Будда Донских калмыков

Юрий Алексеевич Белоусов
 Будда Донских калмыков

     Лето 2016 года. Тридцать первый год я опять собираюсь в слободу Большая Мартыновка, что затерялась в задонских степях Ростовской области. Там уже 32 года живет моя мама. Там я в 1985 году оканчивал среднюю школу. Наверное, за подготовкой к институту и кратковременными наездами «в гости» мне так ни разу и не пришлось побывать в районном краеведческом музее. А ведь именно такие музеи хранят многие тайны нашей российской глубинки. Набираю в интернете «Краеведческий музей Большой Мартыновки» и глазам своим не верю: минимум информации о бронзовой статуэтке Будды, найденной в станице Новониколаевской, Мартыновского района Ростовской области, которой хватило для интриги: казаки и Будда - где логика?
     Одна тысяча триста километров на авто - для нашей семьи это не расстояние. Находим музей и понимаем, что сегодня, а может и за несколько дней уже, мы первые посетители. Нас встречает приятная женщина - Олеся Васильевна Емельяненко - заместитель научно-фондового отдела Мартыновского районного краеведческого музея. Здесь гостям рады. Вход бесплатный. Мы сразу задаем вопрос про задонского Будду: «Как? Откуда?». Оказалось все не так уж загадочно. Но, обо всем по порядку.
     Будда-Сакья-Муни - бронзовая статуэтка, о которой писали на сайте - это то немногое, что осталось от утвари из буддийского храма (хурула) казачьего хутора Новониколаевский. Парадокс, но когда-то на месте этого поселении на территории Рубашкинской администрации, была большая калмыцкая станица Боршурганска, позже переименованная в станицу Денисовскую, а еще позже в станицу Новониколаевскую. Здесь находился большой буддийских храм, и станица считалась Северо-Восточным центром буддийской религии. 28 декабря 1943 года из станицы было депортировано 167 калмыцких семей на север в Красноярский край. Буддийский хурул в станице Новомартыновской, после выселения калмыков, остался безнадзорным, был разорён и разобран населением окружающих хуторов для своих строительств. В экспозиции музея сохранился снимок храма сделанный осенью 1938 года Г.К.Макаренко. Еще два предмета из калмыцкого хурула можно было подержать в руках. Это стеклянный трехгранный кувшин в металлическом обрамлении и бронзовая статуэтка Трёхликой буддийской богини с шестью руками - Ушнишавиджая, что означает «Победоносная ушниша». Обычно её описывают как восьмирукое божество долголетия, милосердия, света и счастья, к которой обращают молитвы о продлении жизни. Цвет её тела белый. Главное лицо мирное белое, смеющееся, а правое синее – полугневное. Её левое жёлтое лицо - гневное, на каждом лице по 3 глаза. На задонской фигуре просматриваются следы краски, однако не сохранились символические предметы: символ долголетия - сосуд с амритой - нектаром бессмертия, крюк, аркан, лук, стрела, изображение Будды. Две руки Ушнишавиджаи сложены в жесте дарения и жесте защиты. А лук и стрела символизируют союз метода и мудрости; аркан и крюк напоминают, что искренняя молитва подобна кольцу, которое может быть поймано крюком сострадания.
     Дикое поле. Хоть и называют здешние места «Диким полем», ученные уверены, что с VII-V веков до н. э. здесь и на соседних землях жили скифы, а в IV в. до н. э. — VI в. н. э. - аланы и сарматы. Когда здесь появились казаки, историки не имеют общего мнения.
     В 1632 году в междуречье Урала, Волги и Дона из центральной Азии пришел независимый народ под предводительством хана Хо-Орлека. Этот народ - одна из главных ветвей монгольского племени, который исповедовал буддизм, реформированный преобразователем Зонкавой в ламаизм. Этот народ стали называть - калмыками (калмаками), что переводится с турецкого как «оставшиеся». Основная часть калмыков - «ойраты», в прошлом были весьма могущественны, неоднократно побеждали «драконов» - китайцев. «Ойраты» - это собирательное имя Союза монгольских племен: ойратов, олэтов, хошутов, торгутов, дербетов, зюнгар. Этот Союз играл долгое время решающую роль на Востоке. Но затем, ослабев в борьбе с Китаем, были побеждены «Драконами» в 1755 году.
     Тогда же в начале XVII века установились первые отношения между Донскими казаками и калмыками. С тех пор в истории Дона постоянно упоминается о дружественных военных договорах, о совместных походах и набегах калмыков и казаков против крымских, кубанских татар, ногайцев и прочих воинственных племен и народностей. Многие из калмыков тогда же зачислялись в казаки.
     В 1710 году, в предвидении войны с Турцией, калмыцкий хан Арка отправил на Дон 10 тысяч бойцов, которые, оставшись на Дону, целиком вошли в состав Донского Казачества. В 1729 году к войску причисляются и юртовые калмыки.
     Император Павел I, по прошению донских калмыков, причислил их часть к Донскому войску, и они несли службы наравне с казаками.
     Донские калмыки. При Атамане Матвее Ивановиче Платове, Донские калмыки причисляются под таким названием к Войску. Им отводятся задонские степи, на левой (ногайской) стороне Дона. Отведя земли калмыкам, Войско Донское не вмешивается во внутренний их быт и управление. Донские калмыки продолжают жить своими обычаями. Кочевье их разделяется на три улуса, улусы на сотни и сотни на хотоны. Каждая сотня управляется избранными из их среды сотниками и двумя выбранными судьями, которые руководствовались своим старинным правом.
     27 января 1884 года на территории Войска Донского был образован Сальский округ, в районе задонских степей, до того занятого калмыцким кочевьем, с окружным административным центром в станице Великокняжеской. Калмыков окончательно приравнивают к казакам. В состав вновь образованного округа входят станицы: Батлаевская, Беляевская, Нурульская, Ново-Алексеевская, Чунусовская, Эркетинская, а также переименованные в честь Войсковых Атаманов, и принявшие новое название станицы: Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Платовская и Потаповская.
     Расселившись по станицам, Донские калмыки стали вести оседлый образ жизни, занявшись коневодством, скотоводством и сельским хозяйством.
Калмыки были прямыми участниками всех восстаний и войн на территории Российской Империи. Они участвовали в Крестьянских войнах под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева. А после подавления этот народ притесняли и выселяли. Калмыки сражались в рядах русской армии в Отечественной войне 1812 и других войнах России XIX в. В Гражданскую войну, как и среди казаков, калмыки разделились на красных и белых. Один из прославленных командиров Гражданской войны - калмык Ока Иванович Городовиков - Герой Советского Союза.
     Священный камень. Сейчас на месте станицы Новониколаевской находится одна из ферм совхоза «Новомартыновский». А еще в начале прошлого века, Буддийский Хурул в Новониколаевке - был религиозным центром Юго-Восточного района. На его территории находился колодец на 3-х целебных источниках. Здесь располагалось старое кладбище. В центре возвышался высокий курган, рядом с ним и сейчас находится могила калмыцкого Да-лай-Ламы - Менке Борманжинова, на которую из Индии был привезен и установлен святой камень. Сейчас многие задонские калмыки проживают в Элисте - столице республики Калмыкия. Однако каждый год, два весенних дня на Пасху калмыки-паломники уроженцы станицы Новониколаевкой приезжают на свою историческую родину, чтобы поклониться святым местам и совершить здесь свои священные ритуалы.
     Хранительница Мартыновского музея Олеся Васильевна Емельяненко рассказала мне историю осквернения могилы Да-лай-Ламы. Тогда, вдруг, пропал священный камень. Кто-то из жителей увез его в неизвестном направлении для своих нужд. Калмыцкое духовенство обратилось к Атаману хутора Новониколаевский с просьбой о помощи. И вы не поверите - через некоторое время камень вернули. Казачки помогли восстановить могилу дружественному народу, с которым жили бок обок почти четыре века. Кому, как ни казакам, знать о репрессиях и притеснениях?
     Много интересные истории я узнал в музее о земле, где живет моя мама, где я закончил школу. Я вдруг понял, что не знаю об этом крае - практически ничего. Но это тема следующей публикации.
Юрий Белоусов
25 сентября 2016 года