Добро должно быть с русским кулаком

Анатолий Евстафьев
                Добро должно быть с кулаками.
                Добро суровым быть должно,      
                чтобы летела шерсть клоками
                со всех, кто лезет на Добро... *
    
                (Станислав Куняев, 1959 г.)



В конвульсиях от боли и от крови,
с участием безумных "докторов",
рождает каждый век средневековье
на пепелищах жертвенных костров.

          Стремительно слабеет Справедливость,
          на Правду пялят шутовской колпак
          и Ложь со Злом ведут речитативы,
          и кости гложет жуткий вурдалак.

В обителях Господних дух смятенья -
безумный мир овальным колесом
бьёт ось Земли своим грехопаденьем
и метит пулю выпустить в висок.

          Добро и Зло не признают парабол
          и вновь, как в дальней седине веков,
          чтобы унять средневековый шабаш,
          Добро должно быть с русским кулаком.
_______

Евгений Евтушенко вспоминал: "...тему «Добро должно быть с кулаками» «дал нам, студентам (Литературного института), для упражнения Михаил Светлов».
«Добро должно быть с кулаками».
Фраза приписывается Михаилу Светлову, который сообщил её нескольким поэтам с просьбой написать стихотворение, начинающееся на эту строчку. Самое известное стихотворение написал Станислав Куняев:

Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…
(1959)

Сам Станислав Куняев об этом вспоминал так: «Светлов сказал что-то вроде того, что добро должно уметь себя отстаивать. „Вот вам тема, напишите каждый стихотворение“. И я написал, Евтушенко написал, написал кто-то ещё. Получилось так, что моё оказалось лучшим» (из интервью «Независимой газете» 30 ноября 1995 г.).
Таким образом, соавтором этой строки можно считать и Михаила Аркадьевича Светлова.

Полный текст Станислава Куняева:

Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро.
Добро не жалость и не слабость.
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
не отпущение грехов.
Быть добрым не всегда удобно,
принять не просто вывод тот,
что дробно-дробно, добро-добро
умел работать пулемёт,
что смысл истории в конечном
в добротном действии одном —
спокойно вышибать коленом
добру не сдавшихся добром!
Это стихотворение было опубликовано в сборнике «День поэзии» в 1960 г.
____

Добро с кулаками — это ещё Добро, или уже Зло?
На это ответил сам Станислав Куняев, пересмотрев свой юношеский максимализм и на вопрос «Добро должно быть с кулаками? ответил таким стихотворением:

Постой. Неужто? Правда ли должно?
Возмездье, справедливость — это верно.
Пожалуйста. Но только не добро,
которое бесцельно и безмерно.
Недопустима путаница слов,
подмена силлогизмов и понятий,
когда итогом служит смерть и кровь,
число скорбей, количество проклятий.
Напрасны ухищрения ума,
напрасно страсть раскидывает путы —
добро первоначально, как земля,
и пишется «Добро» с заглавной буквы.
Неграмотные формулы свои
я помню. И тем горше сожаленье,
что не одни лишь термины ввели
меня тогда в такое заблужденье.
_________

"...Православие - это не бесхребетная религия

"Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро...

Как этот тезис сочетается с заповедью "Не убий"?
Хорошо сказал митрополит московский Филарет, что личных врагов нужно любить, врагов Церкви обличать, а с врагами Отечества воевать, защищая свою страну. Вот вы идете по улице, весь такой хороший, а на ваших глазах насилуют женщину или ребенка? Мимо надо идти? Мне кажется, что обязанность нормального мужика треснуть дубиной по голове этим подонкам.

Имеет ли священник нравственное право иметь оружие?
Исторически во время балканских войн, у священников было оружие, потому что турки могли напасть в любое время. Священники возглавляли партизанские отряды, и наши священники во время Великой отечественной войны призывались в армию, и они воевали.

Сегодня для духовного окормления верующих военнослужащих в ВС РФ в управлениях, частях и подразделениях есть штатные военные священники не только с духовным, но и с практическим боевым опытом.

Есть и обратное явление: многие из офицеров потом приняли священный сан. Участник Сталинградской битвы Кирилл Павлов среди развалин одного из домов нашел Евангелие. Он стал после войны архимандритом и духовником трех патриархов. Его знает православная Россия, он жив и сейчас, хотя уже стар и никого не принимает. Так что здесь не все однозначно, а Православие - это не бесхребетная религия.

Я преклоняюсь перед Белым движением и нынешними героями Новороссии, которые, несмотря ни на что, поднялись на защиту своих святынь, своего языка и своих близких. Для меня это герои. Просто смотреть, пока придут враги, и все, что для тебя дорого, растопчут, - это не по-русски.