От нот к музыкальному звуку

Маштаков
  П.И.Чайковский "Октябрь. Осенняя песнь", из цикла Времена года.
  О создании музыки на компьютере с помощью программ Пианола и Трио.
  Сразу, чтобы вас не интриговать, укажу на результат. Запись находится здесь -
  http://yadi.sk/d/5HWAg0V-33LWiw

   О НОТАХ И ТЕМПЕ

  Сначала поговорим о темпе. У А.Н.Скрябина в этюдах мы видим такие указания - 126 четвертей в минуту Alegro и 60 четвертей в минуту Andante.
  Если в музыкальной записи на одну четвертную ноту приходится 1.4*26000 семплов, а скорость раздачи составляет 32000 семплов в секунду, то какова же будет длительность звучания четвертной ноты?

  1.4*26000/32000 = 1.1375 секунды или 60/1.1375 = 53 - да, это 53 четверти в минуту, очень неторопливое Andante, как и указано для "Осенней песни" П.И.Чайковским.
  Хотя играют эту пьесу обычно ещё медленнее, но именно в таком темпе будет исполняться тот отрывок (вторая страница нот), который показан на рисунке к этой статье.
 
  Ноты, как это видно по ним, уже побывавшие в деле, и на них рукой педагога оставлены пометки - что выделить, что усилить, что постараться играть раздельно.
  Во всяком исполнении, помимо нот, нужно понимание того, как играть, или нужны указания на это. Причём просто длительности нот, и значков Forte и Piano оказывается недостаточно.
  И, конечно, такие указания нужны в партитуре того, что будет исполняться компьютером. С помощью человека, разумеется.
  И тут возникают две проблемы - как компьютеру понять ноты, и как помочь ему исполнить эти ноты выразительно.


  КАК МЫ ПОМОГАЕМ КОМПЬЮТЕРУ И КАК КОМПЬЮТЕР ПОМОГАЕТ НАМ

  Самостоятельно, без нашей помощи, прочесть ноты компьютер не сможет. От нас требуется совсем немного - прежде всего записать ноты в такой форме, чтобы их понимал и компьютер, и мы. И компьютер, и мы хорошо понимаем текстовые файлы, вот с ними мы и будем работать.
  Вместо общего нотоносца откроем два файла, один для нот правой, а другой - для нот левой руки. На рисунке показана запись нот левой руки для второй странички пьесы Чайковского. На страничке 5 нотных строк, 5 строк с нотным текстом имеется и в нашем файле. Строки пронумерованы. В первой строке читаем:
 
    \>>>G<<</DB-\A/F  \A/G\D^/

слежи означают понижение или повышение звука на октаву, знаки > и < - сокращение и увеличение длительности нот вдвое, минус - знак бемоля, крыша за обозначением ноты продлевает вдвое её звучание. Ну, а нотные обозначения вы узнаёте - они общеприняты, поэтому нотную строку может прочесть не только компьютер, но и вы. И можете непосредственно исправить ошибку в тексте, если её найдёте.
  Удобная читаемость нотного текста и возможность исправлять ошибки без применения специальных редакторов - положительная сторона такой формы записи.
  Достаточно просто указываются и другие параметры - цифры 310 в начале строк указывают на малую октаву (3), темп - 1 нота в секунду (1), легато (0).
  Как можно заметить, в нотной записи указаны нижние звуки аккордов, сами аккорды указываются позже - в партитуре.

  Можно потрудиться и сделать нотную запись с помощью Блокнотика вручную. Но зачем? В этом скучном деле компьютер может нам помочь.
  Ввод нотного текста в синем окошечке программы Пианола позволяет не только услышать звучание нот, но и вести счёт общей длительности нот, проверяя себя по имеющемуся счётчику. Записать нотный текст для всех строк странички и прослушать его целиком. А потом, указав на поле Save_file_as название файла, нажать Enter и получить текстовый файл с нотной записью.
  Но это не всё. Компьютер помогает нам, и помогает сам себе, дальше - он делает партитуру.
   
  Партитура, это тоже текстовый файл, который можно рассматривать и легко править, только ноты записаны в нём не в одну строку, как в нотной записи, а в отдельных строках F= - путём прямого указания частот нот, длительности их звучания и длительности после нотных пауз. В строках L= указывается длительность обычных пауз. Длительности указаны в семплах. Нотные строки нумеруются и разделяются линиями.
  Партитура приходит к нам "чистенькой" - ничего, кроме того, что было сказано, в ней нет. Теперь мы, в свою очередь, должны потрудиться и, подобно педагогу, делая пометки в партитуре, указать компьютеру, на каком инструменте, и как играть. 


   НА ЧТО МЫ УКАЗЫВАЕМ В ПАРТИТУРЕ

  Начало партитуры второй странички для левой руки показано на рисунке снизу слева. Что в текст партитуры добавлено?

  Перед первой строкой вставлена строка со значком # в первой позиции. Программа Трио будет искать этот знак в первой позиции, чтобы начать озвучивание партитуры сразу после него. Заканчивает озвучивание программа или если мы её прервём, или когда она прочтёт строку с тремя запятыми (,,, в начале строки являются признаком конца) Вставляя или отодвигая указанные значки в нужных местах, мы можем озвучивать партитуру и корректировать её звучание по отдельным фрагментам.
  Это очень удобно. Естественно, что значки эти должны стоять для правой и левой руки в одномоментных местах. Их можно совмещать и с разделителями строк.

  После первого разделителя, открывающего партитуру, размещены указания -

R=8 указание на сценарий звука фортепьяно ( если мы укажем R=4, то услышим звук альта, а если R=7, то - звук аккордеона)

H=1.8 относительная громкость звука ( по умолчанию 1)

UDa=3.9975 звук будет нарастать резко - длительность атаки составит 3 семпла, но затухать будет весьма медленно ( по умолчанию этот параметр равен 3.995)
  В партитуре правой руки было указано UDa=3.996, и по слайду окошечка редактора Wave Editor (в этом окошечке дорожка левой руки - сверху, а правой - снизу) видно, что звук в правой руке затухает скорее, чем звук в левой руке. Но в правой руке и звуки идут почаще. Видите в семплах для правой руки небольшие промежутки, не заполненные звуком? Это паузы, которые можно видеть в строках нот в правой руке.

S=1.4 указание на темп ( по умолчанию 1), о темпе говорилось в начале статьи

exo=2 подключается ревербератор, который создаёт эхо не только во время звучания ноты, но и в паузе после неё. Параметры эха указаны в сценарии.

  И, что очень важно, в партитуре мы размещаем указания на аккорды -
G=/55 означает, что нижний звук Ре с частотой F= 146.83 Гц будет звучать не в одиночестве, а будет сопровождён звуками на 5 полутонов и ещё на пять полутонов более высокими. Буква g снимает назначение аккорда.

  В партитуре можно делать пометки русскими буквами, их компьютер пропускает, и его работе они не мешают.
  О том, какими могут быть другие партитурные и аккордные назначения, можно прочесть тут - http://www.proza.ru/2016/06/19/581 и тут - http://www.proza.ru/2016/03/28/350 а сейчас мне хотелось бы обсудить результат.


   О МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ЗВУКА

  Какая уж тут эстетика, воскликнет непосвящённый читатель, свист и завывания.
  Но читатель, прослушавший запись по указанной в начале ссылке, обратит внимание на чёткую ритмику звучания нот. Подобная, доходящая до механицизма ритмика звучала и была популярна в эру музыкальных аппаратов, до тех пор, пока не изобрели звуковую запись.

  Но так уж была плоха механистичная музыка? Не так уж и плоха, и особый шарм в ней был. И вот сейчас нечто подобное можно возродить на более высоком уровне.
  Подобное, но не похожее. Возможности к вариации звука отдельных нот на компьютере неизмеримо большие, чем то, что было возможно для механических музыкальных автоматов. А что даёт вариация звука? Она создаёт выразительность.
 
  Покинем на время музыку и обратимся к поэзии. Очень интересна роль ритмики и рифм в эстетическом восприятии стиха.
  Даже если слушатель не вполне понимает смысл стихотворения, он может быть заворожён красотой его звучания, выхватывая своим восприятием из текста какие слова? А те, слова которые чтец подчёркивает, делая на них остановку, или ударения в своём выразительном чтении.
  Но даже если чтец читает невыразительно, то слушатель непременно отмечает своим слухом длинносложные слова - пиррихии, которые ох как звучат. Обращает внимание на все нюансы ритмики. Искусство постоянно отступает от нормы в поисках выразительности. Такова его суть.
 
  И вот эти отступления - задержки и ускорения звука, удлинённые паузы, акценты громкости - очень выразительно слышатся на фоне совершенной ритмики. и именно на этом, как мне кажется, может быть построена особая эстетика озвучивания классической музыки компьютерным звуком.
  То есть, по моему мнению, это направление очень перспективно и идёт глубоко.

  Разумеется, хорошо, если бы появились более совершенные, и одновременно доступные программы. Недостатком Пианолы является, например, то, что звук у неё неважный. Издавала бы она хотя бы звук фортепьяно онлайн. препятствий к этому нет. Но нужна программа. В Бейсике такого звука онлайн не достичь. хотя озвучивание таким звуком он делать может.
  Кстати, о времени озвучивания. Запись "Осенней песни" длится 4 минуты. Для её озвучивания времени потребовалось в 4 раза больше - две руки и аккорды ещё, и разнос стерео по двум дорожкам, и эхо. Но, правда у меня и компьютер не самый мощный. Но что, собственно время? Включил озвучивание, и оно идёт в фоновом режиме, а ты занимаешься другими делами.
 
=======18.09.2016