Глава 21. Задание

Татьяна Высотина
От автобуса до нужной нам для проведения занятий полянки Зейдельберг шёл впереди, насвистывая какую-то весёлую мелодию, за ним парами чинно шагала шантрапа, а завершала шествие я, зорко следя за количеством и цветом голов.

"Молодец, старик. Выдрессировал мелких, - думала я. - Как ему это удаётся?"

Однако, когда мы пришли на полянку, Сокол Гершевич начал развешивать гирлянды на деревья, периодически скрываясь из виду. Глядя в карту, он прятал под кусты игрушки, шоколадки, печеньки и конфеты. Это были объекты, которые детям предстояло обнаружить и доставить в целости и сохранности в общий котёл. Потом, на привале Зейдельберг должен был по-братски разделить между всеми.

Ребятишки же, как только почувствовали, что Сокол ослабил контроль, разбежались по полянке, радуясь свободе. Следить за ними стало невозможно. Сокол, выглянув из-за дерева, показал мне глазами: мол, чего стоишь, как истукан? Сделай же что-нибудь, ведь разбежится детвора, голов недосчитаешься.

"Ну, дед, держись у меня!" - подумала я и захлопала в ладоши.

- Эй, шпана замоскворецкая! Свистать всех сюда! Расскажу кой-чего про этот лес.

Не сразу, но минуты через три все двадцать голов были на полянке. Пересчитав детвору и сверив по цвету волос и половому признаку, я усадила их в круг и начала свой рассказ:

- Когда-то давным-давно, на Русской земле не было ни царей, ни президентов. На месте этого красивого парка были непроходимые леса да топи болотные..."

Сокол, увидев, что дети чинно сидят вокруг тётки и смотрят ей в рот, спокойно готовил территорию. А я продолжала:

- Эти леса принадлежали племени вятичей. Здесь они устраивали святилища. Это были такие святые места, ну типа церквей, мечетей, соборов... Тогда на Руси Бог был не один. У него была целая команда идолов, и именно им поклонялись в то время люди. Вятичи также воздвигали жертвенники и хоронили своих вождей. В те далёкие времена их отправляли прямо  к Богу, сжигая мёртвые тела на погребальных кострах. А трупы простых  соплеменников, вятичи бросали в местные болота. Когда здесь строили парк, болота осушили, но души тех, кого Бог не захотел взять на небо, до сих пор бродят в окрестностях и пугают путников своими стонами. Однажды я заблудилась и слышала их голоса. Помню, что очень сильно испугалась тогда и убежала от них.

Должна сказать, что я села на своего конька. Я никогда с таким упоением не врала. Зато дети сидели притихшие. Но сидели же! Сокол должен быть доволен. Но его что-то не было видно.

- А что такое жертвенники? - заикаясь от страха, спросил один темноволосый мальчик.

- Чтобы боги были добрыми и помогали людям, вятичи приносили им в жертву туши домашних, а также убитых на охоте животных... Считалось, что после жертвоприношений идол станет добрым и пошлёт в засуху дождь, ну или остановит смерти от заразных болезней, которые косили не только животных, но и людей. Место, где вятичи сжигали тушу козла или быка для идола, называлось жертвенником.

- А мне папа рассказывал, что людей до сих пор сжигают на кострах, - сказала маленькая беленькая девочка, похожая на ангелочка.

- Сжигают, - ответила я. - Во все времена сжигали. И даже живьём сжигали.
 
- Но это же страшно, - ангелок чуть не заплакал.

- Но вятичи не жгли живых людей. - продолжала я. -  Они были добрые и справедливые.

- А потом Москва под Киевом была, - проговорила одна темноволосая головка. - Мне бабушка так рассказывала.

- Москва? Под Киевом? - удивилась я. - Это что-то новенькое... А где живет твоя бабушка?

- В Черновцах. В Украине.

- Ясно. Больше вопросов нет.

- Бедные дети! - послышался скрипучий голос Сокола Гершевича. - Ну-ка, Романия, выкладывай, что знаешь о том, как Москва под Киевом была!

- Да никогда Москва под Киевом не была. Князь Олег, по прозвищу Вещий,  в девятом веке основал государство Киевскую Русь, куда вошли племена полян, кривичей, радимичей, северян и древлян. Потом в середине десятого века князь Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца одиннадцатого века племена вятичей сохраняли свою независимость от Киевской Руси; Многие поселения были разрушены и разорены во время походов  князей того времени против вятичей. С двенадцатого века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. А Московское княжество образовалось к началу четырнадцатого века на территории Северо-Восточной Руси. Как удельное княжество выделилось из Владимиро-Суздальского княжества в конце тринадцатого века. Стольным городом стала Московия, или Москва. Тогда в Москве княжил Даниил Александрович.

- Спасибо, Романия. - Сокол Гершевич с улыбкой посмотрел на меня. - Всё это, ребятки,  вы будете проходить на уроках истории в школе. Романия - одна из моих любимых воспитанниц. Редкая стерва, но добрая. Ну что, Ромашка, покажешь, на что способен опытный искатель?

- Мне ж за детьми надо смотреть, Сокол Гершевич, - удивилась я.

- Ты мне здорово помогла, когда я готовил поляну к занятиям. Больше твоя помощь мне не нужна. Сам справлюсь. А вот мастер-класс ты нам сейчас покажешь.

Сокол достал карту и позвал малышню.

- Смотрите все. Я не указываю конкретное место, а всего лишь задаю довольно большой участок местности в три гектара.  Задание для Романии: найти спрятанный мной ещё вчера некий предмет.

Потом он пальцем поманил меня.

- Гляди сюда, - сказал он. - Вот в этом квадрате я оставил одну вещь для тебя. Прямоугольной формы,  210 на 297 на 28.  В воде утонет, в огне сгорит. Камни прошлого - это ступени в будушее. Время пошло.

Я взяла карту и побежала по дорожке. А что еще мне оставалось делать? Не ударять же в грязь лицом перед Соколом, да и перед шантрапой тоже марку надо держать....

Продолжение следует