Два друга...

Надежда Байнова 2
   Два молодых человека сидят за столиком в саду и вспоминают свою армейскую службу. Весна, солнышко припекает, что ни посидеть. Но долго рассиживаться нельзя - весной день год кормит.
Юрий - высокий, плотный, обритый наголо, а Алексей ему и до плеча не достаёт, но такой шустрый и глазастый, что от него ничего не ускользнёт.

- И чего они тебя тогда старым прозвали? - Спрашивает Юра.- Ты и сейчас такой, ничуть не изменился! А тот день не твой, Лёха, был...

Оба рассмеялись, вспоминая, как всё это было. Говорить про свою службу они могли часами. А тогда они получили первую свою увольнительную.
Вспоминают, как ехали на маршрутке, и Леша неудачно открыл дверь, так поднажал, что выдавил её на дорогу, и им пришлось убегать от водителя, пока тот не опомнился. Сейчас-то они смеются, а тогда им не до смеха было. Не везло Лёше в тот день,- на дискотеку пустили только Юру, а Леша дожидался его у входа. Дискотека была возрастная, пропускали молодых людей в возрасте до 25 лет. Юре и его другу было по девятнадцать, но Леша выглядел на все тридцать,- лицо у него такое, старое. Поэтому и прозвище ему дали "Старый".

- Мы огород  культивировать будем? Я матери обещал сегодня сделать.

- Ну раз обещал, так и будет. Что ты дёргаешься, день только начался. Ты лучше скажи, когда ко мне в лес приедешь? Шашлычки давно не жарили, а ты по ним спец.

Но Юрке было не до шашлыков. Обещал матери огород культивировать, надо выполнять обещанное.  Любит Лёшка потянуть время, но тут тебе не армия,- тяни не тяни, а делать всё равно самим придётся.

Их дружба началась с опорного пункта военкомата города Майкопа.
После окончания колледжа Юра был призван в армию. Знакомых на призывном пункте было много, а сдружился он только с одним Алексеем.
За два года службы в десантных войсках города Иваново друзья стали настоящими братьями. Сегодня Алексей приехал помочь другу, а завтра Юрий окажется рядом.

Юра привёз друга из станицы Кужорской. Она в сорока километрах от его дома, на реке Кужора, хотя местные называют её любовно и мягко, с ударением на последнюю букву КужорА. Ближний свет! У всех соседей есть мотоблоки - могли бы взять. Так нет же, - к другу поехал. Скучают они друг без друга. А как они везли этот агрегат! Ни в одну машину не влез, так они старый "рафик" переделали под грузовой,- убрали сиденья. Надо было сделать столько работы, чтобы привезти сюда эту рухлядь!
Друга с мотоблоком Юра привёз, а работа как стояла, так и стоит, никак наговориться не могут. Редко они видятся, время отдыха не совпадает, но иногда им удаётся вместе выбраться на рыбалку. Или если кому-то срочно потребуется помощь - как сегодня, тут уж никаких отказов быть не может. Это святое.
Рыбалка- дело хорошее. Но на последней рыбалке Юра промёрз до костей...
- Ты помнишь, как холодно тогда было? Нас человек пять тогда набралось. И твоего, Леха, отца прихватили. На Лабу ездили. А отец твой - тот ещё жук! Думаю, что это он так долго собирается? Загрузил в машину бензопилу, плёнки хороший кусок прихватил. Никто тогда не задумывался, зачем он это делает. Потом только до меня дошло, на месте, когда дождь пошёл. Ваша Лаба ни в какие сравнения не идёт с нашей Белой. То, что у нас происходит в полноводье, на Лабе - нормальное явление. Мы тогда на закидушки ловили, помнишь? Много их взяли, штук пятьдесят, не меньше, червей не хватало для насадки. Больших червей пополам рвали, и всё под дождём! Расстояние вдоль реки проходили какое... Но что странно, так это то, что унесёт леску под крутой размытый волной берег, тогда большая рыба попадётся. Усачи какие были - на три килограмма и больше. Рыба - она не дура, там потише, а может червей там ищет.
А отец у тебя, Лёшка, умный! Перво-наперво, напилил он дров, разжёг костер, соорудил шалаш(вот где плёнка пригодилась!) и сидит себе в тепле с удочкой да чаёк попивает. А мы, чтоб совсем не околеть, глотнём водочки, да припустим бегом вдоль берега. Но много тогда рыбы наловили. Может опять на то место махнём?
- Махнём, махнём... Работать пошли.

Леша по-хозяйски оглядел участок, убрал какие-то ветки и завёл мотоблок. Прошёл несколько кругов и передал управление мотоблоком Юре.
Юра же, никогда прежде не работавший с мотоблоком, не ожидал, что тот так быстро бегает... Завёл и давай вместе с ним нарезать круги- один за другим, один за другим... А остановиться не может.
Если бы их кто видел со стороны, то диву бы давались, глядя на то, как огромный мужик с бешеной скоростью бегает по огороду. И смех и грех. Вот он попытался придержать стального коня, но куда там! В голове его мелькнула мысль, а как же с этой техникой справляется маленький Алексей? Но думать было некогда - бежать надо было!- тянет мотоблок его за собой с неимоверной силой.
А Леша... А что Леша? Тот стоит себе и посмеивается.
- Тебя,  Юра, хорошо на шабашки брать. Смотри, как ты лихо управляешься, только потом бежать бы не пришлось. Но я смотрю, бегать-то ты ещё не разучился?
А Юрка, весь потный, обессиленный, кое- как останавливается, отшвырнув от себя чудо-технику, и, тяжело дыша, опускается на землю. А Леша, не спеша, вразвалочку, подходит к нему и, нагнувшись, погружает пальцы в мягкую землю.
-  И что это?- Его пальцы, едва войдя, тут-же упираются в жесткий грунт.- Ну ты и работничек! Хорошо ты, Юра, потрудился.

Юрка возмущается, мол, что же ты не показал как надо делать? Друг ещё называется. Я же ни разу на нём не работал?!
Леша смеётся:
- А зачем? Это для дураков...- наука, для тебя, Юра.

Они долго смеются. А что им остаётся делать? Оба холостые. Леша, правда, всего два месяца, как холостой. Пока ещё верно ждёт жену домой, но та свой характер показывает- не идёт мириться.
Пока Юра принимает душ, Леша ему рассказывает:
"Один я живу. Сейчас совсем невмоготу. Десять лет и два дня вместе прожили. Не спорю,- виноват. Но ведь я её пальцем не тронул, только телевизор разбил. Мы с ней самый большой выбирали в магазине. Что меня доставать было? Сидел человек, смотрел бокс... Дал по нему кулаком, а что там, этой пластинки. Теперь один живу. Смотрю старый телевизор. Никто не отвлекает. Жду её. Что ей, дуре, надо? Дом свой, машина хорошая. Да куплю я ей ещё один телевизор."

Потом они снова заговорили о рыбалке... У Юры ещё есть две недели отпуска.
- Леш, ты подсчитай, что там у нас получается, чтобы по дням всё совпало.

Лешка усмехнулся и ответил:
- У меня отпуск уже закончился. Завтра на работу... Вот ты и считай...

                - 2-

Весь день Юра пробовал дозвониться до друга, но телефон Алексея не отвечал. Что могло у него случиться? "Завтра надо поехать к нему",- подумал Юрий. Они не виделись два месяца. Летом они всегда редко виделись. Алексей работал в лесу, и пока погода позволяла, работал без выходных. Это осенью дороги развезёт, и техника будет чаще простаивать...
Не зря вспоминал он Алексея - гость уже на пороге!
Алексей заходит, обнимаются. Юра крутится у стола - готовит ужин. Достаёт вяленую рыбку, которую они же и наловили, включают телевизор, хотя с самого начала понятно, что смотреть его никто не собирается. Тут важно само общение. Но о чём бы ни шла речь, всё сводится к армейской жизни.

- Лешка, как тебе удалось бросить курить? Ты же сколько лет курил. А Саню (Голубчика) помнишь? Тот, что с нами в столовой за одним столом сидел. Так он, только просыпался, ещё глаза не открыл, а сигарета уже во рту. Слушай, откуда он их брал? Как по волшебству появлялись, а вроде не было никакого курева.
- Как бросил... - да бросил и бросил. Утром встал и решил, что хватит себя травить, месяца три как бросил. А Саня и сейчас такой остался. Был у него недавно. Приехали, так еле достучались... Жена первой проснулась, потом его разбудила. Выскочил, хвать у меня изо рта сигарету(тогда я ещё курил), и за угол... Потом вернулся, смотрит на меня удивлённо, мол, откуда я тут взялся? А что мою сигарету курит, то ничего...- на автопилоте это у него получилось.

На их разговор вышел Юрин племянник Максим. Через три года и ему идти в армию, вот и прислушивается - что там да как.
Алексей сразу начал его поучать...
- Ты не гляди, что ты здоровый, там и не таких обламывали.  Это ты здесь подсел к столу, когда захотел, а там не так всё просто. Утром приведёт старшина в столовую, где зараз 800 человек усаживаются, - за каждым столиком по шесть. И один, левый крайний, что сидит спиной к старшине, должен сразу же встать, как услышит команду: "Раздатчики пищи встать! К раздаче пищи приступить!" Раздатчик быстро встает, берёт половник и приступает к раздаче.
Тут Максим перебил его, мол, а что если не все раздатчики разом встанут, вдруг кто-то замешкается? Что тогда?
Леша посмотрел на него строго и продолжил...
- Встанут, как миленькие, а если не все встанут, кто-то припозднится, то- всё, завтрак закончен, хоть и не начинался ещё. Космический получится завтрак. Что смотришь? Это такой завтрак, который плавно переходит в космический обед, а если не научились вставать, то в космический ужин, который десантнику и на фиг не нужен. Понял?
А ложечка у каждого в кармашке своя должна быть. Десантник с ложкой непобедим!
А с сух.пайком, так совсем бессмертен! Что приуныл-то? Да всё путём будет, не ты первый - не ты последний. За солдатскую службу слышал как говорят? - безобразна, но однообразна. А основная еда солдата, не знаю как сейчас, а у нас была бикус да отварная рыба. Что такое бикус? Капуста в тушеном виде. Говорят, кто черный хлеб и бикус не едал, тот и в армии не бывал.
А лоб-то у тебя ничего, крепкий, говорю, лоб-то...- половник выдержит, коли поспешишь за обедом. Пословицу знаешь "Вперёд батьки в пекло не лезь?" Вот, заруби себе на носу её. Бывало, раздатчик черпанёт себе, а уж остальным поделит, что осталось. А если с молодыми за столом будет сидеть "старик", то руки тянуть никто не будет, пока он со стола не возьмёт. Семья. Раньше в семье как было? Я помню, хоть малой был совсем, дед всем заправлял. Мать ставит на стол чашку с мясом, а все сидят смирно, и отец тоже. Вот когда дед взял себе кусок, тогда и остальным можно, - глава семьи!

Максим молчит, а потом спрашивает:"А как же солдаты свои вещи узнают, раз у всех всё одинаковое?" Юра с Алексеем переглядываются, и Алексей, смеясь, говорит:
"Был у нас старшина, "весёлый" такой. Так любимая его поговорка была "Солдат без бирки, что баба без..." Ну ты понял."
Ребята смеются, а смущенный парнишка поднимается и уходит.


                - 3 -

Вот и наступила осень. Юрий только что приехал из командировки и собирался отдохнуть с дороги. Весь день шёл дождь, настроение было ужасное, на душе тоскливо, к тому же он ещё и промок  до нитки.
На улице послышался лай собак. Кто в такую погоду по гостям ходит? А может и не по гостям, а кто-то домой идёт. Вот у них в доме - все у компьютеров притихли, как и нет никого. И вроде все при деле...

- Можно к вам? Гостей принимаете? - Это Лёшка! Вот голосище-то у кого...
Из спальни выглянула мать Юрия...
-  Лёша! это ты! Да какой же ты гость?! Ты у нас самый, что ни есть свой! По этому случаю, я что-нибудь испеку. Вот и нашла себе занятие, а то думаю, что бы такое сделать... Сам Бог тебя послал!

И правда, дом с его приходом сразу ожил! Вот уже и пироги готовы, зовут всех к столу.
Как-то незаметно за столом идёт время, вот уже и стемнело. Дождь перестал, и друзья куда-то засобирались. Взяли по литровой банке и по небольшому ножику и исчезли. Мать Юрия посмотрела на часы - они показывали половину двенадцатого ночи. Куда это они так поздно? Она вышла на крылечко. Было темно и сыро, но ребят там не было слышно.
Но вот, откуда-то с улицы, послышались голоса и замелькали огоньки фонариков. "Наши", - подумала она. Это и правда были они. Шли потихоньку вдоль самого забора и время от времени наклонялись к земле. С ними был и внук, Максим, а Леша что-то рассказывал ему.
Она подошла поближе и с удивлением увидела, что они собирают земляных червей. Именно собирают. Оказывается, что так вот, ночью, можно собирать червей. В это время черви высовывают головы из земли и, как поплавки над водой, так и стоят солдатиками. Так вот зачем им нужны были банки! А ножи для того, чтобы, когда схватишь и потянешь червяка из земли, не поранить его - ножом они чуть рыхлят землю. Шуметь ни в коем случае нельзя - червяк моментально исчезает, как его и не было.
Когда они подошли к дому, то она спросила у Алексея, так как заводилой в этих делах был он:
- Вы на рыбалку собираетесь?
- Нет. Рыбачить поедем через неделю, да и черви ещё слабенькие, вот наберут силу, тогда самое то будет.
- Где наберут силу? Они же у вас умрут за неделю?!
- Не умрут. У меня для этого есть старый улик. Наполню его свежей землёй и посажу туда червей. На неделю им земли хватит - всю перероют... А потом будут такие жирные! - Он улыбается ей, и непонятно было - то ли он шутит, то ли говорит правду.
Если это правда, то такого она ещё не слышала, чтобы ночью червей собирали, да потом ещё и откармливали их...