на скалы, готовый разрушить все препятствия к своей цели, завладеть маленькой непокорной сушей. Куда не посмотришь, всюду стонут усталые волны в борьбе с островом. Наконец достигли небольшой лагуны, коралловый риф оградил от беспощадного океана песчаный пляж «Тетето бич». Спешу к воде по светлому зернистому песку, на дне много мелких кораллов, они ощутимо царапают ноги, возвращаюсь за защитными тапочками, теперь безопасно, можно покорять океан. Зашла по колено, песок закончился, дальше чернеют острые коралловые глыбы, становится неспокойно, сильнейшее течение сбивает с ног, быстро несёт вдоль берега, сопротивляться бесполезно, ложусь на спину и дрейфую. Меня относит к гряде кораллов, окаймляющих лагуну, на счастье течение меняется, слабеет, закручивается по спирали, я оказываюсь в сравнительно спокойной заводи. Вспоминаю напутствие моего тренера по йоге: «enjoy your vacation» (наслаждайся, счастливым отдыхом). Расслабляюсь, любуюсь изумительной картиной  океана, одна в неизвестном людям уголочке земного рая. Вода прохладная, изумрудно зеленая, прозрачная, рядом стремительно проносятся косячки мелких рыб, сверкая серебром  на солнце, за ними гонится кто-то невидимый. 
 Время быстротечно, оно имеет свойство убывать и заканчиваться, желаем мы того или нет. Возвращаюсь в отель, принимаю ванну и спешу на обед в ресторан, на двери табличка «closed» закрыто, не успеваю разочароваться, официант спешит мне навстречу, распахивает двери, приглашая войти, искренне, счастливо улыбается, словно, ждал меня всю жизнь, мне тоже радостно от такого радушия. Заказала мясное блюдо за 18 долларов и кокос за 5 долларов, странно, кокосов вокруг «пруд пруди», а цена кусается. Принесли заказ через пять минут, в блюде много мяса, грибы, репчатый лук, зелень, рис, всё не осилишь. Выпила прохладное кокосовое молочко, принялась за животный белок, мясо зажарено на огне, ароматное, сочное, полито соевым соусом, всё не съела, забрала с собой, зачем объедаться, в номере есть холодильник.
Очень, жарко на территории отеля небольшой, уютный бассейн «голубая лагуна», две женщины лениво плещутся в воде, мужчина расслабляется на лежаке. Здороваюсь, знакомлюсь, оказывается они американцы из Гуама, теперь при новых встречах, новые знакомые обязательно желают мне счастливого дня.
Поплавала, пора работать, впечатлений «хоть отбавляй», скорей запечатлеть события дня, иначе забудутся к утру. Вышла на балкон, вечереет, сегодня закат особенно нежен и прекрасен, настоящая картина всегда кажется лучше прежней, слишком быстро стирает память краски. Не успела закрыть за собой дверь, как в комнату залетели шальные насекомые. Жёлтый светлячок вцепился в ногу, на спину запрыгнул зелёный наездник, тонко и пронзительно загудели москиты, обезумевшая ночная бабочка носится над светильником. Днём многие насекомые спасаются в укрытиях от птиц, ночью, когда птицы заснули, начинается их райская жизнь. Они кормятся, стрекочут, занимаются любовью и летят, как одержимые на искусственный свет, поэтому открывать дверь надо только при погашенном свете. Москитов попыталась убить, остальных выпустила на волю, каждый имеет право на жизнь, «не убей ближнего своего»!
Утром занялась йогой, растяжка мышц, скрутки позвоночника благотворны для организма в любом возрасте, противопоказаний к занятиям нет, главное чувствовать меру, слушать своё тело. Утренний натуральный кофе с ароматным лаймом и снова в путь по историческим местам Роты, их немного, камни «Латтэ», на которых устраивали жилища древние чаморро, японская пушка, оставшаяся в память о войне, не затронувшей Роту. Попутно посетили побережья Тихого океана, зрелище захватывающее. Местами остров поднимается от 100 до 200 метров над уровнем океана, смотреть с такой высоты в пропасть, где беснуется океан страшно и прекрасно. Огромные волны разбиваются о скалы, поднимая веер белых брызг, снизу доносится грозный рокот, в такие океанские пропасти прыгали японцы с детьми во время войны на Сайпане и Тиниане, только представишь страшное смертоубийство, сердце останавливается, захватывает дух, спешишь прочь от адского места. Нам не понять воинственного духа и отваги маленького, но несгибаемого народа.
 Предстоит посетить ещё несколько удивительных мест, всё снимаем на видео и фото для памятных воспоминаний. Наш гид молодой островитянин, нацию не определишь, небольшой накачанный мальчишка, шагом не ходит, только бегом, при этом на лице постоянная улыбка радости. Он, как каучуковый, легко без устали скачет, вовремя откроет дверь, предупредительно подаст руку.
 Добрались до кокосовой плантации, ровными рядами растут пальмы, много плодов лежит на земле, но все с большими дырами, кто–то полакомился кокосовой мякотью. В джунглях живёт кокосовый краб, достопримечательность Роты, у него мощные клещи, ими он разрубает кокос, может взбираться по пальме. В ресторане блюдо из кокосового краба стоит 100 долларов, цена поражает. 
 Начался обильный тропический дождь, недолго, через десять минут выглянуло солнышко. Достигли огромной спокойной лагуны, цвет воды ярко синий с переходом у берегов в зелёный. Лагуна доступна только со стороны океана, мы же на огромной высоте, более 100 метров, крутой обрыв, заросший тропической растительностью. 
 Моими напарниками по путешествию оказалась молодая пара японцев, парень художник быстро, уверенной рукой зарисовал катер с дайверами, овальную гряду гор, всё точно переносит на бумагу, лицо одухотворённое, счастливое, девушка страстный фотограф, в восторге фотографирует всё подряд, даже свежие рисунки художника и щебечет, как весёлая птичка. Они постоянно переглядываются, в глазах любовь и нежность, думаю, они свяжут свои жизни воедино, будут жить долго и счастливо. 
 Спустились вниз в парк кораллов, кругом океан в огромных, горбатых хребтах и кочках чёрных кораллов. Они как каменное войско стоят на страже неприступного океана, те, что ближе к берегу поросли невысокими кустарниками, и кажутся причудливыми изваяниями, сооружёнными рукой странного архитектора. В воду никак не войти, поранишься, если только на ходулях, а упадёшь на коралл, что будет? Никто и не пытается рисковать, на острове один единственный пляж «Тетето», местные отдыхают здесь, в небольшом водоёме.
 Последняя остановка, заброшенный, полуразвалившийся японский сахарный завод из красного кирпича, здесь же красный паровоз, реликвия, берегут, как кусочек памяти давно минувших дней. Когда-то на острове японцы выращивали сахарный тростник на огромных плантациях. Напротив новый газовый завод, весь белый, построен недавно, времена меняются. 
Сегодня посещаю птичий парк. Птицы знают хорошие места, они поселились в самом удобном месте острова. Внизу шикарная лагуна, океан не такой свирепый, но изумительно красивый, перед взором огромное пространство бирюзовой лазури, покатая скала сплошь обросла цветущими кустарниками и деревьями. Терпкий аромат тропических цветов смешан с запахом жизнедеятельности птиц. Какие же они разные, черные, белые, коричневые, цветные, некоторые с очень длинными хвостами. Особенно красивы птицы с двойным окрасом, снизу белые, сверху серебристо-синие, похожие на зимородков, такой необыкновенный цвет, его не опишешь словами, блестит, переливается на солнце ярче радуги. У всех птиц длинные и сильные клювы, орудия добычи рыбы, они прекрасные ныряльщики и пловцы, иначе помрёшь с голоду рядом с океаном полным рыбы. Одни птицы чисто белого цвета сидят на деревьях и сверху кажутся большими белыми цветками, другие тёмного окраса прячутся в скалах и становятся невидимыми, как только опускаются в свои гнёзда. В природе всё продумано до мелочей, ничего лишнего. Откуда они появились такие разные? 
 Возле отеля, на полях для гольфа гуляют красивые парочки петушки да курочки. Петухи маслянистого бордово-чёрного окраса с шикарными павлиньими хвостами, шагают гордо с высоко поднятой головой, как победители распевают свои петушиные арии, курочки  в скромненьких сереньких нарядах помалкивают, следуя за избранниками. Они сбежали от хозяев, живут счастливо на воле, не имея врагов и избегая общения с человеком. В предрассветный час петухи  красиво в три подхода поют оду восходящему солнцу.
В центре роты недалеко от двух банков «Сайпан» и «Гуам» небольшое кладбище, должно быть чаморро редко умирают, а кто захочет уходить из такого цветущего, рая. Считается, что человек на смертном одре сожалеет только о двух вещах, что мало любил и мало путешествовал. Наш молодой гид, нигде не побывавший, кроме Роты, мечтает посмотреть Россию. Я пытаюсь ему рассказать как в России холодно. Он утверждает, что любит холод. Смешной, не знает настоящих морозов, с пронизывающими до костей ветрами, от которых не спасёшься даже в тёплой одежде. Человеку всегда хочется чего-то несбыточного и прекрасного, что мир обманчив и полон разочарований он не верит.
Мне повезло, познакомилась на обеде с семьёй из Хабаровска, простые, открытые люди, Рота любимое место их отдыха, показали старую, деревянную, заброшенную гостиницу, неизвестный морской пляж. Оказывается, недалеко от нашего отеля существует природный бассейн с морской водой, огороженный от океана надёжным коралловым рифом, когда океанская волна спешит на сушу, она заполняет его до краёв, когда отступает, уровень воды падает. Какое интересное природное явление и как здорово поплавать, любуясь рыбками рядом с бушующим исполином, а главное получаешь мощный энергетический заряд океана. В отеле неплохой бассейн, разве он сравним с морским естественным бассейном? Нет! Пешком сюда не стоит ходить одному, даже курочка с петушком могут напугать, если вдруг выскочат из кустов, в джунглях таится много неизведанного. 
Последнее утро на Роте, приоткрыла дверь, полюбоваться на восходящее солнце, юркая ящерица успела прошмыгнуть в комнату и мигом спряталась под диван, её право выбирать себе местообитание, их называют «гингонг», дракон, что-то в них есть устрашающее. Две чёрные птичке сцепились клювами в жарком поцелуе, сломя голову камнем упали на траву, затрепыхались в судорогах, захлопали крылышками, две другие наблюдали картину спаривания, через мгновение все разом вспорхнули и улетели прочь. Мне тоже предстоит улететь, зашла в ресторан, заказала уху из рыбы «махи-махи», блюдо приготовили через 15 минут, вкус специфический, изысканный, просто объедение. Два белых нежных куска рыбы в бульоне с десятком приправ: сладкий картофель, кусочки помидоров, имбиря, тоненькие стручки зелёной фасоли, горького перца, лук, лайм и прочие неизвестные приправы. Официант филиппинец, счастливо улыбаясь, объявил, что блюдо приготовлено по знаменитому филиппинскому рецепту.
Столько положительных эмоций, такие яркие впечатления оставила Рота, но была и «капля дёгтя в бочке мёда». В аэропорту я шла следом за американцами, чаморро очень приветливо улыбались, пропускали всех без задержки, но на мне запнулись. До взлёта оставалось полчаса, и это время было потрачено на мой тщательный досмотр. Один из таможенников невероятных размеров с любопытством начал рассматривать содержимое моей сумки. Долго вертел в руках ноутбук, телефон, многократно протирал поверхности маркёрами. Косметичку вытряхнул, открыл маленький флакон с  шампунем, закрыть забыл, шампунь вытек и залил  содержимое косметички. Трижды через телевизор просматривал  вещи, трижды менял перчатки, невероятная чистоплотность, как же он обходится в своём жилище без удобств? В довершении процесса поиска наркотиков провели личный досмотр. Молодая, полная таможенница с искусственной улыбкой врукопашную обшарила всё моё тело, с головы до ног. Цирк, да и только!
 Самолёт взлетел, оставив внизу памятный зелёный остров, свирепый океан и странных чаморро. Плохое забывается, хорошее никогда. Настанет время, я вернусь на Роту и вновь окунусь в тихую колыбель потрясающей природы первозданного острова.