Случайный попутчик

Надежда Байнова 2
                СЛУЧАЙНЫЙ  ПОПУТЧИК

  Светлана ехала в поезде уже вторые сутки. Она скучала и думала только о том, как бы поскорее добраться до Адлера и устроиться там на работу. В холодном Новосибирске остался только её сын, и, пожалуй, это всё, что связывало её с родным городом.
Она возвращалась в Адлер, туда, откуда недавно уехала, обидевшись на весь белый свет, разуверившись в любви и дружбе, думая, что уезжает навсегда. Но не так-то просто всё в этой жизни. Никогда не говори «никогда».
Какая странная эта поездка, тихая, не слышно даже детского шума. И молодёжи мало. На то он и сентябрь. Пассажиры вагона были заняты исключительно собой - кто-то спал, кто-то делал вид, что спит, кто-то усиленно жевал, опустошая взятые с собой сумки с продуктами. Даже поговорить не с кем, хотя в вагоне почти нет свободных мест.
Ночью она проснулась от непонятного запаха. Запах шёл от нового пассажира. Проводница принесла ему бельё и ушла. Светлана не видела этого человека, но слышала, как он гремел посудой и шелестел пакетами.
Утром она разглядела старичка как следует, а также и то, что он делает. А делал он следующее: доставал из сумки какие-то пакеты, разворачивал их, перебирая содержимое, и не найдя то, что нужно, снова укладывал всё в сумку. Из одного пакета несло тухлой рыбой, но, похоже, он не ощущал запахи. Нюхал, но рыбу не выбрасывал. Время от времени он засовывал руку в штаны, вытаскивал её оттуда и тоже нюхал... Видимо, тоже проверял - пахнет от него или нет.
Старичок был неопределённого возраста, ему можно было дать и семьдесят лет, и все девяносто. Худенький, слабенький, и тем удивительнее, что едет он один, без сопровождения.
Пассажиры шли по проходу, зажимая нос, брезгливо морщились и торопились быстрее пройти мимо. Светлана подумала, что оставшиеся два дня пути будут для всех испытанием.
К концу дня в вагоне стало нечем дышать. Смесь гремучих запахов мочи и тухлой рыбы сделали своё дело. Люди возмущались, но ничего не предпринимали. Светлана решилась поговорить с дедушкой. Сделать это было не так-то просто: он почти ничего не слышал, и ей приходилось кричать ему в самое ухо, отчего свидетелями их разговора стали практически все пассажиры вагона.
- Куда Вы едите? К кому и почему один?
Старик тут же достал из бокового кармана сумки пакет с документами и стал ей показывать. Оказалось, что дедушка этот - непростой человек, а очень даже уважаемый - бывший журналист-международник. В настоящее время он проживает в Канаде. Там же живут его взрослые дети, а вот жена в своё время с ними не поехала, а недавно умерла. Она много лет болела, и он нанимал ей сиделку. Рассказывая всё это, он раскладывал фотографии жены, целовал их и плакал. А сейчас он едет к своей дочке, которую родила ему любовница. Телефон Машеньки, так зовут дочку, у него есть. В Сухуми у него - дом, и едет он, чтобы его продать и помочь дочке деньгами. Это всё, что он может для неё сделать. Завершив здесь свои дела, он должен уехать в Канаду.
Напротив Светланы, на нижней полке, ехал молодой мужчина -  азербайджанец, всё это время он прислушивался к их разговору, но не вмешивался. На вид ему лет сорок-сорок пять, и Светлана подумала, что они одногодки. Он и предложил ей поменять дедушке нижнее бельё и штаны. Сказал, что отдаст своё, запасное, которое лежит у него в чемодане. Спортивные штаны сейчас почти все на верёвочках, так что затянут верёвочки потуже, и они подойдут старичку.
Светлана повторила старику сказанное, вернее, прокричала ему в самое ухо, и тот сразу же согласился на переодевание, к тому же в сумке у деда оказалась упаковка трусов-подгузников. Светлана проводила его до туалета и вернулась на своё место. По вагону с визгом и хохотом пробежали две девушки. Что это они? Но подумать о странном поведении девушек она не успела, так как в это время в проходе появился и сам дедушка... в подгузнике.
Светлана увидела его и только руками всплеснула.
- А что же Вы, дедушка, штанишки-то не надели?
- Туалет был закрыт, - отвечал он, - я у двери переоделся, а грязное бельё в мусор выбросил.
Теперь ей стало понятно поведение тех девушек. А в вагоне уже кто-то смеялся, кто-то смущённо отворачивался от этого большого ребёнка в памперсе. А Светлана поправила дедушке подгузник, вытерла всего его влажными салфетками и помогла надеть трусы и спортивные брюки молодого человека, который удивленно наблюдал за её действиями. Позже он спросил Светлану, где она всему этому научилась. Светлана ждала этого вопроса.
- Я соцработник со стажем, и столько этих бабушек и дедушек повидала! Зато теперь он чистенький и никаких запахов...
Она видела, как загорелись глаза этого мужчины, и даже немного смутилась. Наверно, каждый мужчина втайне мечтает о такой женщине, которая не бросит в беде, не побрезгует в болезни.
Ночью дедушка ещё раз поменял подгузник и бросил его тут же, к столику. Мужчина, назвавшийся по-русски Мишей, спокойно убрал с пола подгузник и ничего не сказал старику.
Всю оставшуюся дорогу Светлана и Миша кормили деда и присматривали за ним, и как-то незаметно подружились.
Перед прибытием поезда в Адлер, а это была конечная остановка, Светлана пошла к начальнику поезда и попросила позвонить в Мобильные социальные службы, чтобы к поезду приехал их представитель и препроводил пожилого человека к месту проживания его родных. Правда, перед этим она позвонила и дочке этого пассажира, и его знакомой, которой он долгие годы платил деньги за уход за бывшей женой, но те отказались приехать и встретить дедушку. Дочка сказала, что ждёт покупателей на дом, а другая сослалась на занятость и положила трубочку. «Вот тебе и новости, - подумала Света, -  вроде и жена была, и любовница, и дети... А встретить и проводить старика некому...»