Великая смута. 19. Аршакиды, Сасаниды

Светлана Каплун
Как обещала. Сегодня поговорим и об армянах в том числе. Повод тоже есть: Армянская апостольская церковь  — одна из древнейших христианских церквей, отличная и от православия, и от католицизма.  При царе Тиридате в 301 году христианство было провозглашено государственной религией, в результате чего государство Великая Армения стало первым христианским государством в мире. Это даже чуть раньше, чем «охристианились» готы. Напомню, что готы принимают арианскую модель христианства в  IV веке. Напомню также, что исконными правителями готов признавались Амалы, а у армян существовал дворянский титул «мелик», восходящий к арабскому «малик»-царь.

    Трагическая история вышла. Говорят, что Хосров Великий противостоял распространению христианства в Армении, за что и был убит в 252 году со всей семьёй предположительно своим родственником Анаком при подстрекательстве персидского шахиншаха Шапура I. Будучи единственным выжившим наследником престола, Трдат ещё младенцем почему-то был спешно увезён в Рим. Анака схватили и казнили вместе с большей частью семьи, в то время как двое его сыновей, одним из которых был будущий Григорий Просветитель, были укрыты в Кесарии. И тем не менее, каким-то образом уцелевшие окажутся вместе, поскольку: «Согласно сочинениям армянских историков V века, в 287 году Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеац, при совершении царём обряда жертвоприношения в капище языческой богини Анаит, Григорий, один из сподвижников царя, как христианин отказывается принести жертву идолу. Тогда же открывается, что Григорий является сыном Анака, убийцы Хосрова II. За эти «преступления» Григория заключают в Арташатскую темницу Хор Вирап, предназначенную для смертников…»  Григорий 13 лет проведёт в тюрьме. А Трдат станет яростным гонителем христиан, пока казнь возлюбленной-христианки Рипсиме с подругами не «вызвала у царя сильное душевное потрясение». Тогда-то и вспомнят про заключённого в темницу Григория, который своими молитвами исцелит царя.

    Интересно, что в 252 году Тиридат был ещё младенцем, а в  272 году в Мёзии, населённой фракийскими племенами (мёзы, геты, бессы и др.) родился будущий император  Константин Великий, который сделает христианство  господствующей религией в Римской империи. Учитывая, что  Тиридат тоже воспитывался «римлянами», практически одновременное утверждение христианства в Армении и Римской империи нужно рассматривать в одной связке. Сюда же примкнут и готы. Конечно, впоследствии Тиридат будет убит, да и в Риме в 361—363 годах будет править Юлиан Отступник,  а у вестготов христиан будет преследовать вождь Атанарих, но это уже кардинально ничего не изменит. А ещё, я забываю про Грузию.

    Кто такая Рипсимия? Вот слова, приписываемые Св. Нино: "Когда мы пришли в ея дом, там застали царицу одну, из царского рода, по имени Рипсиме, которая ожидала крещения из Иерусалима и сильно желала исповедовать Христа. Тогда женщина та отдала меня в руки Рипсиме, и приняла она крещение с 40 домочадцами при моем содействии. И мы отправились в ее дом и остались там два года... Тогда господь призрел на Грецию, и уверовал царь Константин. И провозгласили Христа он, мать его и весь двор их от сотворения мира в пять тысяч четыреста сорок четвертом году от Вознесения Христоса в триста одиннадцатом году. На седьмом году был собор в Никее, а на восьмом – отправление наше из Греции. Я, царица Рипсиме, кормилица ея Гаяне и пятьдесят душ отравились пятнадцатого числа первого месяца и вступили мы и пределы Армении в сад царя Трдата. Они были замучены там тридцатого числа первого месяца в день пятницы..." Кроме того, что это гречанки, ничего не нашла: в переводе с древнегреческого rhips — плетенка (есть такое растение "рипсалис"), а Гаяне (Гаиания) — от греческой Геи (земля). Маленькая неувязка: 301 год или 308-й?

    А сама Нино? Родилась около 280 года в городе Коластры в Каппадокии; её отец Завулон был родственником великомученику Георгию, мать Сусанна была сестрой Иерусалимского Патриарха.

    По легенде, когда царь Мириан III охотился в окрестностях Мцхеты, на землю упала кромешная тьма, и царь перестал что-либо видеть. В отчаянии он попросил «бога Нины» о помощи. По завершении молитвы вернулся свет, и Мириан смог вернуться в Мцхету. По возвращении он встретился с Ниной и вскоре после этого крестился. Предположительно в 327 году царь Мириан провозгласил христианство государственной религией Иверии и запретил почитание языческих богов. По совету святой Нины после этого он отправил посланника к императору Константину I с просьбой прислать в Иберию епископов и священников. Константин Великий выполнил просьбу, а также выделил место в Иерусалиме для строительства грузинского монастыря.

    А теперь чуть подробнее о династиях действующих лиц.

    Мириан III родился в 265 году в царской семье. Согласно хронике Леонти Мровели «Картлис цховреба», его отцом был Шапур I, шах Ирана. С предыдущей грузинской династией Аршакидов Мириан был связан браком с дочерью аршакидского царя Аспаруга I.

    Шапур I — Сасанид. К тому времени это была достаточно молодая династия. Основана Папаком — сыном некоего Сасана (Давид Сасунский из армянского эпоса к нему отношение вряд ли имеет),  жреца в храме Анахиты в Истахре, и Рамбехишт, дочери правителя Парса, Гочихра, из рода Барзангидов.  До 200 года Папак был царём Хира, небольшого городка на озере Бактеган в Персии. Само имя Папак уже говорит о многом. Это и русское «папа», и шумерское Ап-су, и египетское Апопис, и … скифское Папай. Но: славян Господь создаст только в 5 веке, о шумерах, возможно, никто уже и не помнил, от древних египтян сохранились только копты, в итоге остаются скифы!

    Другое дело, что и Парс образовался на территории древнего Элама, столицей которого после Аншана были Сузы. В наше время административным центром иранского остана Фарс является город Шираз (вспоминаете таджикское «шир»-молоко?). С «молоком» не уверена. Первое упоминание о городе было найдено в 1970 году на глиняных табличках, датируемых примерно 2000 годом до н. э. В этих табличках, написанных на эламском языке, Шираз упоминается под названием Тиразис (вот тебе и Тиридат!).  Напрашивается предположение, что речь идёт о землях, на которых издавна обитали предки армян. Конечно, к древнему Эламу ближе были шумеры, чем современные армяне. Но тем не менее: Тир — в армянской мифологии бог письменности, мудрости, знаний, защитник наук и искусств, писец бога Арамазда, прорицатель судьбы (похож на египетского Тота). Но и: Тюр (Тир, Тиу, Тиваз) в германо-скандинавской мифологии «бог битвы», сын Одина и его жены Фригг. С другой стороны, у скандинавов и женщины-рабыни назывались тир или амбатт (сравните с «амбал»  — перс-грузчик, рабочий в портах Каспия и нижней Волги; происходит от арабск.  hammаl «грузчик, носильщик»). Вообще же, я предполагаю, что истоки нужно искать в очень древнем финикийском городе Тире, основателем которого был бог Усоос, приплывший откуда-то на плоту. Древнейшее упоминание Тира — в амарнском архиве: князь Тира Адимильку в униженных выражениях просит у своего сюзерена помощи против Сидона и амореев… Не удивлюсь, если этот Усоос приплыл в Тир из Тиры, того самого острова-вулкана со вторым названием Санторини, взрыв которого погубил когда-то критскую цивилизацию! Мне не совсем понятно почему, но греки Тирой (Тирасом) называли реку Днестр (течёт по территории Украины и Молдовы), вот и Тирасполь назван так от греков.  Древние германцы называли Днестр почему-то Агалингусом.


    Осталось только упомянуть, что к власти в Персии Сасаниды пришли, свергнув парфянскую династию Аршакидов. А вот Хосров II был тёзкой своего деда по отцовской линии Хосрова I и парфянских монархов: Хосроя I и Хосроя II. И все они происходили из рода Аршакидов (Арсакидов).

        Родоначальником династии был Аршак I (247г.  до н. э.), но реально  первым короновавшимся царём из этой династии стал его младший брат Тиридат, принявший тронное имя Аршак II. Младшие ветви этой династии правили также в Кавказской Албании, Армении и Иберии. Государства Аршакидов имели тесные связи с народами Центральной Азии. У Чжан Цянь династия и её владения (Парфия) именовалась «Аньси». Не знаю, что подразумевалось у китайцев, а вот у шумеров Энси  (аккад. ишшиаккум, ишшаккум; шумерское устаревшее прочтение — патеси) — в Древней Месопотамии с XXVII—XXVI вв. до н. э. правитель города-государства. Термин этот, видимо, означал «господин (или жрец) закладки сооружений». В действительности же энси имел и культовые, и даже военные функции. Лично меня эта ситуация совершенно не удивляет, поскольку язык индоевропейцев басков на Иберийском полуострове обнаруживает сходство многих слов как с армянским языком, так и с тем же шумерским, что подразумевает наличие родственных связей для всех трёх народов.

    Аршак I являлся одним из предводителей парнов. Парны входили в союз дахов, вероятно, массагетской (скифской) группы. Обитали в степях Приаралья и Мангышлака и на северных склонах Копет-Дага.
   
    Аршак с парнами захватили Парфию (сатрапию Селевкидского царства) и создали на её территории независимое государство, позже расширившее свою власть на весь Иран, а также Афганистан, Центральную Азию, Месопотамию и Малую Азию. Однако, скифы? Но Арсакиды напомнили мне об аорсах.

    Аорсы — название одного из кочевых восточных сарматских племён, занимавшего территории от Южного Урала до Нижнего Поволжья и Азовского моря. Родство савромато-сармат Поволжско-Уральских и саков-массагетов Среднеазиатских областей, констатируемое для второй половины I тыс. до н. э. установлено в частности и археологическими материалами. В прохоровской археологической культуре, принадлежавшей аорсам, К. Ф. Смирнов отмечал сако-массагетские среднеазиатские элементы. Какая-то часть аорсов входила в массагетскую конфедерацию. Также аорсов считают родственными аланам.

    Среди Аршакидов я нахожу интересные имена.  Готарз I (95—90 гг.до н. э.), внук Фрияпатия, фактический соправитель Митридата II. Фрияпатий (Приапат, 191—176 гг. до н. э.), внук Аршака II и Фраат I, сын Фрияпатия. Кажется, здесь запахло даже не гетами, а настоящими готами, хотя и рановато для них! Ведь пока что это время образования именно кельто-скифов, обрушившихся затем на римлян, завоевавших галлов, забравших земли у этрусков.

    Что интересно… Есть в иранской провинции Тегеран город Рей (др.-перс.  Рага), в древности известный под именем Арсакия. Селевк Никатор восстановил город после землетрясения и дал городу имя Европ. Во время парфянских войн город был практически полностью опустошён, позже Аршак снова восстановил его. А что мы найдём в Европе?

    Город Орша. Впервые упоминается в «Повести временных лет» под 1067 годом как Ръша. Расположен на Днепре при впадении в него реки Оршица.  Существуют несколько теорий, по которым Орша получила данное название. От цвета воды в реке Оршица — тёмно-коричневая или ржавая. Или связано с расположением города в устье реки Рша, впадающей в Днепр: город назывался Орша, от славянского «о Рша» — на Рше. А вот речка Оршицей стала тогда называться по городу, получается так! По одной из гипотез, гидроним образован от балтийской основы rus «медленно течь». И понятно, что аорсы с Аршакидами вне подозрений!

    Фрияпатий. Приапат… Припять — река в Белоруссии (Брестская и Гомельская области) и на Украине (Волынская, Ровненская, Киевская области), правый приток Днепра.

    Ну и по Фраату: Прут — река на Украине, в Молдавии и Румынии, левый приток Дуная. Исток Прута находится в Ивано-Франковской области в восточных Карпатах, недалеко от горы Говерла. Совершенно случайно: гавар  — административная единица деления Великой Армении. И Гавар  — город в Армении  на реке Гаварагет в 8 км от её впадения в озеро Севан. В черте города сохранились остатки циклопической крепости, посвящённой богу Халди времен Араратского царства Урарту. Этимология слова «Халди» до конца не ясна, в связи с установленной близостью хуррито-урартских языков к нахско-дагестанским вероятно предположение о связи этого слова со словом «hal-» некоторых кавказских языков, означающим «небо».

    Днестр, Днепр, Дунай, Дон… Если связь с племенами богини Дану неочевидна, то о скифах учёные говорят с абсолютной уверенностью.  В скифо-сарматском языке слово dаnu означало вода, река. Существует версия, что название Днестр произошло от скифо-сарматского (древнеиранского) Dаnu nazdya, что означает «пограничная река». Версия по Абаеву В. И.: «Дн(е)» — это бесспорно скифо-сарматское dаnu,  а вот вторая часть слова «-стр» — это очевидное осетинское «‘стыр» (звук «ы» в осетинском настолько краток, что в некоторых случаях между согласными его практически не слышно; у армян та же ситуация?) и переводится на русский язык как большой или великий, восходящий к др. иранскому (скифо-сарматскому) «*stura» — большой, огромный. То есть, современное название реки Днестр означает Большая река (вода). Конечно… Как Стрибог!

    Исходя из вышеизложенных фактов, я прихожу примерно к тому же утверждению, которое очень давно делал Иордан. Но его современные умники безжалостно раскритиковали. Так, Д. Коньков, ссылаясь на А. Кристенсена, пишет: «Иордан (как и, очевидно, Кассиодор) смешивает историю гетов, скифов и готов, свободно варьируя эти этнонимы и осуществляя их взаимную подмену; тем самым формируя искусственный псевдоисторический конструкт. Собственно готы появляются на страницах „Гетики“ не ранее правления Валериана и Галлиена (вторая половина III в.)». Поэтому готы и геты, а вместе с ними и массагеты, что со слов Иордана одно и тоже, не могут являться одним и тем же племенем, как это, ссылаясь на Орозия, утверждал Иордан.

    А ведь это Иордан про Аршакидов совсем ничего не сказал! Они, конечно, не все армяне, но тоже получаются в родстве и с готами, и со скифами. Так, у армянского царя Трдата III был родственник Санатрук, в котором подозревается царь маскутов Санесан. Уж и не догадываюсь, кем Трдату приходится Санасар, основатель города и государства Сасун…

    Генетику армян я приберегла напоследок. Преобладает мужская индоевропейская гаплогруппа R1b1b2 – 29% (это необязательно только готы, учитывая басков с шумерами).  24% - «семитская» J2a, 9%  «кавказской» G2a, 9% «предположительно финикийской» Т (так что финикийский Тир не случаен), 6% «семитской» J1, 5% «берберо-семитской» Е1b1b1, 5% «цыгано-индийской» R2, 4% J1e, по 2% «балканской» I2, арийской R1a1 (скорее персо-скифо-сарматской, чем славянской), J2b1 и «хараппской» L (археологические находки подтверждают связь шумерской и хараппской цивилизаций). Всего 1% G1. Вот сколько народов внесли свой вклад в появление армян, но основа, как мне кажется, всё та же шумеро-аккадская.

    Кстати, первыми столкнулись с гуннами вовсе не готы. Тот самый Трдат III нанёс им сокрушительное поражение. По мнению некоторых исследователей после этого гунны даже могли иметь  «некоторую политическую зависимость» от их южных соседей, – сильной конфедерации ираноязычных племен, известных под названием маскуты (арм. форма слова массагеты), что и побудило некоторых авторов говорить о существовании в IV веке на территории Северной Албании «гуннского государства» во главе с маскутским царём Санесаном. Вот и «гуня» (карпатская меховая куртка) считается заимствованием из скифо-сарматского, лексика которого уже не считается исключительно иранской.

    К чему я сейчас пытаюсь подвести? Да к тому, что даже в те давние времена не было изолированных цивилизаций! На то она и всемирная история…