Диджериду

Инес Фраас
Диапазон твой схож с органом,
Но первобытный дух хранит.
Ты путешествуешь по странам,
И для прохожих, как магнит.
Твоё дыханье непрерывно,
И уникален этим ты.
Звучишь так сочно и призывно
Гортанным голосом внутри.
Нерукотворен - дар природы,
Что проявила креатив,
Как-будто музыке в угоду,
В стволы термитов поместив.
Полна Австралия сюрпризов
И древних жителей смекалки.
Им делать не пришлось эскизов,
Мотив возник из полой палки -
Гигантской части эвкалипта.
Попав же в нужную среду,
Души его проснулась "скрипка",
Живя с тех пор в Диджериду...



Фото автора и Сегрея Е. - Испания/Австралия


Диджериду – европейско-американское название древнейшего музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют йедаки (yidaki).

Уникальность диджериду состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон»), но при этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и отчасти орган.

При игре на диджериду используется техника непрерывного дыхания.
Диджериду нерукотворна, её создает сама природа: из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами. Нужно лишь отыскать эти «заготовки» и диджериду почти готова.

Диджериду изготавливают также и из бамбука. Варианты Ацтеков и Майя были сделаны из гигантского кактуса.

Современные диджериду очень разнообразны. Существуют инструменты как с постоянным диаметром трубы, так и расширяющиеся от мундштука к раструбу, а также спиралевидные диджериду и диджебоксы.

Сольные исполнители:

Залем Деларбр (Франция) — при игре использует технику битбокса и звуковые эффект-процессоры. Один из основоположников французского стиля вобблинг.

Дубравко Лапайн (Хорватия) — при игре использует диджериду размером до 7 метров. В игре он предпочитает оторваться от мундштука, дать губам больше свободы, использовать канал диджериду не только для воспроизведения чистого дрона, но и для трансформации собственного голоса, артикуляции, воспроизведения различных эффектов, создаваемых ротовой полостью и диафрагмой. Оригинальность стиля игры Дубравко заключается в мощном и напористом звучании.

Чарли МакМахон (Австралия) — один из самых известных диджериду-исполнителей в мире. Внёс наибольший вклад в популяризацию инструмента за пределами Австралии. Изобрёл устройство «Face Bass» — сейсмический микрофон, регистрирующий звук непосредственно внутри ротовой полости.

Ондрей Смейкал (Чехия) — при игре использует диджериду размером до 4 метров с широкими раструбами, что позволяет ему создавать глубокое звучание и воспроизводить более широкий спектр обертонов, чем это возможно на типовых инструментах. Сочетает диджериду с электронной музыкой самых разных направлений, от брейкбита и техно до транса и эмбиента.

Уильям Торен (США) — известен как изобретатель «Multidrone Didgeridoo» и разработчик техники игры на нём. Много гастролирует как в качестве сольного исполнителя, так и с группой «Gorangutang», которая смешивают диджериду с хип-хопом, фанком и роком.

Диджериду в России:

Диджериду в своей музыкальной практике использует московская этно-группа ZmeiRaduga.

На диджериду играет основатель и руководитель музыкально-поэтической группы Этномиф Светлана Максимова.

На диджериду играет Аркадий Шилклопер.

Диджериду используется во многих композициях группы Hidden Tribe из Санкт-Петербурга. Участник группы Никита Малов был одним из организаторов первого российского фестиваля диджериду «Июники».

Петр Никулин (Raghu) — один из первых в России профессиональных исполнителей на диджериду. С 2002 года — участник группы Safety Magic.

Алексей Datura Захаров — профессиональный музыкант диджериду, обучавшийся у аборигенов; консультант в мастерской «Уральская лаборатория диджериду».

Вадим Субботин — основатель мастерской «Уральская лаборатория диджериду».
Известен своими выступлениями в качестве диджериду-исполнителя с джазовым биг-бэндом и камерным оркестром.

Александр Коновалов — московский мастер игры на диджериду, исполняющий традиционные ритмы. Выступал на юбилейном концерте к 115-летию ГМК имени Гнесиных.

Евгений Толстых (SAGE) — участник этно-электронного проекта из Екатеринбурга, известен своим экспериментальным подходом в создания музыки при помощи традиционного австралийского диджериду (yidaki) и его более поздних новаторских разновидностей (didgeribone, overtone didge) в соло, а также в сочетании с другими музыкальными инструментами и live electronics.