Гостья сезона Наталья Чекова

Литературный Фестиваль Рунета
Дорогие друзья! Мы снова рады пригласить всех вас на встречу с поэтом, чей завораживающий голос и яркая индивидуальность привлекают к себе немало по(читателей).
Сегодня своим талантом согрела нас Гостья сезона Наталья Чекова http://www.stihi.ru/avtor/simvol1
 
Приглашаем всех присоединиться к нашему разговору с Натальей о ее авторском мире, его ландшафтах и населении, об авторских предпочтениях и методах, читательских привязанностях и любви. Обменяться взглядами на жизнь и литературу, поделиться ожиданиями и расставить вехи нашего общего увлекательного пути в слове. Начиная с этого момента в течение всей следующей недели у вас есть возможность высказаться, поделиться впечатлениями, задать вопросы и, конечно, просто душевно пообщаться с Натальей Чековой.
 
--------------------------------------------------------
 
Наталья, добрый день! Рады видеть вас в нашей гостиной!
 
***
Женщине написано - жалеть,
Пропускать сквозь пальцы соль и медь
Не спеша, помешивая ложкой,
Светлячков в пузатой пятерне.
Прорастать из костяных корней,
Вызывать любовь и неотложку.
Бродят - водят стрелки по стене,
Ходики рассветов. Аллилуйя!
Женщине, скользящей по столу и
Тонущей в постельной глубине.
Выплывать из маленьких планет
На поверхность света земляную.
Женщине написано, не мне.
Женщине, не женщине, не, не…
 
Марина Чиркова (МЧ) - Читая Наталью Чекову, я всегда с удовольствием погружаюсь в истинную лиричность в поэзии и каждый раз открываю для себя, что значит лирика в полной мере, во весь рост. Это всеохватность планеты — песчаной и влажной, живой и зеленой, колоссальная емкость языка и волосяная точность мельчайших деталей, близость крупного (сверхкрупного) плана, и самые шелковые прикосновения самых острых смыслов... Беспримесная правда, изложенная нежно и совершенно отважно... С первой буквы здесь ни в коей мере не ожидается благостной картинки, нет, все шипы произрастут и вопьются в свой срок, но! Всегда находится сила - пережить, переплавить, растворить в любви. К мужчине, к женщине, к самой жизни. Быть и внутри явлений и одновременно вне. Просто — быть.
 
Татьяна Комиссарова (ТК) – Какой ёмкий текст. «Выплывать из маленьких планет/ На поверхность света земляную». От корней к свету, из глухой темноты к любви и со-страданию.
Я бы хотела поговорить о финале.
Женщине написано, не мне.
Женщине, не женщине, не, не…
Финал и отрицает предыдущее, и дает ему продолжение. «Не женщине», т.е. мужчине? А «не, не…» - не отрицает ли саму возможность жаления? Эти растворяющиеся в воздухе затухающие не-не кажутся мне волшебным и (потому) загадочным пуантом.
 
Александра Инина (АИ) - Ассоциативную поэзию нельзя назвать легкой для понимания, ее прочтение зависит от наличия точек пересечения в личном опыте и психологии читателя и автора. Если они есть - ура, узнавание, проникновение, прорастание. Если нет, то объяснить почему это хорошо, обрисовать все связи между камешками-образами мозаики можно исписав пару-тройку толстых томов. Утрирую конечно, но для меня лично сверхплотность текста несомненный плюс. За небольшое время я могу получить информации и ощущений столько же, сколько от повести среднего размера. Также как в живописи - экспрессионизм вытаскивает отдельные фрагменты и позволяет увидеть и ощутить внутренний мир автора. Идеал женщины, в котором жаление и многочисленные житейские мелочи являются непременным атрибутом не подходит автору.. она не хотела бы возвращаться в него вновь, поэтому отгораживает себя.. Назови себя по-другому и оно тебя не найдет - так верили древние на заре времен и в нас это сидит, не выкорчевывается никакими религиями. А потому близко.
 
***
И вот оно, движение воды.
Я ночь ждала, я утром умирала.
Легчайших вздохов меркло покрывало,
Рвалось на все лады.
 
Единым стал и прерванный паркет,
Обрюзгший стол,
Повисшей люстры своды.
Нас нет. Нас, оказалось, снова нет.
А речь - лишь искупление природы.
 
А бабочка - бездонна, и листва,
И нежных писем электронна память.
Нас нет, но оказалось, я жива.
К чему же править...
 
Волну, ни трав остывших, ни морей,
Ни даже сна на дне бокалов гулких.
Под утро изумительны прогулки
Без якорей...
 
МЧ - Авторский метод Натальи Чековой, или, иными словами, способ завоевания читательского сердца, применяемый Натальей, мне хочется назвать «направленным головокружением». Метафора Натальи Чековой всегда неожиданна, но очень убедительна. Каждый раз мы получаем тот образ, на который менее всего могли рассчитывать, и который мгновенно очаровывает. Эта головокружительная метафора легка и тонка, но объемлюща и сильна - и вот уже текст мгновенно и бесповоротно уходит из-под ног — и вот мы уже падаем (впадаем) в очарование, но не расшибаемся, а парим, подхваченные невесомостью... Лично мое читательское чувство от Наташиных стихов — это быть пушинкой в восходящем потоке — воздушном, женственном. Рука автора бережна с читательской душой, однако закручивает стремительно и несет ой далеко!..
 
ТК – Вот, вроде, мы все тут стихи сочиняем, а под ж ты – каждый раз изумляюсь, когда вижу такую свободу мысли и чувства. Как, каким органом рождаются сии – да, неожиданные – сочетания, почему-то (о почему?) складывающиеся в дивные картины. И покрывало легчайших вздохов, и обрюзгший стол, и даже повисшая (!) люстра… Это надо увидеть, это надо почувствовать, это надо передать. И какая многоголосая лестница: нас нет - нас, оказалось, снова нет - нас нет, но оказалось, я жива.
 
АИ - Образы исключительно хороши. Они поддерживают зримую картинку разрушения, деструкции. В финале очень изящный пируэт к все таки жива, словно этот факт удивителен для самого автора и словно смияряясь с этим фактом – к чему же править.
 
***
А ветер - утренний певун,
Как голосок пропащий.
Но я живу, я всё живу
Меж сном и настоящим.
 
Вот провожает чей-то взгляд
Спешащих на разлуки.
А человек мой, говорят,
Чужие греет руки.
 
А если, всё - таки умру,
То вы меня не ждите.
Не затевайте поутру
Прощальных чаепитий.
 
Крикливых уток перелет,
И рябь воды дрожащей…
Всем предположен свой черед -
И ждущим и спешащим.
 
МЧ - Еще одна замечательная (то есть, которую хочется заметить и показать всем-превсем, чтобы тоже полюбили) черта поэзии Натальи Чековой — ее удивительная естественность, полная непроизвольность. Впечатление абсолютной свободы авторской воли. Это живое кино, картина из песка, непрерывно меняющаяся но безусловно реальная в каждом своем повороте. Вместившая всю жизнь - и всю смерть как часть ее.
 
ТК – Вот те раз! Кто бы мог представить: так просто о самом важном. Да, тут каждое слово дорогого стоит. «Голосок пропащий» - надо же. А ведь лучше не скажешь. И звукопись. Я не верю, что особое звучание текста может быть специальным. Это всё – от внутренней потребности. Эти шепчущиеся ж-ш-щ, перемежающиеся тоскующим у очень к месту. Я, достаточно читавшая Наташу, в восхищении.
 
АИ - может получится хорошая песня. Второй катрен хорош.
 
***
…скоро растает песок и придет трава
забьется в глаза опрокинет твою кровать
лампочка треснет в прихожей как пить дать
скоро зеленых прибудет девятый вал
зеленый слышишь песок в тебе выпестовал
из тающих мимо близких любимых лиц
окуней красноглазых танцующих голубиц
люди бросались комочками почвы в него
в него комочками люди бросались в зеленого
и ничего ему слышишь не сделалось ничего!
после пожитки прятали деток своих то сё
уплывали на край земли погружались в сон
раздвигали кровати врозь чужаками шли
на поклон зеленому захлебывались в пыли
запутывались в голосах своих а там и адьё
вплетали ладони в огонь замерзали в лёд
вода улыбалась бурлила у них в животе
не оставалось для песен ни сил ни тем
ни тем кто лежал в песке кто любил в песке
кто растаял в песке не остался ни с чем ни с кем
зеленый летел по воде спешил по воде пел по воде
заворачивал тех в зеленый девятый вал
убаюкивал тех в свой зеленый девятый вал
а после усталый лепил из песка детей
новых слышишь любимых лепил детей
зеленых прекрасных влюбленных лепил детей
и незаметно в макушки их теплые целовал…
 
МЧ - Мир образов Натальи Чековой это движение в движении, отражение летящих облаков в текучей воде. Очень быстрый, скользящий речевой (речной?) мир. Во многом, думается мне, это идет от невероятной точности выбора ритмов и абсолютного музыкального слуха автора. Колышащаяся, волнистая ритмика стиха в сочетании с певучей звукописью завораживает, гипнотизирует как движения водорослей в ручье, то ли повинующихся прихоти струй, то ли играючи создающих эти струи. Мне кажется, таков уж у Натальи сам образ любви (любовь по Чековой): внезапная стихия, подчиняющая и уязвимая одновременно, ранимая и тем не менее бесстрашная. Хочется набраться наглости и спросить у Натальи — насколько велика роль любви для вдохновения? Есть ли вообще жизнь — не на Марсе, а в поэзии — вне этого чувства?
 
ТК – Да, это, конечно, течение. Подходить к такому с обычным аналитическим инструментарием невозможно да и не надо. Это можно только чувствовать.
 
АИ - в этом стиховорении Чековская зашкаливающая образность и плотность проявляются в полной мере. И картина вырисовывается масштабная, где личное перетекает в общее, в метфизический надсмысл и автор показывает бытие, со своей точки обзора.
 
***
Наперечёт и ласки и любви,
Чуть ледяного голоса под утро...
Собака помнит, что жива как-будто.
Собака принимает всякий вид.
 
Сперва дрожит листочком по углам.
Собакины в тетрадочке стишочки
Насмешкой. Но её взрослеет почерк.
И вот она садится у стола.
 
Задумчиво в окне поймает свет,
В глаза не смотрит, о своём читает.
Собака никогда не отдыхает.
Я ей молчу в ответ.
 
МЧ - Автор использует внешне неброские, нехвастливые слова, и тем яснее они просвечивают читателя насквозь. Мягкой улыбкой, глубиной понимания внутренних мотивов. Мне видится доля внутреннего родства этой негромкости, этой прозрачной тишины в которой собралось так много тайных звуков, с поэтикой позднего Мандельштама. И при этом (парадоксально?), вновь поражаясь неодолимой силе Наташиных метафор, не могу не припомнить миры Седаковой, Еременко и Жданова...
Очень интересно было бы узнать, кто «воспитал» Наталью как автора, духовные родители, если можно так сказать? И кого предпочитает читать Наталья Чекова сегодня?
 
ТК – Я почему-то не сомневаюсь, что все названные авторы близки Наташе. Это, конечно, новый способ общения с миром, открытый классиками и развитый нашими современниками. Мне он близок, я хотела бы, чтобы он стал близок и тем, кто ранее предпочитал более традиционное чтение.
 
АИ - обращение к образу собаки это обращение к теме верности и к теме отношений мужчина-женщина через эту призму. Размышление над тем нужна ли она, верность . Но раз собака жива, значит верность нужна, просто ей надо повзрослеть. Но поэты редко взрослеют. И для поэзии это хорошо, а для женщины в поэте тяжело и сложно.
 
 
Итак, дорогие друзья! Гость сезона с нами, разговор открыт!