Здесь время стирает границы

Галя Мамонтова
На земле Антония Дымского и Александра Свирского.


В шестистах пятидесяти километрах от подмосковной Лобни в посёлке с революционным названием Красный Броневик, что в Ленинградской области, есть удивительное место, связанное с именем святого преподобного Антония Дымского.
Здесь в XIII веке, в пустынном, удалённом от людского глаза месте, среди дремучих лесов, вблизи озера Дымское, названного так из-за густых туманов или, как по-иному называют, дымей над озером, Антоний (первый святой Санкт-Петербургской митрополии) основал монастырь.
Найдя в озере большой камень-валун Антоний ежедневно подплывал к нему на лодке и длительно молился (совершая молитвенный подвиг столпничества на водах, святой предварил тысячедневную молитву на камне преподобного Серафима Саровского и молитвенное стояние преподобного Серафима Вырицкого, примеч. автора).
Необычная обитель, имеющая многовековую историю, воочию видевшая князя Александра Невского, немало претерпела на своём веку. Когда в 1409 году в обитель вторглись татаро-манголы, братия успела захоронить мощи преподобного Антония в землю. Вериги и железную шляпу, которую носил святой, вместе с церковной утварью и монастырскими колоколами монахи укрыли на дне озера. С того времени озеро Дымское также стали именовать Святым. Обитель же во время нашествия татар была разрушена полностью, монахи вынуждены были уйти, оставив эти места на долгое время. Да и в дальнейшем у обители были периоды и угасания, и возрождения, и упразднения.
В постреволюционные годины обитель снова понесла поругание. Была разрушена почти до основания. На её территории в уцелевших зданиях в разные годы находились и "Приют для калек и престарелых", и коммуна по производству кирпича с названием "Красный броневик". По факту коммунары занимались не производством кирпича, а разборкой кладки монастырских стен с дальнейшей продажей "вырученного" материала, так полностью были разобраны ворота, башни и монастырские стены. Здесь же, в годы Великой Отечественной войны был устроен детский дом, а в пятидесятые годы психиатрическая больница...
В 1994 году началось возрождение монастыря. На озере Дымское у святого камня, на котором молился преподобный, был установлен крест. Событие приурочили к 770-летию со дня преставления преподобного Антония. Крестным ходом несли крест к святому озеру дорогой, по которой в старину традиционно совершались монастырские крестные ходы.
Камень преподобного Антония и поныне почитается за святыню. Сюда отовсюду стекаются люди за помощью (существует предание, что сам святой благоверный князь Александр Невский не раз бывал в монастыре, купался в озере, отчего имел исцеление от ревматизма, примеч. автора).
В эту святую древнюю обитель и отправилась немногочисленная группа единомышленников из подмосковных городов Лобня и Химки.
Выехали в ночь с пятницы 12 августа на субботу 13-го. После утомительных жарких дней на улице значительно посвежело. Моросил дождь. Знакомый микроавтобус уже ждал пассажиров на условленном месте. Дорога предстояла дальняя...
Раннее утро. Туман разливался в низинах у обочины дороги, укрывал белой вуалью поля и деревушки, совершенно бесцеремонно выползал на шоссе.
За лесом на горизонте показалось солнышко. Его яркое сияние вселяло надежду на тёплый день (фото сделаны из окна автобуса, примеч. автора). Впереди ещё сотни две-три километров до обозначенного места.
Наконец подъехали к вратам мужского Антониево-Дымского монастыря. Направились к святой обители. Успели к окончанию молебна, к величанию преподобного. Помолившись у святых мощей и других монастырских святынь, заказали требы в иконной лавке, вышли из храма на улицу.
На монастырской территории на поддонах краснели аккуратно выстроенные в ряды кирпичи. На многих были уже написаны имена. Баночка с краской и кисточками для написания имён на кирпичиках, предназначенных для восстановления храма, находились тут же. Чуть в стороне стоял ящик для пожертвований (таким образом каждый мог посильно поучаствовать в возрождении святой обители, примеч. автора). Не остались в стороне и паломники из Подмосковья, выводили на кирпичиках дорогие имена своих любимых и сродников. Подписав отправились по дорожке, со всех сторон обрамлённой зеленью, к Святому озеру.
На берегу Дымского озера завиднелась каменная часовня. Прежде чем окунуться в святые воды паломники, переодевшись в кабинках, предусмотрительно установленных на озёрном берегу, зашли в часовенку для соборной молитвы. На них со стен молчаливо глядели мозаичные изображения святых Антония, благоверного князя Александра Невского, преп. Варлаама Хутынского, наставника Антония Дымского. После молитвы устремились к озеру.
В озере, в нескольких метрах от берега, виднелся крест. Преодолевая внутренний страх, насылаемый холодом (температура воздуха была всего лишь 9о , примеч. автора), медленно, с молитвой вошли в воду. Тёплая, на удивление, вода коснулась тела. Страх исчез, совсем не было ощущения некомфорта. В этот раз уровень воды в озере (по словам паломников, которые уже бывали здесь, примеч. автора) был высоким. Не всем оказалось под силу вплавь преодолеть расстояние до поклонного креста и камня преподобного. Несколько раздосадованные стояли незадачливые пловцы в воде. Спешащие друг за другом ласковые волны, словно торопились утешить их и, навеянная обстоятельством, лёгкая грусть быстро растворилась в водах торфяного озера.
После омовения неспешно, чтобы не расплескать благодать направились в обратный путь.
Рядом кружила бабочка. Вот она села на дорожную гальку, преграждая идущим путь. Красавица то так, то эдак позировала перед объективом. Вконец совсем осмелев села на одну из паломниц, сначала на полы одежды, а потом перебралась выше. Хотелось думать, что неслучайно бабочка выбрала для себя именно её. Возможно, это был знак одобрения от преподобного, вызванный тем, что женщина, преодолев страхи, впервые вошла в живительные воды святой купели.
А впереди предстоял примерно двухчасовой путь до Покрово-Тервенического женского монастыря, и трапеза в кафе "Ивушка", где путешественников уже с нетерпением ждали.
Маршрут был новым, и водитель решил уточнить о состоянии дороги, по которой предстояло ехать. Заручившись поддержкой местного автолюбителя отправились в путь.
По грунтовке окружённой лесом, микроавтобус то поднимался к небесной сини, то спускался вниз, отчего сердце в груди ёкало от удовольствия. Невероятная синь в белых кружевах облаков даже сквозь автобусное стекло не туманилась, манила красками.
Временами дорога становилась разбитой, изрытой ямами. Автобус начинало потрясывать, он медленно объезжал преодолеваемые препятствия. Многие пассажиры не смотря на тряску всё же умудрялись спать. Некоторые с особым чувством юмора проводили мастер-класс на тему "правильной фиксации головы во время неровного движения".
Несмотря на некоторые неудобства, настроение у всех всё же было хорошее. Тем более впереди ждали новые впечатления.
Отобедав в "Ивушке" подъехали к монастырским вратам. От открывшегося вида на монастырь, стоящий на холмистой местности, перехватило дыхание.
История Покрово-Тервенического монастыря совсем молода и совершенно отличается от судьбы большинства российских монастырей. Возник он не на месте прежде разрушенной обители, а вокруг развалин каменного приходского храма в деревне Тервеничи, расположенной на Вепсской возвышенности. Первые упоминания о Тервеническом погосте встречаются в летописях начала XII века.
В лето 1991 года на эту землю, в поисках места для монастыря, приехал молодой иеромонах Лукиан /Куценко/, сейчас он является епископом Благовещенским и Тындинским. С ним вместе были будущие насельницы обители. Увидев на возвышенности полуразрушенный храм поняли, что это именно то, что искали. История возрождения обители сохраняет воспоминания о том, что во время работ по расчистке храма и территории многим слышалось красивое пение, временами ощущалось чудное благоухание.
В монастыре есть святыни, к которым прибегают за помощью страждущие и обременённые житейскими тяготами миряне.
Одна из особо почитаемых святынь считается икона Божией Матери Тервеническая, получившая своё название по месту прославления. Икона является списком с чудотворного образа Божией Матери Касперовская (особо почитаемой в Одессе).
Тервеническая икона прослыла чудотворной за множественные чудеса и исцеления, происходящие от неё. Находится она в главном монастырском храме Покрова Божией Матери.
В 2005 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы в благодарность Царице Небесной был подарен венчик для иконы (венчик - это серебряный обруч, который крепится на киоте или рядом с иконой, примеч. автора). На венчике сделана гравировка: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Всякий прибегающий к помощи и заступничеству Матери Божией, может надеть его себе на голову. Так же, как и икона венец имеет силу благодати. Не упустили возможность приложиться к чудотворному образу и одеть на голову венец и путешественники из Подмосковья.
На территории монастыря рядом с иконной лавкой находится Успенская трапезная церковь с нижним пещерным храмом в честь собора преподобных отцов Киево-Печерских. Паломники побывали в нижнем храме, поставили свечки, приложились к иконам с мощевиками преподобных отцов.
Много интересного рассказывала монахиня-экскурсовод из истории монастыря, о его современном укладе, говорила о множественных чудесных явлениях, не раз показанных на земле благодатной обители. Со вниманием все слушали экскурсовода, стараясь усвоит как можно больше информации. С восхищением любовались неописуемой красотой бело-голубых храмов на фоне необыкновенного, такого же бело-голубого неба. Небо, оно здесь и впрямь необыкновенное, особенное. Сочное, выразительное и беспредельное, похожее на пенящийся океан.
Если отойти и встать чуть поодаль храма, то от открывшейся картины непременно возликует душа.
В низу, на фоне озёрной глади, окружённой лесами белеет часовня Пресвятой Богородицы. Часовня выстроена над святым источником на месте Её явления. Чуть поодаль обустроена купель для желающих охлынуться целебной водой (в купели вода спадает сверху водопадом из-под ног скульптурного образа Богородицы). Многие же паломники стремятся пойти непременно в купель, поставленную на озере Погостское. Окунувшись, там можно поплавать в освящённой озёрной чистой воде.
Вода настолько прозрачна, что видно плавающих рыбёшек. Стайки белых облаков, отражаясь в озере воздушными узорами, зачаровывали, растворяли во времени и пространстве. Должно быть кому-то знакомо такое состояние несуетности, умиротворения, ощущения отсутствия времени. После купели, набрав воды из святого источника, подмосковные матушки устремились по крутой лестнице. За монастырскими вратами ждал автобус. Пора ехать дальше.
Примерно в девяноста километрах от Тервеничей недалеко от городка Ладейное Поле на высоком берегу Рощинского озера расположен мужской монастырь основанный в конце XV века святым Александром Свирским. Именно сюда, в Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь продолжила путь группа.
Александро-Свирский монастырь является не только духовным, благодатным местом, местом нескончаемого паломничества, но и известным памятником архитектуры XVI и XVII веков. Однако, когда был определённый период в истории нашей страны, не смотря на историческую значимость, монастырь пострадал достаточно серьёзно. Имущество было разграблено, настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян. В обители в разные годы находились и Свирьлаг, и детский, и инвалидный дома, и в течении многих лет была размещена психиатрическая больница. Лишь в 1997 году началось восстановление монастыря.
Приехавшую к вечеру группу разместили для ночлега в нескольких местах: большая часть расселилась в монастырском паломническом центре, некоторых устроили в домике на подворье Тервенического монастыря и оставшихся несколько человек в частном секторе.
На следующий день предполагалась экскурсия по монастырю, праздничная литургия и водосвятный молебен с чиноосвящением мёда.
Воскресный день. Утро. Мелкий дождик время от времени сеял сквозь небесное сито. Иногда со стороны озера налетал ветер, заставляя ёжится под упругим, шаловливым напором. С возвышенности между Троицкой и Преображенской частями монастыря открывался вид на Рощинское озеро (монастырь состоит из двух связанных между собой комплексов, так как было при жизни преподобного Александра Свирского, при входе на территорию Преображенской части показан план-схема строений обоих комплексов, примеч. автора). С возвышения бросаются в глаза сохранившиеся на берегу руины монастырской водокачки и квасоварни, построенные в 1904 году и варварски разрушенные после революции.
На противоположном берегу озера привлекает внимание небольшое ярко-оранжевое строение, окружённое лесом. Как оказалось, это Пантелеимоновский скит на Феодоровском острове с церковью в честь святого целителя. Раз в году, 9 августа на праздник великомученика в церкви совершается литургия. Некоторым паломникам из группы ранее посчастливилось побывать в том храме на праздничной службе. Они делились впечатлениями, как шли в скит пешком, километров пять через лес, под ногами ковром зеленели кустики черники, усыпанные спелой ягодой. Погода в тот день стояла жаркая, но сень деревьев дарила живительную прохладу, щебетанье и птичий пересвист подбадривали и наполняли сердце ещё большей радостью. Не смотря на то, что погода на сей раз была не столь жаркой, всё же все без исключения непрестанно испытывали не меньшее чувство радости и счастья.
Экскурсовод предложила послушать песнопения праздничного архиерейского хора. Песнопения под сводами храма, прозвучавшие в исполнении хора специально для приехавшей из Подмосковья группы, произвели неизгладимое впечатление на слушателей. На память о незабываемом выступлении многие приобрели диски с записью песнопений в исполнении хора (хор был создан в 2012 году, в его составе выпускники высших музыкальных заведений стран СНГ).
Время до службы было достаточно. Паломники с интересом слушали рассказ экскурсовода о истории становления обители, о преподобном Александре Свирском, о его нетленных мощах.
Любовались фресками Троицкого собора, обновляющимися чудесным образом. Со вниманием рассматривали старинные росписи с библейскими сюжетами, райскими кущами, изображениями грехов, и пороков человеческих, картинами Страшного суда. С интересом узнали, что в иконостасе собора сохранились иконы конца XVII века, в монастырских архивах упоминаются имена известных тихвинских иконописцев и костромских мастеров.
Несколько неожиданно было услышать, что на одной из фресок изображён Пётр I в виде библейского Иакова, пасущего овец. Пётр I почитал преподобного Александра, в молитвах обращался к святому, и в трудные моменты жизни непременно получал помощь. В Петербурге Пётр заложил часовню во имя святого Александра Свирского.
Монастырская история сохранила немало воспоминаний, связанных с именем Петра I. Например, на территории Троицкого комплекса находится небольшая церквушка Иоанна Дамаскина (Больничная), построенная в 1716 году, в стенах которой молился царь.
Напротив церкви Иоанна Дамаскина, по правую руку от Троицкого собора стоит трапезная с каменной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. На этом самом месте преподобному Александру было явление Пресвятой Богородицы. И преподобный в последний год своей земной жизни трудился над её строительством.
На месте Троицкого собора, возведённого из камня, изначально стояла деревянная церковь, собственноручно построенная преподобным. Место для храма в честь Святой Троицы выбрано неслучайно, оно было указано святому явившимся ангелом.
Далее экскурсия продолжилась в Преображенской части монастырского комплекса. Паломники посетили церковь святого пророка Захарии и Елисаветы, приложились к копии Туринской плащаницы, находящейся в храме.
Побывали в часовне, установленной на месте явления Святой Троицы. Предание повествует о явлении преподобному Александру Свирскому в 1508 году Трёх Мужей, облачённых в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой. Такое снисхождение Святой Троицы было только в Ветхом Завете Аврааму и Сарре, жене его, в Новом Завете это единственный святой удостоенный Божественного явления.
После экскурсии, праздничной литургии и чина освящения мёда паломники поторопились в Преображенский собор в придел преподобного Александра Свирского, где почивают мощи чудотворца.
Преподобный Александр Свирский был канонизирован через четырнадцать лет после своей кончины. Тогда были ещё живы его ученики, оттого и житие преподобного отличается особой достоверностью.
Дежурный монах-смотритель открыл раку со святыми нетленными мощами группе из Подмосковья. Каждый молился о своём и верил, что по молитвам святого угодника Божия всё устроится к лучшему.
...Нескончаемым потоком народ шёл и шёл в святую обитель. Было неожиданно и приятно повстречать на вотчине преподобного знакомых паломников из Тулы, из храма благоверного князя Александра Невского и знакомого батюшку, иеромонаха Владимира (Гусева) из Орловской губернии.
На выходе из Преображенского комплекса в часовенке над колодчиком, ископанным преподобным, набрали целебной воды, направились к автобусу.
В эти два дня, проведённые на земле Антония Дымского и Александра Свирского, казалось, время размыло границы, дабы смогли скрывшиеся ненадолго от мирской суеты паломники, "объять необъятное", вместить в себя многое для пользы души.
...Впереди сотни вёрст до дома. Солнце припекало сквозь стекло микроавтобуса. Красивые пейзажи, сменяясь один за одним, пролетали мимо. Вдруг глаз выхватил знакомые силуэты больших белых птиц. Аисты. Они стояли один против другого на высоких столбушках, словно ангелы в светлых одеждах, благословляющие в путь шествующих.
Фото:
Галины Мамонтовой, Ангелины Божиновой, из Интернета (икона прп. Антония Дымского, мощи преподобного Александра Свирского)