Жизнь кино внутри нас

Ефимия Мэгделин
Русская литература в отечественном кинематографе.

Мастер и Маргарита: ты смотришь целый мир, ты смотришь целого себя.

 Сколько же мне было лет, когда я впервые посмотрела "Мастера и Маргариту", экранизацию знаменитого романа Булгакова 2007 года? Наверно, не более пятнадцати... Какая же туманность Андромеды царила тогда в моих мыслях! Возможно, через год я скажу точно так же... А затем и вовсе стану другим человеком, буду с улыбкой вспоминать свои маленькие, но огромные такие... жизни.
Теперь мне шестнадцать. Знаю, взрослые не понимают, что год некоторых людей по накопленной информации, пройденным урокам равен десяти годам жизни других.
Надеюсь, мой милосердный читатель, ты будешь снисходителен к моим отступлениям, ибо если ты был подростком, то наверняка знаешь, что вся их жизнь состоит из одних отступлений. Некоторые из таких странных молодых людей воображают себя свободными мустангами, стремятся следовать своему собственному зову прерий(на самом деле стремящиеся все кругом разнести), оказывая ярое сопротивление всем тем, кто пытается их обуздать(то есть вразумить). Другие предпочитают вести "замороженный" образ жизни, зарывая свои любимые предрассудки глубоко под землю, приберегая их до лучших времен...
Однако, к чему это я все говорю. Вы наверно уже подумали: и при чем здесь кинематография, литература, ведь этим молодым людям вообще ни до чего дела нет, и всё их заставлять надо! А вот и есть.
 Ни для кого ни секрет, что каждый на протяжении всей своей жизни хочет быть собой. Но что это вообще такое? И как это понять? Как раз такие проснулись во мне вопросы в неполные пятнадцать лет, самый разгар этого внутреннего ада.
В этот богатый впечатлениями период я пыталась всеми усилиями заморозить, закопать, заткнуть, забить, а если все еще ничего не получалось, навеки запечатать за семью замками внутренний нетерпеливый топот моего мустанга. В этот момент передо мной появились Маргарита и Мастер. В этот исторический момент.
 В фильме господин Воланд любезно предоставляет спасение Маргарите:приглашая к себе, фактически избавляет ее от пустой жизни с нелюбимым человеком, а также Мастеру, фактически возвращая ему любимую, роман, принесший много сюрпризов, и квартиру. Как же такое могло произойти? Правильно, все было не задаром, но... Это могущественное существо встало на их сторону!
В этот момент я поняла, что мой внутренний Сатана, мой могущественный и страшный мустанг, мое чудовище, может быть как жестоким палачом, так и Другом. Все зависит только от меня! Я нашла выход из своего неудобного подросткового положения. Я признала мустанга своим! Я разбила оковы и освободила его, дав следовать ему зову своих прерий, осознавая это, веря в него, принимая его как свою часть, часть Жизни, но не давая поработить себя. "Хоть все и  перегорело и угли затянулись пеплом, все же, клянусь, что за эту встречу я  отдал бы связку  ключей ..., ибо мне  больше нечего отдавать."(реплика Мастера из романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
Кстати говоря, никчемные попытки замуровать, покорить мустанга подростка схожи с попытками солдат НКВД арестовать Воланда и его свиту. Мне так нравится, как Вы улыбаетесь, дорогой читатель... Когда-то моего внутреннего мустанга забавляло его "заточение". Когда ему становилось скучно, он начинал издеваться. Врывался в мои планы, всё поглощал, прямо как кот в продуктовом магазине с разрешения Фагота. А в ответ на мои жалкие попытки остановить его, он играл примерно по таким правилам: "душенька, милочка, красавица, – засипел Коровьев, переваливаясь через прилавок и подмигивая продавщице, – не при валюте мы сегодня... ну что ты поделаешь! Но, клянусь вам, в следующий же раз, и уж никак не позже понедельника, отдадим все чистоганом. Мы здесь недалеко, на Садовой, где пожар." Так забавлялся Фагот, так и я оправдывалась: мама, подростковый возраст у меня, понимаешь? Но я все-все исправлю! На что она отвечала реакцией продавцов того продуктового магазина, но только гнев ее ранил меня. Вот к чему может привести чрезмерная серьезность, мой дорогой читатель. И ведь у взрослых такое случается, не правда ли? "Не шалю, никого не трогаю, починяю примус..."(Кот-Бегемот)
 После того, как Сатана становится Другом, становится всесильной Любовь. Испытание пройдено, бал Дьявола окончен, и он проверяет тебя снова: не станешь ли ты нищим, жалующимся, неблагодарным попрошайкой? Может, все-таки удастся тебя уничтожить, растоптать могучими копытами? Это испытание еще труднее. Он задает контрольный вопрос: может быть, что-нибудь хотите сказать на прощание?(то есть попросить). Дьявол есть Дьявол. Мустанг есть мустанг.
" — Нет,  ничего,  мессир, — с  гордостью ответила Маргарита, —  кроме того, что  если я еще нужна вам, то я  готова охотно исполнить все,  что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу.  Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно предоставила бы мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц..."(реплика Маргариты из романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
К слову сказать, в своем романе автор в этот момент очень подробно описывает внутреннее отчаяние Маргариты: ведь она так хотела узнать что-то о ее Мастере! Ради этого она и становится участницей всех "мероприятий" Воланда. В экранизации нет таких подробностей, поэтому возникает интрига. Она получает желаемое. Она ликует и убеждает Мастера: "всесилен!"
 А после наступает полнота жизни, сердце дышит, из него густыми реками изливается бесконечная Любовь. Она молчалива, но многословна, прекрасна и величественна. Она - жизнь. Такой является экранизация романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007 года. Ты смотришь ее? Ты смотришь целый мир, ты смотришь целого себя!
 Роман является одним миром. Экранизация этого романа является другим миром. Ты являешься третьим миром. У каждого свои миры. Но ниточки взаимосвязи протягиваются между всеми Вселенными... Они движутся, сливаются и расходятся.
Слились миры, вдруг соединились - и родилась новая интерпретация романа "Мастер и Маргарита", вышла в жизнь экранизация. Открылись новые двери в миры каждого из создателей. Ты открываешь для себя столько нового и вдруг находишь ключи к своим дверям. Так формируется твой мир, твоя жизнь.
 Очаровательная Анна Ковальчук проложила мне дорогу в сакральный женский мир. Я завороженно наблюдала и чувствовала через нее удивительную многогранность Маргариты, ее чуткость и смелость, страстность и нежность. Я вместе с ней в буквальном смысле слова становилась ведьмой, с ней я впервые осторожно приблизилась к моему мустангу, познакомилась с ним, отпустила его. Я прошла это испытание, и за это я по-настоящему благодарна судьбе, Маргарите и Ане Ковальчук.
 Есть еще один волшебник, и имя его - Александр Абдулов. "Грустный клоун," - так называл он себя, и утверждал, что Фагот такой же."Я безумно благодарен режиссеру Владимиру Бортко за то, что он подарил мне встречу с любимой средой, с моим любимым миром. Я - идеальный Коровьев! Чародей, маг, виртуоз, профессионал, мозги, мотор и юмор!" С уважением преклоняюсь перед его великим талантом зажигать сердца: Фагот научил меня смеяться над собой, в частности над своими стремлениями покорить внутреннего мустанга. Этот смех воистину священен! Да, это так. Он освобождает от бремени страхов, и тяжелейшая гора лишней ответственности(да-да, она бывает лишней!)вдруг сваливается с плеч. Ах, если бы ты знал мой пыл, мой восторг, милый читатель!
 С того момента, как я познакомилась с Воландом в этом увлекательном "киноромане", я перестала делить все в мире на черное и белое. Это меня радует, так как теперь мне ежедневно предоставляется возможность наблюдать мир во всем его великолепии. Ты заслушиваешься бархатным голосом Олега Басилашвили, ты получаешь в дар ту мудрость, которой живет Воланд. Конечно это так, ведь на его плечах большая ответственность! Ты соглашаешься с ним, веришь ему, веришь своему мустангу и вдруг начинаешь им гордиться, восхищаться...Тогда все в гармонии, тогда ты- это ты. Да и вообще, что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
 Когда-то меня совсем не интересовала реальная жизнь. Видишь ли, милый читатель, все свободное время я писала стихи. О далеких мирах, мужественных рыцарях и благородной жизни. И решительно ничего не понимала(а, может, и не хотела понимать) в жизни общества. Все казалось абсурдным и неестественным, я страдала от непонимания окружающих и отсутствия всего того, что мне казалось важным и стоящим, что было в моих произведениях, в моем личном мире. И вдруг я увидела Мастера: интересного, талантливого, но не понятого обществом человека. Его страдания ужаснули меня: как я была счастлива, что нет таких жестких ограничений в наше время! Я вышла на порог своего дома и впервые огляделась вокруг. Я начала свое исследование окружающего мира с благодарностью. Сам исполнитель роли Мастера, Александр Галибин, рассказывал о том, что сам чувствовал тот непомерный груз своего героя, тяжелейшее разногласие с окружающим миром. Я верю, что сейчас Мастер пребывает в царстве покоя и наслаждается целебной тишиной. И от всей души благодарю исполнителя данной роли за то, что он действительно создал Мастера.

Интересно, что некоторые создатели этого фильма, включая самого исполнителя этой роли, не воспринимают Иешуа Ганоцри как Иисуса Христа.


Долгая и трудная работа режиссера Владимира Бортко, всех актеров и других мастеров воистину преобразила мою жизнь, в чем я сейчас абсолютно убеждена. С удовольствием сообщаю, что сияю красотой отважной Маргариты, намазавшейся чудодейственным кремом Сатаны, и чувствую себя алмазной донной, скачущей на свободном, могучем, всесильном мустанге, части меня, моей вечной фортуне, в реальную жизнь, в жизнь!

За сим я откланиваюсь, дорогой читатель. Пришла пора встречать своего мустанга!