Impression

Михайлов Ер
Impression – с французского впечатление.
Стихи, появившиеся под впечатлением.

 Под впечатлением Франсуа Вийона.

Я знаю всех и всё, но только не себя.               
Я от себя бегу и от себя страдаю.               
Я жить хочу, хочу любить тебя,               
Но что со мною – я не понимаю.               

Как трудно всё, не понимаю я.               
Весь мир несётся в бешеном галопе,               
А жизнь проходит, всё напрасно, зря,             
И замер голос на высокой ноте.                .

Весь мир в плену вийоновских примет.          .
Познать его мечтает каждый,               
И каждый написать стремится свой сонет,    
Взлететь и умереть стремиться каждый.

Но жизнь прожить – не поле перейти.
Она трудна, и этим дарит радость
И очень сложно в ней себя найти,
Найдешь себя, а там такая гадость.

И гадость всё, и радость тоже есть,
Она в мечтаниях твоих сокрыта,
И лишь душа одна имеет честь,
А тело бренное давно в дерьме зарыто
 
Легко нам жить лишь телом, не душой      
Душа капризна и страдает часто.
Лишь твердолобым свойственен покой:
 – Жить хорошо, и кончено всё, basta.

А ты чего-то ищешь, дурачок.
Опять тебя куда-то вечно тянет.
Торопишься ты жить, как бешеный волчок,
Который крутится и скоро снова встанет.

 Осенний денек               
               На стихи в прозе И.С. Тургенева.               
               
Осенний и ясный               
Морозный денёк               
Прозрачное утро               
Багряный восток.               

Уж солнце не греет,               
Но ярче блестит.               
Вдоль речка синеет,               
Да ветер свистит.               

Осина сверкает               
И весело ей,               
Как дует морозцем               
С промокших полей.                .

Летит над землёю               
Багряный листок.               
И тянется к югу               
Птичий поток.               


 
 *   *   *
            По К. Бальмонту

Ангелы печальные,
Светлые, опальные,
Грустные и нежные,
Вечно надо мной;

Демоны суровые,
Старые и новые,
Грозные, могучие,
Властные собой.

То миры кипучие,
Непомерно жгучие,
Бурные, безбрежные,
Двигают судьбой.

Воля их весомая.
Фатумом ведомая,
Вечностью суровая
Кликает бедой.


Состояние
(по А. Грину)
       «Мне было тяжело, холодно, неуютно.
       Выл ветер – «Вой!» - говорил я, и он выл,
       как будто находил силу в моей тоске, крошил дождь –
       «Лей,» - говорил я, радуясь что всё плохо, всё сыро и мрачно –
       … было холодно, и я верил, что простужусь и умру, моё неприкаянное тело…»               
                (А. Грин «Золотая цепь».)

Мне было тяжело и холодно, и грустно.            
Выл ветер – «Вой!» - я говорил ему.               
И он старался, выл, да так, что было пусто       
На сердце у меня, не знаю почему.               

Как будто, он и сам того не зная,               
Брал силу бури у меня в тоске.               
И вой бежал, пути не разбирая,               
И ввысь летел по собственной вине.

 И дождь крошил, везде, следы сметая,
«Лей!» - радостно кричал я сырости его,
Смеялся я, того не понимая,   
Что плохо всё, и больше ничего.

Но холод дикий я не чуял телом,
Я верил - простужусь, и от него умру.
И в этом осознании не смелом,               
Душа рвалась на ледяном ветру.


Слушая фуги Иоганна Себастьяна Баха

«Wir glauben in einen Gott»               
Взлетала к небу фуга Баха               
Душа рвалась из года в год               
К Нему без мести и без страха.               

«Aus der Tiefe rufe ich»               
Звучал орган под своды храма.               
Он души возвышал живых,               
Прочь уносились боли драма. 
               
«Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ»
Всё тело звуки наполняли
Кто верует, тот духом чист,
Сердца людей Ему внимали.

Но вот хоралы отзвучали.
Толпа пошла из храма прочь.
Вновь все сердца позакрывали
И удалились в будней ночь.


       Варе Паниной               
    
      Звучал твой голос,
      Низкий и приятный.               
      Он пел романсы               
      Томный, необъятный.               
      И нёс волшебный звук,               
      Он душу ранил мне.               
      Я слушал сердца стук               
      С собой наедине.               
      Ты пела нежно               
      О страданьях, муках,
      Под стон гитарных струн,
      О радости, разлуках.
      Твой голос очаровывает всех,
      Какое счастье и какой успех.


Первый день осени
     (По Ду Фу 759 г.)

Луна – как и солнце:
Она остановки не знает
Вечерняя ночь
Нам лето на осень меняет.
Цикада в траве.
Непрерывно звенеть продолжает,
И ласточка к югу
С рассветом уже улетает.


 *     *     *
 Максимилиан Волошин «Демоны глухонемые» и
 «Откровение святого Иоанна Богослова»

Слепые демоны, забытых дней опальных,         
Вдруг вырвались на свет и начали свой бег.      
О сколько нас в безумии печальных,               
Спасаясь от невзгод, сей проклинают век.         

Те демоны крушат, не понимая.               
Всё предают суровой пустоте.               
Ни горести, ни жалости не зная,               
Жестокий рок бесчинствует в толпе.
Ревёт и воет голос погребальный.   
Трясётся твердь, и рушатся дома.
Бушует дьявол, вырвавшись опальный.             
Под нами грешными разверзлася земля.

И близко предсказанье Иоанна.
Предстанут души на священный суд.
Кто сгинет в пламени, кому святая манна. 
Не миновать суровых тяжких пут. 


 Прогулка короля
     (На одноимённую картину А.Н. Бенуа).

Прогулка короля.               
Sire чинно выступает.       
С ним дамы, уваля,             
И драма начинает               
Свершать свой ритуал,         
Готовя бурный шквал          
Оваций и свистков,               
Наш Sire на всё готов.          
Лишь бы держалась честь
По праву и по чину.
Видна вся в этом спесь
Сквозь светскую картину.
А что несёт молва
Сладка лесть, как халва
Что омрачит природу
В дождливую погоду?
Есть стража и войска,
И топоры, и плахи,
Тюремная доска
Да чёрные рубахи.
Прогулку защитят,
Язык укоротят,
Молве урежут спесь,
Roy в этом прежде весь.

      Дракон
                По вьетнамской народной сказке «Дракон»
                и сказке-пьесе Евгения Шварца «Дракон».

В каждом из нас живёт дракон.               
Безжалостный, страшный злой.               
Нас пожирает тихонько он,               
Глаза застилает мглой.               

Если ему не давать отпор,               
Не гнать его из себя,               
Медленно зубы вонзает в упор,               
Монстр убивает тебя.

В каждом из нас сидит дракон.
Мы часто слабы перед ним.
Честь и мораль – всё ставим на кон.
Живём желаньем одним.
            
Стремимся мы к славе и торжеству,               
Неважно каким путём.
Служим лишь одному божеству,
Золотым его кличем тельцом.

Золото, власть, вереницу утех -               
Всё предлагает дракон.               
Мил ему алчный, жадный смех,               
Любой нипочём закон.

И здесь у его алтаря
Нас поджидает дракон.
И завлекает глазами горя,
Затем пожирает он.

         Слово
           «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
           (От Иоанна Святое Благовествование).

Вначале было слово,               
И слово это Бог.               
Не для кого не ново,               
Созданьем мир помог.               

Что в мире всех прекрасней?               
Что в мире всех сильней?               
Но что всего ужасней?               
Ударит всех больней.   
               
Конечно – это слово,               
Нам скажут без прикрас.               
Извечная обнова.               
Слова возносят нас.

Но слово – это логос.
Загонит, в пыль сотрёт.
Покажет грязь, убогость,
Воскреснет и умрёт.

Любите, восхищайтесь. 
Слова, как мотыльки,
Но иногда пугайтесь,
Когда слова легки.
 
Частенько слово ранит.
Его нельзя бросать.               
Бывает и обманет,
Ему нельзя внимать.
               
Прекраснейшее слово.
Святое божество.
Ужаснейшее слово.
Безумство, колдовство.

 Ресторан.
                Подражая Елене Гуро (1877 – 1913)
                Эго - футурист серебряного века.

Шумит, звенит, грохочет,
Вертится ресторан.
Танцуют пары, плещется вино,
Всем веселело, кто-то, кого-то хочет.
               
 Шумит ресторан толкучий.
 Шумит, как улей, могучий.
.
  - Эй, красотка! Выпить хочешь?! Садись
  Плещется водка в рюмку.
  - Не стесняйся, пей всё до дна.
  Давай рассказывай, не гордись.
  Живёшь ты одна?
  В гости нас пригласить не прочь?
 Сколько возьмёшь – двадцать пять?
 Идёт,- весёлая будет ночь.


  Женщине.
 «Женщину необходимо воображать красивее,
  чем она есть, это необходимо для того, чтобы
  примириться с ней. В каждом мужчине скрыто
  желание отомстить женщине за то, что она ему
  нужна».
(М. Горький «Жизнь Клима Самгина».)

О, женщина!               
Как ты коварна и страшна,               
Как непонятна и прекрасна,               
Как ты чиста и как грешна, 
И сколько ты таишь соблазна.   
               
О, женщина!               
Ты злоба, зависть, ложь, жестокость,          
Но ты любовь и радость, и борьба.
Ты хитрость, боль, вражда и глупость,
Но ты победа, жизнь, судьба.

О, женщина!               
Всё страшное тобой наречено,               
Всё что враждебно носит твоё имя,               
И все что грустно иль смешно,               
Всё от тебя неотделимо.

О, женщина!
Ты все загадки мира               
Как можно не любить тебя.
Ты всех пьянишь, как радость пира,
И ядовита, как змея.

 О, женщина!
 Тебя я ненавижу,
Я проклинал день ото дня,
Но лишь тебя порой увижу,
Всё забываю навсегда.

Сон сатаны
                На гравюру Гюстава Доре «Сатана».

Всё готово к штурму небес,                .
Который начнут на рассвете.               
Так задумал главный бес.               
За тёмные силы в ответе.               

А пока Сатана прилёг отдохнуть,               
И снится сон вожделенный:               
Полной грудью победу вздохнуть,               
Повержен Владыка Вселенной.

Небесное войско разбито. Бежит
Он – падший Архангел – ликует.
Земля под адской силой дрожит,
И всякая нечисть танцует.
   
А падший Архангел взойдёт на трон.               
Сам станет править миром,
Бывший хозяин отправлен вон
Вместе с пернатым клиром.

Жестоким тираном стал Сатана,
Как свергнутый некогда Бог.
И радостных чувств его грудь полна,
Лишь только бы сбыться сон смог.


     Помни голубка
(из поэзии индейцев кечуа).

Помни голубка нашу любовь,               
Как предавались её вновь мы и вновь.               
Но вот изменились, увы, времена.               
Связаны крылья теперь у меня.               

Друзей я на помощь своих позову.               
Пусть путы развяжут, к тебе полечу.               
А не дадите свободу вы мне,               
Поплачьте, что сгинул в чужой стороне.

Пойду, поищу я погибель свою.
Встречу ль другую любовь я мою?
Познаю я ласки голубки другой               
 Супруги новой моей дорогой.               

Ну, а не встречу другую любовь
Снова скитаться пойду вновь и вновь,
Свою гибель я буду искать
Будешь голубка меня вспоминать?


           Падший ангел.
                Самые рьяные ангелы –
                это раскаявшиеся черти.

Падший ангел стремится обратно               
Забраться по лестнице вверх.               
Как обидно и больно, досадно               
Страдать за содеянный грех.               

И стремится он всею душою               
Доказать миру, как он хорош.               
Он взирает со злобной тоскою.               
Продаёт всех за ломаный грош.

И мечта о потерянном рае
Треплет больно истерзанный ум,
Но вернуться к божественной стае
Не даёт грешноадовый шум.

И пугаясь тупого бессилья,               
Стал тот падший слепою ханжой.
И творит он любые насилья.
Прикрываясь за доброй звездой.


  Избиение младенцев
                Под впечатлением стихотворения
                Лилиан Вутерс «Избиение младенцев».

Безумна мать. Глаза тусклы от боли.               
Солдаты Ирода младенцев всюду бьют.             
Не видит мать. Нет голоса и воли,               
И сколько матерей такую чашу пьют.               

О, ангел мой! За что такая плата?               
За что насилуют и губят всех они?               
Неужто страшная пришла расплата.               
Во всех домах горят печальные огни.

Стоит великий вопль над Вифлиемом.
Глас в Риме слышан: плач, рыданье, стон.
Несётся он и над душой и телом.
Куда идти, кому отдать поклон?
               
Какая жертва, сколько их невинных
За жизнь одну погибли в страшный час.
Изорванных мечом телец былинных,
Младенцы эти тем спасали нас.

Рыдают матери, порвав свои одежды,
Спасая тем младенца одного.
Но боль пройдёт, исполнятся надежды.
Младенца будем славить мы того.


  *     *     *   
Под впечатлением стихотворения
Николая Гумилёва «Невеста льва»
          
Бьют барабаны. Флейты визжат,
Гимны в честь бога поются,               
Словно, как пчёлы в улье жужжат
Люди и к храму несутся.               
               
Радость для всех! Рвёт и мечет толпа.               
Будет на что им глазеть.               
Быстро несётся по свету молва:               
«Эй! Выбегай посмотреть!»               
               
Дева прекрасная, радость очей,               
Будет дана на закланье.               
Сколько эмоций и ярких страстей…               
Мямлют жрецы заклинанье.               
               
Брошено будет в зубастую пасть               
Стройное юное тело,               
Чтобы продлить величавую власть,               
Править толпою умело. 
               
    Старая дева
На стихотворение Н.С. Гумилёва
«Старая дева».

Руки тянула, как ветви к солнцу.
Вьюном обвиться хотела.
Каждый день прилипала к оконцу.
На дорогу жадно глядела.
Не идёт ли он, взгляд, которого так сладок.

Ждала с замиранием сердца.
Сладкой болью терзалась
Не скрипнет ли вдруг дверца.
В нетерпении вся трепыхалась.
Но день уходил напрасно, оставался осадок.

Так проходило время с молодостью вместе,
И не пришёл мой милый к нежной своей невесте.
Засохли, опали листья, и руки совсем огрубели.
Как жалко, что годы бесцельно так пролетели
               

    Бекингем
На роман Александра Дюма
«Три мушкетёра».

Что ради женщины не сделаешь,               
Когда влюблён и без ума,               
Порою сам того не ведаешь,               
Когда в глазах она одна.               

Минуты встреч, часы разлуки…
Опять один и вдалеке…
Что ж, пусть же сгладят эти муки
Её подарок на руке.

В безумной страсти к королеве,
Я переплыл Ла-Манш и что ж.
Мираж растаял, что Вы, где Вы?
Подвески. Вот на что ты гож.

О, женщины, от вас все муки,
Страданья, радость и разлуки.


   *       *       *
«… Пить без жажды, творить без вдохновения,
спать с женщиной без серьёзного влечения –
ват наиболее распространённые пороки нашего десятилетия».
   (Лион Фейхтвангер «Успех».)
            
Любить без любви – это модно
И воду без жажды хлебать.
Быть пышным, вступая дородно,
Без жалости всех убивать.
Влюблённым, шагая Нарциссом,
На зависть толпе созерцать,
Прислуживать толстеньким крысам,
В духовном убожьи мерцать.

   Вечер

Под впечатлением стихотворения
Фёдорова Александра Митрофановича

Течёт река – огромное зерцало,               
И вечер в реку смотрин голубой,               
И как тепло перед закатом стало.               
Вот солнца шар садится золотой.

Кружатся чайки над стеклянной гладью 
И на воду садятся иногда.               
Как поплавки качаются над хлябью,
Взлетают – с лапок капает вода.

Сирени запах с берега струится,
Стекает вниз по склону крутизной,
И вечер в город от реки стремится,
И ворожит своею новизной.

   
О, месяца, серп невысокий               
Под впечатлением стихотворения Габриэле д;Аннуцио
«О месяца серп невысокий»               

О, месяца, серп невысокий,               
В тёмной волне отражённый               
Серебряный знак одинокий,               
Ночью к воде приближённый.
               
Дыханье трепетных листьев,               
И вздохи цветов на поляне,               
И сонное море без  вскриков,               
Беззвучно течёт в океане               
               
Усталый гурман и любовник,               
Тихонько народ засыпает…               
Серп, сновидений поклонник,               
О жарком свиданье мечтает.


Он ушёл…
Под впечатлением стихотворения Анны Ахматовой
«Сжала руки под тёмной вуалью…»

Ты стоишь у окна и печально глядишь.
Он ушёл, и быть может уже навсегда,
Стало пусто в душе и уныло.          

Ты стоишь у окна и, вздыхая, грустишь.
То, что было, теперь не вернёшь никогда
Все куда-то навечно уплыло.
               
О, как тяжко вокруг, сердце бьётся в груди
Что же делать и впрямь ты не знаешь.
Изболелась душа, что там ждёт впереди?
От бессилия думы ломаешь.

Толь стоять, толи мчаться вдогонку за ним?
И кричать: «Ты вернись! Ведь любовь всё прощает!»   
Только ветер дождём по стеклу бьёт одним
И тоску не спросив нагоняет.