Патриот

Макс Пересвет
     Жили-были дед да баба...
     И был у них сын. Растили они его, воспитывали, жизненной мудрости учили. Прививали ему любовь к природе, к земле, к людям. Мечтали о том, как он женится, народит им внучат...
     Но однажды приехали вооруженные, облеченные властью люди и грозно спросили паренька:
     - Ты патриот своей родины?
     - А что такое патриот? - не понял паренек.
     - Патриот это тот, кто готов умереть за свою родину, - отвечали суровые люди.
     - Ну, наверное, патриот, - неуверенно отвечал паренек.
     - Собирайся.
     Делать нечего. Собрали дед с бабкой сынка своего, положили ему в дорогу. Бабка всплакнула, перекрестила сына, дед пожал руку, обнялись. На том и распрощались.
     Прошел год. Дед с бабкой совсем уже извелись от неведения. Ни весточки за все время не пришло от сына. И тут появляются те же строгие люди, а в повозке везут свежеструганый гроб.
     Дед с бабкой как-то сразу все поняли. Бабка кинулась к гробу и в слезы. Дед в один миг сник, постарел. Даже не пытался успокоить бабку: "пусть поплачет, мать есть мать." У самого по щеке стекала скупая мужская слеза.
     - Собирайся, дед, - хмуро сказали приехавшие, - твой сын погиб патриотом, неужто ты дома отсиживаться собираешься?
     При этом, один из них держал деда на прицеле своего карабина, испытующе глядя в его глаза.
     Ничего не поделаешь, похоронил дед сына, постоял молчаливо у могилы с шапкой в руке, и собрался в дорогу. Обнял напоследок бабку свою, поцеловал и уехал прочь. Бабка еще долго стояла у дороги, словно в забытьи.
     Прошел еще год. Дом без мужиков покосился, обветшал. Двор зарос бурьяном. Бабка выплакав все свои слезы на могилке сына, все больше сидела у калитки, вглядываясь вдаль. Туда, где виднелась излучина пыльной дороги.
     В один из дней на горизонте показалась знакомая повозка, поднимая за собой пыльное облако. Бабка встревожилась и больно кольнуло сердце в ее груди. Еще до того, как повозка подъехала ко двору, она уже знала, что в свежеструганом гробу лежит ее дед.
     Хмурые люди молча выгрузили гроб у калитки и вскоре скрылись за горизонтом.
     Бабка упала на гроб, будучи не в силах уже ни рыдать, ни кричать. Горе отняло у нее последние силы. Ничего не осталось у бабки. Ничего не останется после...
     Оставшиеся сельчане, старики да старухи, схоронили деда с бабкой рядом с могилкой сына и заколотили их дом...

     Так и живут люди по белу свету. В отдаленных селениях они порою и не знают, что там за власть такая. Не знают ни фашистов, ни социалистов. Живут себе, обрабатывают землю, строят дома, женятся, детей рожают. Не существует для них ни границ, ни государств - они их отродясь не видели. Вот деревня, вот поле, лес, река...
     В современных мегаполисах люди конечно более вовлечены в жизнь политическую. Бесконечные дебаты, борьба за власть, за управление. Общественные массы беспрестанно вовлекаются в эту нескончаемую борьбу.
     Действующие власти, при невозможности оправдать свои ошибки и злоупотребления, начинают винить во всех бедах соседние государства и призывают всех членов общества к патриотизму. Так вспыхивают кровавые войны, уносящие тысячи и миллионы жизней.
     Многие люди с гордостью бьют себя в грудь, заявляя, что они "патриоты". При этом, в большинстве своем, даже не утруждают себя тем, чтобы задуматься о том, что это значит.

     До нас доходят легенды о древних славянах, которые жили в мире и содружестве с соседствующими племенами и народами.
     Если же на селения нападали вороги, то славяне отбивались от них сообща. Плененных злодеев принуждали отрабатывать повинность, а после отпускали с миром. Многие пленники, узнав уклад жизни славян, изъявляли желание остаться. И если бывший пленник проявлял в жизни порядочность и совесть, то его никто не прогонял и он становился членом общества.
     Представители раннего христианства резко критиковали понятие патриотизма. Они говорили о том, что патриотизм разделяет общество, в то время, как между людьми не может быть границ ни государственных, ни по национальности.
     Понятие патриотизма постоянно трансформируется с течением времени. Во времена французских революций патриотами называли сообщества, которые являлись оппозицией действующей власти. Во времена кровопролитных войн между различными государствами патриотами называли всех, кто погибал за свою страну.
     После революции 1917 года в советской доктрине практически клеймили проявления патриотизма, причисляя его к пережиткам буржуазии. Считалось, что патриотизм не способствует объединению мирового пролетариата, а напротив, препятствует борьбе за равноправие всех народов мира.
     Еще Лев Толстой размышлял о том, что одни патриоты проявляя "добродетель", убивают других патриотов, проявляющих такую же "добродетель". Возникает вопрос: "как же люди убивают друг друга за проявление добродетели?"
     Некоторые мыслители разделяют патриотизм на "хороший" и "плохой". Но, где или каким образом можно провести эту грань, отделяющую хороший патриотизм от плохого? Все это настолько условно.
     Ключевое слово здесь - условно. То есть получается, исходя из сложившихся условий? То есть так, как нам выгодно на данный момент?
     Ведь, когда люди проявляют патриотизм во всей своей красе, то они проявляют ненависть ко всем представителям противостоящего общества. Люди, в конечном счете, плюются друг в друга только из-за национальной или государственной принадлежности.
     Ну и кто же здесь националист или фашист? А кто из них добродетель? Как это определить? По каким меркам?
     Быть может, стоит задать подобные вопросы тем, кто как раз активно призывает к ярому патриотизму?
     На все эти вопросы невозможно дать однозначные ответы. В любом случае, каждый сам для себя определяет ту меру, по которой он измеряет добро и зло.
     Одно можно сказать достаточно уверенно:
     - Если кто-то рьяно призывает к патриотизму, это значит, что кого-то необходимо стравить, столкнуть между собой лбами, развязать драку.