2016 - 8 конкурс. Итоги. Людмила Вязмитинова

Золотой Пегас
1 место 
5. Terra Incognita
 
Утро играет стаккато кофейными чашками. Чайник свистит полицейским с разбуженной улицы. Хлеб с ветчиной. Занавески; белеют ромашками…
 Кто-то проходит на кухню и Ею любуется.
Прикосновенья становятся рваными ранами…Мысли размыты, движенья давно обесточены…
 Ей не дано выбирать между прочими равными. Все же в сравнении с Ним стали равными прочими…
 Но в совершенстве владеет Она ситуацией: выскользнет вмиг из объятий ужом неприкаянным. Стоит лишь только одной в своих мыслях остаться Ей, как обесточенный провод искрит замыканием…
 Ей бы туда, где маршруты желаний не хожены, где полуночные всхлипы становятся стонами, где Его страсть - не шипами, а нежными розами в Ней прорастет, зацветет огневыми бутонами…
 Но каменистая почва Его неприступности не оставляет надежды, рождая отчаянье. Разум Ей шепчет: «Заканчивай. Всё это глупости. Всё ведь проходит. Придет и сему окончание».
 Время поставит свой крест на Её полумесяце, выжжет желанье достичь Его Terra Incognita. Выгорев, переболеет Она, перебесится, вмиг ощутив, до чего Её сердце исколото …Взгляд потускнеет, цветное оденется в серое. Тот, кто на кухне, Ей станет родней и привычнее. Боль перестанет играть с оголенными нервами…Все утрясется, уляжется…
…дело обычное…
Плавное, ритмичное течение речи, все слова смотрятся органично и на своих местах, образы построены грамотно, символы работают, немного банально, но эстетика современная, и это вытягивает ситуацию
 
==========================================
2 место 
6. Улыбаясь одним уголком губ
 
Раньше бывало выйдешь зимой из клуба —
город, снежком укутанный, седовлас,
рядом девчонка трётся, смеётся глупо,
словно не в курсе, что бедствует Гваделупа,
или не знает про гибнущий Гондурас.
 
Нежно её улыбку возьмёшь в ладони
мол, погоди смеяться над всем подряд...
Мы не могли подумать, что «Курск» потонет,
и ничего не слышали про мельдоний,
но пропустили пару Олимпиад.
 
Вместе букварь был пройден до половины,
мы заблудились где-то на буквах «оп».
Тот, кто не скачет, вечно во всём повинен.
А на страну накатывалась лавина,
и не случилось вовремя крикнуть: стоп!
 
Время уходит, тянется по минуте
из гондурасов бедных и гваделуп,
манит простором... А голову так закрутит,
что убедишь себя: круто ведь было. Круто!
И улыбнёшься одним уголком губ.
 
Очень хороший текст, все слова на местах, хорошо передано чувство, настоящее «мужское» стихотворение, что в наше время редкость, проигрывает первому только абсолютной ординарностью эстетики, которая в наше время требует более тонкой подобранности слов
 
==========================================
3 место 
7. Абсурдное
 
Куда-то по стене наискосок
тянулась ночь безумной канителью...
 - Всё шастают и шастают за дверью! -
взглянув в себя, сказал дверной глазок.
 
 - Как будто там - народная тропа, -
добавили ехидно половицы;
хотелось дверь открыть и убедиться,
но ключ от дома с вечера пропал.
 
Комод протяжно скрипнул и затих,
уставившись в разводы на обоях,
собачились ботинки меж собою
о том, кто шёл проворнее из них.
 
 - Хоть надевай передник и кухарь,
чтоб для себя состряпать угощенье! -
от прочих не скрывая возмущенья,
бурчала мышь и трескала сухарь.
 
- Зззздесь всё не так, ззззздесь всё всегда не то, -
навязчиво жужжала сверху муха,
и с вешалки задумчиво и глухо
вздохнуло неожиданно пальто.
 
 
В тиши проскрежетал дверной замок -
ключ наконец-то найден был и вставлен...
прокралось солнце в щели между ставен
и сон, в подушку спрятавшись, замолк.

Пространство образов построено интересно, с использованием приема одушевленности, есть интересные метафоры, использована звукопись, но: стихотворение во многом шуточное, это снижает пафос, хотя и отсылает к сказке, что немного вытягивает, а главное: присутствует серьезная ошибка в гармонии словесной системы стихотворения: первое слово - «куда-то» необходимо заменить – режет слух
 
==========================================
4 место 
12. Пальто
 
В марте обесснеженном, грязном и сыром,
Шло по тёмной улице тёмное пальто.
Не янтарно-карее, как гаванский ром,
Не как синеводная ледяная Томь.
Не чернично-сочное, как под елью тень,
По весне упавшая в сизый сумрак дней.
Призрачное, тихое средь людей и стен,
Чёрное-пречёрное, темноты черней.
Бережно и ласково, нежно и тепло
Человека доброго в глубине несло.

Очень хорошее стихотворение, задевает глубоко, заставляя осмыслить потаенное устройство мира, а это - главная задача поэзии, хотя здесь также возникает ощущение шутки, что понижает пафос, главное же - ощущается некоторая не до конца проработанная подборка слов   
 
==========================================
5 место
10. Казань
 
Он был поэт, каких один на сотню.
Жена его осела в Миннесоте,
а он не смог: тянуло в курский лес.
Затем Москва - и новые высоты.
Его портрет поэзией был создан -
из апокоп, эпифор, катахрез...
 
Поджар и борз, как племенной уиппет,
он звал меня в Казань - "культурно выпить":
"Решайся!" - губ манила новизна...
...в его "Рено" пиратский реял вымпел.
Был ром, был трюм - и я стонала выпью, -
но вам об этом лучше бы не знать!
 
Потом Москва - и многия заботы:
муж, сын, ремонт - от кухни до субботы.
Звонил ли он? Да! Звал "на липтон-чай"!
Но то спортзал, то пьянка, то работа,
то зуб, то суп, то новый фильм про Бонда...
...kogda uviju? - skoro, ne ser4ai!
 
Он был... он - был! И вдруг его не стало.
В сети писали: канул с полустанка
под скорый Чебоксары-Элиста, -
и - в добрый путь! - махали "шорт-листами"...
 
..я из стихов его сложила стаю
японских журавлей... вру! - сотни стай -
прилежной дурой - с дружественных лоджий
подбрасывала в синь, но было б ложью,
что ветер их подхватывал, сказать.
Нет! - ветер их ронял к ногам прохожих...
 
Он снится мне. Он прежний, но моложе
меня. Зовет в нездешнюю Казань.
Образ героя прописан очень убедительно, хорошо передано чувство, но слова подобраны недостаточно точно, небрежно
 
==========================================
6 место
8. Темнота

"Грусть подкрадывалась к ней как-то незаметно и овладевала ею постепенно, как потемки комнатой."
А.П.Чехов
 
 
Пепельница плюётся окурком,
окурок падает и прожигает скатерть.
Образуется дырка. Или дурка?
Время не катит.
Точнее, катит, но не туда.
Секундами капает день. Синхронно - вода
из крана.
Ложиться рано.
Наблюдаю за мотыльком:
как он ищет защиты у люстры под потолком;
от темноты
"Эй, ты!" -
окликаю.
Насекомое удивляется: "Кто такая?"
А кто я? Не отвечаю.
Хочется выпить крепкого.
Чаю.
И конфет вместо сигарет.
Счастья нет.
И не будет.
Л-ю-ю-ди!
Я вас когда-то видела наяву?
Непонятно, кого и зачем зову.
Никто не слышит.
Кошки орут на крыше.
У них не кончается весна.
А я сижу одна
и легко
(в недрах души, ну очень глубоко,
ощущая себя поэтом),
пишу какую-то дребедень.
При этом
темнота незаметно съедает день...
 
***
 
День почти растворился в утробе тьмы,
и со мной перешёл на "мы".
Из солидарности я к нему проявила милость.
Заулыбались лампочки включённые.
Пантера чёрная
споткнулась о люстру и подавилась,
поперхнулась, спряталась и стала рыжей.
 
Мотылёк к предмету своей мечты подлетел поближе.
Нарезая круги, притягивал киловатты.
Как же мне спасти этот глупый комок мохнатый?
И крылатый.
Эй, дружок, послушай, твой танец шалый
может стать последним.
Раз так, пожалуй,
отбирать не стану у тьмы обречённый день я,
а верну прожорливой хищнице на съеденье.
 
Хорошие стихи, современная эстетика, передано настроение, хорошо построены образы, хотя и ощущается некоторая манерность, но: очень слабая концовка, это все портит, имеет смысл убрать строки, которые помечены вычеркиванием 
(Вычеркиванием помечены строки, начиная с "нарезая круги" и заканчивая "раз так" - Юрий Семецкий)
==========================================
7 место
9. Волшебный трамвай

Трамвай катился меж домов
на склоне дня,
взлетал по радугам мостов,
нутром звеня.
Колеса выбивали дробь
на стыке рельс,
без керосина и без дров
справляя рейс.
 
Огней разбрызгивался свет,
стекал волной.
Был стар трамвай-кабриолет,
окрас – гнедой.
Он дребезжал, скулил, хрипел,
но рвался в бег.
Волшебный ты, трамвай-пострел –
поспел в наш век…
 
Вези меня, мой старый друг –
седьмой маршрут
(готов ещё пойти на круг –
не нужен кнут).
Вези меня по руслу грёз,
в мечту закинь,
ты верный друг, служивый пёс,
резвись!
– Дзинь-дзинь…
 
Немного банально, особенно если учесть явный отсыл к знаменитому заблудившемуся травмаю Гумилева, но хорошо передано чувство и образ трамвая убедителен, но главное - надо лучше подбирать слова
 
==========================================
8 место
3. Санькин зонт
 
Зонтик. Обычный чёрный.
Санька. Простой пацан.
Сдали. Зачёты - к чёрту!
Дождик, как в барабан
 
Лупит. Бегут девчонки,
Жмутся под чудо-гриб.
Смеха раскаты звонки.
Что нам ангина-грипп!
 
Зонтик - мишенью в тире
Ливня, но горд и крут.
Стать бы ему пошире!
Вряд ли, не парашют.
 
Тесно! Зато есть повод
Ближе к руке прильнуть.
Санька красив и молод,
Жаль, что женат чуть-чуть...
 
Годы слились с дождями.
Мыслей и дней поток...
Санька уже не с нами.
Лучшим - пораньше срок.
 
Небу в его чертогах
Тоже нужны врачи.
Будет полегче богу
Души людей лечить.
 
Это наивно, глупо?
Вдарил в мозги озон?
Ночи уютный купол,
Словно знакомый зонт.

Хорошо передано настроение, но образы не прописаны и слова недостаточно хорошо подобраны
 
==========================================
9 место
2. Птицы над Невой

Давай со мной по городу гулять,
айда на свет, на детский лепет!
 
1.
Крестом казалась буква «ять»
в пайковом хлебе.
 
Бурун на пляж напяливал бушлат,
омыв слова на бескозырках,
полмарта вспоротый Кронштадт
стенал и зыкал.
 
Октябрь ослеп, скроив из кумача
крыло себе, и год от года
качал на ситце палача
врагов?
народа?...
 
2.
Таращатся в блокадный сумрак львы,
но, воскрешая птичьи корни,
вспорхнул у шпилей вдоль Невы
наш Лёва-дворник,
 
и в небо потянулись, вслед ему,
кто - семьями, кто - в одиночку,
в пайках им раздают луну
лишь по кусочку.
 
И только ввысь! нам дважды не упасть,
взлетаем с рдяной глади наста -
при артобстреле эта часть
всегда опасна...

В первом тексте настроение передано, но образы не прописаны, слова немного сумбурны, второй текст производит впечатление несвязности слов ни во что
 
==========================================
10 место
4. Не уйти
 
Нехотя смирению учусь,
привыкаю к боли и потерям,
затупились лезвия у чувств,
обломались острия у терний.
 
Спор с упрямой совестью лукав.
Мне бы помолиться до того, как
ночь луну вмурует в облака,
и потупит взор свой волоокий.
 
Ни в себя, ни к Богу не уйти.
Намотаю нить судьбы на палец.
Нищеты картофельный мундир
каждый день пытается напялить.
 
11.2015.
 
Текст представляет собой только попытку оформить лирическое чувство в нечто цельное, составленное из слов, но попытка состоялась
==========================================
11 место
1. about love
 
не ропщем мы на ветхую обитель -
час не ровён, остался только час.
в стране слепых написано: смотрите.
и мы глядим, как кто-то смотрит нас.
бывает, горю не протянешь руки
на помощь и наотмашь - от души.
не помогают выдумки и трюки -
и хоть ты кол на голове теши.
мы связаны и ждём, когда приплюснет
печатью с гравировкой "навсегда",
нам склёвывает время с лёгкой грустью
по камешку ушедшие года.
не ведаем, куда что проникает.
однако из бессмертия - насквозь -
летит любовь в наивности нагая
и сердце на лету сгребает в горсть.
 
Лирическое чувство ощущается, но передано недостаточно убедительно, течение речи гладкое. но смысл его ускользает
 
==========================================
12 место
11. Город мастеров
 
Старую добрую тьму
свежим преданием красим.
Там, за рекою – Муму,
ближе, на судне – Герасим.
Вечный посыл "я гребу",
славный настой на пургене.
Всё это видел в гробу
мастер пейзажа Тургенев.
Но с лошадиным лицом
движем: за вехою веха.
Это заел огурцом
мастер банальности Чехов.
Глыбой торчат словеса,
в каждом присутствии давка.
Это давно описал
мастер реальности Кафка.
Буйный, привычный понос –
спутник вставаний с коленей.
Это до граждан донёс
мастер прихода Пелевин.
Полный абзац в головах,
часть кормовая в эфире.
Так изложил в двух словах
мастер участка Порфирий.
В городе прячут глаза,
смертные ищут обитель.
"Я не забуду..." – сказал
мастер своей Маргарите.
 
Непонятно зачем и о чем этот текст – он производит впечатление набора непонятно зачем сформулированных сентенций
 
==========================================

© Людмила Вязмитинова,
http://magazines.russ.ru/authors/v/vyazmitinova