Великая смута. 21. Скифы и сарматы

Светлана Каплун
   Исходя из материалов прошлой части  я пришла к выводу, что персидская династия  Сасанидов связана со скифами. А властвовавшие до них на обширнейшей территории Аршакиды, скорее всего, были сарматского происхождения. На нескифское происхождение  Аршакидов косвенно может указывать и следующий факт:

    Хосров II Котак, сын армянского царя Трдата III Великого из династии Аршакидов, основал в 335 г. город Двин, который в будущем стал столицей Армении и главным городом одноимённой области (Востан Двно или Востан Хайоц) в провинции Айрарат. Название происходит из среднеперсидского и означает «холм» (ср. с англ. high-хай и нем. hoch-хох (это к «хохлам» ближе). Но речки-то там такой нет! Они, речки, в Европе.

    Западная Двина (в Латвии — Даугава,  лив.Vеna) — река, протекающая по территории России, Белоруссии и Латвии. Древние названия — Эридан,Рудон, Бубон, Рубон, Судон, Хесин (а ведь Хасан – арабское имя). На протяжении истории река Западная Двина имела около 14 наименований: Дина, Вина, Танаир, Турун, Родан, Дюна, Эридан, Западная Двина и другие. Так в XV веке Гильберт де-Ланноа отмечает, что племена земгалов называли Двину Самегальзарой. Согласно В. А. Жучкевичу, гидроним Двина имеет финноязычное происхождение со смысловым значением «тихая, спокойная». Как Дева? Или  латыш. Dievs — Бог?
    Название «Даугава» образовалось, по-видимому, из двух древнебалтских слов, daug — «много, обильно» и ava — «вода». А кто такой Дагон? И где его искать? Уж не в Дагестане ли? Но ведь там горы! Ну и что! Именно там. В горах вода тоже нужна.

    Вишапы (арм.  Вешапы, Аждахаки) — древние мифологические существа.  Первоначально являлись божествами или духами воды. Народы, населяющие Армянское нагорье во II тысячелетии до н. э. или ранее, вытёсывали изображения вишапов из камня и устанавливали их у подземных источников воды. С течением времени мифологический образ вишапов претерпел изменения и в мифологиях разных народов стал ассоциироваться со злыми духами, драконами и т. п., зачастую сохраняя первоначальную связь с водой. Статуи вишапов достигали пяти метров в высоту и, как правило, имели форму рыб, реже — форму растянутой на кольях шкуры быка. В 1909 году Н. Я. Марр и Я. И. Смирнов во время проведения археологических раскопок в Гарни в Армении слышали от местных жителей о каменных «вишапах», лежащих высоко в горах, на летних кочевьях. Учёные предприняли поездку в горы Гегамского хребта, чтобы установить основу слухов и проверить представляет ли она научный интерес. Учёные действительно обнаружили мегалитические каменные изваяния на высокогорной кочёвке (яйле), которую армяне называли «Вишапнер», а местные курды «Аждаха-юрт».

    В отношении дэвов есть нюанс. Общеарийское слово *daiva- означало род небесных божеств (от корня *diu— «светить», «небо»), почитание которых получило особое распространение в индуизме. В ираноязычном мире также прослеживаются рефлексы почитания дэвов/дивов, но уже в древнюю эпоху благодаря влиянию зороастризма дэвовские культы вытесняются, а сами дэвы демонизируются. От этого слова происходят современные перс. div, тадж. дев, осет. аvdew, idawаg и другие слова иранских языков, означающие «бес», «злой дух», «чудовище», а также «сумасшедший», «одержимый».

    Славянское слово *divъ (< *deiwos) может быть прямым продолжением общеиндоевропейского слова, однако демонизацию этих индоевропейских божеств на славянской почве иногда рассматривают как отражение иранского влияния на древних славян. Но при этом я вспоминаю про греческого Зевса (микен. di-we «Дий»). Микенцы – это ахейские греки. Критская форма имени Зевс – Тан, что близко к этрусскому Тину.  А ещё у греков был Дионис (микен. di-wo-nu-so-jo) – прообраз Иисуса Христа.

    Имя Зевса на дорическом диалекте Дон и Ден. А кто такой Ден? Это  фараон Раннего царства Древнего Египта, правивший между 2870 и 2820 годами до н. э. Точное значение «хорова» имени этого царя нельзя установить, но его можно читать, как D(w)n (Ден, Девен или Удиму) и переводить «Хор — Простиратель, Растягиватель, Протягиватель».  Личное имя Дена, известное из Абидосского списка как Сепати, Манефон прочёл и передал по-гречески как Усефай. Вместо Он Отец получился Усой-фа(зе)?

    Именно Ден впервые носил двойную корону, состоящую из белой верхнеегипетской, вставленной в красную нижнеегипетскую, и титул «Царь Верхнего и Нижнего Египта», («царь (и) государь» — инсибиа). Т.е. Ден был ещё и шумерским энси!

    Ещё один пример связи армян с Египтом. Ашот III Милостивый в 961 перенёс свою резиденцию из Карса в Ани.   В период с 961 по 1045 год Ани был столицей одноимённого царства, границы которого захватывали значительную часть современной Армении и восток Турции. Ани также некоторое время был известен под названием Хнамк, хотя среди историков нет единого мнения насчёт того, почему его так называли. Генрих Хюбшман, немецкий лингвист, изучавший армянский язык, предположил, что это слово может произойти от арм. слова «хнамель», глагола со значением «заботиться».   Сравните с египетским богом по имени Хнум — бог-творец, лепящий человека из глины на гончарном диске, хранитель Нила; человек с головой барана со спирально закрученными рогами. А кто такой аника-воин? Анкх?

    А вот где скифы точно не были! Северная Двина — река на севере Европейской части России. Под названием Малая Северная Двина река образуется слиянием рек Сухона и Юг у города Великий Устюг в Вологодской области. Далее течёт на север, в Архангельскую область. В устюжской летописи о Северной Двине записано: «Реки Юг и Сухона, совокупившиеся воедино слияние, третью реку из себя производят, которая особенно восприемлет именование Двина, потому наречеся, что сдвинулись две и производят из себя третью… Сия река Двина… простирается от горы Гледен на шестьсот вёрст и далее и впадает в великое море-океан, в Соловецкую пучину».

    Ну да: двигать, дева, давать, два, но и (то, что было) до, давеча, давно. Но разве только это? А деверь, брат мужа?  Это как у Исиды: сын, Гор Младший, назван по брату Осириса и самой Исиды, Гору Бехдетскому… Там же: Дуат (первоначально дат (dw:t), не путать с датчанами и Даарией!) — в мифологии Древнего Египта загробный мир. В Древнем царстве главным богом Дуата являлся Анубис, однако позже эпитет главы загробного мира и некоторые функции Анубиса переходят к богу Осирису, а тот остался проводником. Изображался в образе шакала или дикой собаки Саб. Заметили? Ану-бис, он же Саб. А лингвисты до сих пор твердят, что непрофессионально читать слова в обоих направлениях. Кстати, наша «собака» - та ещё египетская!  А «впаривают» нам совсем другое: «Происходит от тюркск. кобяк (предположит.). Фасмер придерживается другой версии — заимств. из ср.-ир. *sabka-, ср.: парси sаbаh, авест. sраkа-, прилаг. «собачий»…» С тюрками ещё разбираться надо, а про персов давно сказано, что «паршивцы».

    С Дуатом становится понятен смысл русского слова Дверь. Англичане думают, что  Дуат – это хорошо, это «жилплощадь» dwelling. А подсмотрели-то у кого? Дувар (тур., крым. из перс.) стена. Узбекское девор — стена, забор, дувал. Нет, чтоб у русских спросить: поддувало - отверстие в печи ниже топки, служащее для улучшения тяги. Кремировали наши предки покойников. А теперь стоит задуматься, что значит «гореть в Аду?» И причём здесь поддувало? Ветер под землёй не дует…

    Хосров II Котак известен тем, что воевал с нахарарами. Так, за предательство был жестоко наказан род Бзнуни: всех членов рода убили, а их владения передали казне. Ещё одна возможная загадка об армянах. В Сиппаре бог солнца Уту отождествлялся с каким-то божеством дошумерской эпохи, судя по тому, что там его женой названа Айа, а сыном Бунене (дошумерские имена).

    При этом же Хосрове в 330-х годах на христианскую уже Армению напали маскуты, которые перешли реку Куру и захватили Айраратскую область с городом Вагаршапат. Ваче Мамиконяну удалось одержать над маскутами победу и изгнать врагов из страны. Царь маскутов, Санесан (считающийся родственником Тиридату), погиб.

    Интересно, в слове «москит» чего больше, возмущения или восхищения? Заимствовано из испанского языка (mosquito), восходит к латинскому musca — муха (где Испания с Португалией, там были вестготы; где латынь, там были этруски) . А вот с маскутами, массагетами отождествляют алан. Аланы – не скифы. Об этом я подумала ещё когда про речку Сухону читала, которая «рождает» Двину. И вспомнила про Сухия Месукевийского (Сукиас, до крещения Баракад).

    Это  аланский православный святой I—II вв.,  особо почитаемый в Армении, Осетии и Грузии.  Сухий был во главе 17 аланских придворных, сопровождавших царицу Сатеник  в Армению для вступления в брак с царем Арташесом I. В Армении Сукиасанцы приняли Христианство от учеников св. апостола Фаддея, во главе со св. Воски (Хрисосом) и крестились в водах реки Иордан. Посланные царем Арташесом и царицей Сатеник воины, явились ко Хрисосу и потребовали ученикам его вернуться в Армению. Хрисос ответил посланцам царя и царицы: «По воле своей выбирали они полезное себе». За дерзкий ответ, царские войны посекли мечами Хрисоса и его четверых учеников. Сухия и дружину его оставили в живых, так как он был родственником и правой рукой аланского царя, отца царицы Сатеник. Сухий c братией похоронили мучеников и вернулись в Армению, поселившись на горе Сукав, в Багревадской области Армении, которая была так названа впоследствии, в честь Сухия и его дружины. Молитвами Сукиаса и его братии Армения была ограждена от внешних врагов — персидского царя Шапуха, наступавшего на Великую Армению со своим войском. Ведя подвижнический образ жизни во Христе, сукиасцы прожили на горе Сукав 44 года. Аланский царь Датианос приказал им вернуться на Родину, и за отказ все были убиты.

    Так и не поняла я, почему Баракад стал Сукиасом? И на какой горе он жил? Разве у неё не было имени? Да и когда жил этот Сукиас? Апостол Фаддей – это понятно. А дальше – не понятно.

    Шапур I —шахиншах Ирана, правил приблизительно в 240/243  — 272/273 годах. Другого Шапуха я не нашла.

    Арташес I, Арта;ксий — изначально селевкидский стратег, впоследствии — первый царь (189 до н. э.—160 до н. э.) и возобновитель государства Великая Армения. Представитель династии Ервандуни и основоположник династии Арташесидов. 

    Сатеник,  в аланской традиции СатАна или Шатана) — аланская царевна, армянская царица, супруга царя Великой Армении Арташеса I (III-II век до н. э.).

    Вопрос: когда жил Сухий Месукевийский? До Рождества или после? Сатеник – до. А эпитет Месукевийский отсылает нас в Грузию.

    Месхетия — историко-культурная область Грузии, в настоящее время большая часть Месхетии входит в состав республики Грузия, занимая юг и отчасти юго-запад республики. Но меня пока больше интересует другой регион.

    В восточной части современной Грузии в IV веке до н. э. междоусобные войны закончились образованием государства, которое в грузинской историографии называется Картлийское царство, а в античной — Кавказская Иберия.  По традиции, Иверия со столицей в Мцхете была основана около 300 года до н. э. царём Фарнавазом I, родоначальником династии Фарнавазидов. В Иверии греческий был не так распространён, как в Колхиде, зато большое распространение получил арамейский язык.

    Обратите внимание: Фарн, искаженное название древнеиранского божества Хварно. Так называли это божество сарматы (скифы) на своем диалекте. Античными авторами к сарматам причислялись: аорсы, языги, сираки, аланы, роксоланы, саи. Уточню: сарматы не совсем скифы.

    Геродот сообщал, что сарматы происходят от амазонок, которые выходили замуж за скифских юношей, переселившихся вместе с жёнами «к востоку от Танаиса на расстояние трёх дней пути в на¬правлении северного ветра». Однако, говоря о происхождении самих скифов, Геродот сообщал, что «скифы-кочевники», жившие в Азии, были вытеснены массагетами и, «перейдя реку Аракс, ушли в Киммерийс¬кую землю», при этом неуверенно причисляя самих массагетов к тем же скифам. Так же Геродот сообщал, что язык у «савроматов» скифский, «но говорят на нём издавна с ошибками». Осталось только раскрыть тайну амазонок. Не сейчас.

    На что я обратила внимание? На явное сходство Мцхеты, Месхети, маскутов и… Моск-вы. Говорят, в районе Москвы жили галинды. А в Малую Азию в 279—277 годах до н. э. вторглись галаты. Это чуть раньше, чем к армянам пожаловала аланская царевна Сатеник. С конца V века н. э. столица Картлийского царства переведена в Тбилиси (теплый источник).   А ведь это прямая связь с главной скифской богиней Табити! Старейший район Тбилиси – это Нарикала. Вот скажу пару слов о Мцхете и к нартскому эпосу обращусь…

    Именно в Мцхету направилась Св. Нино. «Местные мужчины собрались в Мцхет на поклонение языческим богам. Направилась туда и Нина. Когда они подходили к городу, то встретили многочисленные экипажи царя Мириана и царицы Наны с приближенными. За ними шла огромная толпа. Все устремились к вершине горы, наверху которой возвышались идолы Арамаз и Заден…»

    С Арамазом всё понятно. Это Ахура Мазда. А кто такой Заден? Начнём того, что в зороастрийской мифологии есть особый вид божеств, приближенных к Ахура Мазде, его помощников и свиты — язаты. Являются творениями. Вот среди них и поищем.

    Язат духовного мира Ден. Опять сталкиваемся с английским артиклем: Заден, Зе Ден. Вопрос, где в это время были англо-саксы? Вообще-то, генетики уже ответили: прежде чем появиться в Европе, индоевропейцы R1b из Сибири через Кавказский хребет перебрались в Малую Азию. Поэтому, чему удивляться?

    Ещё три интересных язата: Дей-па-Адар, Дей-па-Михр и Дей-па-Ден. Понятно, что Отцы. Не понятно, почему иранцы дэвов перестали любить?

    Продолжение следует…