В окнах остатки света ловят ребячьи лица

Сан-Торас
Уильям Шекспир.

(РЕЦЫ В СОКРАЩЕНИИ) 

Рецензия на «Просто любимые стихи-кто хочет-присоединяйтесь!» (Сан-Торас)

_____Решила к вам присоединиться и рассказать, что я люблю.
Вспомнила смешной стишок Павла Антокольского:
У кого-то молодость украли.
Он кричал: "Остановитесь, хамы!
Где моя возлюбленная краля?
Где моя тетрадка со стихами?"
Тетрадок со стихами в эпоху до интернета у меня было несколько. Сохранилось три. Нашла только одну. В ней - любимое, вписанное от руки, затверженное наизусть.
(...)

У Федерико Гарсиа Лорки любимые – «Прелюдия» («И тополя уходят»…),
«Романс о луне, луне», «Неверная жена»,
«Август»

Август. Персики и цукаты
и в медовой росе покос.
Входит солнце в янтарь заката,
словно косточка в абрикос.
И смеётся тайком початок смехом
жёлтым, как летний зной.
Снова август. И детям сладок
смуглый хлеб со спелой луной.
«Пейзаж»
Сбился с дороги вечер
и запахнулся в ветер.
В окнах остатки света
ловят ребячьи лица –
смотрят, как жёлтая ветка
сделалась сонной птицей.
А день уже лёг и стихнул,
и что-то ему не спится.
Вишнёвый румянец вспыхнул
на черепице.

РАЗВЕ МОЖНО ПЕРЕЧИСЛИТЬ ВСЁ, ЧТО ЛЮБЛЮ???
Лина Чирко   14.08.2016 22:06   

.

_____Да, - все что любишь - не перечислить, но это не означает,
что если не можешь упомянуть ВСЕГО - то не надо НИЧЕГО!
Заводя нас в мир своей любви - открывая его, Вы дарите
свои любимые строки - это обогащает и сближает людей!
Потому что, знакомя с любимыми поэтами - Вы знакомите с собой!
Невозможно ведь любить поэзу и не знать её!
Невозможно, не зная поэзы - понимать ее!
 И, тем более, не зная стихов, невозможно, что-то хорошее
 когда-либо - написать!
 Опытом знаний - надо делиться - это подарок, потому что
 Вы уже перелопатили словесный грунт и выдаете - лучшее, избранное
 Вами. Невозможно, постоянно вариться в самодеятельной поэзе стихиру,
 когда в мире существует нечто лучшее, нечто
 высшее! -  Среди бесконечного множества слов,
 именно стихи - искусство для души :))
Во многом разделяю Ваш взгляд на позёрство Гумилёва,
 разгул Есенина, но никогда не забываю, что они были
почти мальчиками, когда  погибли, не успев вырасти, возмужать...
Но - КАКИЕ ЧУДНЫЕ СТИХИ!!!
И как много общего у нас с Вами:)))
А Лорка все-таки ВОЛШЕБЕН:)) И его убили... И Есенина, и Гумилева, и Лорку...
Когда погружаюсь в это - оторопь берет, - какие сердца, какие
блистательные таланты!!! И как их мучают, уничтожают, изводят,
вычеркивают из жизни, таких молодых - таких единственных, неповторимых,
прекрасных!
 Мы ведь пишем стихи и знаем - чудеса даются только чудесным душам.
Я бы хотел подарить Вам изумительные по музыкальности
и глубине мысли, стихи Юрия Левитанского, думаю и Славке
эти строки - рухнут и в  его душу:
.

Попытка оправданья

О, все эти строки, которые я написал,
и все остальные, которые я напишу, -
я знаю, и все они вместе, и эти, и те,
не стоят слезинки одной у тебя на щеке.

Но что же мне делать с проклятым моим ремеслом,
с моею бедою, с постыдной моей маетой!
И снова уходит земля у меня из-под ног,
и снова расходится слово и дело моё.

Так, может быть, к чёрту бумагу, и перья на слом,
и сжечь корабли бесполезной флотилии той!
Но что же мне делать с проклятым моим ремеслом,
с моею старинной, бессонной моей маетой!

Всё бросить, и броситься в ноги, прийти, осушить,
приникнуть губами - всё брошу, приду, осушу -
дрожащую капельку, зёрнышко горькой росы,
в котором растёт укоризна и зреет упрёк.

О да, укоризна, всемирный разлад и разлом,
все бури и штормы пяти потрясённых морей...
И всё-таки что же мне делать с моим ремеслом,
с моею бедою, с бессонною мукой моей!

И вновь меня требует совесть на праведный суд.
И речь тут о сути самой и природе греха.
И все адвокаты на свете меня не спасут -
я сам отвечаю за грешную душу стиха.

И вот я две муки неравных кладу на весы,
две муки, две боли, сплетённые мёртвым узлом.
Но капелька эта, но зёрнышко горькой росы...
И всё-таки что же мне делать с моим ремеслом!

О слово и дело, я вас не могу примирить,
и нет искупленья, и нет оправданья греху.
И мне остаётся опять утешать себя тем,
что слово и есть настоящее дело моё.

Да, дело моё - это слово моё на листе.
И слово моё - это тело моё на кресте.
Свяжи мои руки, замкни мне навечно уста -
но я ведь и сам не хочу, чтобы сняли с креста.

О слово и дело, извечный разлад и разлом.
Но этот излом не по-детски сведённых бровей!..
Так что же мне делать с проклятым моим ремеслом
и что же мне делать с горчайшей слезинкой твоей!
.
Стихи Левитанского  знают все - они были спеты в картине Меньшова
"Москва слезам не верит".
Сан-Торас   14.08.2016 21:29 

.

______Левитанского тоже люблю,
"Каждый выбирает для себя"

Выбираю тоже, как умею,
Ни к кому претензий не имею...
Лина Чирко   14.08.2016 21:54 

.

______Да, и Луговской и Левитанский впечатляют!
Я среди Вас, товарищи, самый необразованный в плане литературы и наименее начитанный (это не шутка), так что делитесь! В моём положении есть один плюс - много ещё открытий чудных готовит просвещенья век (c) :))

Вот какая мысль возникла... Хотел озвучить ещё её давно, когда рассматривалось "дело Марины", но не мог никак нормально сформулировать то, что чувствовал.
А именно: конечно, мы все разные, одни поэты идут в резонанс с нашими темпераментами и вкусами, другие не греют - это нормально. Нет ничего зазорного признаться в том, что вот такой-то классик (не умаляя его значимости и гения) не близок.
Но когда мы начинаем сопоставлять поэзию с ошибками личной жизни поэтов, у меня невольно возникает ощущение, что мы, начинаем "мерить душу биографией" и становимся так или иначе в судейскую позу. Заблуждения, стыдные поступки, грехи - неотъемлемая составляющая биографии любого человека. Но чем поэтическая правда поэта (истинного творца) отличается от "похмельных мук совести"? Перечитываем Левитанского. Тем, что творческая жизнь поэта - постоянный поиск, тяжёлый, на контрасте добра и зла мучительный поиск истин бытия, включая и истину о себе. Возможно, это та цена, которую поэты платят за свои открытия, что в итоге достаются нам...
==
Марина писала:

Не нам судить, не нам винить...
Нельзя за тайну ненавидеть.
<...>
Не знаем мы, где верный путь,
И не судить, а плакать надо.
Вячеслав Карижинский   14.08.2016 22:28 

.

_______Да, Славка, - "не судить, а плакать надо" и душа твоя
глубокая и ранимая понимает это - и никогда не понять этого
ни фроли Геббельс, ни черни ей подобной - ничтожество столь
ничтожно, что само себя не видит.
Не надо делать из гениев святых, суть не в этом!
Суть в том, что толпа выискивает в них низкое - это есть
у всякого - но у них есть и высота!!!
А высоты мало кто достигает!
 - Благородные души - устремляются к высокому, а ничтожные
притягивает низкое и радуются этому.
___(с)"Мне всегда хочется защитить гениев - потому что толпа
 слишком любит уличить великих!
Найти у них нечто низменное, рассмотреть - поднять на знамя своей
пошлости, как трофей!
- Зачем?
- За тем, чтобы удовлетворить свое ничтожество:
- Вот как они поступали – они такие же, как мы!
- НЕТ - ГОСПОДА!
Не буду отрицать пороки гениев и полировать их грехи –
но явственно вижу, что обывательская модель,
притягивает к себе, именно низкие планки - вот, что им нравится!!
- А суть, совершенно в другом.
Да, и гении способны падать - как способны мы!
– Но подняться, как они – мало кто из нас может!
В этом разница между нами.
Допустим, Пушкин имел, интрижки, волочился, был слаб и сластолюбив,
 как многие  мы!
Но он погиб за честь! За женщину, за жену – принял пулю в живот на рассвете!
Это кто может?! - Те, кто себя равняют? – «И он как мы!».
С одной стороны – да - а с другой?! – Недостижим.
Не говоря о том, до каких высот мысль свою простер и духом поднялся!
Этот мотив благородства, самопожертвования и отличает гения от толпы,
возвышает его."
И я не идеализирую - а говорю по факту самой жизни, по факту творчества.
Разве мало злобы людям?! Ведь, и Пушкина убили - в 37, Лорку в
38, Гумилёву  было 35, Есенину было 30 - никто не дожил и до 40...

"Увяданья золотом охваченный,
 Я не буду больше молодым.":

В окнах остатки света
ловят ребячьи лица –
смотрят, как жёлтая ветка
сделалась сонной птицей.

Ведь надо увидеть эти ребячьи лица - эту сонную ветку - прочувствовать,
очароваться, запечатлеть - душу надо иметь, чтобы вместила в себя
эту картину мира и отразила в стихотворение, и обессмертила.

А может это и наши лица ловят остатки света?!..
Но упиваться чужими слабостями, страданиями, чужой болью, как это
делают и на стихире - люди, весьма низкого пошиба, столь гадко,
что не на гения бросает тень, а на ту обывательскую сущность,
что в этих поступках являет свое полное ничто.

Лучше Шекспира не скажешь!

Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.
Напраслина страшнее обличенья.
И гибнет радость, коль ее судить
Должно не наше, а чужое мненье.
Как может взгляд чужих порочных глаз
Щадить во мне игру горячей крови?
Пусть грешен я, но не грешнее вас,
Мои шпионы, мастера злословья.
Я — это я, а вы грехи мои
По своему равняете примеру.
Но, может быть, я прям, а у судьи
Неправого в руках кривая мера,

И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож!

Сан-Торас   14.08.2016 22:50