Как я полюбила книгу

Солдатова Валентина Георгиевна
Я не ходила в детский сад. Помню себя примерно с полутора лет. Моя мама шила заказы на дому и занималась со мной. Она постоянно спрашивала меня, что я делаю, чтобы как-то разговорить. Молчаливая я была. Тихая. То ли боялась, что меня накажут, ведь брату Ване, который был старше меня на полтора года, частенько попадало за любознательность, то ли не хотела  пускать в свой детский мир кого-то ещё. Я с неохотой отвечала одним словом и продолжала заниматься куклами. А куклы у меня были тряпичные, сшитые мамой.

Конечно, вокруг меня было много интересного. Мир природы я постигала с подружкой Таней. В нашем дворе водилась кое-какая живность – куры, у соседей – гуси, кролики. Но я любила играть дома. В доме было радио, из которого слышалась красивая, правильная речь дикторов, раздавалась классическая музыка, звучали детские передачи, инсценировки сказок. Разные голоса актёров меня особенно поражали – я переживала за героев, которые мне снились потом. Помню инсценировку «Тимур и его команда», и я непременно хотела быть правильной девочкой. Я жила в советское время, где всё вокруг было направлено на воспитание детей.

Однажды отец привёз из командировки книгу, которая называлась «Сказки народов мира». Сначала вечерами он читал их медленно, с выражением, сам иногда смеялся с нами вместе. Помню, как я сидела около папы, прижавшись к нему от страха, если было боязно, да так и держалась за его рубашку, когда было радостно, чтобы не отпустить от себя.  Редко он читал: работал на часовом заводе, дома было своё хозяйство, да и болел часто, постанывая ночами от полученных военных ран. Потом он начал читать быстро, проглатывая слова, мне кажется, мы все эти сказки уже выучили наизусть, но всё равно просили почитать.

И вот брат пошёл в школу. В доме появились школьные книги. Помню, что они были подклеенные, отремонтированные. Брату говорили, что потом по этим книгам будет учиться кто-то другой, нельзя их рвать, нужно их беречь. Мне исполнилось пять лет, я «учила уроки» с Ваней по его книжкам. И  вдруг увидела, что можно написать букву, из букв сложить слова. Это открытие я помню до сих пор. Мне кажется, я  научилась читать раньше брата. Ждала его из школы, чтобы узнать новую букву. Всё! Я читаю! Помню, как в очередной раз, приехав из командировки, отец подарил мне новую книжку. Она была тоненькая-тоненькая! Это была сказка «Колобок». Я её прочитала за пять минут и начала плакать навзрыд. Все подумали, что мне стало жалко колобка. Конечно, жалко, только я вдруг сказала: «Мне-то то-о-оненькую книжку дали, а Ване то-о-олстую». Я сидела на пороге и долго не могла успокоиться от обиды, обняв колени руками, горько плакала, пока мне не отдали Ванину книгу. Это были «Сказы дедушки Бажова», и «Серебряное копытце» сопровождало меня всегда, когда мне было грустно, а «Огневушку-Поскакушку» представляла, грея руки зимой у горящей подтопки. Я снова и снова перечитывала эти сказы.

Первый класс я окончила отличницей. Все школьные годы книга для меня была единственным источником знаний – переезжали из одного дома в другой, родителям пришлось заниматься строительством нового дома, родилась сестрёнка. И всё-таки, несмотря на трудности, книжный дух постоянно витал в стенах  нашего дома. Отец закончил перед Великой Отечественной войной девять классов. У него было пять братьев, которые тоже смогли получить образование. Они читали книги «Три мушкетёра» и «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма, «Войну и мир» Льва Толстого и другие.  Они передавали друг другу книги и потом разговаривали, бурно обсуждая содержание. Я часто слышала их горячие споры после очередной прочитанной книги. Иногда отцу удавалось купить редкую книгу, это была огромная радость для братьев. Большая домашняя библиотека была у дяди Вани, старшего брата моего отца, но чаще всего книги они брали в Центральной библиотеке города. Помню, как я рассматривала библиотечную печать. Потом и я записалась в библиотеку. Я стояла перед полками с книгами, готовая взять их сразу все. Брала три-четыре книги, быстро прочитывала ночами и спешила снова, чтобы встретиться с новыми героями. Любила приключения и сказки. Книга прочно вошла в мою жизнь. Сейчас я издатель, но первую, личную, подаренную отцом книгу «Колобок» и отвоёванную книгу П.Бажова  помню до сих пор!
Я поздравляю Центральную библиотеку города Чистополь с юбилеем и  дарю своё стихотворение.

Центральной библиотеке в честь 140-летнего юбилея.

140 лет – не много и не мало!
Всё началось с купеческого братства.
И стар, и млад читальня повидала,
Всем предлагая  книжное богатство.
Не постареют Пушкина страницы,
Мы не забудем  Лермонтова «Мцыри»,
Бажова сказы вечно будут сниться,
Заполнят полки выдумки и были.
Скажу по-настоящему счастливой
Спасибо я не раз библиотеке:
Все  книги, что храните вы красиво,
Я полюбила прочно и навеки!

Валентина Солдатова г.Чистополь Республика Татарстан
На фото в Центральной библиотеке Чистополя идёт литературное объединение "Ступени". Я стою с гитарой.