Как выжить на сайте Стихи. ру Перепечатка для себя

Михаил Кучерявый
Как выжить на сайте стихи. ру. Не-FAQ, updated
Docking The Mad Dog
                Как выжить на сайте стихи.ру.
                Не-FAQ; практические навыки…

Эссе (не манифест) – Советы начинающим Авторам…

    Приветствую Вас. Это будет даже не эссе. Это я погорячился. Так, легкая помощь новому Автору на этом сайте. Без претензии на литературную статью. Почему «Не-FAQ?» – Эти вопросы не задают.)) Эти вопросы возникают не сразу. Или эти вопросы просто не созрели. Если Вам уже скучно – закройте ссылку сейчас и, чур, без обид. Это информация. Обобщенная, из разных источников + полученная опытным путём.

    Сразу оговорюсь:  я никого не хочу поучать. Я просто делюсь с Вами опытом, своим и чужим. Эти заметки – скорее справедливы именно для этого сайта. (stihi.ru) Прислушаться к ним или плюнуть – дело Ваше. Да, ещё – рекомендуется порционное чтение. Файл спокойно дождётся Вашего возвращения через какой-то промежуток времени. (понимаю, что информации сразу слишком много – 26 страниц + ссылки)
    Если на широком мониторе ПК, ноутбука некомфортно читать текст, "размазанный" на всю ширину экрана, вы можете в браузере уменьшить размер окна (квадратик в правом верхнем углу).
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Содержание данного файла:
1. Немного о мотивации
2. О псевдонимах
3. Сколько публиковать текстов
4. Выбор раздела для публикации
5. О времени публикации
6. Выбор названия произведения
7. О простых грамматических ошибках
8. О размерах произведения

9. "ПРАВИЛА ИГРЫ В СТИХИ"
9.1. О штампах и заезженных рифмах
9.2. О глагольных рифмах
9.3. О рифмах примитивных и слишком точных
9.4. Логика и согласованность в тексте
9.5. Внятность текста (о содержании, о красивостях и мёде,
пафосе и метафорах)
9.6. Немного о ритме
9.7. Фонетика и ударения
9.8. Знаки препинания
9.9. Финальная часть стиха
9.10. Ляпы, пэрлы, тавтология, «затычки для рифмы»
9.11. Правила нарушать можно и нужно

10. Как повысить количество читателей  (приёмы белого и чёрного пи-ара)
11. Надо ли пить валерьянку с пустырником после stihi.ru?
12-14. Несколько общих фраз (можно не читать)
15. Несколько цитат

16. Из ответов в комментариях:
16.1. Из ответа Надежде Кравцовой (надо ли учиться писать стихи
или это и так просто)
16.2. Из ответа = Телеко =
16.3. Из ответов для = Лотос = (что мне нравится или не нравится
 в стихах – это отчасти повторение уже сказанного)
            1). Внешний вид текста
            2). Наличие поэтического видения у Автора
            3). Ясность мысли Автора, выражающаяся в ясности изложения.
            4). Визуализация образов из текста
            5). Естественность речи
            6). О камешках в шоколадке
            7). О глупом вопросе – зачем это написано?
            8). Ремесленник или дилетант?
            9). Пафос, категоричность и декларативность
            10). О чувстве меры
            11). "Универсальный стих на расставание" и пр. отсутствие своеобразия.
            О важности деталей.

16.4. Из дискуссии с Надеждой Коган ("Предложение формирует вкус",
Наскальная живопись – надо ли хвалить низкопробные поделки?
О бочке сплошного мёда.)

17. Использованные и рекомендованные ссылки

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Почти эпиграф:

               Да, я тоже замечена в благотворительности,
               но ведь каждому неофициально не скажешь
               – дерзайте, Вы талантливы, тока не нада
               сваливать, как свальный грех всё скопом
               в один день на страничину – читателю доза нужна...
               а то передоз....психоз...
               Разочаровашками полон сайт... Коль, я так радуюсь,
               когда новички пишут хорошие стихи…
                ТИНА НЕЗЕЛЁНАЯ


                Итак, приступим?

&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&
 
1. Давайте не будем лукавить. Любой Автор пишет не только для себя. Те, кто пишет для себя – не публикуют своих творений. Написал, перечитал и положил в стол / мусорное ведро / камин… В камине можно бумажку ещё и спалить,  чувствуя себя "непризнанным гением". Соответственно, давайте отбросим это кокетство (лукавство) и согласимся:

               МЫ ПИШЕМ И ПУБЛИКУЕМ, ЧТОБЫ НАС ПРОЧИТАЛИ.

    Это очень сложная задача – привлечь читателя… В сети море "чтива". На этом сайте зарегистрировано более 30 тыс. "ников" Авторов.  (увы, уже 200 тыс. Давно не смотрел). Вы уже зарегистрировались? Поздравляю!
    Скажу ещё одну банальность: Если читатель не знает Автора, то виноват в этом Автор…

Теперь давайте посмотрим вот эту цитату:

       "СУБЛИМАЦИЯ (лат sublimo – возношу), один из механизмов психологической защиты, заключающийся в отклонении энергии сексуальных влечений от их прямой цели – получения удовольствия и продолжения рода – и направлении ее к несексуальным социально приемлемым целям.
       Понятие "сублимация" введено 3. Фрейдом в 1900 г. Сублимированные таким образом сексуальные влечения значительно повышают психическую работоспособность.
       В особенностях сублимации – один из источников художественного творчества, плодотворной трудовой деятельности, социально значимого поведения и социально приемлемого досуга. Позже понятие "сублимация" было распространено также на область агрессивных влечений.
       Проблема сублимации имеет первостепенное значение в воспитании и самовоспитании личности. Научить личность умению быстро переключать собственную энергию аффективных влечений и трансформировать ее в добрую шутку, иносказание, остроту, реализовать ее в какой либо деятельности, спорте, культурном досуге – настоятельная задача современного общества". (с)
       (СЛОВАРЬ СЕКСОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ)

    О, пусть вас не смущает, откуда я ее взял... Мотивация стихописания – очень часто напрямую связана с Сублимацией. И в этом ничего нет обидного для Авторов.

2. Выбор псевдонима. (Если вы ещё не выбрали)
    Не касаемся ситуации, когда выбраны паспортные данные. Итак, попробуйте не оттолкнуть читателя своим "ником". &1729gjbjy6f – не несет в себе никакой информации. Читатель может заглянуть случайно, чтобы полюбопытствовать…
    Не очень перспективно – просто имя. Например, Саша, Николай и т.п.  –  эти Имена встречаются достаточно часто, возможно, что это уже  было на сайте и т.п.
    Гертруда, Сигизмунд, Параша, Арон Моисеевич – более редкий случай… Вам решать…  Сиюминутный прикол может изрядно повлиять на количество визитов к Вам. У женщин популярны милые и простые ассоциации с цветом волос, собственной симпатичностью и т.п.
    ИМХО: скажу честно, мне не захочется читать опусы Автора с "прикольным" ником «Ковыряющий-в-носу». Что-то внутри меня протестует.

    Хотите пример неординарного ника? Да сколько угодно.  От одночленных, до трёхчленных… Пардон. "Вероника решает умереть", "Флейта водосточных труб", "обхохочешься читая вас", "Прочие опасности", "мадам Кураж",  "Пани Барбариска", "бред", "истерика"…  Или, напр.: "какие нахрен публикации" (латинскими буквами). Осторожнее, перечисленные ники уже используются…

       О фотографии на страничке. Скажу честно, мне иногда хочется заглянуть в глаза человека, которого я читаю. Но, это мои личные особенности. Кто-то не размещает свой портрет принципиально, «читайте стихи», а не разглядывайте фото.  Не хочется это комментировать т.к. мотивы бывают разные.
       Ну и, если Вы – симпатишная молодая девушка, логика подсказывает, что удачная фотография привлекает стаи поклонников. Следующий шаг – что-то эротичное, типа бикини или лёгкого ню. Тут отбросим за ненадобностью никчемные разговоры о каких-то текстах и рифмах, сосайтники-ловеласы непременно отреагируют и Вы получите неоднократные порции «положительных поглаживаний», комплиментов и прочего флирта. (Если есть только потребность в этих «поглаживаниях», то дальше можно не читать, Вам будет скучно.)

3. ПУБЛИКАЦИЯ. О количестве стихов

    Плииз, не торопитесь сбрасывать стихи, даже если есть солидный запас... Логичнее 1 стих в 2-3 дня... Читатель ленив... Больше 2-3 стихов одного автора подряд не читают. Сам делал подобную ошибку… Как писал когда-то Жоржик Аборигенов: – "Это же не последний день Помпеи". (если я немного неточен, Жоржик меня поправит.) Вы всё успеете, если с доступом в сеть у Вас всё в порядке.
    Здесь публикация свободная, Вас не будут останавливать, но… «Десант» – со сбросом 50 парашютистов, пардон, произведений, вызывает раздражение. Заглянут… Если «зацепит» – прочитают еще 2-3 шт. Пройдёт 3-4 дня,  визитов станет ещё меньше…
    Ну, если Вы в день пишете 10-15  талантливых стихов – я помолчу.  Читатель тоже должен быть талантлив, в смысле скорочтения,  должен захотеть читать все Ваши творения ежедневно. Мне такое не под силу. Молчу, молчу…

4. ВЫБОР РАЗДЕЛА

    Самый читаемый – Любовная лирика… Банально? Но это так. Хотите, чтобы Вас заметили? Публикуйтесь там…
    Стоп! Там ежедневно от 400 до 600 публикаций! (поправка – в 2009 г. уже до 2-2,5 тыс.) Хотите, чтобы Вас не заметили – публикуйтесь там…

               – Короче, дядя Коля, что делать-то?
               – Ну, не спешите. Прочитайте дальше.

5. ВРЕМЯ ПУБЛИКАЦИИ

    Старожила, очень известного на сайте Автора – найдут и прочтут в любое время публикации. Эта подборка пишется не для них… Артис в своё время вычислил своеобразный прайм-тайм для размещения стихов.  В результате наблюдений я с ним согласился… Это «золотое окно» от 00 ч до 01 ч ночи по Москве.  Тссс, только не говорите об этом никому… Секрет полишинеля!  Позволю себе маленькую цитату из Артиса:
    "Самое лучшее время для вывешивания – 00.00-01.00, 06.00-07.00, 12.00-14.00, 19.00-20.00. Именно в эти периоды времени на сайте бывает самое большое количество и авторов, и просто читателей. Точное попадание во временное пространство добавит вам 5-6 человек. В случае если стихотворение удачное и на него «пойдут» интересные рецензии количество читателей увеличится
до 15-25 человек. Время очень важный фактор!" (c)

6. НАЗВАНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ.
    Эх… Прискорбно, но это факты. Вкус толпы имеет свои особенности, этим можно пользоваться… Сознательно или с детской непосредственностью.
    Например, мужчина называет свои стих: «Кончаю, глядя в твои глаза»… – успех будет!!! (Простите мне, я на такой стих не пойду… Ну, это моё дело, речь не обо мне.)
    Или молоденькая девушка публикует стих с названием «Я отдамся любому»… – Поздравим её, читатель повалит точно…
    Собственный опыт. Написал я как-то стишок, и назвал его «Скажи, вот переспим мы, и что будет?»… Там до сих пор прибавляется количество прочтений… Откуда читатель идёт, я не знаю. Ладно.  Человек слаб, многих тянет заглянуть в чужую спальню (извините, порно в этом стишке нет).
    Неприятный приём: публикация в любовной лирике стишка с нецензурными вкраплениями в названии. Читатель будет. Определенный. Он вам нужен? Тогда удачи.
    Более простой приём – после названия написать: эротика.  Лично у меня неприятия это не вызывает.

    Снова цитата из Артиса:
"Изучите название стихотворений во всех рейтингах, прежде чем дадите название своему. Яркое название будет давать вам не менее 10-15 читателей в день". (с)

7. Публикация свершилась.
    Что желательно было сделать до этого? (Ах, какое последовательное изложение!) Проверить в Word’е стих на наличие ошибок…
    Это элементарное уважение к русскому языку и читателям. Представьте, что по этому стиху люди будут решать для себя: открыть что-то ещё у данного Автора, или никогда этого не делать вовсе… Небрежность, неряшливость и грамматические ошибки в тексте показывают отношение Автора к своему творению и к тем, кто его будет читать. Еще несколько лет назад кто-то заметил, что 50% пользователей русскоязычного интернета (не хочу это название писать с заглавной буквы), не знают правил написания мягкого знака в глаголах. Стихокладущие сайты эта чума не миновала.
    Давайте элементарно сравним смысл приведенной ниже строчки (случай из текстов на этом сайте).
Итак, ночью молодой человек звонит девушке и спрашивает:
                – Ну, что, тебе тоже не спиться? (с)
                – Ну, что, тебе тоже не спится?

8. РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ (с)
  Вот такие есть особенности сетевой поэзии… Читают легко ту часть текста, которая видна на экране монитора… Если Вы смогли заинтересовать – читатель поработает мышкой и дочитает ниже… Гениальные опусы из 10-18 катренов (пардон, четверостиший) дочитают до конца очень мало людей… Когда-то кто-то из великих говорил, что идеальным размером для стиха является 4-5 четверостиший… (16-20, ну 24 строки)
    Впрочем, Вы можете себя этим не ограничивать, в списке читателей визит уже отмечен. Мне же приятнее осознавать, что моё творение дочитали до финала.
~~~~~~~~~~~~~~~~~

9. При написании стиха следует немного придерживаться определенных правил…
НА САМОМ ДЕЛЕ – ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ РАЗДЕЛ:
               
                "ПРАВИЛА ИГРЫ В СТИХИ"

  Искренность Автора, его Боль, его Откровенность, крик Души!!!
    Увы, этого мало, чтобы назвать написанное стихотворением. Точнее, назвать можно... Загляните в рейтинг и рецензии – там будет фонтан восторгов, буря положительных эмоций.
  Многие авторы истерично реагируют на любые замечания, попытку критики. Или целенаправленно уничтожают неугодные рецензии, отправляют неудобных авторов в Чёрный Список (ЧС). Да, оценки всегда субъективны, это нормально. Ну, а сам текст? Есть ли какие-то ориентиры, критерии, по которым  можно сказать, что предложенный текст – это стихи?
  Попробую немного поделиться своим мнением…

### [Я почти не читаю верлибры, белые стихи. Чаще всего мне они не нравятся, я в них понимаю плохо… Хорошие верлибры попадаются мне гораздо реже, чем хорошие рифмованные стихи. Потому, буду говорить о рифмованных строках… Без претензии на серьёзное исследование, филологический опус и т.п. А о верлибрах, белых и вольных мне нравится у Зинаиды Гиппиус:

                Свободный стих (1915)

                Приманной легкостью играя,
                Зовет, влечет свободный стих.
                И соблазнил он, соблазняя,
                Ленивых малых и простых.

                Сулит он быстрые ответы
                И достиженья без борьбы.
                За мной! За мной! И вот, поэты –
                Стиха свободного рабы.

                Они следят его извивы,
                Сухую ломкость, скрип углов,
                Узор пятнисто-похотливый
                Икающих и пьяных слов...

                Немало слов с подолом грязным
                Войти боялись... А теперь
                Каким ручьем однообразным
                Втекают в сломанную дверь!

                Втекли, вшумели и впылились...
                Гогочет уличная рать.
                Что ж! Вы недаром покорились:
                Рабы не смеют выбирать.

                Без утра пробил час вечерний,
                И гаснет серая заря...
                Вы отданы на посмех черни
                Коварной волею царя!
                . . . . . . . . . . . . . . .
                А мне лукавый стих угоден.
                Мы с ним веселые друзья.
                Живи, свободный! Ты свободен –
                Пока на то изволю я.

                Пока хочу – играй, свивайся
                Среди ухабов и низин.
                Звени, тянись и спотыкайся,
                Но помни: я твой властелин.

                И чуть запросит сердце тайны,
                Напевных рифм и строгих слов –
                Ты в хор вольешься неслучайный
                Созвучно-длинных, стройных строф.

                Многоголосы, тугозвонны
                Они полетны и чисты –
                Как храма белого колонны,
                Как неба снежного цветы.

(реверанс закончен)]

Это и небольшое обобщение уже известных «правил». Если Вы начинающий Автор – не поленитесь прочитать…

9.1.  Уже не один раз читал и слышал такое пожелание: избегайте штампов и банальностей. (Кхе, тоже мне новость!) Самые элементарные примеры банальной, штампованной рифмы:
        = кровь – любовь – бровь – вновь = (марковь, свекровь),
        = вечер – свечи – плечи = (лечит), = день – тень =.
    Нет, нет, они не запрещены!  Я и сам ими пользовался.  Они слишком очевидны, их уже столько раз использовали… Решайте сами.   
    Как минимум одно-два таких произведения есть почти у всех Авторов. Эти же слова можно сказать и о содержании произведения, но я от советов в этом случае пока воздержусь… Или давайте сделаем так: Вы отложите эту статейку в сторону и прямо сейчас, или чуть погодя, напишете стих с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ использованием заданных рифм:
         
         любовь, кровь, боль, роль, плечи (свечи), вечер, осень, просинь,
         слёзы, розы (морозы).

    Сделайте это. Перечитайте несколько раз. Сегодня. И завтра. Еще несколько раз, пока во рту не появится оскомина. Запомните, что Вы это сделали и не возвращайтесь к этим рифмам снова и снова. Эта прививка в Эпоху Позднего Деграданса (термин мой) на сайте стихи.ру Вам сослужит хорошую службу.

9.2. Считается хорошим тоном избегать глагольных рифм.
    Это слишком просто, рифмовать глаголы в русском языке. Доступно и школьникам в 5-м классе, и нам с Вами. Оставим дискуссии маститым и опытным. Многие даже писали по этому поводу стихи, состоящие из одних глагольных рифм, назло оппоненту. Однако, задуматься об этом нюансе (без мягкого знака) стоит. Смотрите: = пить – любить – ворошить – жить = … цепочка может быть
необычайно длинной. Увы, начинающие Авторы даже неосознанно злоупотребляют этими рифмами, и им кажется, что все удачно получается. Не сразу и не у всех появляется потребность ухода от упрощенных, примитивных рифм к чему-то более сложному.
    /Сразу скажу, что сам достаточно часто пользовался и пользуюсь глагольными рифмами… Упрёк: – "На себя посмотри!" – принимается легко и с улыбкой… /
    А вот и примерчик глагольной рифмы из собственных упражнений:

               Княжна была до одури нежна...
               Грудь восхитительна и пот по ней струился
               От жаркой страсти. За окном луна
               Стыдливо пряталась за тучи, ветер злился…

9.3. Не очень приветствуется рифмование однокоренных слов.
    Пример: = ботинки – полуботинки =, = жить – пережить =, = сознанье – признанье = , = жар – пожар = и т.п. Чаще подобные рифмы воспринимаются, как упрощенные, слишком точные. А банальность, обычность для поэзии скучны. Разве интересно играть в игру только на первом уровне сложности?

9.4. Желательно сохранять логику предложения, логику событий в тексте.
    Части речи должны быть согласованы между собой. Также желательно сохранять логику на протяжении всего стиха. Если в одной строчке Автор пишет «Я остаюсь», а двумя строками ниже
«Прощай, я ухожу»… – логика нарушается… (Однако, женщины – это же клубок противоречий!
Да, да, знаю и неоднократно в этом убеждался. Это повод нарушать логику осознанно, как стилистический прием. И многие этим оправдывают откровенные ляпы и перлы). Посмотрим простой пример:

                "Ты словно бабочку за крылья держишь душу,
                Что на огонь любви летит без страха" (с)

    Позвольте, если бабочку держать за крылья – ни о каком полёте речь уже не может идти (можно проверить экспериментально). В этой фразе нарушена последовательность событий... И в результате вся метафора – выстрел в "молоко"...
    Пусть вас не смущает это категоричное "должны быть". Любой из нас встречал в жизни людей с недоразвитой второй сигнальной системой (речью).
– Эта, типа, пошли пивка того, эт самое... По ходу догнаться...  – и т.п.
    Культурная среда, в которой "развивается" человек и прямо, и косвенно влияет на речевой запас, стилистику речи. И каждый Автор вольно или невольно формирует определенную аудиторию
читателей.  Конечно, при написании стихов для детей надо делать коррекцию. Или вот Сергей Шнуров – "просчитывает" потенциального потребителя (это пройдет "на Ура", а это не торкнет).

9.5. Желательна ясность изложения…
    Мне хочется понимать о чем этот текст, т.е. интересует не только красивая форма, но и "мессадж", содержание. И если для понимания стиха требуются пояснения Автора, то дело плохо. (Представьте, сколько поэтов прошлого придется выкапывать!) Ну, если Вы решили написать сюр… этот пункт отбрасывайте решительно!!!

    Вы когда-либо видели доктора, пытающегося переспорить шизофреника? Правильно. Вовремя поставленный диагноз влияет на дальнейшие действия. Но мне уже давно нравится фраза "Кто ясно мыслит – ясно излагает" (с)

    Ещё есть один момент – перегруженность стиха красивостями, экзотикой. Иные творения невозможно читать без словаря иностранных слов. Мне это не нравится. Но это частное мнение. Иногда таким способом Автор убеждает и себя, и читателей, что стих красивый, хороший, что автор очень культурный и разносторонний человек, раз знает слово престидижитация, пленер и пейзане, в дезабилье. "Бархат кожи, бирюза глаз и шелковистость ресниц" – как этого много!
    Желание "говорить красиво" так манит многих и женщин, и мужчин на стихокладущих сайтах. Отчего это дурно? Думаю, тут самое время вспомнить рецепт "ирландского рагу" от Джерома К. Джерома (имя у него было Клапка). Все съедобные продукты сваливаются в одну кастрюлю. Пёсик Монморанси туда же предложил свой вклад – дохлую крысу.
    Можно и на примере парфюмерии: отчего женщине не приходит в голову вылить на себя духи сразу из пяти разных флакончиков? Надеть сразу шесть вечерних платьев? Три шляпки поверх вуали и фаты?

    Да, стих надо и оживлять, и украшать. Для этого и существуют метафоры, вкусные прилагательные. Призыв к умеренности и хорошему вкусу?
– Доктор, хороший вкус – слишком сложное понятие!
– Да, но на уровне запаха можно отличить "тонкий аромат женщины" от удушливо-агрессивного шлейфа, тянущегося за уличной "жрицей любви за деньги"...

Приведу здесь ссылку на тему красивостей и цветистости метафор.
"Рецензия на стихотворение Джона Магвайера" – Светлана Львова
http://www.stihi.ru/2010/02/02/3978

ОРИГИНАЛ "Индиговая дрема"
http://www.stihi.ru/2010/02/01/188

      "Индиговой дремой охвачены плечи,
      рассвет бесконечен, и грезы любви
      плывут в небесах в ожидании встречи,
      но в черных глазах тени сжатой стерни.

      Сапфировым снегом бокал наполняя,
      рождественских бликов улыбка полна" (с)

РЕЦЕНЗИЯ

Индиговой дрёмой заполнены уши,
на сердце моём васильковая хрень,
багряным кошмаром безжалостно душит
фруктово-подгнившая жаркая тень.

Сапфировый снег изумрудно сверкает,
восточная вязь захлебнулась в волне,
там белая тьма чернотой истекает,
там чёрная вишня белеет в стерне.

Застыла улыбка серебряным бликом,
меж строк проникает оранжевый бред,
пугаю себя обезумевшим ликом,
а в синих глазах терракотовый цвет.

Вдруг чем-то сиренево горло сдавило,
лазурно хриплю в голубой тишине,
и свежемороженой мыслью добило,
но это уже фиолетово мне…

© Copyright: Светлана Львова, 2010

Признаюсь, я тоже не удержался и прокомментировал:

               Багрянец перламутром в изумруд
               индигово-шафрановой вуалью
               перетекал. И – не напрасен труд!
               Он мигом порождает вакханалью,

               когда трепещут души и тела,
               и барабанит дробь в клавиатуру,
               и канделябры рвутся в зеркала
               цветистою метафорой. И сдуру

                (с накатанной дорожки не свернуть)
               всё это нарастает снежным комом.
               И в горле – ком. И озаряет путь
               развесисто-индиговая дрёма...

               ))))  07.02.2010
_________________________

    Не стоит использовать те слова, значение которых Вы не очень знаете. Можно легко попасть в неловкое положение. Периодически это случается с медицинскими терминами, и доктор морщится...
    Не слишком хорошо смотрится такая особенность, как пафос. Если Вы не пишете гимн или поэтический манифест в стихах.
               
               спокойней, легче. пафос – это страшно
                он губит лучшее, он врет как сивый мерин
                он голыми руками в рукопашной
                уложит то, чему возможно верить...
                Товарищ Мяузер

    А как комично смотрится «высокий штиль» в текстах современных сетевых авторов!

                "Протянул я к ней перста
                И поцеловал в уста!" (цитата неточная, простите)

    Где-то там обязательно еще прячутся ланита, перси и сосцы… с глазами горной серны… Десницы, длани, детородный Уд.

9.6. Приятнее читаются стихи, написанные с сохранением ритма. Простой способ это проверить – почитать стихотворение вслух… Да, да, это очень действенный способ, особенно если нет слушателей.

    Мне кажется, что очень важен для восприятия такой элемент, как ПОВТОРЕНИЕ. Например, повторение созвучных слогов формирует рифму. Повторение ударений в строке формирует ритм. Иногда это я называю "ритмический рисунок"

    Еще один компонент – количество слогов в строке. Весьма желательно за этим следить, если, конечно, Вы сознательно пытаетесь написать стих ровно.
    Пусть это немного нескромно, приведу пример своего экспромта для ЛИЛИТ.

               Итак, с прикосновеньями слова
               в опасной смеси... станут тонким ядом
               замедленного действия. Едва
               пригубим и... – пересекутся взгляды,
               но это всё напрасно.
               Нет причин
               для возвращения к исходной точке.
               Предпочитаю пить... и быть... один.
               Пока – лишь так. Рифмованные строчки
               ложатся заклинаньями на лист.
               Сомну или порву. Сожгу, развею.

               А за окном декабрь серебрист.
               И мягкий снег. Но я ему не верю...


    Вот я – гад! Ну, ладно… Тоже, блин, выбрал… Ладно, ритм здесь отбросим. Посчитаем количество слогов. Схема здесь по четверостишию 10-11-10-11. И это количество слогов повторяется во всех трёх четверостишиях… Ну, так получилось…  Бывает и менее удачный вариант.
    Теперь о проверке ритма. Условно в схеме обозначим ударный слог «/», а безударный тире «–». (можно ударный слог рисовать "1", а безударный "–"...) Зачем это делать? Иногда написанный текст чем-то настораживает. И тогда необходима самопроверка, визуализация. Обычно в русском языке бывает одно ударение в одном слове. Попробуем взять фрагмент стиха и разрисовать ударения:

                Я пытался быть нежным, но нежность тебе не нужна.
                Не нужна... от меня. Это понял я как-то внезапно.
                "Всё не будет, как прежде". И лопнула где-то струна...
                Вечер летнего дня завершился разрывом... И завтра...
               
                --/--/--/--/--/
                --/--/--/--/--/-
                --/--/--/--/--/
                --/--/--/--/--/-

    Достаточно наглядно. 15-16-15-16 слогов. Можно сделать вывод, что ритм не нарушен.

9.7. Обратите внимание на фонетику стиха.
    Существуют неудачные сочетания труднопроизносимых букв. Это легко определяется при чтении вслух…
    Желательно, чтобы ударение падало в словах в соответствии с общепринятым. Пример неудачного ударения:

               Попытка в шутку превратить сюжет
               безумной ночи, ночи скоротечной...
               Развеется, как дым от сигарет…
               мой лёгкий след. Любовь бывает вечной

               но, только в сказках. Смертью в один день
               рассказчик мудро награждал героев...
               А в жизни? В жизни всё не так. И тень
               любви ушедшей продолжает болью

               напоминать и сердце бередить…

    Смотрим? В строке  "но, только в сказках. Смертью в один день" ударение в слове "о'дин" – падает на первый слог. Увы и ах! Сам я этого исходно не видел, подсказала "роза ветров" (Поклон в её сторону). И как исправить – пока не придумал… (Какой я самокритичный!). Близкое расположение сходных по звуку слогов тоже может быть огрехом: "смертью в оДИН ДЕНь".

Чуть позднее я немного утрировал звук вот в такой миниатюре:

      ЛуНА НА НАс смотрела из окНА.
      На-на, на-на.
      А мы в окно смотрели на луну:
      – Ну-ну, ну-ну...

Это написано к тому, что близкорасположенные звуки (слоги) могут давать как положительные, так и неприятные эффекты. Если это продумано, преднамеренная игра – ок. Если случайность и по звуку вам не нравится, или огрех подсказали, лучше постараться поменять порядок слов, поискать варианты.

9.8. Если Вы решили пользоваться знаками пунктуации, делайте это по всему стиху, а не иногда. Небрежность в этом вопросе вызывает двойственное чувство у читателей. Неплохо после запятой нажимать клавишу = пробел = (это самая длинная клавиша).
        Недавно прочитал стих, в котором одно предложение растянулось на три строфы. Точку нашел в конце третьей. Очень тяжеловесное впечатление.
        Эстетика, внешний вид стиха на мониторе (бумаге) – играют свою роль, возможно, даже на невербальном уровне… Не будем погружаться в эти сложности. Пока… Скажу только, что длинный неразрывный столбик текста воспринимается монотонно. Традиционная разбивка на четверостишия (катрены) более дружелюбна к читателю.
    Маленький совет от меня – попробуйте разные формы. Ну, это опять попытка простимулировать начинающего автора поискать свой стиль.

### [Если кто-то читал мои упражнения, то мог заметить,
что у меня тоже есть свои «заскоки»,
я часто разбиваю фразу,
переношу её окончание на другую строку. Зачем?

Вычитал умный термин:
       КЛАУЗУЛА – (clausula лат.) – В риторике – конец речевого отрезка, важный для оратора в произносительном и стилистическом отношении.
    И при случае – я этот термин вворачиваю, для объяснения моих вывихов с пунктуацией и с разбивкой катренов.]
    Обратите внимание, что в теории стихосложения этот термин используется в несколько другом значении. Но мне хочется, чтобы вы внимательно прочитали определение ИМЕННО В РИТОРИКЕ.

9.9. Важный момент – финальная часть стиха. Её нельзя смазывать…
Помните в фильме «17 мгновений весны»?  «Запоминается последняя произнесенная фраза».

      КОДА: –
1). Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце её основную тему. (муз.)
2). Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.) (напр. сонет с кодой – в 15 стихов, вместо 14)

    Это я к чему? На сайте иногда термин «кода» применяют просто к финальной части стиха (любого). И я в своё время искренне поинтересовался – о чём это идут рассуждения в рецензии.

9.10. Постарайтесь избегать откровенных ляпов и пэрлов. Типа: «сердце вспотело». (Подробнее – см. Сборники ПЭРЛов у Филолога.  Ссылочку найду и помещу в рецензии.) Вот простейший пример:

               Даная! Персиковая кожа,
                Льют кудри смолы янтаря...
                А в непорочности межножья
                Укрылась негою заря.  /автора легко найти "поиском" по строчке/

    Отбросим мелочные, дурацкие придирки к ритму. А в анатомии, оказывается, огромный прогресс случился с тех пор, как я учился... Паховую область переименовали в "межножье". И ведь где-то еще наверняка прячется "межглазье", "межгрудье", "межизвилинье"...
             "А мужики и не знают"...  /из рекламы пива/
    Правда, нафига заменять такой поэтичный термин, как "ЛОНО" словотворчеством в виде "МЕЖНОЖЬЕ"? Так кажется изящнее???

                Когда в твоей жизни всё приторно-сладко,
                Не стОит -вдоль стрелки хронометра-
                Кремировать счастье своё. И остатки
                Развеивать по ветру.    (М. Киевская)

    "Не стоит вдоль стрелки хронометра кремировать счастье" – это круто торкнуло! Раньше это манерно называли "футуризмом", а теперь – "Что он курил?" )))

                Бутылки. Карты. Стол – дешевый пластик.
                ...Но – взрыв! и каблуков прелестный вальс.
                Я вежливо кивнул вам в желтом платье
                И, словно в небеса, смотрел на вас. ( Игорь – rock"n"roll – Никитенко)

    Здесь сходу хочется задать ворох вопросов, но как представлю Игоря в желтом платье – сильно отвлекаюсь... )))

    Есть ещё такой термин – «затычка» (местный жаргон). Она бывает для рифмы, бывает для восполнения нехватки слога или нескольких. Так в строке появляются лишние слова, сорные (только, лишь, уж, ведь, вновь и пр.).

    Обычная тавтология тоже не украшает стих. Иногда в стихе можно насчитать до 8 – 10 местоимений «я» или «ты». Хм…

9.11. Забавно… Произведение может нарушать практически все (или многие) вышенаписанные «правила» и, тем не менее, являться прекрасным поэтическим творением. Пример? Легко!

         Послушайте! Я и сам знаю, что электрической пылью
         Взыскриваются ваши глаза, но ведь это потому,
         Что вы плагиатируете фонари автомобильи,
         Когда они от нечего делать пожирают косматую тьму.
         Послушайте! Вы говорите, что ваше сердце ужасно
         Стучит, но ведь это же совсем пустяки;
         Вы, значит, не слыхали входной двери! Всякий раз она
         Оглушительно шарахается, ломая свои каблуки.
         Нет, кроме шуток! Вы уверяете, что корью
         Захворало ваше сердце. Но ведь это необходимо хоть раз.
         Я в этом убежден, хотите, с докторами поспорю.
         У каждого бывает покрытый сыпной болезнью час.
         А когда вы выйдете в разорванный полдень,
         На главную улицу, где пляшет холодень,
         Где скребут по снегу моторы свой выпуклый шаг,
         Как будто раки в пакете шуршат, —
         Вы увидите, как огромный день,
         с животом,
         Раздутым прямо невероятно от проглоченных людишек,
         На тротуар выхаркивает с трудом
         И пищА, пищи излишек.
         А около него вскрикивает пронзительно, но скорбно
         Монументальная женщина, которую душит мой горбатый стишок,
         Всплескивается и хватается за его горб она,
         А он весь оседает, пыхтя и превращаясь в порошок.
         Послушайте! Ведь это же, в конце концов, нестерпимо:
         Каждый день моторы, моторы и водосточный контрабас.
         Это так оглушительно! Но это необходимо,
         Как то, чтобы корью захворало сердце хоть раз.

                1914 г. – Вадим Шершеневич

10. Итак – публикация состоялась…
    Не удивляйтесь, сначала читателей будет немного. Это нормально. Как повысить их количество теперь?
– Ходите в гости. Здесь часто читают в ответ на визит, заглянув в список своих читателей;
– Пишите рецензии, если стих Вам действительно понравился. Здесь часто читают в ответ на рецензию;
– Загляните в чат на сайте… (прим.: его уже нет.) Иногда там этично предложить свой стих к прочтению и попросить написать мнение. В этом нет ничего плохого.

    Ещё несколько способов… Но это уже из области чёрного PR’а.
– поругайтесь с кем-либо! Это плохая самореклама, но она тоже эффективна.
– прощёлкивание стихов других авторов (открыл и, не читая, закрыл). Ваш ник – сохранится в списке читателей. Некрасивый способ, но он работает. (Артис писал, что эффективно). Сам я не пробовал…
– хвалите откровенно слабого Автора и разнесите в пух и прах стих сильного. Вы заработаете ответную рецензию почти наверняка (одну, как дань вежливости, вторую, возможно, как месть) – мне эти приёмы не нравятся, но они существуют.
– наивный приём, но тоже работает: сделать простую грамматическую ошибку в стихе – найдется тип, вроде меня, который влезет поправить «опечатку». /хотя мне часто это делать лень ))) /
– читайте свежие стихи рейтинговых Авторов. Вас смогут быстрее заметить. Это срабатывает не всегда, но иногда полезно почитать, что же нравится публике.
– читайте тех Авторов, кто находится в момент Вашей публикации на сайте.

  На полученные рецензии здесь принято отвечать… Это элементарная вежливость. Если Вы умеете общаться – к Вам заглянут ещё и с удовольствием. Легко реагируйте на фразы «Бред!» – это тоже только частное мнение единичного рецензента. Заметил, что у многих Авторов интересно читать рецензии и дискуссии. Это совершенно особое развлечение!

##### [Должен попросить прощения у рецензентов на данное эссе. Долго отсутствовал на сайте и много комментариев прочитал спустя несколько месяцев. Это не моё высокомерие... Свой комментарий и мой ответ многие уже не прочитают через большой промежуток времени.] #####

– Еще один способ добиться читаемости, популярности – эротика и/или порно. Одно время на этом сайте нишу сию плотно разрабатывал Пётр Давыдов. И не сомневайтесь, был шквал отзывов, прочтений. Секс в офисе, секс на факсе, секс на пляже и т.д. Зачем удивляться? Статистика говорит, что самой большой популярностью в Интернете пользуется порнография. На литературном сайте
кто-то ищет литературу, а кто-то «клубничку».   
    Очень пограничная область – так называемая эротика в стихах. Позволю себе привести несколько цитат. Джон Магвайер в эссе «Валентинкин день или откровенный разговор про Это!»
(http://www.stihi.ru/2010/02/12/6101 ) пишет:
    «Восхищение это то, с чего начинаются мечты женщины, и даже само по себе оно настолько может ее возбудить, что она может кончать раз за разом, читая ваши стихи или, например, вдыхая запах с брошенной любимым в стирку рубашки. Уверен, многие из женщин, читающие все это, уже мысленно сказали: «Ты прав, Джон, на все сто!»
    И даже больше: «Дракон! Ты чертовски прав!» Можете не произносить это вслух, милые дамы, я и так вас мысленно слышу)…..
… «Дорогие братья по разуму, любите женщин, старайтесь понять их, не уставайте восхищаться тем, что они делают. Поверьте на слово Дракону, но самая, на ваш уверенный и мужской взгляд, наивная нанайская малолетка в ситцевом платьице знает о способах получения высшего наслаждения намного больше вас, причем знает она это еще чуть ли не  с детского сада.  Поэтому хоть иногда прислушивайтесь к тому, что она вам говорит, и будет вам счастье……
… Главное, не сдавайтесь, любите друг друга. Ну а если вы в душе одиноки, читайте мои стихи) Мне кажется, что многие из них способны приносить вам удовлетворение. Ну и конечно, не забудьте заглянуть в  клуб "Индиговый Мотылек". Многие из его авторов пишут действительно настоящую духовную эротику. Вот ссылка (далее дается ссылка)» (с) Джон Магвайер

    Ну и в комментариях Татьяна Нова написала то, что я лично постарался Джону не говорить:
       «Ты зря замахнулся на обобщения, касающиеся прочих представителей сильного пола. И насчёт сексуальных переживаний от поэзии – это твоё частное и очень спорное мнение. По-моему, сексуальное возбуждение от стихов и тем более разрядку испытывают только редкие извращенцы:)
       Тот, кто ищет замену живому контакту, смотрит картинки, которые возбуждают значительно сильнее самых развратных стишков. Считается, правда, что женщина любит ушами, но уже доказано экспериментально, что визуальная порнография действует на женщин только самую малость слабее, чем на мужчин.
    Лично у меня поэтические мотыльки и космические красивости, намекающие на эротику, вызывают только скуку, а зарифмованное смакование подробностей половых актов – брезгливость и отторжение. Поэт, который пишет о физической любви, похож на канатоходца, – он ступает на очень скользкую дорожку, и ему трудно устоять на ногах и не плюхнуться в грязь. Удачные опыты
в этой области – редкость.
       Мне кажется, ты вообще сильно переоцениваешь воздействие на читателей так называемой эротической лирики. Она может впечатлить только прыщавых подростков, и то далеко не всех. А разные преувеличенные нежности, которыми некоторые поэты и поэтки обмениваются на стихире под стихами, – это, как мне кажется, результат недоласканности в реале:) »  Татьяна Нова
http://www.stihi.ru/rec.html?2010/02/13/7245

11. Отнеситесь ко всему не слишком серьёзно…
    Обидчивость и ранимость не помогают выжить на сайте. Мы играем в игру. Это я о рецензиях, пародиях и прочее. Относиться серьезно надо к русскому языку, к работе над своим текстом.

12. Если я ещё что-то вспомню – допишу здесь…
Весьма полезный сайт –
http://www.gramota.ru/slovari/dic/  – там можно проверить
написание любого слова, ударения, значение слова и т.п.

13. Если в рецензии посетителей появятся дельные мысли – перенесу заметки сюда, с указанием Автора рецензии. Не возражаете?
    Попутно следует заметить: на главной страничке сайта – есть ссылка на «Руководства по стихосложению». Иногда бывает интересно туда заглянуть…

14. Приношу свои извинения тем читателям, кому было скучно всё это читать. Ответить на вопрос, зачем я это всё тут собрал? В двух словах? После всего уже изложенного – не смогу.
_________________

15.а. Цитата из FAQ Библиотеки Мошкова:
Что делать автору, чтобы его читали?

    "Универсального рецепта популярности нет.
    Во-первых, хорошо писать.
    Во-вторых: Можно попробовать накрутить себе рейтинг, но это резко карается системным администратором, кроме того, две-три "единицы" от "борцов за справедливость" быстро восстановят исходный "кислотно-щелочной баланс".  / *это не о сайте www.stihi.ru /
    Можно зазывать всех в свой раздел, но как показывает опыт, многие "жители" "Самиздата" негативно относятся к такой рекламе. Можно зарабатывать себе скандальную славу, резко и некорректно критикуя все и вся, но такое поведение может привести к отчислению с сайта. Можно искать близких по духу людей, для этого перемещаясь по разделам авторов и оставляя им свои комментарии. Чаще всего это помогает, так как затем люди из вежливости (или по интересу) приходят к Вам в гости и завязывается общение, что неизбежно привлекает в Ваш раздел новых
посетителей.
    Можно вести некие рубрики на сайте "Самиздат", например периодические обзоры какого-либо направления творчества (проза, фантастика, поэзия, юмор). Можно придумать что-то свое, необычное."(с)
(с) – http://www.stihi.ru//zhurnal.lib.ru/i/info/rootfaq.shtml#F1_10

&& &&&& рюшечки &&&& рюшечки &&&& рюмочки &&&& рюмочки &&&&
=================
Дополнения постфактум... Нет. После текста.
(если Вам лень просматривать комментарии)
=================
15.б. Ю. В. Рождественский – ХОРОШ ЛИ РУССКИЙ ЯЗЫК?
статью можно прочитать здесь:
http://teneta.rinet.ru/rus/ju/jurij_rozhde-khorosh_li.htm

Несколько отрывков:
  "Наша интеллигенция слаба не только в произношении, но, прежде всего в умении вести беседу, в диалоге, – не владеет речью.
...
  Язык – средство воспитания смысла, понимания истории, чувства гармонии мира. Интеллигенция нередко ссылается на то, что мир для нее нехорош, она страдает и поэтому, мол, вправе выражаться близко к бранным словам. Но мир нехорош главным образом потому, что мы так к нему относимся: мучает честолюбие, гложет мелкое самолюбие, жадность, изнуряет неумение видеть свои недостатки, и хочется, конечно, выражаться, не считаясь с публикой, учить, всех и всякого, хотя бы и в троллейбусе.
...
  Надо сказать, что в некотором отношении русскому языку все же повезло. Вплоть до 60-х годов русские писатели, в отличие от писателей других народов, не писали так называемых бестселлеров. Они хотели быть классиками и писали на совесть, вырабатывая литературный язык. Так сложилось великолепное изобилие литературы. Это тысячи авторов и сотни тысяч, если не миллион, произведений художественной литературы"...

Любое цитирование – вырывание из контекста. Напишу так – мне было очень интересно это прочитать.
=================
15.с. "Стихира – сцена или танцплощадка? " – Кузя Пруткова.

Здесь приведу отдельные выдержки. С полным текстом можно ознакомиться по ссылке, приведенной ниже.
       "Итак: нужны ли сайты, где публикуются ВСЕ, желающие творить? У Олди есть красивая мысль о том, что тонкий вкус – скорее проклятие, чем преимущество, поскольку не позволяет наслаждаться тем, что доставляет удовольствие другим (к сожалению, у меня нет под рукой этой книги, и я не могу привести эту замечательную цитату дословно).
       Есть люди, чуткие к изобразительному искусству – и их корёжит от непривлекательных с виду строений, статуй, плакатов или безвкусных фотографий (сама из таких).  Но как объяснить другу, что композиция его снимка – никакая, цвета – грубые, а вмешательство графического редактора – топорно, если он этого не чувствует сам? Я – не умею. То ли я – не педагог по призванию, то ли он – не способен увидеть то, что очевидно мне (кстати, его снимки пользуются бешеным успехом).
       У каждого человека есть желание творить. Наша жизнь и без того слишком специализирована (мы занимаемся работой – в той или иной степени однообразной), и не шьём, не работаем с деревом или металлом, редко выращиваем растения. Для того, чтобы пилить лобзиком, нужно место, время и доброжелательные соседи, а стихи можно писать по дороге через пустырь домой или на работу.
       Но обратите внимание: несовершенные творения очень часто вызывают восторг. Парадокс?
       Кто-то считает, что достаточно запретить низкопробные поделки, и народ будет учиться на лучших образцах? Ничего подобного!
       Художественные достоинства стихотворения – это ведь ещё не всё, чем нас привлекает поэзия. Конечно же, мы ищем что-то, на что способна откликнуться душа". (с)
(Полный текст можно найти здесь: http://www.stihi.ru/2009/07/14/4243 )
=================
16.1. Из ответа Надежде Кравцовой:

    Конечно, это не откровение. Мне уже неоднократно знакомые задавали вопросы:
– Зачем тебе это?
– И не лень было время тратить?
    Да, на сайте масса авторов, "порожняк" гонят почти ежедневно... Так они и прочитав – ничего полезного для себя не извлекут... Но есть действительно талантливые начинающие авторы. Чтобы писать именно стихи – необходимо учиться это делать. Мало кто берет скрипку и начинает на ней сразу играть, или играть виртуозно. И с этим соглашаются. А нажимать буковки на клавиатуре – гораздо проще. Расположить буковки строчками по 4 – легко! И создается впечатление – вот оно! Учиться не нужно, это уже стихи, т.к. соблюден ряд признаков! Ура!
    Если еще приплести сюда мотивацию – "это крик израненной Души", "мне больно и обидно", "мысль вступила в голову", "он (она) ушла".  Этими аргументами подкрепляется право на существование очень многого...
    Ну и любимые мной авторы-ретрансляторы: "Голос свыше диктует мне. Я только записываю"

    Только читать хочется отчего-то не все и не у всех...
Возможно, в этом опусе какие-то вещи я формулировал просто для себя... Тем приятнее читать отклики...
=================
16.2. Из ответа = Телеко = :
  Знаете... Это еще у Мишеля Монтеня было:

             "Когда мне очень нужна была женщина – я не мог её содержать.
              Теперь, когда я могу содержать женщину, она мне уже не нужна" (с)

       И таких милых противоречий можно найти массу... Есть очень сложный баланс... Новый автор может быть распираем кучей мыслей и образов, но не умеет придать им форму при изложении.
       Так и ребенок после посещения цирка или кукольного театра может захлёбываться от переполняющих его эмоций. Но поток восторга и эмоций намного обгоняет речевые навыки.
       Матёрый автор безукоризненно выкладывает мозаику, но сказать уже нечего... Выдохся и исписался. Прекрасное и точное ремесленничество позволяет тиражировать тексты... Страстность (пассионарность) и искромётность юности постепенно становятся сдержаннее. Или выветриваются совсем. Где грань, водораздел? Есть же и другие варианты? Вы заметили, что я избегаю обсуждать понятия Дар, Талант, Гений?
=================
16.3. Re: "Анализируя рецензии на разные стихотворения, я прихожу к выводу, что механизм оценивания примерно таков: стих, как вещь примеряется на читающего, и если одежда впору, ее хвалят, если нет, критикуют. Возникает вопрос – а где тут, собственно, объективность? Должны же быть независимы эксперты, для адекватной обратной связи?"
 = лотос =

Ответ: Да, Вы начали задаваться уже глобальными вопросами...
    Критерии существуют. Боюсь, что в роли теоретика стихосложения мне не нужно и пытаться выступать... Могу только поделиться своим подходом. Итак, для меня важно:

= 1. Стихотворение в виде собственно текста.
Стихи не терпят суеты, беглого чтения. Лучше, если текст не с монитора, а распечатанный на белой бумаге. (думаю, разницу Вы уже знаете или легко это почувствуете. Распечатайте какой-либо стих.)
    Почему столько внимания этому пункту? – Много слушал чтений вслух. Восприятие на слух – приходит не сразу. Этому надо учиться. Художественное чтение – отдельный жанр. Профессиональные исполнители (чтецы, декламаторы, артисты) могут прочитать блестяще очень многое. Отдельно идет – авторское исполнение.
       Итак, текст должен быть внятно оформлен, после запятых должны быть пробелы. Сейчас можно подготовить стих в текстовом редакторе Word, оформить и эпиграфы, и отступы «лесенкой». Внешний вид текста на бумаге может оказывать влияние на неосознанном уровне. Далее здесь надо бы написать очень много, но файл и так большой.
   
   Позволю себе предложить ссылочку на отдельный файл. Там немного о форме (строфике): о катренах (четверостишиях), о форме разбивки строчек и т.п.
О традициях или «Миссионерская позиция» в текстах (эссе)
http://www.stihi.ru/2010/11/12/6923
   Мои поиски по сети дали интересные результаты. Оказывается, о классических формах можно найти много публикаций (сонеты, пятистишия, канцоны и т.п.). Уход от «классики» может быть в разных формах. Впрочем, по ссылке – не торопитесь.

= 2. Наличие поэтического видения у Автора (звучит, как общие слова, но что делать?)
    Возможно я повторюсь. Где-то читал определение, что «Стихи – это  небанально рассказать о банальном».  Банальный в данном случае – это обыденный, общеизвестный.  Это рассказ или
описание с использованием определенных творческих приёмов.

= 3. Цельность произведения, ясность мысли Автора, выражающаяся в ясности изложения. Это не означает, что идеалом станет детская считалка или частушки. Текст может быть и весьма сложным по смысловой нагрузке. Вполне уместно сравнить сюжет с полётом на самолёте:
       разгон (начальная часть текста),
       взлёт (то, что должно «зацепить» внимание читателя),
       полёт (основная часть, «мессадж»),
       посадка (финальная часть текста).
Кратко: = разгон – взлёт – полёт – посадка =
    Эта разбивка текста на составляющие взята из простых приёмов риторики. Приёмов, которые заставляют слушать (в нашем случае – читать текст).
    Я знаю много Авторов, которые читают первые 2 строчки стиха и – Бац! Закрывают, становится скучно (разгон самолёта не состоялся). Текст должен «зацепить», заинтересовать читателя. Нужна интрига.

= 4. Такое явление, как визуализация образов из текста.
    Хотя иногда музыка, ритмика стиха завораживают, и следишь больше за этим, чем за образным рядом. Ну, тут легко – есть же возможность вернуться к тексту... И вот, когда перед глазами появляется "картинка" – это так здорово!

= 5. Привлекает хорошее владение русским языком. Еще мне нравится естественность речи. Это когда можно убрать вообще разбивку на строчки и написать сплошным текстом – и это читается без казусов.  (Многие уже сталкивались с такой формой. Иногда это называют "стих формата А-4").

= 6. Очень люблю, когда чувствуется ритм и нет неоправданной сбойности. Ритм может быть и посложнее ямбов, хореев, анапестов и дактилей.  Нравятся верные интонации. И очень важен финал.
(Помните, зачем приходил Штирлиц? – За аспирином).

Уже достаточно давно меня убедили, что стихи надо уметь править. Как убедили? Записывайте:

        «Представьте, что вы едите вкусную шоколадку, например Фрутс & Натс.
        Периодически попадаются вкусные включения – орехи, изюм. Вкусно? Ок.
        И тут – оп! – камешек! И хорошо, если зуб не сломан…
        Так и со стихом – читаем (хорошооо!), всё идёт гладко, попадаются вкусные
        метафоры, красивости (изюм, орешки…). И вдруг – сбой! (камешек).
        Изделие (шоколадка) должно быть качественным целиком. И если удалось
        заметить камешек – не надо цепляться за него» – вот примерно такая
        была притча.

       И тут достаточно смешно будет звучать оправдание, что Хозяйка варила борщ «от всей Души», по велению Сердца.  Что она лучше знает, как надо варить борщи! Как вы смеете что-то критиковать? Кто вам дал право судить????!!!

       Какое мне дело до всей этой мотивации, если в тарелке обнаруживаются ржавые гнутые гвозди и пара длинных волос? Это несъедобно! А при условии свободной публикации – это блюдо общепита оказалось на моём столе и я собрался вкусно поесть.
 
    Если Вы уже подошли к мысли, что Ваши стихи можно и иногда нужно редактировать – попробуйте показать их своим хорошим знакомым с просьбой посмотреть, поискать неточности и сбои, любые огрехи. Это не коллективное творчество, но друзья могут помочь больше, чем
поклонники. Я знаю Авторов, которые возвращаются и правят стихи, написанные давно,  месяцы и годы.

= 7. Нравится, когда у меня не возникает глупый вопрос:
               
             Зачем написан этот стих? (это возникает редко на хороших стихах)

    Но Вы увидите и стихи, написанные "от нефиг делать", чтобы привлечь внимание, к дате и т.п. (допускаю эти варианты как упражнения, для набивания руки). Поэтические сайты продолжает регулярно "плющить и колбасить" под Новый год, к 8 марта, ко дню св. Валентина (еще напасть!) и т.п.. Свежий пример: шквал на тему смерти Майкла Джексона.  Желающим могу подкинуть еще один повод для стишков – православный Праздник Обрезания Господня (14 января). Да, да, Иисус был обрезан по всем правилам!

= 8. При условии хорошей формы, техники, мне нравятся стихи от души. Ибо ремесленник тоже может создать стих, отшлифовать его, потом отполировать... И тут уже многое зависит от пункта 2. Если есть Видение, свой взгляд + вдохновение – может получиться весьма неплохо.

= 9. Не нравятся пафос, категоричность и декларативность. Попытка «поучить читателя жизни».
Впрочем, зависит от жанра. Напр. Манифесты, пародии, юмор... Эпиграммы...

= 10. Не люблю перегруженности красивостями. Должно быть чувство меры, такт... А если по три сочнейшие метафоры находишь на каждые 2 строчки – хм... Помните афоризм? Умные люди – вполне неплохо. Но когда их собирается много, то как от букета цветов – начинает болеть голова.

= 11. Удручает отсутствие своеобразия. Вы встречали "Универсальный стих на расставание"? Я – неоднократно. Здесь речь не о штампах в поэзии. Я вот о чем. Дело в том, что кто-то занялся подсчетом сюжетов для театральных пьес... Их количество оказалось ограниченным (боюсь соврать: кажется, 36 шт.). (Кто-то подсчитал, что у Стивена Кинга описано около 100 разных способов убийства). Т.е., количество ОГРАНИЧЕННОЕ!!!

    Что же это? Театральных постановок значительно больше! – и вот тут вступают в силу уже художественные моменты – авторское видение сюжета, его повороты и т.п. Давайте вместе сделаем пару выводов!
     Для написания произведения вовсе необязательно уходить от каких-то тем, сюжетов, какие "уже были до нас использованы". (сюжетов ограниченное количество)
    Практически у всех (почти) была первая любовь, (или не первая, но Любовь), как правило, закончившаяся (есть исключения) не очень весело. Кто не обжигался? Ну и? Ставить крест на этой теме? – Нет, только авторская индивидуальная рефлексия, индивидуальные переживания могут быть интересными... Если этому дан индивидуальный ракурс. Если есть особенности описания, которые я не смогу предсказать после 2-3 первых строчек текста. Собственно задача хорошего стиха – рассказать об известном (уже бывшем ранее) с авторским подходом, а не стандартными фразами.
    Конечно, можно и новаторски описать встречу двух кварков в пустоте Вселенной – но это тоже можно вписать в схему сюжета "встретились два одиночества и разбежались (или уничтожили др.др.)"

                "Жизнь состоит из мелочей. Из мелких деталей" (с)

    В тексте меня подкупают именно мелкие детали, в кино это называется – "крупный план". Привести примеры?

              Как обычно, чайную ложку заварки на стакан кипятка.
               Пусть белье в ванной создает возмущения, полощется.
               Нынешний снег с дождем пришли к нам издалека,
               А петербургская ночь, известная рок-н-ролльщица,
               Разбивает гитару, кричит с надрывной тоской
               О полуразделенной любви своей к марту месяцу.
               На кухне по-домашнему пахнет копченой треской,
               А сквозняк дым табачный приносит откуда-то с лестницы.

или

              Я не желаю зависеть от прихоти времен года.
               Отойди от окна. Я его не заклеила. Сильно дует.
               В твоем удивленном профиле остро чувствуется порода.
               Кто ты? Какого черта... Ты же хочешь, я вижу. Do it!
                Пани Барбариска

другой Автор:

               [просто]
                ты забыла, mon amie,
                маленький должок длиною в лето…
                девяносто дней, моя джульетта,
                отсыревший уголь в динамит
                обратить пытался, но взамен
                только перспективы… плавит ревность
                шкурки легкомысленной царевны

                просто мы простимся в январе
                Альванди Маэртис

=================
16.4. Из дискуссии с Надеждой Коган:
    Есть такое понятие – "Предложение формирует вкус". Тезис простой и не имеет под собой отчетливо выраженной положительной или негативной окраски. И действительно, ну что может быть плохого, если вниманию слушателя, читателя или зрителя предлагается низкопробная, серенькая продукция? Нет в этом ничего нового. Всегда так было и так будет. У потребителя остается право и свобода выбора, чему отдавать свои предпочтения (внимание, время, деньги). Все до этого было достаточно корректно и добровольно. Одни предлагают, другие – выбирают. Вы соглашались до этого этапа с моими рассуждениями? Да я и не сказал ничего нового.
    Однако, на этом этапе в процесс свободного выбора вмешиваются определенные технологии. Технологии манипулирования сознанием потребителя. Это различные приемы рекламы, настойчивое неоднократное повторение потребителю, что данный продукт достоин его внимания. В процессе реализации – определенные PR-приемы, подкрепляющие осознание правильности именно этого выбора.
    Если постоянно и многократно повторять, что мелодия бесподобна, свежа и оригинальна до гениальности – потребитель вполне искренне начинает в это верить. Если Автору "продукта" настойчиво повторять о высочайшем уровне его произведения – он также способен искренне
уверовать, что это именно так и есть.
    У потребителя данные манипуляции формируют определенные вкусовые пристрастия, предпочтения. Так что же в этом плохого?
    Постоянное прослушивание низкопробной музыкальной продукции (это частный пример), формирует вкус и стимулирует рост её потребления. Если же произведение использует определенные чувствительные (триггерные) зоны человеческого сознания, то сила воздействия несколько увеличивается. Сразу хочу оговориться – мной рассматривается скорее один из компонентов потребляемой продукции. Это собственно речь в виде текста напечатанного, произнесенного или пропетого. Желательно еще больше сузить круг – я пишу о русском языке, как наиболее близком лично мне.
    Итак, "триггерные" зоны. Те самые точки воздействия, которые вызывают срабатывание наших эмоций, наших мыслей. Начну с перечисления. Это простой прием, т.к. если я что-то забуду, то у читателя возникнет желание меня дополнить или опровергнуть, а это уже элемент взаимодействия.
– "любовь" и связанные с ней эмоции, как положительные, так и отрицательные;
– "одиночество";
– "смерть";
– "душа"…
    Достаточно ли просто упоминания одного или нескольких этих понятий, чтобы триггерные реакции запускались? Чтобы произведение превратилось в собственно произведение искусства?
    Если бы все было так просто. Тогда можно было бы разместить в виде текста эту элементарную цепочку:

                любовь – одиночество – смерть.
или:
                любовь – смерть – одиночество.

    Увы, те милые времена наскальной живописи, когда достаточно было нарисовать на стене пещеры контуры объекта охоты и это уже вызывало бурю восторга, прошли. За прошедшие с тех пор века пройден достаточно длинный путь. И сформировались определенные общечеловеческие ценности, которые не так далеко ушли от перечисленных выше триггерных понятий. Но давайте перейдем ближе к теме стихотворных произведений. Зачем я это все писал? Один мой хороший знакомый неоднократно повторял мне:

                "Не читай низкокачественные стихи" ( Александр Безуглов )

(дословно фраза выглядит несколько иначе, но я её скорректировал по цензурным соображениям, без искажения смысла).

    Предложение формирует вкус...
    Если бездарное и низкопробное рифмоплётство взахлёб нахваливает группа доброжелателей... Это тешит самолюбие, но к стихосложению, к качеству текстов – это имеет мало отношения. На определенном этапе лесть, всеядность, нетребовательность – настоящему Автору надоедают... Если он до этого смог дорасти...
    Барахтаясь в бочке сплошного мёда – очень трудно развиваться.
=================
 17.         Использованные и рекомендованные ссылки:

= Весьма важный ПЕРВОисточник: – http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами) – Никому не говори
-----------------------
= Артис – «Чёртова дюжина» или «Как взорвать «Стихи.ру»!
 www.stihi.ru\poems\2002\08\02-655.html (статья удалена)
= Руководства по стихосложению – ссылочка на этом сайте расположена
на главной странице сайта.
-----------------------
= Цхо – "Пишите рецензии умно! "  http://www.stihi.ru/2003/07/22-508  – занимательно…
-----------------------
= Евгений Никитин – "О культуре чтения в Сети"  http://www.piiter.ru/view.php?cid=6&pid=34
-----------------------
= Авторский проект "Школа Поэзии" – http://www.stihi.ru/avtor/school2
ШКОЛА ПОЭЗИИ – цикл из 14 лекций
 Лекция 1. Поэзия и проза. «Легкость» творчества. - http://www.stihi.ru/2006/07/10-2433
 Лекция 2. Откуда берутся идеи и чувства. - http://www.stihi.ru/2006/07/11-541
 Лекция 3. Выбор и сочетание слов - http://www.stihi.ru/2006/07/12-976
 Лекция 4. Благозвучие и звукопись - http://www.stihi.ru/2006/07/14-89
 Лекция 5. Ритм и метр - http://www.stihi.ru/2006/07/17-765
 Лекция 6. Размеры - http://www.stihi.ru/2006/07/20-379
 Лекция 7. Стопы - http://www.stihi.ru/2006/07/21-76
 Лекция 8. Неклассическое стихосложение - http://www.stihi.ru/2006/07/23-122
 Лекция 9. Понятие рифмы - http://www.stihi.ru/2006/07/25-878
 Лекция 10. Виды рифм - http://www.stihi.ru/2006/07/26-670
 Лекция 11. Различная ценность рифм - http://www.stihi.ru/2006/07/30-162
 Лекция 12. Неклассические рифмы - http://www.stihi.ru/2006/08/01-147
 Лекция 13. Составные и разноударные рифмы - http://www.stihi.ru/2006/08/03-103
 Лекция 14. Чередование рифм - http://www.stihi.ru/2006/08/04-100
-----------------------
= Тимофей Бондаренко ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ (пособие для начинающих)
http://www.stihi.ru/2003/10/08-128
/ "Это просто ряд заметок на разные темы стихосложения для начинающих.
Когда я начинал заниматься стихоплетством, сам ощутил недостаток
в хорошем пособии." (с) /
предисловие http://www.stihi.ru/2003/10/08-128
 ритм http://www.stihi.ru/2003/10/08-129
 ритм-2 http://www.stihi.ru/2003/10/08-130
 строка http://www.stihi.ru/2003/10/08-131
 рифма-1 http://www.stihi.ru/2003/10/08-133
 рифма-2 http://www.stihi.ru/2003/10/08-134
 рифма-3 http://www.stihi.ru/2003/10/08-137
 строфа http://www.stihi.ru/2003/10/08-138
 тонический и силлабический стих http://www.stihi.ru/2003/10/08-139
 о мозготрахалках http://www.stihi.ru/2003/10/08-141
 обычные заблуждения начинающих http://www.stihi.ru/2003/10/08-144
 о реакции на критику http://www.stihi.ru/2003/10/08-146
 о скромности http://www.stihi.ru/2003/10/08-148
-----------------------
= "что меня блябесит в современной поэзии" – Лигал Айс
http://www.stihi.ru/2006/11/14-2051
-----------------------
= Лаэрта Эвери:
"К вопросу о локализации поэтических болей в организме лирического героя" –
эссе и статьи,  – http://stihi.ru/2004/04/22-989
"Руководство по эксплуатации Пегаса обыкновенного (Pegasus vulgaris) " – http://stihi.ru/2004/06/18-622
"Неизлечимый зуд писания"* – http://stihi.ru/2005/02/09-1074
-----------------------
= "Методология создания стиха" (иронич. манифестн.) – docking the mad dog  http://www.stihi.ru/2003/11/01-254
= "Три смертных греха авторов стихиры" – Матахари  http://www.stihi.ru/2003/11/07-04
= "Краткая социология Стихиры" – Благородная Сеньора http://www.stihi.ru/2003/10/25-37

= http://stihi.ru/avtor/rozav – Роза ветров – здесь полезно почитать написанные рецензии.
= Тамара Северцева  http://www.stihi.ru/avtor/tmrsvr  Несколько статей о критике на сайте.
= "Откуда берутся плохие стихи. Заметки для начинающего поэта" – Страна Советов  http://stihi.ru/2007/02/25-303

= "О графоманстве и прочем" – Подмастерье. http://www.stihi.ru/2003/08/29-724
(+ там еще ссылки на несколько статей этого Автора.)
напр.: 6. "Проблема и механизмы адаптации автора в литературной среде"
http://www.stihi.ru/2003/08/29-732
     "Как гадам необходим серпентарий, так автору необходима литературная среда.
      Отнеситесь к этому высказыванию равно как со вниманием, так и с иронией:
      в кажущейся бессмыслице содержатся все уровни и оттенки смысла". (с)

= "Сетевая поэзия. (Наброски мыслей)" – Дмитрий Артис  http://www.stihi.ru/2003/10/07-1436
= "Этюды о ритмике" – Надежда Коган http://www.stihi.ru/2004/01/06-477
= "Стихира – сцена или танцплощадка?" – Кузя Пруткова  http://www.stihi.ru/2009/07/14/4243
= "Банальность рифмы – не порок?" – Никита Брагин http://stihi.ru/2006/05/19-1202
= "Советы моих учителей и мои начинающим поэтам" – Михаил Карнаухов
http://www.stihi.ru/2008/03/12/3230
= "О традициях или «Миссионерская позиция» в текстах" (эссе) – docking the mad dog
http://www.stihi.ru/2010/11/12/6923  (немного о форме «подачи» текста)

= "Как правильно писать стихи про аборт лекция для поэтесс
всех возрастов" – Adonatti http://www.stihi.ru/2004/10/29-355
= "О графомании и графоманах" – Владимир Спасибенко http://www.stihi.ru/2010/10/27/1409
= Ссылки на полезные статьи стихиры – Алексей Лис http://www.stihi.ru/2007/06/07-1750
(очень много найдено ссылок)

= Путеводитель По Стихире (архивная страничка) http://stihi.ru/avtor/cmuxupa
= Успех на Стихире. Пособие для чайников и не только – Лора Тасси
http://www.stihi.ru/2009/02/21/6606  (ну, это с юмором, в разделе Пародии)
= Как писать стихи – несколько полезных упражнений и советов – Анна Ключенкова
http://www.stihi.ru/2007/06/11-494
= Заметки о поэзии... (2005) – Всегдар Алексей
http://zhurnal.lib.ru/a/aleksej_w/bs50.shtml
= О глагольной рифме, и не только (2005) – Всегдар Алексей
http://zhurnal.lib.ru/a/aleksej_w/bs02.shtml

= Шесть отмазок на всякую критику – Агата Вэллис http://www.stihi.ru/2010/11/12/3620
= Финтифлюшки, рюшечки и прочие стразики – Агата Вэллис http://www.stihi.ru/2010/11/11/5755
= Стихи и бызлы – Заметки на запястьях от Stray Cat
http://kshk.livejournal.com/626211.html

= «Кого можно называть русским национальным поэтом» (Александр Абрамов 1)
http://www.stihi.ru/2009/09/09/4931

= Влияние всяких Проза.ру, Стихи.ру на литературу (Любовь Сушко)
http://stihi.ru/2012/05/10/5444
-----------------------
= Коллекция (от Владислава Сергеева) http://stihi.ru/avtor/vscollection
(ссылки на Авторов сайта)
-----------------------
= Навигатор Гильвириана по СТИХИРЕ 2-ое Издание, версия 2.0 (от 18.03.2008)
http://stihi.ru/2008/03/18/1875
-----------------------
= Несколько статей о "психоделике" Автора Плохой Танцор (Алексей Дроздов)
на страничке Сетевая Поэзия:
Психоделика – это народное достояние http://www.stihi.ru/2008/12/15/2221
Психоделика в разрезе http://www.stihi.ru/2008/12/23/3781
Психоделика. Формула http://www.stihi.ru/2009/04/07/4888
-----------------------
= «36 сюжетов Ж. Польти» Ирина Алёшина
http://www.proza.ru/2008/06/17/275      
Чуть более расширенная версия об этой же теме – «Классификации сюжетов в мировой литературе»
http://ir-ingr.livejournal.com/530945.html
(обе публикации интересные, рекомендованные)
-----------------------
А вот это произведение я рекомендую прочитать, но у меня большинство мыслей, изложенных там, вызывает активное неприятие:
«Как писать стихи» (Сергей Николаев Санкт-Петербург)
http://www.stihi.ru/2004/05/30-500
Я даже это пытался прокомментировать http://www.stihi.ru/rec.html?2009/07/05/1349

= ЛДЧ II. Погрешности рифмовки и строфики – Первый Конкурсный Проект
http://www.stihi.ru/2009/12/14/5556

------------------------
= "Строфика современной русской поэзии" Юрий Орлицкий
в журнале "Арион" 2009, № 4 – статья, почитал с интересом.
http://magazines.russ.ru/arion/2009/4/or19.html
-------------------
= Рифма и строфика поэзии В. С. Высоцкого и их выразительные функции
Жукова Е. И. 2006 г – диссертация
-------------------
= Лотман Ю. Структура художественного текста (это – целая книга)
-----------------------
= Пейсахович М. Строфика Лермонтова
--------------------
= Валерий Брюсов ОПЫТЫ ПО МЕТРИКЕ И РИТМИКЕ, ПО ЕВФОНИИ И
СОЗВУЧИЯМ, ПО СТРОФИКЕ И ФОРМАМ 1912–1918
http://lib.rus.ec/b/138678/read

= Полезный сайт: http://rifma.com.ru/  – портал "Русские рифмы"
Там можно почитать статьи и эссе:
= Владимир Маяковский – "КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ?"
http://rifma.com.ru/Mayakovsky.htm
= Леонид Каганов – "КАК НЕ НАДО ПИСАТЬ СТИХИ"
http://rifma.com.ru/Kaganov.htm
= "Справочник по стихосложению"
http://rifma.com.ru/AZ-0.htm

= Поэтический словарь Квятковского
http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-2471.htm

= Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П  Справочник по правописанию,
произношению и литературному редактированию
http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm

= Грамота.ру – словари
http://www.gramota.ru/slovari/dic/

= Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики
http://evartist.narod.ru/text7/29.htm
(В книге проф. МГУ имени М.В. Ломоносова, академика РАО Ю.В. Рождественского (1926–1999) риторика представлена как теория эффективной и целесообразной речи развитого информационного общества, искусство управления социальными процессами и разрешения культурно-идеологических противоречий. Изложение ведется на широком историческом материале с установлением основных категорий культуры и морали, показом специфики массовой информации как новой фактуры речи, имеющей свои смысловые законы развития. Риторика понижается как дисциплина, формирующая принципы новой философии языка, инструмент создания стиля жизни и стилевых устремлений современного общества.)

= Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов
http://evartist.narod.ru/text10/68.htm
(Книга содержит полный набор проверенных рекомендаций по структуре и произнесению речи, описание приемов аргументирования и правильного реагирования на возражения, замечания, реплики оппонентов, а также полна интересных практических примеров.)
=================
Желаю всем Удачи.  Николай, docking the mad dog
______________________
Замеченные опечатки пристрелены. Незамеченные будут пристрелены при оказии.

Updated 08.03.2005
Updated 05-22.07.2009
Updated 14.02.2010

Условно Часть 2-я данной статьи опубликована здесь:
= "О традициях или «Миссионерская позиция» в текстах" (эссе) – docking the mad dog
http://www.stihi.ru/2010/11/12/6923
(немного о форме «подачи» текста, о строфике или её "нарушении")