Два портрета...

Светлана Груздева
Здесь перед нами два портрета:
Один – Марины в тридцать три.
Художник Шумов – ты всмотрись –
Запечатлел в подарок свету.

Со стрижкой гладкой,  на висках
Слегка крылами взмыли прядки…
От ученической тетрадки
Оторвалась…серьёзен взгляд

И выразительно печален,
И столь загадочно глубок…
И жгущих замыслов клубок,
Что не довоплощён в Начале…

Овал лица совсем не груб.
И перстни средний с безымянным
Сжимают, будто покаянно…
И нежно-горек очерк губ…

…………………………..

Другой портрет – пером свершён…
Художнице, что из Чикаго,
Таким явился на бумагу…
Документальности лишён,

Он подчеркнул, что бестелесно,
Усугубил, что было в Ней:
Трагический излом бровей
И глаз распахнутую бездну…

Контрастность непривычна черт…
И тьмы над белизною пропасть!..
Широко веко, словно  лопасть,
А чёрный обод метил чёрт…

Да, тут заострены углы…
О них всегда Марина билась!..
Но гениальность засветилась
Ещё сильнее!.. видишь ты?!..


31.08.2016
Фото П.Шумова, 1925,
Портрет Н.Тореевой,
Чикаго, 2016
коллаж мой
СпасиБо Юлию Зыслину,
цветаеведу из Вашингтона!

Несколько слов о фотографе:

Революционер дворянских кровей Пётр Иванович Шумов (1872-1936) несколько раз арестовывался в царские времена. Ему грозила даже каторга и в 1907 г. он покинул с семьёй Россию. Осев в Париже, он постепенно освоил фотографию. В 1911 г. Шумов уже открыл собственное фотоателье на Монпарнасе, рю дю Фобур Сен-Жак, и вскоре сделался популярным в Париже фотографом-портретистом. Применяя особую технику ретуши негативов, он добивался поразительных результатов.
Известности ателье немало способствовало состоявшееся в том же году знакомство Шумова с Огюстом Роденом, быстро перешедшее в тесное сотрудничество, длившееся до смерти скульптора.
Шумов создал целую галерею портретов самых известных деятелей культуры и политики своего времени. Назовём ряд имен русских эмигрантов-деятелей искусства, отснятых им с 1920 года: М. Алданов, Л. С. Бакст, К. Д. Бальмонт, М. Волошин, Н. С. Гончарова, С. П. Дягилев, Б. К. Зайцев,А. И. Куприн, М. Ф. Ларионов, В. В. Маяковский,С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, А. Н. Толстой, Н. Тэффи, М. И. Цветаева, В. Ф. Ходасевич, Саша Чёрный, М. З. Шагал, Л. Шестов, И. С. Шмелёв, И. Г. Эренбург…
Кроме портретов МЦ, он сделал несколько фотографии семейства Эфронов. МЦ часто фотографировала сама. Известно её благодарственное письмо 1926 г. фотографу Шумову, начинающаеся словами:
«Дорогой Пётр Иванович!
Карточки восхитительны…» и восторженная открытка из Лондона: «Весь Лондон полон Вашей славой…»

И о художнике:

Наталия  Григорьевна Тореева – многоопытный, работающий в разных жанрах и техниках художник ленинградской школы (живопись, графика, плакаты, рекламы, кино, книжные иллюстрации). Она давно входит в творческую группу учеников и последователей Осипа Абрамовича Сидлина (1902–1972). 
В Чикаго Наталия Григорьевич поступила в DePaul University, где изучила computer graphics and animation.
С Наталией Григорьевной мы знакомы несколько лет/Юлий Зыслин/. Она сама вышла на нас и предложила свои услуги. Я попросил её сделать для музея рекламные плакаты-эмблемы наших проектов по русской культуре.
Как будто бы конструктивизм и компьютерная графика и проклёвываются в этих её работах. Но не только это: Она любит и знает русскую поэзию. Поэтому откликнулась на наши работы по рисункам МЦ (http://www.chayka.org/node/6290)
и высказала очень интересные мысли и рекомендации.