На открытом уроке

Олег Скобелев
НА ОТКРЫТОМ УРОКЕ.

В обыкновенной белорусской средней школе
Очередной урок истории страны.
Урок открытый – значит, хоть и поневоле,
Ученики достойно выглядеть должны.

На том ли уровне идёт преподавание,
Проверить нужно, как по плану решено.
Прислал инспектора отдел образования
(Как его раньше называли, гороно).

Учитель классу задаёт вопрос открытый:
«Что белорусскому народу принесли
Разделы Польши, то есть Речи Посполитой,
Когда её края к России отошли?»

Ответить вызвалась не просто ученица –
Насквозь отличница и хороша собой,
Бывает часто по обмену за границей –
Уже английский для неё почти родной!..

Непринуждённо встала, как на вечеринке,
И, окунувшись в эту тему с головой,
Заговорила вдохновенно, без запинки,
Но лейтмотив её ответа был такой:

«Лишились предки наши чести и свободы –
За них сражаются Тадеуш и Кастусь.
Под царским игом угнетаются народы,
И запрещалось даже слово «Беларусь».

Инспектор молча, но изрядно, удивился:
«Ну, ты, однако, моя девочка, даёшь!
Я не историк, но истории учился
И понимаю, что сейчас ты чушь несёшь!

На Беларусь запрет был в Речи Посполитой:
Там не могли Руси на дух переносить,
Да ещё Белой!.. «Только тёмной и забитой» –
там представляли так – «ей подобает быть!» –
По неприязни глубоко закоренелой…
Но Государь Всея Руси – не может быть! –
Руси Великой, Малой и, конечно, Белой,
Никак не мог такое слово запретить!

С каких дурных оригиналов, переводов
Ты нахваталась этих басен про запрет?
Ты получаешь грант от европейских фондов –
Учиться едешь в Пражский университет!

Чему ты, бедная, там будешь обучаться?
Как интересы подороже продавать,
Витиевато по-английски изъясняться
И перспективных бизнесменов соблазнять?

Бесплатный сыр кладут обычно в мышеловку,
А ты никак не можешь этого понять!
В каких-то тонкостях имеешь подготовку,
Но не настолько ты умна, чтоб так играть!

Вначале будешь думать, будто всё в порядке,
Потом увидишь, что всю жизнь свою прожгла,
И позавидуешь тогда своей прабабке,
Хотя она едва читать-писать могла!..

Зачем я, собственно, о ней переживаю?
Я что, родил её, а может, воспитал?
Да и откуда про неё так много знаю?
Так ведь её досье недавно изучал –
Как самой лучшей, перспективной ученицы!..
Ну что ж, пускай пока, что хочет, говорит…
А молодой учитель – перебить боится!..
Вполне возможно, он её боготворит…»

Махнув рукой на непутёвую девчонку,
Совсем, чуть было, не зациклившись на ней,
Отсел подальше от пытливых глаз в сторонку:
Теперь пора заняться делом поважней!..

Раскрыл ноутбук, включил и по учебным планам
Прошёлся бегло, видя их не в первый раз,
Затем уселся поудобней за экраном
И на экране стал раскладывать пасьянс…

Играют бликами на партах и тетрадках
Уже горячие весенние лучи,
А за окном на клумбах и пришкольных грядках
Вовсю копаются задорные грачи.

С утра во рту пылает, голова кружится:
Вчера гулял на юбилее допоздна.
Как никогда, сейчас положено поститься,
Но руки что-то не доходят до поста...

«К тому же, скоро сын заканчивает школу…
Неужто дальше по моим пойдёт стопам
И свяжет жизнь с такой профессией тяжёлой?
В конце концов, свой путь пусть выбирает сам!..»

Дела картёжные идут отнюдь не споро:
«Совсем дурные карты, как их ни кляни!
Как на аркане, их с трудом тащу курсором –
Неуправляемыми сделались они!..»

Но если б карты только трудно было двигать!
Не удержать на месте (где уж тут пасьянс!)
И, как лягушки, по экрану стали прыгать,
Ну, а затем все, как одна, пустились в пляс!..

В осеннем вальсе вся колода закружилась…
Экран погас совсем. «В чём дело – не понять!
По ходу дела повредил систему вирус –
Придётся наш компьютер перезагружать!..»

Вдруг развернулись фантастические сцены,
А сам экран как бы свернулся и исчез…
«Вот так живёшь, не замечая перемены,
Совсем не знаешь, до чего дошёл прогресс!..

Вот это да! Мы, будто в космос полетели!..
Формат «три дэ», а может, даже и все «пять»!
Эффект присутствия такой, что в самом деле
Перестаёшь вокруг реальность замечать!..»

Тут голос тихий отвечает: «Ты, однако,
Перед экраном сел без стереоочков,
Зато ты в розовых очках, признаться надо,
Но, по всей видимости, снять ты их готов.

Здесь не «три дэ» и не «пять дэ», а нечто больше.
Смотри и слушай – постарайся всё понять:
Всё это светит Беларуси, как и Польше,
Пока себя вы не начнёте исправлять...»

И вот уже другая сцена развернулась:
Ученики по партам носятся гурьбой!..
Как будто, действие всё в тот же класс вернулось,
Но только этот класс уже совсем другой...

«Ученики, что захотят, то вытворяют…
Так я не в класс попал, а в сумасшедший дом!
Учитель даже головы не поднимает –
Как бедный родственник, сидит он за столом
И ситуацией совсем не управляет…
Он должен действовать с подростками смелей!
Уж очень сына моего напоминает,
Но только, может, лет на десять повзрослей…»

Когда ребята попросили, чтоб с оказией
Учитель пива постарался принести,
Инспектор выпалил: «Кончайте безобразие!
Не смейте так себя с учителем вести!..»

«Ты кто такой и для чего сюда припёрся?
Из гороно инспектор? Что ж, тогда не дрейфь!..
Наш молодой препод ещё к нам не притёрся,
И мы по первости ему вскрываем нерв!..

Когда-то в школах проводилось обучение,
Как истязание, но вот пришёл прогресс:
Теперь учитель нужен лишь для наблюдения,
Как происходит обучения процесс…

Мы сами делаем своё образование.
Учителей задача – только не мешать.
А если кто решит устроить наказание,
То пусть попробует его обосновать!

Нас омбудсмен от произвола защищает –
Ему и завуч, и директор не указ.
Он по судам, кого угодно, затаскает –
За беспредел заплатят штраф на первый раз!..» 

Инспектор в шоке: «Что же это за система,
В которой старшие не ставятся ни в грош?!
Я знаю, в Западной Европе есть проблема.
В соседней Польше – там такого не найдёшь!..»

«Вы заикнулись что-то о какой-то Польше?
Да, видно, батенька, давно Вы не у дел!
Да нет уже такого государства больше –
Наверно, это был последний передел!..

А Беларусь уже на зоны поделили
Россия и Евросоюз между собой.
А где границу между ними проводили?
Там, где была до предыдущей Мировой!..

А началось с того что мощи Йосафата
Из Рима в Витебск разрешили привезти
И в православный храм пустили униатов
На всех правах богослужения вести…

Не захотели православные смириться
И прогрессивным людям место уступить.
Возникли трудности. Пришлось из-за границы
По всем канонам миротворцев пригласить.

И для того чтоб не пришлось в Европе больше
Религиозные конфликты усмирять,
Такие термины как «Беларусь» и «Польша»
Решили из употребления изъять!..»

«А что вы, собственно, сегодня изучали?
«Ведь это физики, как вижу, кабинет!»
«Мы термоядерный реактор постигали –
Неуправляемых реакций больше нет.

Нам термоядерный конфликт не угрожает,
Ведь на земле нам больше не с кем воевать,
И Солнце светит – всем энергии хватает,
И в дальний космос, вроде, незачем летать!..

Тут у ребят на флэшке бомба есть покруче –
Такая может, хоть сейчас, на нас упасть!
Давайте лучше вместо физики изучим,
Как мир, древнейшую, физическую часть!..»

Голографический проектор подключили –
И с вожделением давай стриптиз смотреть!..
Чтоб голограмма вышла, дыма напустили
от сигарет – так, что здесь можно угореть!..

«Когда ж вы, дети, успеваете учиться?»
«На это есть у нас программа-интенсив –
Для нас и таинство, и средство подкрепиться,
И разных знаний образуется массив!..

Да, только знания и полная свобода
Наш угнетённый мир от вечной тьмы спасут.
Сбылась мечта многострадального народа.
А кстати, вот уже наш «интенсив» несут!..»

…Как будто вновь устроил Ирод избиенье –
С горой младенческих голов поднос внесли!..
«Так может, это – всего-навсего печенье?
Его кондитеры искусно испекли!..»

«Нет, это Ленин, а точнее – его клоны.
И вот, их головы сейчас нам принесли!»
…Не только всякие моральные законы,
Но даже здравый смысл отнялся от земли!..
 
«Вы не подумайте, что мы лишь повторяем
каннибализм – обычай мрачных дикарей!
Мы ведь не просто мозг умершего съедаем,
А причащаемся его живых идей!
 
Вы только в лозунгах и книжках изучали,
Но подтверждений не имели никаких,
А мы теперь уже на практике узнали,
Что он воистину живее всех живых!

Вождя недаром после смерти сохраняли
Для всех грядущих поколений на века,
При мавзолее институт не зря держали –
Чтоб сохранить, как можно лучше, ДНК!
 
Его клонируют теперь в больших масштабах,
Но ведь не каждой можно эмбрион внедрить:
Он не вынашивается в обычных бабах,
А только девам разрешается носить!

То, что он сделал с непокорной нам Россией,
Не удавалось больше сделать никому,
А потому и честь быть истинным мессией
Принадлежит по праву именно ему!

Такие головы в китайском ресторане
Теперь за бешеные деньги подают,
Зато у нас они идут как доппитанье,
И денег с нас за них ни цента не берут!..»

«Ни цента, значит? Что ж, теперь оно понятно,
Под чьей опекой вы находитесь сейчас!..» –
И стало, мягко говоря, так неприятно,
Что провалиться бы сквозь землю в самый раз!..

И вот, разделавшись с великими мозгами,
(Всё, хватит, нам пора отсюда убегать!)
Ребята начали бросаться черепами:
Физкультминутка у детей – не смей мешать!..

Но тут все поняли – должно случиться что-то:
Со стороны, откуда солнце поднялось,
Звено из явно не гражданских самолётов
Над школой с грохотом и рёвом пронеслось.

За истребителями транспортник тяжёлый,
Оставив яркий след, на запад полетел,
А там десантники устроят день весёлый –
Да, это точно будет новый передел!
 
Не подала сирена свой тревожный голос,
На перехват «фантомы» что-то не летят,
А это значит, у людей проснулась совесть,
И силы тьмы уже попятились назад!..

Исчезла сцена – на экране стало пусто
И загорается системный логотип...
«Вот это – сразу видно, что перезагрузка –
Совсем не то, о чём Обама говорит!..»

И вот, звонок звенит: промчался незаметно
открытый наш урок – и вновь пустеет класс.
«А я отсутствовал!..» – посетовал инспектор –
«Пасьянс пошёл вразнос, зато какой сеанс!..

После сеанса, как ни странно, полегчало,
Но никаких банкетов больше не хочу.
Вчера в гостях поел и выпил я немало –
С утра уж думал, не сходить ли мне к врачу…» 

Коллеги поняли инспектора, как нужно:
Без лишних слов его в столовую ведут.
Все за одним столом уселись рядом дружно
И тихо ждут, когда обедать подадут.

Инспектор замер в напряжённом ожидании
Насчёт того, что собираются подать:
После увиденных картин воспоминания,
Как ни пытайся их из памяти прогнать,
Ещё свежи. Идёт наплыв инсинуаций:
Что на подносе там буфетчица несёт?..
Но никаких уже изысканных субстанций –
Всего лишь борщ, салат, котлета и компот!

«В Великий пост котлета вроде неуместна.
Чтоб соблюдать его, пока что я ленив.
Но если уж смотреть на это дело честно –
По волосам не плачут, голову срубив!..» –
Подумал сам себе, но тут директор школы,
На этой ноте размышления прервал:
«Какой-то Вы у нас сегодня невесёлый!
Наверно, здесь Вас кто-то разочаровал…

Что Вы в отчёте собираетесь представить
О нашем уровне?»… «Ну как вам тут сказать?
Когда мы в детях что-нибудь хотим исправить,
С себя придётся в этом деле начинать!

Что молодёжь спешит сбежать в чужие страны,
Не вижу вашей непосредственной вины.
Почаще в школу приглашайте ветеранов,
Пока живые есть свидетели войны!..»

Июль 2012г.