Умные вороны

Галина Иващенко
                Умные вороны
 
Я вышла на лоджию утром, вначале седьмого часа. Летнее солнце яркое, с переливами нежных цветов, медленно поднималось, лаская тёплыми лучами всё, на что хватало его невероятной мощи. Птицы на разные голоса,    высвистывали трели, приветствуя начало дня, радуясь счастью жизни.
На крыше соседнего дома на самом высоком месте, сидели две вороны,  крупная и небольшая. Мать проводила воспитательный урок, строго, с раздражением выговаривала детёнышу. Слышалось «карр»,  «крры», «крра», хрипенье и шипенье. Каждый   возглас она сопровождала энергичным движением, кивала головой, низко кланялась в сторону своего чада, перебирала лапами и подвигалась ближе к воронёнку. Он возмущенно оправдывался писклявым карканьем, пытался отступать, но не мог держать равновесие, поэтому скатывался по крыше вниз на трёх точках (два крыла и хвост), хлопал крыльями, но не  улетал, а водворялся поблизости.
 Тогда ворона-мама осторожно перебирала лапами и боком, боком подвигалась к объекту своих нравоучений, всё повторялось сначала. Картина была настолько забавная, что я не могла покинуть свой пост наблюдения, с удовольствием ожидала концовки бесплатного спектакля. Окрас обеих ворон был чёрный с  изумрудным отливом, солнечные лучи преломлялись на перьях птиц и отсвечивали радужными красками. Вороны смотрелись   непривычно экзотически. Вскоре они снялись и полетели на старое озеро.
Воду  спустили, дно озера обнажилось, всюду  валялся   хлам принесённый рекой: кастрюля, резиновый сапог, шляпа и не понять что, выброшенное  равнодушной рукой человека, считающего, что река, как помойка всё унесёт.
Ворона мама начала важно, по-хозяйски расхаживать по обнажённому дну, переваливаясь с боку на бок,  постоянно наклоняясь, словно принюхиваясь, как собака обнюхивает всё на своём пути. У вороны совершенно не было страха, всё ей было знакомо и привычно, она  была в родной стихии.
Вдруг ворона остановилась возле опрокинутой кастрюли, каркнула, пригнулась и захрипела, подзывая детёныша, он нехотя приковылял и уставился на мать. Она осторожно с помощью клюва и лапы приподняла кастрюлю, нырнула под неё, и ловко всем телом опрокинула кастрюлю. Из тайника резво выпрыгнули три маленьких лягушонка. Ворона быстро похватала несчастных, последнего засунула в открытый клюв воронёнка, тот судорожно проглотил неожиданную добычу и удивлённо завертел головой, но за лягушат некому было заступиться, « сильный поедает слабого», таков закон природы.
Ворона мама продолжила поиски, приглашая, воронёнка присоединятся к   промыслу. Она приседала, кланялась, по своему объясняя премудрости охоты молодому ученику. Когда ворона обнаружила очередной живой клад, приподняв сапог, детёныш привычно открыл рот в ожидании угощения, но она неожиданно ударила его по голове, раздражённо каркнула, догнала удирающих лягушат и одного за другим проглотила.
Воронёнок опешил от неожиданности, попытался ретироваться от строгой матери, но она подозвала его и продолжила охоту. Трюк повторился и опять  ученик получил по голове, когда растерялся при появлении очередных лягушат. Он завопил, что было мочи,  но  ворона настойчиво вдалбливала науку жизни,  в пустую голову отпрыска, как говорится, «с помощью кнута и пряника». Скоро воронёнок  понял смысл охоты и чего от него требуется, его охватил азарт и вот уже на пару, они  промышляли живой  корм. Вместе ворошили хлам, пожирали маленьких лягушат.
Солнце поднялось высоко, птицы насытились, напились воды из ручейка,  и полетели развлекаться. На конном дворе, рядом с озером жил дворовый пёс по кличке Барбос. Из-за неимения хозяев и жилья, он приблудил к конюшне,   пса приняли, кормили скромно, но любимую косточку он получал почти ежедневно, за это нёс безупречную службу. Ночью Барбос стерёг лошадей, а днём отсыпался, откинув хвост, прикрывая морду лапами, от назойливых мух. Рядом с собакой всегда  валялась чисто обглоданная кость.
Ворона приземлилась недалеко от Барбоса и начала с независимым видом прохаживаться около собаки. Она знала его по прошлому году, вместе кормились на помойке,  пёс был незлобный и никогда не трогал  ворон на месте кормёжки. Барбос понял, что ворона решила отколоть какой-то номер, иначе, зачем ей  вышагивать без дела у него перед  носом. Он насторожился, но виду не подал, продолжил притворяться спящим.
 Тогда ворона, неожиданно, зашла с тыла и потянула пса за хвост. Барбос быстро вскочил, бросился за вороной, но она успела увернуться, прихватив кость. Отлетела на несколько метров и бросила кость в кусты,  села  рядом на дерево, победно и радостно каркнула. Воронёнок примостился возле матери,  ему было страшно и весело.
Собака приняла предложение поиграть, дружелюбно помахала хвостом, осторожно залезла в кусты, долго обнюхивала траву, делала вид, что не  находит кость. Наконец Барбос отыскал свою забаву, о чём сообщил зрителям громким лаем. Выскочил из кустов с  находкой в зубах. Плюхнулся на своё место и жадно начал грызть давно обглоданную кость. Ворона придвинулась близко к воронёнку, кряхтя и шипя, объяснила ему план действий, напарник всё понял, он согласно закивал головой.
Теперь птицы вдвоём атаковали противника. Старшая ворона тянула Барбоса за хвост, воронёнок пытался  ухватить кость, но  пёс успевал и бросится на птицу, и  мигом вернуться за костью. Воронёнок явно не справлялся с задачей - выхватить кость, артисты поменялись ролями. Теперь воронёнок клевал Барбоса в хвост, а ворона  пикировала на кость, и пока пёс гонялся за воронёнком, успевала утащить добычу на дерево. Игра продолжалась более часа,  пёс утомился, запарился в своём шерстяном мундире, упал посередине двора, высунув язык, и  тяжело дыша. Как не старались  птицы расшевелить Барбоса, ничего не получалась, пёс выдохся и не хотел  играть.
Ворона на прощанье несильно клюнула Барбоса в голову и полетела с воронёнком на городскую помойку, где громко и весело рассказала подружкам воронам о своих развлечениях и победах.  Птицы слушали недоверчиво, перебивали рассказ возгласами: «как это, как это, такого не может быть!» На что рассказчица уверенно отвечала: «так и было, так и было», а воронёнок  карканьем подтверждал: «верно, всё верно».
В этом году семье вороны повезло, она воспитывает воронёнка, в прошлом году весь выводок был разорён. Бедная мать чуть не лишилась рассудка, была очень нервная и даже агрессивная, считала всех виноватыми в её горе.
Досталось по этой причине и мне. Ранним утром спешила в церковь по дорожке Комсомольского парка. Вдруг над головой низко пролетела ворона, злобно и громко каркая, чиркнула крылом возле самого уха. От неожиданности я страшно испугалась, встала как вкопанная. Ворона опустилась на ветку и начала возмущённо громко каркать, бить клювом по коре так сильно, что кусочки коры полетели в разные стороны. Ворона была недовольна и даже разгневана моим неожиданным появлением.
 Я бросилась бежать по тропинке, а ворона пошла в боевую атаку. С криком, как мне показалось «попалась» ворона спикировала на мою голову и больно ударила по макушке. Пришлось прикрыть голову дамской сумочкой и побежать быстрее. Ворона совсем распалилась, спикировала на сумочку и давай молотить клювом, восседая на голове. Такое странное поведение птицы заставило меня броситься вон из парка на проезжую дорогу. Этот случай запомнился надолго, почему ворона озверела, что явилось причиной агрессивного поведения птицы, вскоре стало ясно.  Мне поведали печальную историю гибели птенцов вороны.
Ворон и ворона не одно, и тоже, хотя птицы родственны, разбойники ещё те. Ворон намного крупнее вороны, порой гнездится на металлических опорах линий электропередач, где он в совершенной безопасности. Своих птенцов самка ворона высиживает в марте апреле, холодов они не боятся, вылупившись, быстро растут, оперяются и становятся на крыло. В пищу используют мелких животных, в том числе птенцов и яйца птиц. В природе такое поведение не считается незаконным, каждый кормится, как может.
Ранней весной самка ворона уже обучала оперившихся птенцов добывать корм. Она брала в клюв небольшую веточку, поднималась высоко в небо и бросала её вниз, затем пикировала и хватала игрушку лапами. Молодняк наблюдал игру и сам включался в соревнование, так усваивался главный урок добывания пищи.
Около старого озера рос высоченный тополь, среди ветвей семейная пара ворон свила гнездо. Самка неустанно высиживала яйца, самец кормил  подругу. Когда вылупились птенцы, оба родителя добывали корм для прожорливых деток. Они неустанно летали целыми днями в поисках добычи, случалось, надолго оставляли гнездо. Однажды среди белого дня на гнездо, как камни с неба упали  два ворона, схватили детёнышей лапами и унесли на олимпийский комплекс. Семья ворон негодовала, они  истошными криками оповестили всех сородичей о своей беде. Стая ворон помчалась вслед похитителям, призывая  к мести.
Битва со старшим вороном состоялась в небе  над горами. Вороны с криками  набрасывались на  разбойника, пытаясь ударить его по голове, но хитрая птица  ловко поворачивалась на спину, продолжала полёт, выставляя нападавшим острый клюв и сильные лапы. Воронам никак не удавалась зацепить  сильного  противника. Бой длился более часа, вдруг ворон набрал

 
огромную высоту и, сложив крылья к хвосту, камнем со свистом устремился в атаку на ворон. Птицы бросились врассыпную.  Ворон быстро настиг одну  ворону, чиркнул её по спине острым клювом, и в реющем полёте ушёл  к лесу. Раненая птица закувыркалась в воздухе, теряя перо, сбилась со скорости, судорожно замахала крыльями, и пошла вниз, не в силах управлять полётом. Мрачное войско ворон возвращалось на ночёвку без криков, месть не удалась.
Говорят, у ворон бывает скверный характер, и такие вороны не могут ужиться в стае, подчиняться воле вожака, всё делают наперекор, за что побиваются,  изгоняются, и становятся отшельницами, живут в одиночку, вернее самостоятельно. Моя ворона  точно особенная, не такая как все. Ей не повезло, изгнали из стаи, но она не печалится. Кормится на помойках, ворует в частных домах всё, что плохо лежит, промышляет на полях подсолнечника и кукурузы, разоряет гнёзда мелких птиц,   ничем не брезгует.
Когда созревают орехи, ворона лакомится плодами, а чтобы разбить орех, срывает его и бросает на дорогу под колёса машин, потом собирает раздавленные орехи и поедает. Эту картину можно наблюдать в сентябре  на шоссе вдоль Старого озера в Кисловодске.
Поразительно, но факт, ворона умна, изворотлива, способна кормиться круглый год, да ещё и развлекаться, то есть она понимает законы жизни, отыскивает свою нишу и живёт,  по птичьи  здорово.