Познавая мир

Владимир Гусев Тульский
   
               
Получил от  одной, уважаемой мною читательницы отклик:
«Владимир, у Вас небольшая ошибка.
Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель были язычниками, и поэтому не могли верить в истинного Бога. 
С уважением.»

Подумал:  « Не довелось человеку изучать философию!  А, может быть,  преподаватели были неважными?»
А так хочется чтобы потомки знали побольше хотя бы о жизни самых знаменитых своих предков. 
Итак:     КТО ЕСТЬ КТО?

                1.  СОКРАТ.
Родился в 469 году до н.э в Афинах и до самой  своей трагической смерти  399 году до н.э  прожил там.
Сын посредственного скульптора и повитухи, имевший  лишь какое-то случайное образование, и вдруг создатель философского учения, прославившего его имя в веках.
До всего дошёл  сам!    Откуда это?
К сократовским временам начинается поворот  греческой духовности от многобожия к монотеизму -вере в единого  БОГА.  И Сократ стал выразителем этого нового  мышления.
Он впервые не отождествляет БОГА   с природой, а  видит в Нём духовный  источник всех  благ человеческой жизни, лежащий за пределами нашего сознания.
Соединение с этим  невидимым и непознаваемым   БОГОМ возможно для человека лишь  через самопознание и самосовершенствование.
Самосовершенствование доступно лишь человеку  через  знания о добре и зле.
Человек для Сократа -это,прежде всего, его душа, под которой философ  понимает человеческий разум, способность мышления, совесть, чувства высокой нравственности.
Обретение человеком счастья возможно лишь  на пути нравственного  совершенства.
По Сократу  счастье  не  даётся ни властью, ни славою, ни богатствами.
Человек счастлив, когда его душа упорядочена и добродетельна.
Чем человек нравственно совершеннее, тем он ближе к источнику счастья — к  БОГУ.
Благой и совершенной  делает душу добродетель.    Добродетель — это работа человека во имя Добра.
Душа, по мнению Сократа, является госпожою тела. Именно она поощряет или подавляет инстинкты и потребности   тела.

Времена Сократа, Платона  и Аристотеля  отличаются  колоссальной тягой человека к познанию мира и самого себя.  Если  раньше в Греции считалось неприличным иметь  слабое,  несовершенное тело, то теперь стало неприличным  быть  невеждой.   Возникает множество разных философских направлений.  Учителя мудрости-софисты востребованы во всех слоях общества.

Лекции Сократа вызывают восхищение.  В  числе его учеников не только жители  Афин, но и других городов.  Для   споров  с оппонентами у него есть  собственный, сократовский метод.
Он понимает, что тот, кто пришёл не ради познания истины, но чтобы унизить тебя, никогда не согласится с твоей правотой.  И разговорах с такими людьми философ прикидывается  простачком и невеждой, просит просветить его.  Он  смиренно задаёт оппоненту вопросы, которые заводят противника в тупик, заставляют запутаться и растеряться.  Растерявшемуся противнику Сократ «несмело» предлагает наводящие  вопросы, пока оппонент не приходит к тем самым  выводам, к которым и хотел его привести  учитель.     И они не вызывают больше у спорщика отторжение, поскольку ему теперь кажется, что это его собственные умозаключения.
Наверное, мы узнали бы очень много о философии этого удивительного человека, но Сократ ничего не записывал. Всё, что знаем о нём, сохранили воспоминания  Платона и других его учеников.


Сократ не относит себя к  софистам.   Он воин, участвовавший во многих баталиях.
Афины частенько воевали  с другими греческими микрогосударствами, как  некогда воевали между собою  княжества  распавшейся  Киевской Руси.
Сократ выходил на поле боя вооружённый огромной дубиной.  Ни копья, ни мечи врагов его не  трогали.  Удивительно, но никому из греков не хотелось обрести  недобрую славу убийцы самого Сократа.
Убили его    афиняне.
Он всегда стоял в оппозиции  правителям  Афин.  Встречая  олигархов и других высокопоставленных граждан  своего города  громогласно  обращался к ним с подобными речами:
«  О лучший из мужей, граждан города Афин...не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы у  тебя было как можно больше, о славе, о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?»

В 339г.до н.э Сократ предстал перед  афинским судом.  Его обвинили в неуважении к   греческим богам и в проповеди  БОГА высшего,- чужого.  В  этом суд увидел и развращение молодёжи.
Самый настоящий заказ, какие выполняют и  некоторые современные суды.
Ему предложили публично отречься от  своих убеждений.  Предлагали бежать из города. 
Сократ от своего учения не отказался , считая  что выполняет миссию, возложенную на него БОГОМ.
По решению суда Сократа заставили выпить яд.
В своём  горячем стремлении познать мир, БОГА, человека, самого себя  Сократ  ещё не  дотянулся  до тех сокровенных знаний, которые обрели наши святые.  Он стал всего лишь первой ступенькой на пути Греции к  единобожию.
Продолжение  следует.