Спас Нерукотворный. Эпос о первой иконе Спасителя

Рубашкина Ирина
Стихотворный пересказ в гекзаметре истории обретения Нерукотворенного Образа Спасителя по книге М.Ю.Лимонада «Убрусиада» и армянскому тексту V века «Учение Аддая»

ХРИСТЕ БОЖЕ НАШ, ВСЯКИЙ УПОВАЮЩИЙ НА ТЕБЯ НЕ ПОСТЫДИТСЯ ВОВЕК

1

В царстве Эдесском, в городе древнем сирийском Эдессе,
что триста лет на горе возвышался, за крепостью прячась,
царь правил Пятый Авгарь, он недугом был тяжким измучен,
и за недуг его Черным прозвали в народе эдесском.
Лет уже шесть он с одра не вставал, телом слабея.
Обезображенный ликом, с трудом шевелился на ложе.
Не помогало ему  врачеванье.


И не имел в целом царстве своем человека,
кто б от проказы избавил его, душу утешил.
Он же послов разослал; воротившись из странствий предлинных,
добрую весть они принесли для топарха Авгаря
и уверяли его, что свидетельство их достоверно:
«Есть в Иудее пророк, он Назореем зовется,
лет ему тридцать и три еще года.


Праведник он и творит чудеса во все дни и в субботу,
лечит недуги и очищает людей прокаженных,
и воскрешает умерших словом всевластным своим. 
Только уверовать нужно в Него –  Сына Божия,
лишь от Него исцеленье, Он – врач Небесный».
Приободрился Авгарь, вдохновлен долгожданною вестью –
чудо поможет ему!

Царь на наречии греческом пишет письмо чудотворцу:
«Ты исцеляешь слепых, и они прозревают мгновенно,
ходят хромые и бегают резво силой чудесной,
духов нечистых прочь изгоняешь, снимаешь проказу.
Ты или Бог, сошедший с Небес, или Сын Божий.
Милость Твою призываю!

Слышал я, ропщут на Сына Божия книжники-фарисеи.
Гостем почетным в Эдессу явись, другом и братом,
царство мое со мной раздели и безбедную участь.
Жду я Тебя, Иисус, верую в Божия Сына,
слезно прийти умоляю». И надписал он письмо:
«Иисусу благому Спасителю от Авгаря-Ухама топарха,
доброй Эдессы царя».


И посылает гонцом он ученого мужа Ананию,
чтоб отыскал в Иудее врача-чудотворца благого,
звал его в гости, спутником был бы Иисусу.
Царь письмоносца напутствует важным наказом:
если не сможет Ананий исполнить всего порученья,
пусть спишет лик чудотворца искусно, прилежно.
Засобирался посланник в дорогу.


2
Взял он, изограф, с собою сангину и уголь древесный,
взял он холстину и мел, и доску ливанского кедра.
Долго он шел на юг и у всех вопрошал по дороге,
где он найдет человека того, или Божия Сына?
И отвечали ему: «Найдешь Его в Иерусалиме».
В Палестину направился царский посланник Ананий,
движимый долгом своим.

Ангел привел его в город, где Храм иудейский воздвигнут –
Богу жилище с ковчегом Завета, во град Давида,
где толпы Христа славословят и следуют за Иисусом.
Речь Он ведет вдохновенно и ярко: «Покайтесь,
ибо приблизилось Царство Небесное, миру спасенье».
Свет исходил от главы и лица Его необычайный,
и созерцал Его славу народ.

 
Ближе к Христу подойти попытался посланник,
чтобы письмо передать от топарха Авгаря Иисусу,
но не пустили его, не расступились пред ним.
Рядом с Ананьем уступ неподвижный вздымался,
он на него и взошел, чтобы видеть получше Иисуса.
Там приготовил он доску и уголь, и мел, и сангину,
и приступил к рисованью.

Но в отдалении был от него проповедник, Учитель,
Лик ускользал из-под взгляда и сильно дивился изограф:
Лик светозарный то вдруг становился невидим в сиянии,
то непохожим казался совсем, и стирать приходилось
образ готовый, и снова накладывать краски.
Но не оставил набросок рисунка прилежный Ананий,
Образ желанный Христа.

Так он трудился, стоя высоко под солнцем палящим,
твердо решив, что портрет сотворит для спасенья Авгаря.
Вдруг человек незнакомый стащил за рукав его с камня
и за собою повел. То был апостол Фома.
В миг расступилась толпа, ждал живописца Христос.
«Здравствуй Ананий! - Иисус ему молвил. - Подай же скорее
письмо, что писал Мне Авгарь».

Ананий словам изумился: как мог узнать про письмо,
как имя посланца узнал? Читая письмо от Авгаря,
Спаситель проникся безмерно мольбою смиренной царя.
«Избавлен он будет от мук, ибо сильна его вера.
Будет спасен, как и каждый, уверовавший в Меня.
Жив будет и исцелен». С кроткой печалью на Лике
пишет Сын Божий ответ:

«Не суждено Мне, Авгарь, гостем явиться в Эдессе,
ибо Я послан Небесным Отцом Моим к иудеям,
чтоб совершить, что Мне должно во Иерусалиме.
Но одного из апостолов вскоре пришлю Я в Эдессу,
в вере наставить тебя. Будешь спасен, как и каждый,
уповавший на Имя Мое. Блажен, кто не видя, уверовал».
И поклонился народ Иисусу.

«Ты же, Ананий, оставь рисованье, труд свой изрядный,
в нем окажу Я тебе ради Авгаря подмогу».
Просит Иисус у стоящих вокруг, чтобы воду подали
и судариум – плат белоснежный с черною тонкой каймою.
Спаситель, лицо окропив, судариум к Лику поднес
на быстрые доли мгновенья. Чудо! На ткани льняной
Образ Его просиял,

что назовут Солнцем Правды, Лик, словно молнией писан:
«Дар Мой прими в утешенье для верного друга Авгаря,
образ Мой, с ним Я пребуду отныне вовек неразлучно.
Так и каждый, с верой принявший Меня и Мой Образ,
духом со Мной пребывает». Бережно принял Ананий
святой первообраз Иисуса, светом начертанный Лик,
дар благодатный, Убрус.


3
К дому стремясь, чрез пустыни и горы идет он обратно.
Прибыл в Эдессу к царю. К ложу вседневной печали
дар и письмо от Христа доставил усталый гонец.
Взял он Убрус и расправил его над лежащим Авгарем:
- Радуйся Образу Спаса, боголюбивый мой царь!
Руки к Спасителю тянет Авгарь умиленный, и вдруг
силой чудесною встал!

Чудо! Владыка здоров, как в прежние юные годы,
мерзких отметин на теле нет и следа. Но лицо
оставалось во власти болезни. Взял он священный Убрус
с чудотворным Спасителя Ликом, на чистом льне отраженном,
и на главу возложил, духом встречая Христа,
и обнимал как родного. И исцелился Авгарь,
царь по прозванию Черный.

С верой читал он письмо – от Христа исходящее слово.
Рисунок Анания долго смотрел, восхищенно вздыхая
и удивляясь искусным штрихам начертания Лика.
Доску с рисунком велел в покоях дворцовых поставить,
а для Убруса Спасителя царь по внушению свыше
нишу – эдикулу, что над вратами Эдессы, велел обновить,
для первой иконы Христа.

Там, на вратах, обращенных лицом к Византии и Риму,
эллинский идол стоял – статуя древней богини.
Царь низвергает ее, повелев забыть изваянье.
Так царь отрекся от веры языческой, Риму угодной.
Вскоре в Эдессу явился апостол веры Христовой,
младший Фаддей от 70-ти, родом он сам из Эдессы,
посланец святого Фомы.


Лик его чудно сиял, как у людей не бывает.
Узнал по знамению царь: с ним пребывает Христос,
и на колени упал перед ним, плача от счастья.
Руки свои возложил на главу его славный апостол:
- Благословен будет царь, благословен град Эдесса!
И совершенное принял Авгарь от него исцеленье
верой в Иисуса Христа.

Апостол Фаддей весть принес: «Голгофа крестами покрылась.
Во время страданий Иисуса Солнце померкло на небе,
Земля всколыхнулась, раздралась завеса великого Храма.
В третий же день Он воскрес –  Христос Бог наш.
Являлся Он в церкви святых, входя дверьми затворенными,
и возглашал Иисус любящим верно Его:
«Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
 
- Приблизьтесь ко мне, возлюбленные, что далеки от Христа,
Станьте близки ко Христу, в Нем – спасения сила!
В земле Палестинской святой людьми презирается идол.
После распятья Христа почитается Крест от Голгофы». 
Апостол Фаддей исцелял и творил чудеса повсеместно,
он и Авгаря крестил, и спросил царь крещеный:
«Чем наградить тебя, отче?»


Но не желал он наград, злата не брал от людей,
только велел образ Спаса в Эдессе прославить.
Убрус, называемый "мантией" Бога, был дивно украшен
златом и жемчугом, и самоцветами в ценном окладе.
А вокруг Лика Христова буквы сияли златые,   
надпись гласила, понятная всем на арамейском:
«О, Христе Боже!


Всякий уповающий на Тебя не постыдится».
И вознесен был Убрус высоко над вратами входными.
Каждый лицом на Восток кланялся Божию Сыну,
Нерукотворному Спасу. Это вменили в обычай.
И проповедовал всюду Фаддей, совершая крещенье.
Из всех городов в эту пору первой крестилась Эдесса
в духе апостольской веры!

4
Храм заложили тогда в верху цитадели Эдесской,
первый из всех во вселенной храм Иисуса Христа!
Кланялись люди Ему, пребывавшему в церкви святой,
и полюбили они Образ пресветлого Спаса.
Годы прошли, и не стало Авгаря, но царские дети
приняли веру Христову, святыню Его почитали,
обычай Эдессы храня.


Время пришло, и не стало детей от Авгаря, но внуки
приняли веру святую и кланялись Спасу Христу.
Умерли внуки Авгаря, и правнук его вдруг вспомнил
статую прежней богини в нише Закатных ворот.
Замыслил он вновь водрузить ее над вратами Эдессы,
не возлюбил он Христа, вере святой изменив,
истой родительской вере.


Намеренье предусмотрев, епископ церкви Эдесской,
поднявшись к эдикуле ночью, соорудил в ней тайник.
Гладкой плитой черепичной Образ Святой затворив,
оставил меж ними лампаду, ту, что горела пред Ним.
И повелел заложить эдикулу ту кирпичами.
Молился епископ и плакал, жалея о Лике Христа.
Ночь и стена Убрус погребли.


Четыре столетия Образ скрывался от взора людского,
лишь память святыни жила, слава Христовых чудес.
Вдруг царь персидский Хосрой с войском к Эдессе явился,
требуя дани святой – Нерукотворного Спаса.
Хосрой стенобитные башни начал готовить на приступ. 
Скоро узнали ярость его и повод к войне:
дочь одержимая бесом.


Эдессе грозила беда, и в церкви молились усердно.
Пречистая Дева Мария явилась епископу града
и повелела открыть Образ Иисуса Христа,
с Образом Спаса идти вдоль осажденных твердынь.
Епископ Евлалий и царь со всем христианским народом
с пеньем молитв обрели новое чудо Христа
над сводом Эдесских ворот.


Там, за плитой черепичной и перед Образом Спаса,
светильник, как прежде, горел нескончаемым светом молитвы,
а на плите черепичной, названной здесь керамидой,
Образ – Убрус – отразился, пламенем писаный Лик!
Христовы зеркальные Лики – на керамиде и ткани –
взяли благоговейно и Крестным ходом шли
люди осадной Эдессы.


И возгорелся огонь в стане воинственных персов,
в пламени небывалом сгорели орудья их.
В страхе Хосрой отступил. А благодарный город
прославил Спаса Христа. Список похожий с Убруса
сделан был для Хосроя. Только со списком вступили
послы в пределы персидские, бесы оставили душу
царевны, дщери Хосроя.


Мир воцарился в Эдессе, но не был он вечен.
От ромеев с войною пришел царь Византии Роман,
осаду Эдессы повел, требуя Образ Христа –
выкуп посильный за мир с царством Восточного Рима.
В спор с Византией вступить не захотела Эдесса
и проводила она с плачем святыни свои
в Константинополь – ВизАнтий.


Встречу с Убрусом Христа торжествовали в Царьграде
народ и епископов сто, иереев больше двух тысяч!
В церкви, где славен Господь и Богоматерь Фаросская,
Убрус с Керамидой зеркальной среди реликвий хранились.
В златых чеканных ковчегах возвышались они на воздусях,
на цепях серебристых держались. Вечным казался мир,
мир Православного Рима.


Но попускает Господь беды Восточному Риму
от крестоносцев, не знавших пощады для братьев по вере.
На корабли погрузили они золотые ковчеги,
в Геную плыли, но гибель нашли в бурном море.
Где затонул их корабль? Только Богу известно.
И святого Убруса след был потерян надолго.
Но не умирают Божьи дела!


Ныне воссоздан Убрус по другим сохраненным иконам.
Нерукотворный Образ Христа пребывает повсюду
в храмах святых и в обителях иноков православных.
Множество дивных икон Спаса явило на свет
племя иконописцев и зодчих. Снова и снова глядят
в очи Христовы они, потомки святых и царей,
горячего в вере Авгаря и живописца Анания.

Пусть же святыня Убруса с людьми пребывает вовек,
и всякий уповающий на Христа не постыдится!