Невесомые поиски счастья

Нина Плаксина
 

           «Библиотека Фантастов Крыма» ( книжная серия основана в 2004 году) пополнилась новым произведением Раисы Наумовой «Невесомые поиски счастья», это шестая книга писателя-фантаста, публициста и поэтессы. Написана повесть в жанре сказочно-юмористической Фэнтези.

   Основатель серии и руководитель Клуба фантастов Крыма Валерий Гаевский и ранее отмечал «живой язык, мягкость стиля и органичное вплетение фантастического в реальность» пишет во вступительной статье к названной книге: «…фантастическая проза Раисы Наумовой одновременно и бытийственна и лирична. Автор продолжает традиции гуманистической фантастики, заложенные такими мастерами, как И. Ефремов, А. Громов, К. Булычёв, В. Шефнер. Раиса Наумова – настоящий фантаст, человек неравнодушный не только к звёздным образам будущего бытия человека, но также живущий в настоящем мифотворческом поле. Она из тех авторов, для которых фантастика может начинаться от простого чувства, от любви к природе, к истории, к волшебной деятельности мира.

   Новая повесть «Невесомые поиски счастья» – это своеобразное пособие, как стать волшебницей. Для этого надо обладать смелым сердцем, огненной душой и верными друзьями, готовыми всегда прийти на помощь. Всё это в избытке есть у главной героини повествования Жанны».

    Далее Валерий Анатольевич отмечает, что повесть завершается открытым финалом. А почему – жизнь продолжается и продолжение следует.
    Поклонники фантастики  дождались новой книги. Реальный мир хранит удивительные мгновения переселения в мир фантастический с невиданными животными и неведомыми природными явлениями, непривычными красками и чудесными перемещениями в сказку.

          Вселенная, выделившаяся из Мирового Яйца. Страна Магмум, где, как и на Земле, существуют добрые и злые силы. Девушка Анрика, зародившаяся в нём же. Немало интересных дел сотворил волшебник Магмум, например, одноимённую страну, эмбрион в виде невинной девочки Анрики.  Он нейтрализовал девочку, а всё потому, что её отпрыск вызовет необратимые изменение.  Сын её будет властелином мира. Озадачены те, кто не хочет терять власти. Вот почему девушка будет существовать на планете Земля. А Земля так хороша, что «голова кружится от тишины и свежего воздуха». Всё же волшебник выделил, надел на её запястье нефритовый браслет.

           Однажды исчезла часть страны Магмум, исчез и Махон, старый волшебник. О девочке Арнике знает лорд Сандр, молодой волшебник. Он хочет найти Анрику, используя свою силу: он может проходить сквозь стены, рассыпать с рук золотистые огоньки.
           Огонь, пожалуй, он тоже главное действующее лицо. Это и спасительный прометеев огонь, и факелы, зажжённые для борьбы с лианами-кровососами, это и внутреннее озарение, это, наконец, Огонь Великого Деяния.

            Повесть сказочно-юмористическая, настроение читателя не раз изменится, то удивляясь, что и волшебники могут самокритично оценивать себя, то влюбляясь и разочаровываясь, то переживая страх и возмущение, то радуясь пониманию. Так Сандр, не желая, чтобы Жанна чувствовала себя виноватой в изменениях судьбы, говорит: «Зло кроется во мне самом. Мои желания не совпали с моими возможностями».

             Каждый из героев обладает какой-то силой, в том числе и волшебной, но и предметы, символы власти: скипетр, держава, золотая корона – тоже обладают чудесными свойствами. А ещё чудесный меч Грааф, который обнажают «только ради правды и справедливости». Меч в руках Франсуа.

     Юный мушкетер Франсуа –  друг, гость, любимый. Не одна сюжетная линия прослеживает события, взаимоотношения героев, развитие характеров.

     Герои повести: Хлодвига, её сын Хендрик, он же Хмырь. Дряхлый старец, сёстры-близнецы Виола и Жанна (антиподы по характеру и поступкам), дивные звери, нянюшка Поли…   Внешность, одежда каждого героя тщательно вырисованы автором, ярко представлены читателю. Пример: «На приём к королю девушка надела пышное белое платье, украшенное по подолу букетиками роз, и сверкающую бриллиантовую диадему. Франсуа при виде такого великолепия не мог оторвать глаз от возлюбленной». Хочется подчеркнуть, что автор, Раиса Валентиновна Наумова, одеждой подчёркивает характер героев, время и значимость событий, поэтому детально описывает платья, украшения. Но она окунула читателя и в изменения моды. Пример. В комнату внесли манекены. На одном из них надеты «сильно потёртые штаны из грубого материала и рубашка без рукавов, на груди которой оскалился безглазый череп. Второй манекен был весь в коже и заклёпках, а на груди висела металлическая цепь». Франсуа был поражён, назвал одежду безобразной, а Сандр сказал, что это образцы молодёжной моды. Узнаём наше время.

           Хлодвига «в красно-оранжевом платье с широкими рукавами». Одежда
говорит о её властности и жестокости. Хлодвига хочет собрать в своих руках все символы власти, которые находятся в разных местах: в Дотии, Смолении, Браттии. Но сделать это должны Жанна, Франсуа и Сандр.

            Повесть насыщена встречами с фантастическими животными, приключениями, борьбой, гонками, сражениями. Хитрость, злоба, обман будут преодолены мужеством, взаимовыручкой, любовью, добротой, самоотверженностью.

             В сюжет повести включены интерлюдии. Их несколько. Они выделяют из повести носителей какой-либо силы, характера, идей. В первой интерлюдии автор знакомит читателя с героиней через её сон. Огонь, жгучее, яркое пламя окружает девушку, оно «словно оранжевые волны, плескалось у её ног, и она, недолго думая, бросилась в это безбрежное море огня и поплыла, превращаясь в частичку яркого плазмы и наслаждаясь обретённой свободой».
Во время  купания  в огненном море девушка чувствует на себе взгляд серых огромных глаз…  Загадка. Завязка в сюжетном развитии действий.

            Вторая интерлюдия. Сон. Природа.  «Солнце плавилось на гребешках волн, а горизонт был чист и прозрачен. Небо плавно переходило в голубизну моря и, сливаясь с ним в одну линию, давало ощущение простора».
В следующей интерлюдии мы узнаём, что Жанна – это Анрика. Огненный смерч. Жанна просочилась сквозь кипящую лаву. Яркий огненно-красный цветок. Пламя и Жанна – родственные субстанции. Жанна – огненное существо, её влечёт к огню. Именно она зажигает факел в лесу хищных лиан. Она ведёт сквозь огонь в Детию. Жанна – повелительница огня. Для Жанны «Огонь был тёплым и ласковым, как весенние лучи солнца. Он гладил кожу, бежал, переливаясь по телу, ярко освещая всё вокруг». Как она провела всех сквозь огонь? Она вошла в пламя, широко развела руки. Огонь расступился, и все последовали сквозь него за Жанной.
И ещё интерлюдия, которая говорит о разном восприятии и понимании красоты. Только любовь дарит уверенность и даёт настоящую оценку и поступкам, и жизни, и красоте тоже.

          Следующая  интерлюдия возвращает нас к началу повести, готовит понимание перемен в сюжете, а именно, как нужно появиться ребёнку Анрики, чтобы не последовало беды. Сандр читает манускрипт. Явилась Анрика. Она узнаёт, что Сандр был рядом в образе единорога Филиппа. Обман? Необходимость?
«– Я направил тебя по дороге жизни, стремясь дать тебе обрести себя, осознать свои магические силы, а Франсуа – это был твой самостоятельный выбор.
 –  Ты испугался своей любви, лорд Санд.
 – Да не скрою, я вначале увлёкся, дал волю чувствам. Но ты теперь уже не та глупенькая девушка, какой была вначале. Поэтому ты прекрасно понимаешь, чем грозило бы рождение нашего сына…
 – Я тебя ненавижу за всё это лорд Санд. Я довольна, что встретила Франсуа. Он прямодушен и никогда не пошёл бы на подобный обман, и он меня искренне любит.
 – Я рад за тебя, Анрика, Только прошу, не рожай ему сына.
(Анрика прощается с Сандром).
Анрика посмотрела на волшебника странным взглядом, в котором сквозила ненависть, мука и… любовь».

            Интересно, что в повести мы встречаем слова, словно бы и знакомые, но наполненные особенностями жанра. Читатель сам определяет значение их, вдумываясь в сюжет и опираясь на свой лексический багаж.
Это обогащение лексического словаря:
Матримониальные планы.
Флюктуация звёзд в созвездии Лебедя. Нетрадиционное излучение вещества.
Инерция антивещества.
Помещение в виде зелёного октаэдра. (Восьмиугольник. Виола в нём).
Мысленная телепатема.
Трансмутироваться. Пример. Хендрик  уставился в одну точку, очертание тела начали расплываться, подобно облаку, и Хендрик растаял в воздухе.

         Герои много путешествуют в сказочно красивых местах и испытывают удивление, переживают ужасы, преодолевают опасности. Рядом фантастические животные, но разговорчивый, умный, даже мудрый попугай Кеша все события сопровождает песенными резюме. Его песни напомнят читателям все детские, юношеские и просто годы жизни в нашей стране. В завершающих строках мы видим, что героиня с уважением относится к постоянному присутствию птицы: «Жанна, в лёгком, цветастом платье, довольная и счастливая села рядом с  Франсуа, а Иннокентий примостился на её плече, и, как всегда, весело напевал.

         Поздравляю читателей с новой книгой, а автору желаю интересных встреч и скорой презентации