1812 Почин судьбы ч 105

Валерий Жуков 2
Ч 105
Почин судьбы.

25 июля (6 августа) 1812 года
Разгром Удино вывел всех вперёд,
Собрать здесь силы и ударить по французам,
Но осторожность призывала взвесить мыслей ход,
Приняв единство мерой истинного груза.

Толь выстроил свои резоны ,
На воинском совете раскрывая карты  октября,
Он вывел провиант в судьбы законы,
На магазинах проявляя суть намерений врага.

Багратион с Барклай де Толли мысли берегли,
Достоинства сдержав в ответе и задаче,
Они имели право утаить сомнения свои,
Но он их свёл восторгом ожидания удачи.

Соблазн разбить Наполеона по частям,
Наткнулся на проявку наваждений,
Винцингероде обнаружил у Поречья вражий стан,
И спас от неизбежных в спешке отступлений.

Французская дуга сквозила поводом обьятий,
Задуманных прервать бег изнуряющих картин,
Остановив добычу и в сражении понятий,
Взыскать с России Дух зарвавшихся вершин.

Перехватив дорогу на Москву,
Дождавшись сбора армии печальной,
Ступившей на привычную стезю,
Взбодриться в деле битвою сакральной.

Поставив точку в образе простых противоречий,
Установив итогом «Empereur» для себя,
Возможность выбирать в истоках красноречий,
Восторг и восхищение  батального огня.

Загон привёл к единому рывку,
Прочувствовать на деле боевое счастье,
Отняв надежду на победу по утру,
На Молевом Болоте испытав в Душе причастье.

Защитой Родины дающее почин судьбы,
Идти на бой и верить в истины другого,
Соединившись верой,в одолении беды,
И веря каждому в строю на  слово.

В ночь с 26 на 27 июля (7-8 августа) Барклай де Толли получил от Фердинанда Винценгероде (он командовал особым кавалерийским отрядом), отряженного к Велижу, известие о сосредоточение значительных неприятельских сил у Поречья. Русское командование предположило, что там сосредоточен 4-й пехотный корпус и 1-й кавалерийский корпус, а за ними двигаются основные силы Наполеона. Посчитали, что Наполеон хочет отрезать русские войска от Москвы, двинувшись от Поречья к Смоленску.

27 июля часть 1-й армии (2-й, 4-й, 5-й пехотные и 1-й кавалерийский корпуса) была переведена на пореченскую дорогу, остальная часть (3-й и 6-й пехотные, 2-й и 3-й кавалерийские корпуса) под началом Дохтурова остановилась у Приказ-Выдры. Командующий 1-й армий приказал также Багратиону перевести свои силы к Приказ-Выдре, где, по его мнению, позиция была более выгодной, чем у Смоленска. Барклай де Толли сообщил государю Александру, что новое расположение сил позволит ему ударить с превосходящими силами по левому флангу французов, обеспечить левый фланг корпусу Витгенштейна и прикрыть дорогу на Москву.

27 же июля произошло сражение при Молевом болоте. Это была первая серьезная стычка с неприятелем после соединения двух русских армий. Атаман Матвей Иванович Платов располагался у Зарубенки с 7 казачьими полками. В его резерве у Приказ-Выдры стояли 32 эскадрона легкой кавалерии и егерская бригада под началом графа Палена 2-го. Матвей Платов получил донесение, от стоявшего в авангарде у деревни Кастрицыной, генерал-майора Денисова, о появлении со стороны деревни Лешны вражеского отряда, в составе девяти кавалерийских и одного пехотного полков. Атаман приказал по возможности удерживать позиции до прибытия подкрепления, а сам с остальными силами и 12 пушками казачьей конной артиллерии, двинулся к нему на помощь.
В районе селения Молево-Болота казаки обнаружил два французских гусарских полка. Четыре донских полка и две сотни башкир под началом Денисова опрокинули неприятеля и преследовали французов до появления новых вражеских сил у Рудни. Казачьи полки, атакованные превосходящими силами дивизии Себастиани, стали отходить к шедшему за ними атаману Платову. Командир казачьего корпуса направил на левый фланг неприятеля генерал-майора Кутейникова 2-го с тремя полками (Атаманским, Харитонова 7-го и Симферопольским татарским). Артиллерию установили по центру и открыли огонь по французам. Французы ударили по казачьей батарее, но в этот критический момент по неприятелю ударили два казачьих полка (Мельникова 3-го и Харитонова 7-го). Казаки спасли батарею, порубили легкую пехоту французов и опрокинули один из вражеских кавалерийских полков. При этой схватке погиб командир одного из казачьих полков Мельников. Атаман Платов, увидев расстройство французских войск, ударил всеми силами. Противник был окончательно опрокинут. Казаки гнали французов две версты. Дальнейшее преследование Платов поручил прибывшему на место боя резерву под командованием Палена. Изюмский, Сумский и Мариупольский гусарские полки гнали врага ещё около восьми верст. Затем они были вынуждены вернуться, встретив значительные силы противника. Французы в этом бою понесли значительные потери, только пленными казаки взяли более 300 человек.

В донесении Главнокомандующему атаман Матвей Платов писал: «Неприятель пардону не просил, а войска российские Его императорского Величества, были разъярены, кололи и били его». Надо сказать, что русские войска были действительно разъярены действиями противника. Казаки осуществляли разведывательные задачи в русской армии, поэтому бывали в местах расположения Великой армии Наполеона. Платов сообщал Барклай де Толли о «необыкновенном образе войны, употребляемый французами, приличный только одним варварам. Мало того, что они грабят селения, помещичьи дома, бьют жителей, насильничают жен их и дочерей, с священническим саном поступают немилосердно, бьют, вяжут их, выпытывают от них деньги…». Французы подвергали храмы и церкви грабежу, осквернению.

Среди бумаг, захваченных казаками в сражении при Молевом болоте, были приказ Мюрата, в котором он извещал Себастиани о намерении русских направить главные силы к Рудне и предписывал ему отвести кавалерию к пехоте. Несмотря на это русская армия продолжила начатое фланговое движение.

Наполеон, узнав о поражении дивизии Себастиани при Молевом болоте, принял меры для сосредоточения сил. Он предписал Мюрату и Нею удерживать по возможности русские войска на рудненской дороге. Три дивизии 1-го пехотного корпуса, стоявшие близ Витебска и 4-й корпус вице-короля Италии Евгения Богарне, направились к Лиозно, на соединение с Мюратом и Неем. Части Даву, Жюно, Понятовского и кавалерия Латур-Мобура, должны были соединиться у Любавичей. К 30 июля Наполеон должен был иметь под своей рукой около 180 тыс. солдат. Надежды на растянутость Великой армии не оправдались. Противник по-прежнему имел численное превосходство. Попытка вступить в бой с армией Наполеона могла привести к тяжелому поражению русской армии.

Источники:
Богданович М. И. История Отечественной войны 1812 года: В 3 т.
Иностранцев М. А. Отечественная война 1812 года.
Михайловский-Данилевский, А. И. Описание Отечественной войны в 1812 году: В 4-х томах.

Удачный ход стратегии величия венца,
Привёл к душевным мукам и страданьям,
Вновь упустив из вида рода мудреца,
Способность русских к быстрым покаяньям.

Вложившим в шаг Величия Колонн,
Ту скорость мысли чистоты и шага,
Что не давали сбить военный пантеон,
С престола верности любви и флага.

И кравшимся на волю дан ответ,
За дни , что были долго на прицеле,
Нести в себе сияния Любви Божественной совет,
Быть с русскими всегда на радости пределе.