Силлабо-тоническое стихосложение глава 1. стих

Николай Жданович 2
ЧАСТЬ I
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. СТИХ.
В явлениях стиха понятия встречаются,
Средь них есть  метрика в союзе с ритмикой,
Богаче стих, где рифма появляется,
Стройнее стих, объятый строфикой.
Понятье стих всегда звучит двояко:
По смыслу он – художественная речь
Из множества отрезков длиною всякой,
Которых можно в ритме к рифмике увлечь.
Вот здесь идём мы к пониманию,
Пока батальный шум не стих,
Понятьям быть в языкознании:
Там, где есть проза, есть и стих.
В стихе есть заданные паузы,
Чтобы упрочить ритм стиховой,
С учётом всех конечных клаузул:
И дактилической, и женской, и мужской.
Пора назвать второе значение стиха:
То не баллада, не поэма, не строфа –
То – единица ритма стихотворного,
А значит – стихотворная строка.
***
В итоге, при любом литхудтворении
Мы в памяти, в уме и на слуху
Невольно вспоминаем, слышим, понимаем,
И словом «стих» мы смело называем,
Как целое его стихотворение,
Так и отдельно взятую его строку.
Отметим стих  - стихотворение:
«Стихи мои! Свидетели живые
         За мир пролитых слёз!
Родитесь вы в минуты роковые
         Душевных гроз
И бьётесь о сердца людские,
        Как волны об утёс»
( Н.А. Некрасов)
А также СТИХ – одна Стихотворная строка:
«Мой дядя самых честных правил…»
(А.С. Пушкин)
***
В науке о законах строения стиха
«Метрика и ритмика» мы встретим выражение.
Коль точно их не разграничить – нет греха,
А если разграничить, то нужно пояснение.
Всё дело в том, что эти два понятия –
Основа  для создания стиха, строки.
И ни одно из них не подлежит изъятию
Науке о стихосложеньи вопреки.
Звуковые признаки в стопы сочетаются,
От  сочетаний стоп строки появляются.
И метрика и ритмика в стихе всегда при деле,
И это то, что мы о них сказать хотели.
О сказанном покажем на примере:
« А мо;й прия;тен  вку;с и ле;том и зимо;й!»
(В. Майков)       
«КакАя грУсть! КонЕц аллЕи
ОпЯть с утрА исчЕз в пылИ»
(А. Фет)
«ПорА, порА! РогА трубЯт»
       (А. Пушкин)
«Всяк  дОм мне чУжд, всяк храм мне пУст»
           (М. Цветаева)
«ПевЕц во стАне рУсских вОинов»
            (В. Жуковский)
«Где кАпли слёз? Их нЕт. Их нЕт»
      (А. Пушкин)
Мы  видим, как сочетанья звуков стоп
Слагают ритмику для строк.
Во всех примерах – Ямб 4-х стопный.
У поэтов всех времён, и многим впрок,
Он был и есть как самый расторопный.
Но ритмика в стихотворении
Имеет собственное мнение:
Под влияньем смежных строк
В живом единстве с содержанием,
Она меняет метр стоп,
И в том есть ритмики призвание.
Понять, что споры здесь излишние,
Возьмем одно четверостишие:
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты»
(А.С. Пушкин)
- схема метра как всегда:  (1)
U ;’U ;’ U ;’ U ;’ U
U;’U;’ U;’ U ;
U ;’U ;’U ;’U;’U
U;’U;’U;’U ;,

- а схема ритма такова:  (2)
U;’U;’U U U;’U
U U U;’U;’U;’
U U U;’U U U;’U
U;’U;’U U U;’.
Там, где Ямб звучит сплошной,
Стопозначный в чистом виде,  (1)
В свя;зи с Ритмикой сквозной,
Он Пиррихия увидел.  (2)
Пиррихий к Ритмике пришёл,
Чтобы исправить кое-что.
Подумал Ямб и просветлел,
Ведь он давно того хотел.
Сдружились быстро. Сразу в бой:
Создали вместе ритм иной –
Интонационно - звуковой.
Хорей ритмы поддержал
И трехстопным завещал,
Что в стихотворении
Ритмы все приемлемы.
Спондей руку всем пожал
И успехов пожелал.
***