Поэты Востока - Насири Хосров

Мирсаид Берке
НАСИРИ ХОСРОВ, АБУ МУИН (1004–1075), исламский мыслитель, поэт, писатель, проповедник исмаилизма. Родился в Кубадиане (совр. Таджикистан) в 1004, в семье мелкого землевладельца. Служил чиновником в Балхе и Мерве. Трехлетнее пребывание в Каире сделало Насири Хосрова сторонником Фатимидов – династии, образовавшей новый, противостоявший Сельджукам халифат с центром в Каире. Религией этого халифата стал исмаилизм. В 970 в Каире был основан «ал-Азхар», ставший впоследствии главным мусульманским университетом, центром подготовки мусульманских ученых. Фатимидские исмаилиты достаточно терпимо относились к другим религиозным верованиям, что в совокупности с другими обстоятельствами создавало в стране стабильность. Насири Хосров стал ревностным адептом исмаилизма, принявшим на себя миссию распространения его идей на востоке мусульманского мира. В это время Хорасан подвергся нашествию сельджукских кочевников и испытал разорительное для народа правление Махмуда Газневи. Насири Хосров много путешествовал (Армения, нынешний Азербайджан, Малая Азия, Сирия, Палестина. Аравия). После своего возвращения в Хорасан в 1052 Насири Хосров был обвинен в ереси, фанатично настроенная толпа разгромила его жилище. Он вынужден был отказаться от профатимидской деятельности и в конце концов бежал, найдя убежище в одной из памирских крепостей. Умер Насири Хосров в Йомагане на Памире в 1075.

Насири Хосров известен не только как поэт, он прослыл знатоком математики, астрономии, медицины, геодезии, философии, музыки. Согласно учению исмаилитов, Бог является лишь исходной точкой, импульсом порождения, в результате чего возникает Мировой разум, который уже творит Мировую душу и вместе с ней создает мироздание. Бог повелел Разуму сотворение, но тогда уже «по существу, по природе Разум есть творец, первое бытие и причина всех причин». По сути дела, именно Разум, а не Бог творит природу и воплощенное в человеке орудие познания Бога через его творения. Разум, познание, знание, знающий, мыслящий человек, согласно исмаилитской догматике, – высочайшие ценности. В природе разум тождествен закону, порядку, по которому она существует. Божественная книга, божественное откровение – это вовсе не Коран, а именно природа. Коран – это только перевод, воплощение «книги природы» как божественного слова в слове человеческом. Надо понять, учил Насири Хосров, знаки, которыми в природе записано божественное повеление, и тогда откроется сущность Бога как творца. Шариат, религиозный закон, также имеет земное происхождение, представляя собой законы, необходимые для жизнедеятельности общества. Рассуждая о мире как божественном творении, Насири Хосров подчеркивал единство Бога и мира и вечность последнего. Поскольку Бог вечен, вечна и его щедрость, продуктом которой является мир, но это значит, что вечен и сам мир. Мир и Бог неотделимы друг от друга, и это одно из проявлений «тавхида» – единобожия. Это значит также, что к миру, к природе человек должен относиться как к величайшей ценности. Познавая мир, пользуясь его благами, он не должен разрушать в нем божественный порядок, а должен «поддерживать жизнь природы», – таков один из тезисов трактата Насири Хосрова Лик веры. Развитием идеи возвеличивания «природного» было прославление трудовой деятельности человека, его занятия ремеслами: «Осанна ремеслу! Ремесленникам слава!», – писал поэт. Насири Хосров возносил и труд земледельца: «Кормилец добрый он создания любого». Такое отношение к «материальной» стороне жизни, признание ценности телесного, человеческого тела противостояло учению некоторых теологов, в том числе и суфиев, о том, что тело ведет к деградации души, что оно темница души и основа пороков.

Среди основных сочинений Насири Хосрова – Книга путешествия, Собрание двух мудростей, Лик веры, Книга счастья.

===========
Беда тому, кто на себя взвалил
То дело, что исполнить нету сил.

Когда участвуешь ты в скачке спора,
Не горячись, и упадёшь не скоро.

В совете горьком, что нам друг даёт,
Снаружи — горечь, в сердцевине — мёд
===========

В осуждение поэтов-панегиристов:

Не трать на низкого хвалебных слов.
Кто ожерелья тратит на ослов?
О суетном печёшься ты напрасно,
Ведь царство двух миров тебе подвластно.
И сам себя стыду ты предаёшь,
Когда твой рот твердит повсюду ложь,
Когда ты хвалишь низкое деянье,
Честь предаёшь свою на поруганье.
Твой о «великом» шаха просит стих.
Позор для разума в словах твоих.
Не восхваляй, не оскорбляй при этом
Умы, что проникают в мрак за светом.
Как те поэты, ты не пустословь.
Честь потеряв, вернуть не сможешь вновь.
Ни назиданьем их стихотворенья,
Ни мудростью не радовали зренье.
Стремится к золоту такой поэт,
Душа слепая не увидит свет.
Чего желают эти пустомели,
Ослов одевши блеском ожерелий?
Эмиром слова быть — певца удел.
Пусть бог хранит его от этих дел.