Преобразование ядов ума в виды мудрости

Руди Ольга Давыдовна
Преобразование ядов ума в виды мудрости

Повседневные переживания наполнены самыми разными чувствами, среди которых пять считаются причиной возникновения страдания.
Это неведение, зависимость, гнев, зависть, гордость.

Неведение - появляется первым и исчезает последним, именно оно становится причиной возникновения всех мешающих эмоций.
Неведение подобно ошибочному принятию веревки за змею: скрывает истинную природу объекта (веревка) и переносит воображаемое на реальность.
Мир, познаваемый посредством неведения (т.е. посредством органов чувств и обычного интеллекта) представляется находящимся в сфере пространства, времени и причинности. Неведение устраняется истинным знанием, которое ведет к постижению мира таким, каков он есть сам по себе, к переживанию  подлинной реальности.

К зависимости и привязанности ведет представление о том, что счастье можно найти в чем-то непостоянном, а также во внешнем мире. 
Большинство проблем возникает из страстного желания чем-либо обладать. Мы не осознаем при этом непостоянства объекта наших вожделений и чаще всего охотимся за чем-нибудь бессмысленным. Кроме того, стоит только завладеть желанным, оно тут же утрачивает прежнюю прелесть, поскольку возникают связанные с ним заботы. Вместо того, чтобы наслаждаться и покоиться в счастье, мы часто особенно озабочены тем, как во что бы то ни стало полученное удержать.

Гнев - самая разрушительная, подобно змее мгновенно действующая эмоция, способная за короткий срок уничтожить огромный позитивный психофизический потенциал, накопленный человеком. Одно из проявлений гнева - отвращение, его тонкое проявление  - безразличие.

Зависть  - это комбинация ревности и алчности, которая в свою очередь  часто связана с неприязнью и приводит к соперничеству. Таким образом, одна мешающая эмоция, укоренившись, способна породить целый комплекс смешанных чувств.

Гордость. Лама Оле Нидал в своей книге "Будда и любовь": помимо грубой гордости, которая очевидна всем — когда мы непревзойденно высокого мнения о себе и при любом удобном случае распускаем хвост, как павлин, — есть также опасная, практически неосознаваемая гордость всезнайства, которая невидимой пеленой обволакивает наше восприятие, пока у нас все хорошо. Исключающая гордость рождает, без сомнения, больше одиночества и неспособности к радости, чем любое другое чувство.

Каждая из этих пяти базовых мешающих эмоций, или ядов ума,  трансформируется в буддийских практиках медитации в соответствующий аспект мудрости
Гнев трансформируется в  зеркалоподобную мудрость,
гордость становится мудростью равностности,
привязанность – умением проводить различия,
зависть и ревность превращаются в искусство накапливать и усваивать опыт,
а запутанность – во всепроникающее, всепронизывающее глубокое видение.
В совокупности эти виды мудрости называются  «пять мудростей» или «пять знаний».
В буддизме Ваджраяны их олицетворяют Пять Татхагат в союзе со своими супругами, пребывающие в своих Чистых странах.

В тибетском буддизме от мешающих чувств известны следующие противоядия:
От неведения — осознавание сути всего происходящего.
От зависимостей и эгоистических желаний — щедрость.
От гнева и ненависти — сочувствие и терпение.
От зависти и ревности — желание счастья другим существам.
От гордости — осознание равенства всего.
Лама Оле Нидал: «Если работать с мешающими чувствами, то за сменяющими друг друга картинками обнаруживается зеркало, под волнами — неподвижный океан. То, что само по себе не имеет никаких вещественных характеристик, — осознает все вещи и в данный момент нашими глазами смотрит в пространство. Это именно тот воспринимающий, которому только и можно доверять, и неразрушимую суть которого можно познать с помощью медитации».




В любви вы должны забыть себя. Это выглядит парадоксальным: когда и как в этом случае произойдет центрирование? Будучи тотально связанными с другим, со счастьем этого другого, когда вы забыли себя полностью и остался только этот другой, вдруг вы наполнитесь блаженством - на вас сойдет благословение.

Почему? Потому что когда вы не заняты собой, вы становитесь вакантными, пустыми; создается внутреннее пространство. Когда ваш ум тотально связан с другим, внутри вас ум исчезает. Тогда внутри нет мыслей. И тогда эта мысль - «Как смогу я быть полезным? Как я смогу создать больше блаженства? Как другой может быть более счастливым?» - не может больше продолжаться, потому что, на самом деле, нет ничего, что бы вы могли сделать. Эта мысль становится остановкой. Нет ничего, что бы вы могли сделать. Что вы можете сделать? Если вы думаете, что вы можете что-то сделать, то вы все еще думаете в терминах самого себя - в терминах эго.

При наличии объекта любви человек становится тотально беспомощным - запомните это. Если вы любите кого-нибудь, вы будете чувствовать тотальную беспомощность. Это агония любви: человек не может почувствовать, что он может сделать. Он хочет делать все, он хочет отдать своему любимому или любимой всю вселенную - но что он может сделать. Если вы думаете, что вы можете сделать то или это, то вы все еще не во взаимоотношении полной любви.

Любовь является очень беспомощной, абсолютно беспомощной, и эта беспомощность является прекрасной, потому что в этой беспомощности вы отрекаетесь от самого себя.

Любите кого-нибудь, и вы будете чувствовать беспомощность; ненавидьте кого-нибудь и вы будете в состоянии что-либо делать. Любите кого-нибудь и вы абсолютно беспомощны - потому что, что вы можете сделать? Все, что бы вы ни могли сделать, кажется незначительным, не имеющим значения; этого никогда не достаточно. Ничто не может быть сделано. А когда кто-то чувствует, что ничего нельзя сделать, он чувствует себя беспомощным. Когда кто-то хочет сделать что-нибудь и чувствует, что ничего не может быть сделано, то его ум останавливается. В этой беспомощности случается самоотречение, отказ. Вы пусты. Вот почему любовь становится глубокой медитацией.

В действительности, если вы любите кого-нибудь, никакой медитации не нужно. Но из-за того, что никто не любит, нужны эти сто двенадцать техник - и даже их может быть недостаточно.





Притча «Инструменты душевной гармонии»

— Я так несчастен… Наверное, я – плохой человек, — жаловался ученик учителю.
— Ты – не плохой человек, но тебе нужно измениться.
— Как же так? Если я – не плохой, то зачем мне меняться?
— Давай-ка лучше я тебе покажу, – посоветовал учитель.

Он дал ученику свирель с просьбой сыграть любую мелодию. Ученик играть на свирели не умел, но поднес инструмент к губам, стал в него дуть и попеременно закрывать отверстия. Ничего, кроме свистящих и хрипящих звуков, из свирели не выходило.

— Видишь, что получается, — сказал Учитель. — А если ты выучишься на ней играть, музыка станет совсем иной. Что же изменится? Играть будешь тот же ты, и свирель будет той же, и руки, и воздух, но... Это будет совершенно другая музыка, которая будет успокаивать, лечить и возносить душу.

В тебе есть всё, что необходимо. Оно может казаться плохим, но лишь потому, что ты ещё не умеешь извлекать из него гармонию. Когда ты научишься гармонично управлять мыслями и волей, тогда в руках твоей души эти инструменты станут послушными. Тогда ты поймёшь, что недостатки — не что иное, как твои самые яркие добродетели, которыми ты пока не научился пользоваться.