Футбол - как много в этом звуке

Геннадий Банников
           Как и большинство абитуриентов, я поступал в Московский университет исключительно для получения образования и намеревался жизнь положить для приобретения академических знаний и практических навыков в своей профессии – геолога-геофизика.
           Но как-то так получилось, что с самого начала меня захлестнула ещё одна волна, ещё один мир, который оказался если не моим вторым, то по крайней мере очень важным и главное интересным миром, в который я окунулся с не меньшим рвением, чем в учёбу.
           В первые же дни занятий для первокурсников был организован футбольный турнир, где тренеры сборной и руководители центральной футбольной секции отбирали способных парней. Так я оказался в центральной секции, а это кстати освобождало от посещения уроков физкультуры, что было для меня большим тоже плюсом, поскольку кроме игровых видов спорта, другой спорт я не очень любил. Мне очень симпатизировал руководитель секции Георгий Жарков, один из ведущих в прошлом игроков Торпедо, где он был вторым после легендарного Александра Пономарёва бомбардиром. Он быстро меня ввёл в первый состав сборной университета и было очень престижно и, главное, увлекательно мне, скромному провинциалу, совершать небольшие гастроли по спортивным площадкам других ВУЗ-ов Москвы, с которыми мы сражались в рамках чемпионата столицы среди высших учебных заведений. Игры проводились аж тремя составами – так что надо было задействовать не менее 33 человек одновременно. Играли мы надо сказать не очень успешно, многолетним чемпионом в то время был Институт связи, но, откровенно говоря, для меня было важно само действо, которое было как праздник, как некая сказка, особенно после моих недавних, довольно суровых армейских будней.
              Кроме чемпионата города, мы же ещё играли на первенстве МГУ между факультетами. Это было, пожалуй, даже более азартное действо. В наше время подобралось сразу несколько очень достойных противников и первенство шло в напряженной борьбе. Лидерами были (в произвольном порядке) – химический, физический, экономический, механико-математический факультеты. Мы, геологи, слыли тоже неплохой командой, но всё же всерьёз, как мне кажется, нас не воспринимали. И вдруг, я увязываю это конечно с появлением новых сил с первого курса (хотя возможно, как все в этом мире, я перетягиваю одеяльце на себя), команда геологического факультета заиграла так, что удержать её не смогли даже экономисты, которые были костяком первой сборной и естественно посматривали на другие факультеты свысока. Три первокурсника – Арискин Лёша, Поваренных Миша и ваш покорный слуга органично вписались в команду геологов. Как мне сейчас кажется, наша команда скромненько, но со вкусом, в стиле Курбана Бердыева обыграла своих соперников и впервые в истории факультета стала чемпионом МГУ. Надо сказать, что на большом поле это так и осталось единственной нашей победой. Позже геологи побеждали, но только в мини-футболе. А мы, участники тех давних баталий до сих пор так гордимся этой победой, что ты, дорогой читатель, даже представить себе не можешь. А когда добрая фортуна неожиданно сталкивает меня нос к носу, скажем с Колей Малышевым или Лёшей Арискиным, то разговор непременно скатывается к той знаменательной футбольной победе. Сейчас уже многое стёрлось из памяти, шутка ли – почти полвека прошло. Но незабываемое осталось!
               В чемпионскую осень наш ответственный на факультете за физкультуру (кажется, Александр Иванович) несколько раз повторял “Ребята – сейчас дождь, грязь – погода геологическая! Должны выиграть!”. И мы месили тогда эту грязь чаще на запасном гаревом поле в бутсах от Лени Горбатюка – с пробковыми шипами. И, шут его знает почему, но скорее всего в самом деле в такую погоду только геологи могут выигрывать, поскольку именно этим и заканчивались такие встречи.  Однажды на игру с экономистами, составлявшими основу первой сборной, нас вышло только семеро. Георгий Жарков сказал, что можно играть, если захотим. Начали… Витя Жуликов встал в ворота, а он у нас опорный защитник. Играли на главном поле, что было достаточно почётно. Лёша Арискин вспоминает, что в этот тяжелейший момент, когда мяч летел в нашу сторону, он старался послать его посильнее в аут – в проход между деревьями, чтобы соперник дольше бегал вхолостую. Короче, мы тянули резину, как могли, за это время народ подтянулся и во втором тайме мы всё-таки забили гол и выиграли! А вот ещё более курьёзный случай, можно сказать противоположный. Играем с биологами. Ничего не понимаем, поскольку в каждой точке поля на каждого из нас по 2-3 биологических игрока. В перерыве Георгий Жарков заметил, что их на поле аж 13 – чёртова дюжина! Предложил техническое поражение, но мы благородно отказались и выиграли 2:0.
           На фотографии вы можете видеть команду геологического факультета после последней чемпионской игры. К сожалению, на фото не попал наш замечательный капитан, изумительный стоппер, Виктор Жуликов, он в последней игре не участвовал из-за травмы. Как можно заметить, даже единой формы у нас тогда не было, всё держалось на энтузиазме, что и было, пожалуй, самым прекрасным во всей этой истории. 
           Да что там говорить,  спорт - это жизнь. А футбол – это поэзия спорта!