А знаете ли Вы, что..?

Яна Щелкова
                Превосходные слова! Любопытно, где вы их украли?
                Джонатан Свифт




За последнее время научно-технический прогресс (НТП) привел к возникновению и непрерывному развитию, а также усовершенствованию технологий: компьютеров, смартфонов и иных гаджетов, необходимых индивидам в повседневной жизни. Все они обладают множеством бесспорных преимуществ: возможностью виртуального общения (социальные сети, различные блоги и форумы, иные Интернет-ресурсы), быстрым доступом к разнообразным произведениям, в частности, литературным и многими другими.

Но… «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда»[1], как нельзя точно описывает современную ситуацию в России и в мире в целом, связанную с отношениями в сфере авторского права. Широкое распространение литературных и иных произведений на страницах Интернет-ресурсов предоставили обычным пользователям возможность бесплатно скачивать и использовать полученные материалы и информацию. Очевидно, что подобный «жест доброй воли»[2] был направлен на повышение уровня образования, знаний граждан и иных лиц, сокращение издержек времени, затраченных на поиск информации в специализированных учреждениях и иных целях. И справедливости ради, данный подход отчасти был правильным, поскольку позволял легко и быстро находить любую информацию, не затрачивая никаких средств на их получение. Однако не все «юзеры» правомерно использовали полученные данные: появились массовые незаконные использования чужих произведений, вылившиеся в явление, именуемое плагиаторством.

Что такое плагиат и с чем его едят? Уголовное законодательство России под плагиатом понимает присвоение авторства и признает незаконными помимо данного действия ряд других умышленных действий, установленных УК РФ. Что же касается критериев определения плагиата, то они как таковые не закреплены на законодательном уровне. Вместе с тем, такие критерии выработаны организациями, специализирующимися на определении плагиата. В частности, на сайте АНО «Судебный эксперт» указано, что «произведение может быть заимствовано целиком или частично – в любом случае, это является фактом плагиата»[3]. Кроме того, там указывается следующее: «Авторским правом защищен метод изложения, конкретное произведение, выраженное в прозе, стихах, нотах или красках»[4].

В продолжение дискуссии мне хотелось бы рассмотреть три стихотворения, получившие сегодня широкую известность и популярность на просторах Интернета, автором которых является современная поэтесса, певица (автор и исполнитель), общественный деятель Амина Новак[5]. Интерес к творческой деятельности данной поэтессы появился после прочтения мной статьи, написанной ей самой и опубликованной в ее группе, которая до недавнего времени являлась открытой[6]. Фактически смыслом и целью данной статьи являлось публичное обвинение современного автора и поэта В.В. Охлупина в плагиате ее стихотворения «А ты меня люби любую», написанное в 2012 году и опубликованное ей на портале Cтихи.ру в 2013 году[7]. Для сравнения представлены произведения вышеуказанных мной поэтов:

http://s009.radikal.ru/i309/1604/70/c2efe685a515.jpg

На мой взгляд, стиль изложения, повторяющиеся полностью или частично строки (выделенные мной для удобства поиска) стихотворений В.В. Охлупина «Люби меня такого, какой я есть» и Амины Новак «А ты меня люби любую» не оставляет никаких сомнений, что в данном случае действительно кто-то кого-то сплагиатил! Вот только разве В.В. Охлупин Амину Новак? Как раз - таки наоборот! Стихотворение «А ты люби меня такого, какой я есть» было написано в 2009 году, а опубликовано в 2011 году в сборнике стихов «Душа надеждою полна, Часть1» государственным издательством «Красный Север». Заметьте: стихотворения Амины Новак  еще и в помине не было!

Но вернемся к анализу двух стихотворений. Разумеется, они имеют существенное различие: одно написано от мужского лица, другое – от лица женщины. И признаюсь честно, поначалу я восприняла данные стихи как диалог – ответ женщины на монолог мужчины. И если бы уважаемая поэтесса написала женскую версию произведения с согласия В.В. Охлупина (настоящего автора), то не возникло бы никакого конфликта… Однако факт остается фактом: к сожалению, Амина Новак сплагиатила стихотворение В.В. Охлупина, присвоив авторстство, распространила уже переработанное под женскую версию произведение в сети Интернет и умудрилась даже записать песню!

«Жертвами» плагиаторства Амины Новак также являются Член Союза писателей России, Союза писателей Москвы, Союза писателей XXIвека, поэт, прозаик, публицист и критик, С.Ф. Каратов[8][9] и поэтесса Алеся Ошмянская[10]. У данных авторов поэтесса Амина Новак «позаимствовала» не только первую строку, но и сами названия их произведений. Предлагаю вашему вниманию рассмотреть стихотворения С.Ф. Каратова «Не оставляйте женщину одну», написанное в 1978 году и опубликованное им в книге «Снежная ягода» в 1982 году[11] и Алеси Ошмянской «Мужчинам женщин не понять!», опубликованное поэтессой в 2011 году и имеющее соответствующее свидетельство о публикации[12]:
 
http://s018.radikal.ru/i527/1604/49/4fec7590bd60.jpg 

http://i066.radikal.ru/1604/0f/1123a26d43f6.jpg

«Почему даже одна строка в начале произведения  признается плагиатом?» - спросите вы. На определение плагиата и его критериев  я уже указывала в рамках данной статьи, ссылаясь на сайт АНО «Судебный эксперт»[13]. Также это установлено уголовным законодательством РФ, в частности, ст. 146 УК РФ[14] и Постановление Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 N14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» (особенно п. 4 Постановления)[15].

Вывод напрашивается сам собой: «не рой другому яму – сам в нее попадешь»[16]. Уличая во лжи кого-то, нужно помнить, что кто-то другой может заинтересоваться этим, докопавшись до истины. Давайте же будем уважать труды других людей, ведь их произведения литературы, науки, искусства – это выражение их идей, мыслей, чувств и эмоций. Их полет фантазии, результат их творческой активности и деятельности. Я всегда верила, что каждый человек уникален. И каждый способен созидать и создавать. Зачем же брать чужое, когда можно создать свое, нечто оригинальное и неповторимое?

С уважением и самыми наилучшими пожеланиями,

Искренне Ваша,

Надежда Яркая.

К сожалению, не все ссылки работают. Кому интересно, со статьей можно ознакомиться по адресу: http://www.liveinternet.ru/users/hope_69_bright/   


[1]Виктор Черномырдин. Цитаты. – URL:[url]http://homestartup.ru/oth_chernomyrdin.html[/url]

[2]Википедия. – URL: [url]https://ru.wikipedia.org/wiki/[/url]

[3]Автономная некоммерческая организация «Судебный эксперт». – URL:[url]http://sudexpa.ru/[/url]

[4]Там же. – URL:[url]http://sudexpa.ru/[/url]

[5]Профиль Амины Новак. – URL: [url]http://www.stihi.ru/avtor/aminanovak[/url]

[6]Группа Амины Новак в вконтакте. – URL: [url]http://vk.com/club45819372[/url]

[7]Профиль Амины Новак. – URL: [url]http://www.stihi.ru/avtor/aminanovak[/url]; Группа Амины Новак в вконтакте. –  URL: [url]http://vk.com/club45819372[/url]

[8]  Профиль Сергея Каратова. – URL: [url]http://www.stihi.ru/avtor/karatov[/url];

[9] Биография Сергея Каратова. – URL: [url]http://writer21.ru/karatov-s/[/url]

[10]Профиль Алеси Ошмянской. – URL: [url]http://www.stihi.ru/avtor/_adamm[/url]

[11]Профиль Сергея Каратова. –URL: [url]https://www.proza.ru/2011/01/18/1366[/url]

 [12]Профиль Алеси Ошмянской. – URL: [url]http://www.stihi.ru/avtor/_adamm[/url]

[13]Автономная некоммерческая организация «Судебный эксперт». – URL: [url]http://sudexpa.ru/[/url]

[14]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // РГ, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

[15]Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // СПС КонсультантПлюс

[16]Цитаты и пословицы. – URL: