Кристиан. М. Мантойфель. Повесть об Эльзе

Лев Бондаревский
Кристиан .М.Червиньски
(Кристиан М. Мантойфель)

Повесть об Эльзе...

Эльзе Ласкер –Шюлер  родилась 11 февраля 1869 года в Эльберфельде, который сейчас стал районом Вупперталя. В возрасте 11 лет она оставила школу и продолжала обучение дома. Связь её семьи с еврейскими традициями была свободной и непрочной.       Она вышла замуж в 1894 году за врача Бертольда Ласкера и переехала в том же самом году в Берлин.   Скоро она соприкоснулась с берлинской богемой, где познакомилась  с известнейшими писателями и художниками того времени. В 1902 году вышел первый томик её поэзии « Стикс» , в том же году она разошлась со своим первым мужем. Последовали новые публикации : «Седьмой день», «Книга Петера Хилле», «Вуппер», « Моё сердце». Она принадлежала к наиболее известным представителям  литературного мира Веймарской республики, однако жила в бедности. В 1927 году умер её сын от болезни лёгких. В 1931 году в Национальной Галерее были выставлены её рисунки. В 1932 году она получила престижную немецкую литературную награду Клейста. В 1933 году –  бегство в Швейцарию. Из Швейцарии она совершила три поездки в Палестину. Из третьей - ввиду начала войны- не смогла уже вернуться.
Эльзе Ласкер – Шюлер умерла 22 января 1945 года в Иерусалиме в возрасте 76 лет...
***
     10 мая 1933 года Германия Адольфа Гитлера вычеркнула из памяти своего народа целое поколение писателей. В акции « против негерманского духа» были преданы огню книги почти всех именитых немецкоязычных авторов . Пылали костры всюду, где были университеты и высшие школы. Профессора  посвещали этому событию торжественные речи. Студенты бросали книги в огонь. В Берлине пылал костёр из 20 000 книг. В ритуальном обряде «девяти лозунгов» пропаганды, призывающем к сожжению книг, их авторы были названы  врагами национал-социализма.
        Это сожжение книг было великим символическимм расчётом с теми, которые уже задолго до 1933 года фигурировали на жаргоне нацистов как « асфальтовые литераторы», « люди без принципов», « инородный сброд» и « предатели родины». В списке запрещённых авторов было в момент начала сожжения книг 200 имён. Это число увеличивалось. В списке « вредной и нежелательной литературы» к 1935 году оказалось 3601 названий и 524 коллективных сборника.Тот, кто не спасся от нацистского режима, был замучен в концентрационном лагере, как Эрих Мюзам , или умер вследствии ареста, как Карл фон Осецки. Некоторые в депрессии и растерянности покончили с жизнью, как Эрнст Толлер. Немецкое поэтическое творчество существовало между 33-м и 45-м годами в основном в эмиграции. После освобождения Германии от национал-социализма эти преследования оставались в Западной Германии забытыми десятки лет. На Востоке, а также в Польше, были некоторые попытки использования  этой темы для целей диктатуры, которая пала в 1989 году... Тема сжигания гитлеровцами книг всё ещё служит популистам и демагогам из околокультурных дельцов во всех трёх нациях. Быть может, ещё следующие поколения поляков будут охотнее говорить о немецком варварстве сжигания книг, но не смогут назвать хотя бы одно имя из тех « сожжённых поэтов».
Я пользуюсь этим случаем чтобы приблизить обществу эту выдающуюся поэтессу.
                ***
     Идёт 1902 год. Эльза уже пережила смерть любимой матери, к которой будет возвращаться мыслями до конца своей «первой вечности», распалось её первое замужество с берлинским врачом, который оставил ей первую часть  фамилии.

NERVUS EROTIS

Dass uns nach all’ der heissen Tagesblut
Nicht eine Nacht geh;rt...
Die Tuberosen f;rben sich mit meinem Blut,
Aus ihren Kelchen lodert’s brandrot!

Sag’ mir, ob auch in N;chten Deine Seele schreit,
Wenn sie aus bangem Schlummer auff;hrt,
Wie wilde V;gel schreien durch die Nachtzeit.

Die ganze Welt scheint rot,
Als ob des Lebens weite Seele blutet.
Mein Herz st;hnt wie das Leid der Hungersnot,
Aus roten Geisterungen stiert der Tod!

Sag’ mir, ob auch in N;chten Deine Seele klagt,
Vom starken Tuberosenduft umflutet
Und an dem Nerv des bunten Traumes nagt.

( Здесь и далее немецкие стихи даются в подстрочном переводе ( Прим. переводчика))
Эротический нерв.
 
Нам после всех дневных страстей
Ночь не принадлежит...
Туберозы окрашиваются моей кровью,
Из их чашечек полыхает огненно – красным!
 
Скажи мне, кричит ли твоя душа в ночи,
Когда она вырывается из тревожной дремоты,
Как дикие птицы кричат в ночное время.
 
Весь мир кажется красным,
Как будто широкая душа жизни кровоточит,
Моё сердце стонет, как страдание голода,
Красными призраками в упор смотрит смерть!
 
Скажи мне, жалуется ли твоя душа также ночами,
Окутанная сильным ароматом туберозы.
« Стикс»
  В Берлине Эльзе Ласкер-Шюлер проявляет с успехом свой художественный талант.
Плодом её большой любви  стал сын Пауль, рождённый ею в 1989 году. Отцом его был не доктор Ласкер,  имя отца осталось навсегда тайной. Она называла его Акибюиадом де Руан. Её брак распался в 1900-м или 1901 году.
   DANN
... Dann kam die Nacht mit Deinem Traum
Im stillen Sternebrennen.
Und der Tag zog l;chelnd an mir vorbei,
Und die wilden Rosen atmeten kaum.
Nun sehn' ich mich nach Traumesmai,
Nach Deinem Liebeoffenbaren.
M;chte an Deinem Munde brennen
Eine Traumzeit von tausend Jahren.

Потом.
 
Потом пришла ночь с твоим сном
В тихом сиянии звёзд.
И день прошёл, улыбаясь мимо меня,
И дикие розы едва дышали.
 
Теперь тоскую я по маю мечты,
По твоему любовному откровению.
Гореть у твоих уст
Тысячелетняя мечта.
«STYX»

В то самое время среди членов коммуны « Новая община» поэтесса познакомилась, а потом и вступила в брак с Хервартом Вальденом, бывшим моложе её на 9 лет, указав в документах неверную дату своего рождения, на 7 лет позднее. Что это могло  значить для её « первой вечности»? Какое это имело значение, когда фактически его звали Георг Левин? По воле поэтессы он стал Хервартом Вальденом и до конца своей жизни был известен только под этим именем
  DEIN STURMLIED
Brause Dein Sturmlied Du!
Durch meine Liebe,
Durch mein brennendes All.
Verheerend, begehrend,
      Dr;hnend wiedert;nend
      Wie Donnerhall!
Brause Dein Sturmlied Du!
Und l;sche meine Feuersbrunst,
Denn ich ersticke in Flammendunst.
Mann mit den ehernen Zeusaugen,
       Grolle Gewitter,
Entlade Wolken auf mich.
Und wie eine Hochsommererde
       Werde ich
       Aufsehnend
Die Str;me einsaugen.
ТВОЯ ШТОРМОВАЯ ПЕСНЯ
Пролей свою штормовую песнь!
На мою любовь,
На мой пылаюший мир.
Разрушая, желая,
        Гремя перекатами
       Как гром!
Пролей свою штормовую песнь!
И погаси мой пожар,
Ибо  я задыхаюсь в огненном дыму.
Муж с бронзовыми глазами Зевса,
       Разъяри грозу,
Обрушь облака на меня.
И как Земля в разгаре лета
        Я буду
        жадно
Впитывать поток.
Пролей свою штормовую песнь!!
Обратимся к исследованию критика Самуила Люблинского  о её стихах из сборника « Стикс» в журнале « Ost und West, иллюстрированном ежемесячнике  для современной молодёжи», в 12 номере 1901 года. Критик обращает внимание приежде всего на специфически еврейские элементы, которые определяют это творение поэтессы. Люблинский пишет: « В отличие от эллинизма, в староеврейских описаниях природы в Библии не преобладают ясные, пластичные и эпически отвлечённые образы и аллегории, напротив, пространственная и бесконечная  космическая природа : рассветы и закаты, бесконечно бегущие тучи, бури или шепчущие зефиры. Точно так же видит и чувствует Эльза Ласкер-Шюлер. В этом диком стихотворении « Твоя бурная песнь» она предстаёт гибнущей вселенной, высыхающей землёй в разгаре лета, и жаждет вместить в себя ливни , а её возлюбленный должен был бы прийти как бурная песнь, как шторм, и должен из гремящих масс туч пролиться на неё росящим потоком. Словно пустыня и буря смешались, как некогда в Синае, и в то же время это ведь интимная, личная модернистская любовная песнь.»
SULAMITH
O, ich lerne an deinem s;ssen Munde
Zuviel der Seligkeiten kennen!
Sch;n f;hl’ ich Lippen Gabriels
        Auf meinem Herzen brennen...
Und Nachtwolke trinkt
Meinen tiefen Cederntraum.
O, wie dein Leben mir winkt!
        Und ich vergehe
Mit bl;hendem Herzeleid
Und  verwehe im Weltraum,
        In Zeit,
        In Ewigkeit,
Und meine Seele vergl;ht in den Abendfarben
        Jerusalems.

СУЛАМИФЬ
О, я учусь на твоих сладких губах
познавать столько наслаждений!
Чувствую я как губы Гавриила
         обжигают моё сердце...
И ночное облако пьёт
Мой глубокий кедровый сон.
О, как твоя жизнь манит меня!
         И жизнь моя исчезает;
С цветущей сердечной болью
И развеивается во вселенной,
         Во времени,
         В вечности,
И моя душа угасает в вечерних красках
         Иерусалима.
Суламифь – это героиня из «Песни Песней» Ветхого Завета, которая в гареме царя Соломона осталась верной своему любимому, что склонило мудрого царя дать ей свободу.      Первая публикация этого стихотворения появилась в журнале « Ost und West» в 1901 году. Поэтесса возвращалась к нему  по крайней мере ещё четыре раза.
CHAOS
Die Sterne fliehen schreckensbleich
Vom Himmel meiner Einsamkeit,
Und das schwarze Auge der Mitternacht
Starrt n;her und n;her.
Ich finde mich nicht wieder
In dieser Todverlassenheit!
Mir ist: ich lieg' von mir weltenweit
Zwischen grauer Nacht der Urangst...
Ich wollte, ein Schmerzen rege sich
Und st;rze mich grausam nieder
Und ri; mich j;h an mich!
Und es lege eine Sch;pferlust
Mich wieder in meine Heimat
     Unter der Mutterbrust.
Meine Mutterheimat ist seeleleer,
Es bl;hen dort keine Rosen
Im warmen Odem mehr. -
.... M;cht einen Herzallerliebsten haben!
Und mich in seinem Fleisch vergraben.

Хаос.
 
Бледные от ужаса звёзды убегают
С неба моего одиночества,
И чёрный глаз полуночи
Пристально смотрит всё ближе и ближе.
 
Снова не нахожу я себя
В этой смертельной покинутости!
Мне кажется, я нахожусь бесконечно далеко от себя
Между серой ночью и первобытным страхом...
 
Мне хотелось, чтобы боль заговорила бы
И опрокинула меня жестоко вниз
И рванула меня стремительно ко мне!
И пробудила  бы во мне желание
Снова оказаться на моей родине
Под крылом матери.
 
Душа моей родины пуста,
Не цветут там больше розы
В тёплом дуновении.
Я хотела бы иметь возлюбленного!
И зарыться в его плоть.

  Выразительно и даже с некоторым демонизмом рисует поэтесса своё одиночество, усиленное подавляющей её темнотой ночи. В тоске стремится к тому что составляет прибежище – отчизна, материнская любовь, наконец, собственная душа. Этот мотив уже встречался в стихотворении Weltflucht, (бегство от мира), -  у поэтессы здесь и ещё в других стихах- отказ, одинокое бегство от мира. Однако здесь это бегство – в любовь... И это убежище останется верным для неё до последнего слова...
                ***
    Образ атмосферы артистической богемы в берлинском Caffe des Westens» , и позже в «Romanischen Cafe»  оставила нам известная театральная актриса того времени и завсегдатай этих кафе Тилла Дюрье : «В «Сafe des Westens», постоянном месте встреч талантливой и бесталанной богемы, можно было наблюдать примечательные фигуры. Мужчины с длинными волосами и девушки в необыкновенных нарядах часами просиживали здесь над чашкой кофе. Между ними выделялась Эльзе Ласкер-Шюлер. Она была несомненно большим талантом и оригинально иллюстрировала свои рассказы и стихи ....Эльзе была небольшого роста, стройная , с мальчишеской фигурой с коротко подстириженными волосами, которые постоянно падали ей на глаза.
Её муж, напротив, носил длинные волнистые волосы. Эльзе, вечно влюблённая, писала свои достойные внимания стихи, в которых возносила до божественности очередных избранников и рисовала их очень похоже в розах и звёздах».
    Юрген Сёрке добавляет к этому описанию : «Она всегда носила широкие  подвязанные внизу брюки. В дополнение к армейской куртке
. На своих авторских вечерах она выступала со стилетом на поясе. Читала она только при свечах и при аккомпанементе колокольчиков или играла на свирели. Обвешивалась искусственной бижутерией, браслетами, цепочками, серёжкми, кольцами из плакированной меди. « Для меня это золото», - говорила она, не обращая внимания на смешки не понимающего окружения. Когда один из постоянных гостей Westens оскорбил её,получив пощёчину от её защитника, Эльзе и другие артисты оставили это кафе, и вся богема стала встречаться уже только в Romanischen Cafe»
O, MEINE SCHMERZLICHE LUST...
Mein Traum ist eine junge, wilde Weide
Und schmachtet in der D;rre.
Wie die Kleider um den Tag brennen...
Alle Lande b;umen sich.
Soll ich dich locken mit dem Liede der Lerche
Oder soll ich dich rufen wie der Feldvogel?
Tuuh! Tuuh!
Wie die Silber;hren
Um meine F;;e sieden - -
O, meine schmerzliche Lust
Weint wie ein Kind.
„DER SIEBENTE TAG“
Die Wupper
O, МОЯ БОЛЬНАЯ СТРАСТЬ...
Моя мечта молодой дикий луг
Томится в засуху
Как платье горящим днём ...
Все земли вздымаются.
Должна ли я приманивать тебя  песней жаворонка
Или я должна призывать тебя как полевая птица?
Tuuh! Tuuh!
Как серебряные колосья
Кипят у моих ног- -
О, моя болезненная страсть
Плачет, как ребенок.

„Du wei;t doch, was ich von der Liebe halte, w;re sie eine Fahne, ich w;rde sie erobern oder fallen.”
« Ты ведь знаешь, как я понимаю любовь, словно это знамя, я должна либо победить, либо пасть»
(Из письма к Хорварту Вальдену)
Любовь для неё – это чудо, данное самим Богом ( Божье чудо любви). Но в этом и  сам дух модернизма. Её стихи, ещё при публикации в  журналах, ещё перед выходом её первой книги, переписывались в любовных дневниках и румянили лица молодых девушек.

WELTENDE
 
 Es ist ein Weinen in der Welt,
 Als ob der liebe Gott gestorben war,
 Und der bleierne Schatten, der niederfallt,
 Lastet grabesschwer.
Komm, wir wollen uns n;her verbergen...
 Das Leben liegt in allen Herzen
 Wie in Sargen.

 Du! wir wollen uns tief k;ssen -
 Es pocht eine Sehnsucht an die Welt,
 An der wir sterben m;ssen.

Конец света.
 
В мире слышен плач
Как будто бы умер бог
И свинцовая тень, которая падает вниз
Давит могильной тяжестью.
 
Приди, мы хотим ближе спрятаться
Жизнь лежит во всех сердцах,
Как в гробах.
 
Ты! Мы хотим крепко целоваться
Тоска стучит в мире,
И котором мы должны умереть.
 
137 псалом Ветхого Завета начинается словами: « Над реками Вавилона мы сидели и плакали и вспоминали Сион»
 
«Конец света» относится к наиболее известным стихам Эльзы Даскер-Шюлер. Он был впервые опубликован в 1903 году в антологии « Современная немецкая лирика», изданной Ганцем Бенцманом в Лейпцигском издательстве  Reklam Verlag. В 1905 году Эльза Ласкер-Шюлер включила Weltende во вторую книгу стихов « Седьмой день».


UND SUCHE GOTT

Ich habe immer vor dem Rauschen meines Herzens gelegen,
Nie den Morgen gesehen,
Nie Gott gesucht.
Nun aber wandle ich um meines Kindes
Goldgedichte Glieder
Und suche Gott.

Ich bin m;de von Schlummer,
Wei; nur vom Antlitz der Nacht.
Ich f;rchte mich vor der Fr;he,
Sie hat ein Gesicht
Wie die Menschen, die fragen.

Ich habe immer vor dem Rauschen meines Herzens gelegen;
Nun aber taste ich um meines Kindes
Gottgelichtete Glieder.
 ИЩУ БОГА

Я всегда уступала страстям
моего сердца
Никогда не видела утра
Никогда не искала Бога.
Но теперь я кружу вокруг моего
ребёнка
Золотостишия  его тела
И ищу Бога.

Я устала от сна,
Знаю только лицо ночи.
Я боюсь  рассвета,
У него  лицо
Как у людей , которые спрашивают.
Я всегда уступала  страстям;
моего сердца
Но теперь я касаюсь  моего ребёнка
божественного света его тела..
« Она не знала ни идиш, ни иврит, - вспоминает современная немецкая писательница Сигизмунда фон Радецки, - однажды она учила меня еврейской молитве, очевидно, на выдуманном ею еврейском языке, и утверждала философски: « Вовсе не надо понимать слов молитвы...»

ESTHER

Esther ist schlank wie die Feldpalme,
Nach ihren Lippen duften die Weizenhalme
Und die Feiertage, die in Juda fallen.

Nachts ruh ihr Herz auf einem Psalme,
Die G;tzen lauschen in den Hallen.

Der K;nig l;chelt ihrem Nahen entgegen –
Denn ;berlall blickt Gott auf Ester.

Die jungen Juden dichten Lieder an die Schwester,
Die sie S;ulen ihres Vorraums pr;gen.

ЭСФИРЬ

Эсфирь стройна, как пальма  полевая
Как ее губы пахнут колосья пшеницы
И праздники, которые бывают  в Иудее.

Ночью её сердце покоится в псалме,
И кумиры прислушиваются в залах.

Царь улыбается вблизи неё-
Поскольку Бог отовсюду смотрит на Эсфирь .

Молодые евреи слагают стихи  своей сестре,
 высекают  их на столпах её преддверия.
„HEBR;ISCHE BALLADEN“
                ***
  Счастье изменяет Эльзе, только лишь ей удаётся его добиться. После развода с Хервартом Вальденом живёт она где попало в дешёвых меблированных квартирах, в тесных каморках, полных безделушек, кукол, игрушек. Не имела она и своей библиотеки. Однако она знала людей, которые определяли направление искусства в тридцатые годы ХХ века : Георга Тракля, который посвятил ей одно из своих прекраснейших стихотворений, Франца Марка, который присылал ей на почтовых открытках целый цикл своих рисунков, Оскара Кокошку, Георга Гроша, Эрнста Толлера, Теодора Дойблера.  Около неё собираются литературные таланты, в литературных кафе рождаются её стихи и заметки для её книг « Седьмой день», «Книга Петера Хилле», «Ночи Тино в Багдаде», « Еврейские баллады», « Малик – царская повесть».
  ZEBAOTH
Gott, ich liebe dich in deinem Rosenkleide,
Wenn du aus deinen G;rten trittst, Zebaoth,                O, du Gottj;ngling.
Du Dichter,                Ich trinke einsam von deinen D;ften.
Meine erste Bl;te Blut sehnte sich nach dir,                So komme doch,
Du s;;er Gott,
Du Gespiele Gott,
Deines Tores Gold schmilzt an meiner Sehnsucht.
O, du Gottj;ngling.
Ich trinke einsam von deinen D;ften.
So komme doch,

„HEBR;ISCHE BALLADEN“

САВАОФ
Боже, я люблю тебя в розовой твоей одежде,
Когда выходишь ты из  сада твоего, Саваоф,
О, Бог-юность.
Ты поэт, я пью одиноко твои ароматы.
Цвет моей первой крови жаждал тебя,
Приходи же;
Ты сладкий Боже,
Ты Бог игры
Золото твоих дверей плавится от моего желания.
О, ты Бог-юность,
Я одиноко пью твой аромат.
Приди же.
Стихотворение «Саваоф» появилось впервые в сборнике « Седьмой день» в 1905 году. Потом она включила его в « Еврейские баллады» вместе с 15 иными стихотворениями, из которых я выбрал « Примирение». Руфь», « Богу», «Суламифь» и « Мой народ». Наряду с любовной лирикой, эти стихи со своей еврейской тематикой составляют важную черту поэзии Эльзы Ласкер-Шюлер, без разделения этих элементов . Эротическая интенсивность перетекает в композицию всего этого цикла. Так входят из Библии в стихи великие имена еврейского народа.Однако понимание Эльзой Ласкер-Шюлер этого мотива лирики  достаточно спорно. Речь не столько о случайном опыте исторически понятого ей еврейства, сколько о мифе более или менее самостоятельно сотворённого иудейства, в котором мотивы Ветхого Завета смешаны с « ориентальными» мотивами , египетскими, арабскими. Однако провозглашается тут одновременно – пусть даже субъективно - высказанная  принадлежность к еврейской традиции. Ещё выразительней это отражено и в её прозаическом творчестве.
 
AN GOTT
Du wehrst den guten und den b;sen Sternen nicht;
All ihre Launen str;men.
In meiner Stirne schmerzt die Furche,
Die tiefe Krone mit dem d;steren Licht.
Und meine Welt ist still -
Du wehrtest meiner Laune nicht.
Gott, wo bist du?
Ich m;chte nah an deinem Herzen lauschen,
Mit deiner fernsten N;he mich vertauschen,
Wenn goldverkl;rt in deinem Reich
Aus tausendseligem Licht
Alle die guten und b;sen Brunnen rauschen.

Богу
Ты ничего не приказываешь  ни добрым ни злым звёздам;
Они вольны в своих прихотях.
В моем лбу болит борозда,
Глубокая корона с тусклым светом.
И мой мир молчит -
Ты не приказываешь моему настроению.
Боже, где ты?
Я хотела бы вблизи слушать твое сердце,
Оказаться в твоей дальней близости,
Ибо в царстве твоем золотопросветлены
Тысячеблаженным светом
И добрые и злые  источники.
Добавлю здесь ещё одно воспоминание Сигизмунды фон Радецки : «Она была одновременно очень немкой и очень еврейкой, как только можно это себе представить. Страстно держалась своего еврейства, и так же относилась к образу Христа. Прислала мне как-то цветы, которые « сорвала сама на Голгофе». Она любила разговаривать о божественных вопросах. Христос часто представлялся ей вместе с двенадцатью апостолами ,  иногда обугленный, как будто после выгоревшей страсти. Сожалела , что « христиане исказили и пересластили фигуру Иисуса» Часто бывало, что она с расширенными глазами говорила: «  а если он действительно был сыном Бога...»,  клялась, что в чашечках цветов видела ангелов, и ни за что не хотела верить в непорочное зачатие»


LIEBE

Wei;t du, dass du gefesselt liegst
In meiner wilden Phantasie...
Damit du mich mit K;ssen besiegst
In der schwarzen Nacht, in der D;mm;rung fr;h.

Wei;t du, wo die Anemonen stehn
Rotfunkelnd, wie ein Feuermeer ...
Ich hab zu tief in die Kelche gesehn
Und lasse die S;nde nimmermehr.

Und w;re sie auch noch so tr;nenreich -
Und st;rbest du in meiner sengenden Glut ...
Meine H;lle verbirgt dein Himmelreich,
Und zerschmelzen sollst du in meinem Blut.

Aus den Liebesgedichten

ЛЮБОВЬ

Знаешь ли ты, что лежишь связанный,
В моем диком воображении ...
Чтобы ты победил меня  поцелуями
В черной ночи, в утренних сумерках.

Ты знаешь, где  растут анемоны
Алоискристые, как море огня ...
Я заглянула слишком глубоко в  их чаши
И навсегда осталась  с этим  грехом.

И  были бы  они так же полны слёз -
И ты умер бы в моем палящем зное...
Мой ад покроет твоё небесное царство,
И ты расплавишься в моей крови.

ABSCHIED
Der Regen s;uberte die steile H;userwand,
Und ich schreibe auf wei;en, steinernen Bogen
Und f;hle sanft erstarken meine m;de Hand
Von Liebesversen, die mich immer s;; betrogen.
Ich wache in der Nacht st;rmisch auf hohen Meereswogen!
Vielleicht entglitt ich meines Engels liebevoller Hand,
Ich hab' die Welt, die Welt hat mich betrogen;
Ich grub den Leichnam zu den Muscheln in den Sand.
Wir blicken all' zu einem Himmel auf, mi;g;nnen uns das Land? -
Warum hat Gott im Osten wetterleuchtend sich verzogen,
Vom Ebenbilde Seines Menschen ;bermannt?
Ich wache in der Nacht st;rmisch auf hohen Meereswogen!
Und was mich je mit Seiner Sch;pfung Ruhetag verband,
Ist wie ein sp;tes Adlerheer unst;t in diese Dunkelheit gefolgen

ПРОЩАНИЕ
Дождь омывает отвесную стену дома,
Я пишу на белом, каменном своде
И чувствую, как сила возвращается  в мою уставшую руку
 От любовных стихов, которые всегда  сладко меня обманывают.

Я просыпаюсь бурной ночью на высоких волнах моря!
Может быть, я отклонила  любящую руку моего ангела,
У меня был мир, мир обманул меня;
Я зарыла труп  в песок к улиткам.

Мы возносим взоры к небу, возревновала к нам страна?
Почему Бог на Востоке переменился,
И подобных своему образу людей одолевает?
Я просыпаюсь бурной ночью на высоких волнах моря!
И то, что когда-либо с Субботним Днём Творения  соединяло меня,
Орлиной стаей отлетает в эту темноту.
                ***
События 1933 года вынудили её покинуть Германию и никогда не возвращаться. В  иссследовании Берто Перроти (Berto Perotti, „Begegnung mit Otto Pankok” S.19f) я нашёл это драматическое описание: « Эльзе Ласкер-Шюлер была избита нацистами в Берлине железным прутом и тут же,  в состоянии страха и ошеломления, она добралась до вокзала и уехала в Швейцарию. В Цюрихе, совершенно без средств к жизни, она бродила по улицам и была задержана полицией, когда спала на скамье в публичном парке. Она была арестована за бродяжничество и привлечена к суду, благодаря чему швейцарское общественное мнение  узнало, кто она. Её стихи были известны, и в списках для чтения находились наряду с Гёте. Вследствие той холодной ночи её здоровье пострадало, но швейцарцы  приняли это близко к сердцу и организовали в её поддержку артистические выступления»
       В письме к Инес Ашер поэтесса вспоминает те события: « В Цюрих я прибыла избитая и окровавленная... Я провела шесть ночей  над озером, потому что в тот момент в Цюрихе не было никого, кто знал бы меня перед войной. Однако теперь я могу жить, конечно, очень скромно, потому что там  очень много эмигрантов...» «Письмо Else Lasker-Sch;ler к Ines Ascher  от 22.8.1938.

MEINE MUTTER
Es brennt die Kerze auf meinen Tisch
F;r meine Mutter die ganze Nacht -
F;r meine Mutter .....
Mein Herz brennt unter dem Schulterblatt
Die ganze Nacht
F;r meine Mutter .....
„MEIN BLAUES KLAVIER“

МОЯ МАТЬ
Горит свеча на столе
Для моей матери всю ночь -
Для моей матери .....

Мое сердце горит
Всю ночь у меня под лопаткой
Для моей матери .....

Она страдала от потери своего мира, от своего одиночества, искала любви и дружбы, при этом приобретая новый тяжёлый  опыт.
« Душа Эльзы стоит тем не менее в вечерних красках Иерусалима, как она это когда-то назвала, несказанно счастливая.»
(Peter Hille: Die gesammelten Gedichte, Kurt Wolf, M;nchen,  1917/1920.)
В книге воспоминаний о Эльзе Ласкер-Шюлер Мирона Симы есть такое наблюдение: « О ней заботились, но она никому не принадлежала, и была среди людей окружена одиночеством, как будто несла своё тело, как улитка свою раковину.»
   « Поэтесса такого рода - явление для того времени, какими были великие романтики для эпохи романтизма...Она знала почти всех творчески одарённых немцев своего времени....Её встречи с людьми вовлекали её в новые дружбы и страстные влюблённости – её любовные стихи были пылкими и глубокими...»
(Dieter B;nsch, Else Lasker-Sch;ler, Zur Kritik eines etablierten Bildes, Stuttgart, 1971; Sigrid Bauschiner, Else Lasker-Sch;ler, Ihr Werk und Ihre Zeit, Heidelberg, 1980.)


MEIN BLAUES KLAVIER
Ich habe zu Hause ein blaues Klavier
Und kenne doch keine Note.
Es steht im Dunkel der Kellert;r,
Seitdem die Welt verrohte.
Es spielten Sternenh;nde vier
- Die Mondfrau sang im Boote-
Nun tanzen die Ratten im Geklirr.
Zerbrochen ist die Klaviat;r.....
Ich beweine die blaue Tote.
Ach liebe Engel ;ffnet mir
-Ich a; vom bitteren Brote-

Mir lebend schon die Himmelst;r-
Auch wider dem Verbote.

„MEIN BLAUES KLAVIER“

MОЙ СИНИЙ РОЯЛЬ
У меня дома есть синий рояль
А я не знаю ни одной ноты.

Он стоит в темноте у двери подвала,
Вдали от озверелого мира.

Звезды играли на нём в четыре руки
- Дева-Луна пела в лодке-
Сейчас крысы танцуют со стуком.

Разбита клавиатура.....
Я оплакиваю синего мертвеца.
Ах, милый ангел открывает
-Я ем горький хлеб-
Мне живой двери небесные-
Также против запрета.
                ***
Уже с 1917 года Эльзе Ласкер-Шюлер регулярно бывала в Швейцарии и была в дружеских отношениях с Эдуардом Корроди(1885-1955), многолетним редактором литературной « Новой Цюрихской газеты». После эмиграции Корроди взял впервые некоторые её прозаические тексты, далее и некоторые стихи. 7 февраля 1937 года был в этой газете впервые напечатан « Мой синий рояль».

В 1941 году – через два года после переселения Эльзы Ласкер-Шюлер из Швейцарии в Палестину - Шалом Бен- Схорин и Гершон Штерн приняли стихи « Мой голубой рояль» и «Осень»  в антологию « Менора. Избранное литературное творчество Эрец-Израэль» с несколькими дружескими словами: « Эльзе Ласкер-Шюлер – это поэтесса еврейской души. Ныне живёт в Иерусалиме, святом месте её песен. В её палестинской книге 'Das Hebr;erland' ( Край Еврейский) она показала образ Эрец-Израэль, наполненный богатством красок библейской красоты. Звук её песни это голос народа».

GEBET
Oh Gott, ich bin voll Traurigkeit...
Nimm mein Herz in deine H;nde -
Bis der Abend geht zu Ende
In steter Wiederkehr der Zeit.

Oh Gott, ich bin so m;d, o, Gott,
Der Wolkenmann und seine Frau
Sie spielen mit mir himmelblau
Im Sommer immer, lieber Gott.

Und glaube unserm Monde, Gott,
Denn er umh;llte mich mit Schein,
Als hilflos noch und klein,
- Ein Fl;mmchen Seele.

Oh, Gott und ist sie auch voll Fehle -
Nimm sie still in deine H;nde...
Damit sie leuchtend in dir ende.
МОЛИТВА
О, Боже, я полна печалью ...
Возьми мое сердце в твои руки -
Пока вечер  подходит к концу
В постоянном повторении времени.

О Боже, я так устала, О, Боже,
Облачная пара – мужчина и жена его-
Играют со мной синевой небесной
В вечное лето , дорогой Бог.

Я доверяю нашей луне, Боже,
Ибо она окутала меня сиянием,
Как беспомощный еще и маленький,
- Огонёк души.

О, Боже,  она ещё так виновна-
Возьми же её спокойно в свои руки ...
Чтобы она до конца светилась в тебе.
                ***
 В сентябре 1938 года в официальной немецкой газете
„Reichsanzeiger“ появился список лиц, лишённых гражданства в Третьем Рейхе, и среди них также Эльзе Ласкер-Шюлер. В апреле 1939 года состоялась третья поездка в Палестину, которая планировалась на три месяца. Начало войны сделало невозможным возвращение в Европу. Ещё в марте 1933 года должна была состояться премьера её пьесы « Артур Аронимус и его отцы» в Берлинском Шюллер-театре. Но перед генеральной репетицией нацисты запретили постановку. В этой пьесе Эльзе  ясновидческки предвидела преследование евреев.:
« Наши дочери будут сжигаемы на кострах, по примеру средневековья! Вера в ведьм восстала из гроба. Из пепла веков. Пламень будет пожирать наших еврейских сестёр...»

DIE VERSCHEUCHTE

Es ist der Tag im Nebel v;llig einegeh;lt,
Entseelt begegnen alle Welte sich –
Kaum hingezeichnet wie auf einem Schattenbild.

Wie lange war kein Herz zu meinem mild ...
Die Welt erkaltete, der Mensch verblich.
- Komm bete mit mir – dann Gott tr;stet mich.

Wo weilt der Odem, der aus meinem Leben wich?
Ich streife haimlos zusammen mit dem Wild
Durch bleiche Zeiten  tr;umend – ja ich liebe dich .....

Wo soll ich hin, wenn kalt der Nordsturm br;llt?
Die scheuen T;re aus der Landschaft wagen sich
Und ich vor deine T;r, ein B;ndel Wergerich.

Bald haben Tr;nen alle Himmel weggesp;lt,
An deren Kelchen Dichter ihren Durst gestillt –
Auch du und ich.

ИЗГНАННИЦА
Это день туманом полностью окутан,
Бездушные миры встречаются-
Едва обозначенные как в театре теней.

Как долго ни одно сердце не было добрым к моему ...
Мир холодеет, человек исчез.
- Приди молиться со мной - тогда Бог утешит меня.

Где обитает дух, ушедший из моей жизни?
Я  брожу бездомная как дикий зверь
И снится мне сквозь это бледное время- да, я люблю тебя .....
Куда мне  идти, когда ревёт холодный север?
Устрашают двери в твой край
И  я перед твоим порогом словно подорожник.

Вскоре слезы размыли все небеса,
Чашами их поэты утоляют жажду –
и ты и я.

Окончание этого стихотворения – одного из немногих стихов, в котором Эльзе Ласкер-Шюлер раскрывает проблему изгнания-  очень важное для поэтессы. Это заключение изменялось неоднократно в разных публикациях. Центральным мотивом этого стихотворения является образ « чаши», который, если рассматривать источник его происхождения- сам имеет двойственное значение. В Новом Завете это был символ объединения , в последний раз во время последней вечери подавал Иисус эту чашу по кругу своим ученикам, чтобы заручиться присутствием их на время между смертью и осуществлением Царства Божьего. В Ветхом Завете чаша – это образ судьбы и суда : Последний суд, который Бог будет править над грешным людом, был пророками приравнен к чаше, из которого каждый должен испить. Но в псалме 23, 5 появляется чаша, утоляющая горечь и заботы.
         Только с осторожностью можно ответить на вопрос о имеющемся там обращении « Ты», который произносится в самом конце стихотворения. Стоит подумать, не имела ли тут она в мыслях Готфрида Бенна, с которым соединяла её в 1911-12 годах тесная и поэтически плодотворная дружба.

HINGABE

Ich sehe mir die Bilderreihen der Wolken an,
Bis sie zerflie;en und enth;llen ihre blaue Bahn.

Ich schwebte einsamlich die Wellten all hinan,
Entzifferte die Sternoglyphen und die Mondeszeichen um den Mann.

Und fragte selbst mich scheu, ob oder wann
Ich einst geboren wurde und gestorben dann?

Mit einem Kleid aus Zweifel war ich angetan,
Das greises Leid geweiht f;r mich am Zeitrad spann.

Und jedes Bild, das ich von dieser Welt gewann,
Verlor ich doppelt, und auch das was ich ersann.

Преданность
Я смотрю на серию картин облаков,
Пока они не растают и не откроют их синюю дорогу.

Я возношусь одиноко над мирами,
Разгадываю звёздные узоры и рисунок человека на луне.

И в испуге спрашиваю себя, не придёт ли время
Мне родиться вновь и ещё раз умереть?

Меня окутала одежда из сомнений,
Седое страдание вращает  для меня  колесо времени.

И каждуя картину, которую я вынесла из этого мира,
Я потеряю дважды, а также  и то, что я выдумала.
„MEIN BLAUES KLAVIER“
                ***
В Иерусалиме Эльзе Ласкер-Шюлер признаётся о своей тоске по Германии.  Она смотрела на Палестину глазами искательницы Бога  с ожиданиями увидеть Библейскую Святую землю. Но нашла она здесь совершенно чуждую страну политического раздора и социальной бедности. Но она распознала за кулисами этой реальности  первоначальный край иудаизма и христианства и отблеск небесного Иерусалима.Итогом этой поездки стала книга „Das Hebr;erland“, изданная в Швейцарии в 1937 году.

MEIN HERZ RUHT M;DE

Mein Herz ruht m;de
Auf dem Samt der Nacht
Und Sterne legen sich auf meine Augenlide.....
Ich flie;e Silbert;ne der Et;de – – –
Und bin nicht mehr und doch vertausendfacht.
Und breite ;ber unsere Erde: Friede.

Ich habe meines Lebens Schlussakkord vollbracht –
Bin still verschieden – wie es Gott in mir erdacht:
Ein Psalm erl;sender – damit die Welt ihn ;be.

МОЁ УСТАЛОЕ СЕРДЦЕ ОТДЫХАЕТ

Мое усталое сердце отдыхает
На бархате ночи
И звезды лежат на моих веках .....
Я таю в  серебряном тоне этюда - - -
И то нет меня больше, но  я тысячекратна.
И распростираю над  нашей землёй : мир.

Я  завершила последний аккорд моей жизни -
Я спокойна по-иному, - как Богом назначено мне:
Псалом искупительный - всему миру.

„MEIN BLAUES KLAVIER“

До самой смерти она жила в бедности в Иерусалиме, в 1940-41 годах она работала над своей последней театральной пьесой„Ichundich“, ( «Яйца»).  2 июля 1941 года в Иерусалиме состоялась первое чтение этой пьесы, в которой на фоне политической катастрофы в Германии возникает мотив раздвоения сознания (Ichspaltung), персонажей, где к вымышленным и библейским присоединяются и немецкие фвшисты.
  В 1941 году  она создаёт при поддержке друзей товарищество « Крааль», задачей которого была организация чтений и представлений. В её, быть может, самом волнующем сборнике стихов « Мой синий рояль», который вышел в 1943 году тиражом в 300 экземпляров, поэтесса находит трогательные слова для её страданий в изгнании и её тоски по утраченному навсегда.
  В начале 1945 года Эльзе Ласкер-Шюлер заболела стенокардией и  22 января умерла.
Так я мог бы закончить свой рассказ о Эльзе Ласкер-Шюлер, изгнаннице, сожжённой немецкой поэтессе любви... Только любовь.... любовь несгораема, она сама – пламя. Эльзе очень страдала перед смертью. ..Но есть её посмертная маска, на которой она улыбается...
  Вернёмся на минуту к последнему периоду её жизни. В последнем сборнике её стихов несколько помечены таинственным посвящением « Ему» . Ей 71 год , и она  влюблена в выходца из Берлина Эрнста Симона, преподавателя высшей школы, на 30 лет моложе её.
«Крепко стоять на земле, это значит мыслить, а реально мыслить может только человек с небом над собой», - писала она Эрнсту Симону, и желала себе: « Хотела бы  я знать язык неба». Она знала его. Она пишет в своих стихах:
«Приди ко мне ночью – будем спать сплетённые тесно»
«И возгордилась я в сердце своём - вознеслась бы до неба..»
И триумфальное:
«Я люблю тебя! Я люблю тебя! Пусть раскроются уста твои! Мир глух, мир слеп, И тучи, и листья ,– Только мы – та золотая пыль, из которой мы сотворены! Мы есть!»...
        Позволительно ли публиковать такие письма? Да,  можно. Даже не для того, чтобы показать, какова цена перехода в легенду. В этом страдание и боль. И часть этой легенды запечаллена на знаменитой фотографии, на которой она играет на флейте, обутая в белые туфельки, в шелковистом атласе, мешковатых штанах, в куртке , со стилетом на боку.

EIN LIEBESLIED
Komm zu mir in der Nacht - wir schlafen engverschlungen.
M;de bin ich sehr, vom Wachen einsam.
Ein fremder Vogel hat in dunkler Fr;he schon gesungen,
Als noch mein Traum mit sich und mir gerungen.
Es ;ffnen Blumen sich vor allen Quellen
Und f;rben sich mit deiner Augen Immortellen.....
Komm zu mir in der Nacht auf Siebensternenschuhen
Und Liebe eingeh;llt sp;t in mein Zelt.
Es steigen Monde aus verstaubten Himmelstruhen.
Wir wollen wie zwei seltene Tiere liebesruhen
Im hohen Rohre hinter dieser Welt.

Песня любви.
Приди ко мне в ночи - уснём тесно сплетённые.
Я так устала от одиноких пробуждений.
Странная птица пропела уже  в темноте рассветной,
Пока мой сон боролся со мной и собой .

Цветы раскроются перед всеми источниками
И окрасятся  бессмертниками твоих глаз .....

Приди ко мне в ночь в семизвёздной обуви
Закутанный в любовь поздно  в мой шатёр.
И поднимутся луны из пыльных сундуков неба.

Давай же покоиться как два редких зверя
В высоких тростниках позади этого мира.

„MEIN BLAUES KLAVIER“

Эльзе Ласкер-Шюлер приводит в смущение Эрнста Симона своей прямотой, и поэтому пишет ему:
  « У меня нет никаких намерений. Я поэт, и настоящая любовь может жить только в снах. Вы в моих снах обширная заводь  в кувшинках, и её невозможно отнять из моего сердца...»
Эрнст Симон отвечает:» Ваше отношение ко мне для меня тайная гордость. Она будет скрыта от глаз этого света»
       Однако Ласкер-Шюлер абсолютно не от мира сего. Она пишет ему до последних дней, она умеет ждать:
« Вечная жизнь тому, кто знает любовь и может говорить о ней.
Только человек любви может восстать из мёртвых!
Отбросить ненависть! Как высоко может взлетать пламя этого факела!»
       
 Эрнст Симон приобрёл после войны научное признание. Однако бессмертным  сделала его Эльзе Ласкер –Шюлер в 1943 году своей последней кигой стихов « Синий рояль».Он хотел избежать того, чтобы его имя появилось в этой книге, как хотела поэтесса. Так что она поместила перед её любовными стихами только одно слово : «Ему».
***

...