7-ой день в Петербурге. Эрмитаж

Соловьёва
Седьмого июля, в день рождения Марка Шагала, на Купалье , мы поехали в Эрмитаж.
На этот раз очередь двигалась быстро, мы  ни с кем не разговаривали, любовались атлантами, благородно  поддерживающими архитрав Зимнего дворца,  наблюдали за  серебристыми нитями дождя и  полётами птиц.
И вот с замирающим сердцем мы входим в Эрмитаж по Иорданской лестнице,- Иордан - так называлась прорубь, где купалась царская семья на Крещение.
Ещё эту белоснежную лестницу с балюстрадой из каррарского мрамора зовут Посольской, так как по ней для аудиенций с царём поднимались послы из разных стран.
Какая роскошь!
Позолоченные горгоны, серые колонны из сердобольского мрамора, чудесные паникадила. Мы сразу как-то попали в галерею Военной славы: 332 портрета Доу русских генералов: Барклая де Толли, Кутузова, Багратиона, Берга, Сазонова, Каховского, Балка…
Я пошла искать генерала Тучкова, о нём писала Цветаева:

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.

Я поняла: почему четвёртый,- четвёртый - в ряду в Георгиевском зале,
И почему - на гравюре полустёртой, у Марины Тучков был изображён на коробке цветных карандашей.
Отойдя на большое расстояние, полюбовалась конными портретами Александра Первого, Вильгельма Третьего( худ. Крюгер) и австрийским Францем Первым( художник Крафт).
Потом мы оказались в Большом Георгиевском зале,- в нём всё поразило меня: белоснежные колонны из каррарского мрамора, окна в два ряда, верхний и нижний, необыкновенная, удивляющая воображение просторность зала, а  пол? - узоры из 16 пород драгоценного дерева.
В Георгиевском зале  я увидела вчерашнюю знакомую, врача - педиатра по очереди в Эрмитаж,- она была с 16-летней внучкой, вырывавшейся вон из Тронного зала:
- Не хочу, не желаю, надоело, лучше бы я во Владивостоке сидела за компьютером! Это тебе интересно, а мне - нет!
Хорошо, что наша 6- летняя Ира молчала. Пока молчала.
Слово «Эрмитаж» переводится с французского как уединённый уголок. Хорош уединённый уголок: толпища туристов, болтающих на всех языках мира.
От скульптур, картин, ваз, саркофагов, горгон, атлантов, кариатид в глазах начинало рябить.
Я поняла: нельзя необъятное объять: три миллиона экспонатов.
Решила ходить по залам любимых художников и любоваться ими.
Первым делом, я отправилась в Рафаэлевы лоджии , которые являются полной копией  станций в Ватикане. Екатерина Вторая попросила Рейфенштейна скопировать лоджии, папа дал разрешение, художники во главе Христофора Унтерпенгера приступили к работе.
Я не могла не взглянуть на Мадонну Конестабиле.
Во- первых, люблю Рафаэля и как тонкого художника, и как гармоничного человека, нежного, тактичного, ангельски терпимого, дружелюбного. Рафаэль, как герцог, всегда был окружён свитой ,человек в 50, все - друзья, все - товарищи..
Стоило появиться Рафаэлю в мастерской,  как все распри между художниками исчезали,- так всегда действует благородство характера, добрый гений натуры, ласковость обхождения.
У Рафаэля был отец, малоизвестный живописец, отличающийся человечностью души, большим добронравием характера.
Именно он решил отдать сына в Перуджу Пьетро Перуджино для обучения рисованию, хотя очень тяжело переживал разлуку.
В 17 лет Рафаэль рисовал такие прекрасные картины, как «Обручение Марии»: на фоне сквозного храма, идеального по пропорциям, священник соединяет руки Марии и Иосифа, с расцветшим посохом - знак избранности. Рядом с Иосифом отвергнутый, юный и красивый, жених ломает в гневе свой посох.
Одно из лучших качеств Рафаэля - правдолюбие.
Возьмём двойной портрет купца Анджело Дони и его супруги Мадделены. Их художник нарисовал на фоне неба, за их спиной - хрупкое деревце, только увеличивает грузность супругов. Анджело  всё ещё красив, но пухлые руки с перстнями говорят о его скупости и резкости, а лицо Мадделены, некрасивое, неумное, откровенно отталкивает.
Все восхищаются трудолюбием Ван Гога, но трудолюбие Рафаэля гораздо выше. Гений пробует себя во всех техниках, он обожает учиться и достигать совершенства.
И Рафаэль - очень умный человек, поняв, что ему не достичь такой силы в изображении обнажённого тела, как у Микеланджело, драпирует своих героев и героинь в немыслимо прекрасные одежды, рисует им такие замысловатые причёски, что сам Бог ахает, достигает красками такого правдоподобия, что само небо восхищается.
Нельзя делать того , что не было заложено природой и Богом.
Меня охватил трепет у картины Рафаэля, хотя самую работу я не видела ещё: такая она маленькая, сначала возле неё прошли две группы японцев с моноподами, снимавших себя на фоне картины, на  Конестабиле многие и не взглядывали, потом китайцы делали селфи, свои себяшки себе, любимым…
Я подошла и стала любоваться читающей мадонной на фоне хрупких веток апрельской природы, голубого неба, зелёных изумрудных гор, серебристой реки… такое чистое, тонкое, целомудренное, нравственное лицо Мадонны: от красного платья лицо Мадонны розовеет, от синего хитона глаза Божьей Матери синеют,- и такая сосредоточенность, углублённость лица, и маленький Христос так  тянется к Божьему Писанию.
На меня уже наезжала какая- то группа, но я стояла, точно колонна: я всех терпеливо ждала, пусть подождут и меня, пока я налюбуюсь.
В Дрездене я видела «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля - я плакала: настолько она прекрасна в своей просветлённой печали, и рама картины меня поразила в виде золочёного дома, да, оправа обязательна должна быть достойной  картины.
Конечно, люблю и картину «Триумф Галатеи» - Галатея в колеснице, влекомой двумя дельфинами, окружённой морскими божествами.
Эта картина находится в  церкви Санта Мария дела Паче.
Дети и их матери  на фреске отличаются жизненной силой, красотой. Думаю: меня потрясёт колорит картины.
Иллюстрация и подлинник то же самое, что тень человека и сам человек.
Хочу попасть в Италию ради святого искусства.
Одно дело увидеть Рафаэля  в альбоме, другое - наяву: один голубой цвет Вас навеки заворожит.
С волнением я подошла к работе «Мария с безбородым Иосифом». Мне кажется, что Мария на этой картине похожа по величию и силе на сивилл Микеланджело.
Иосиф так мрачно смотрит на совсем маленького Христа!
Вероятно. Иосиф узнал о дальнейшей  судьбе Христа.
От картины исходит охристый свет,- это так её я восприняла.
 Картина поступила в Эрмитаж в 1772 году в составе коллекции Пьера Кроза.В Италии её купил по  дешёвке какой- то Барруа, решил обновить краски и наложил свои. Художник Вандин очистил работу Рафаэля от посторонних красок и вернул шедевру первоначальный свет,- о «Безбородом Иосифе»Рафаэля пишет Пушкин, кстати, обожавший художника и ставивший его выше всех:

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

И рисовал, и жил Санти Рафаэль, сочетая воедино искусство и доблести.
Не могу не дивиться гению Рафаэля!
Его «Пожар в Борго» передаёт и смятение и ужас: женщины носят на голове и в руках кувшины с водой; смелый юноша тащит на себе тяжёлого старика, потерявшего сознания; мать  бьёт ребятишек, чтобы они убегали от пожара! Полуобнажённая женщина на втором этаже передаёт спеленутого ребёнка родственнице на первом, - в глазах обеих ужас перед собственной возможной смертью и смелое желание спасти ребёнка!
Есть женщины, умоляющие папу остановить пожар. И на самом деле, святейший Лев Шестой вышел в лоджию папского дворца и полностью укротил пламя своим благословением.
А «Несение креста»? В эпоху Средневековья получила широкое распространение легенда о семи остановках Иисуса Христа по пути на Голгофу. В апокрипическом Евангелии Никодима  рассказывается о том ,что мать богочеловека находилась рядом с ним до последней минуты.
В 25 лет Рафаэль создаёт знаменитую ватиканскую фреску «Афинская школа»,- под вымышленным прекрасным зданием мы видим Академию Платона в шестом веке. Эта картина повествует о торжестве гуманистических идей и связи с античной культурой.
В центре картины мы видим Платона и Аристотеля.  Аристотель поднял руку к небу - его Рафаэль срисовал с Леонардо да Винчи, Платон показывает на землю- прототип Микеланджело.
Слева от Платона мы видим Сократа, проводящего  занятия со своими учениками. Среди слушателей Сократа в шлеме  и панцире - Алкивиад.
На полу своим ученикам, что- то объясняя, чертит циркулем Евклид. Прототип - архитектор Браманте.
А рядом с ним фигура со спины, держащая небесную сферу - портрет Зороастра.
И тут же сам Рафаэль, изобразивший себя в зеркало. Это - голова юноши в чёрной шапочке, в обличье которого скромность сочетается с обаянием ласковой доброты,- вот что значит родители Рафаэля, рано умершие, воспитали своей сильной любовью прекрасного человека.
(И мы должны так любить своих детей.
Что бы они ни сделали, мы их должны прощать и поддерживать. Да? Или нет?)
Слева ещё одна группа учеников: Пифагор учит свою молодёжь.
Какие сложные мысли заложены в этой картине.
Какого мастерства достиг Рафаэль, изобразив в разорванном хитоне циника Диогена, ищущего с фонарём человека, живущего в бочке.
Он сидит на ступеньке в плохонькой одежде и чувствует себя вольготненько. Недаром это единственный человек, который не попросил у Македонского ни хлеба, ни земли:
- Не заслоняй мне солнце,- единственная просьба.
Каких мадонн только не нарисовал Рафаэль: вознесённая Богоматерь и венчающий её Иисус Христос, св. Елизавету и св. Марию,мадонны Пасадина, Солли, Диосталлеви, Грандука, Терранува, Ансидей.Наберите в Интернете «42 мадонны Рафаэля» - и вы погрузитесь в чарующую гармоничную красоту Рафаэля.
А «Донна Велата» - «Мадонна под покрывалом»: в каких нежных тонах нарисована девушка, как изысканно, грациозно она одета, как она красива, мила, смиренна!
Говорят,Рафаэль изобразил свою возлюбленную Форнарину.
Предполагают, что Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Киджи над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Рафаэль написал для Киджи знаменитые фрески «Три грации» и «Галатея».
 
Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и наконец на берегу Тибра увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Рафаэль прозвал её Форнарина (от итал. fornaro — пекарь).
 
Художник предложил девушке поработать в качестве модели и пригласил её к себе в студию. Так начался их роман, он продолжался шесть лет, до самой смерти мастера. Как говорят, Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. После безвременной кончины великого художника Форнарина, как гласят документы, ушла в монастырь в 1520 год.«Донна Велата» принадлежит к числу величайших шедевров Высокого Возрождения. Она — редчайший эталон тихой, ничем не замутненной
Женской красоты.
 
Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца родом из Кремоны Маттео Боттего, а в 1615 году перешла в собственность Козимо II. Долгое время авторство картины не было установлено, и только в 1839 году выяснилось, что она принадлежит кисти Рафаэля. В настоящее время картина выставлена в Палатинской галерее Палаццо Питти во Флоренции.
 


Поскольку учителем Рафаэля был Пьетро Перуджино, я пошла искать картины Пьетро Перуджино:»Распятие»,»Христос в терновом венце», «Святой Себастьян»Пьетро - совсем не похожий на Себастьяна Тициана - я отправилась на поиски зала Тициана.
Мой взгляд сначала упал на заплаканное лицо Магдалины,на красивые утончённые руки грешницы, прикрывавшие грудь. Её воспалённые веки говорили мне, как страдает Магдалина!
А потом я увидела Себастьяна!
- Какой красивый Себастьян! Какой честный. С какой смелостью он умирает за веру.
Диолектиан приказал Себастьяна вывезти за город и пронзить стрелами. Стрелы не задели ни один жизненно важный орган.
Вдова Ирина пришла похоронить Себастьяна, она поняла, что он жив, выходила смелого юношу и предложила бежать. Себастьян отказался, явился  ещё раз к Диолектиану, царь приказал побить камнями и сбросить тело в канаву.
Мы видим, что Тициан не согласен со смертью своего героя: нарисовал его прекрасным гармоничным чудесным человеком. Гневное небо грозит тиранам: человек - главное существо на Земле, его никто не имеет права обижать.
Тициан с детства был окружен великой любовью родителей, и эта любовь помогала ему творить и создавать колоссальные произведения : «Динарий цезаря», «Флора», «Лукреций и Тарквиния»,»Даная».
В эпоху Возрождения у всех художников картины - воплощённая Библия.
Но мне кажется, что у Тициана больше картин на мифологические темы: Прометей, Даная, Сизиф, Тантал, Андромеда, прикованная к скале, и Персей, её спасающий, Диана и Актеон, превращённый в оленя.
Пока рассматривала работы Тициана , встретилась с Аней и Ирочкой.
Аня была весьма хороша в своём голубом костюме.
У Иры был заплаканный вид.
- Милая, моя хорошая,- взяла Иришку на руки, не плачь, пойдём в кафе, и я тебе возьму любое мороженое, любой сок, мы отдохнём, побалуемся, поиграем.
Ира обрадовалась, и мы пошли в неимоверно дорогое кафе Эрмитажа.
- Совсем замордовали своими музеями девочку,- неодобрительно подумала о себе и Ане, но ребёнку, конечно, ничего не сказала.
Иногда мне кажется, что Аня и Ира - обе мои дочери, старшая и младшая, часто Ира ошибается, и, хотя бы раз в день зовёт меня мамой, но маму она, конечно, любит больше.
Аня же обежала весь Эрмитаж, не знаю, что осталось в её красивой головке!
Я решила, что и восьмой день проведу в Эрмитаже.
Аня пускай отвезёт Иру в дельфинарий или Этнографический музей, где полно кукол всех народностей.
Если честно, в Художественные музеи я  люблю ходить одна, рассматривать картины, сколько хочу, возвращаться к ним через несколько залов, наслаждаться , думать, созерцать…

На фото Аня - мы возвращаемся из Эрмитажа; на улице - ливень...