Поэма о шахиде

Абдукаюм Мамаджанов
       
        ПОЭМА О "ШАХИДЕ"  (1)



              ПРОЛОГ


Долгие размышления над смыслом жизни,
О судьбах народа, о судьбах отчизны

Подсказали в числе других и этот сюжет,
Но как избежать трагедии, ответа нет.


       СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТ


В селе горном вырастал мальчишка и мечтал
Надёжный в бушующей жизни найти причал.

Читал он много, разбирался в интернете,
Но опыта не имел, нуждался в совете.

Отец, выслушав его, остался  доволен:
- Конечно, ты в выборе профессии волен,

Однако советоваться с родными нужно,
Ведь до сих пор все проблемы решаем дружно.


Высказался дядя на совете семейном:
- Кто же не мечтает о профессии достойной?

По математике хвалят тебя все в школе –
Классный с математиком и директор школы,

И физик знанием твоим очень доволен,
Мол, не зря «Грамоты похвальной» удостоен…

Легко даются тебе точные науки,
Так что учись в политехе, не зная скуки.

Труд инженера во все времена почетен,
Пользы много от него и результат точен.

Высказался брат, мать высказалась и отец,
С кем же из них соглашаться, не знал молодец.


Поскольку парнишка религию уважал,
Имама (2) слушался, во всём ему подражал,

По обычаям предков намазы (3) совершал
И проповедника беседы не пропускал,

Решили на совет и имама пригласить,
О будущем парня его мнение спросить.

Очень уж долго и складно имам говорил,
Об усердии парня, его очень хвалил:

- У парнишки, - сказал он, - отменная память,
Таинства религии его давно манят.

Азы Корана и сунны (4) он сам изучил,
Законам же шариата (5) я его научил.

Отбросит пусть сомнения и ненужный страх,
Священником пусть станет, да поможет Аллах!

В Пакистан, в Египет иль на родину Пророка
Отправьте в медресе (6) смышлёного отрока…


После этих слов на парня отец надавил,
Опечалил всю родню, весьма удивил.

Без промедления он вынес решение:
- Отправишься в Пакистан на обучение!

Богобоязненный сын послушался отца,
Не захотев разгневать Великого Творца…


             УЧЁБА


Парень с благими мыслями и чистой душой,
Едва окончив школу, попрощался с роднёй,

По решению отца в далёкий Пакистан
На учёбу отправился через Афганистан.


А в Пакистане его быстро отучили
От той веры, которой на родине учили.

Ваххабитов (7) религию как «чистый ислам»
Внушили они ему, мол остальное – хлам.

Почитаемые им традиции отцов
Назвали салафиты (8) «бидъат»-ами (9) глупцов,

«Ширк»-ом (10) прозвали они посещение могил,
«Джихад»-ом объяснили вступление в ИГИЛ (11).

Уважение учителей, к старшим почёт
Как «ширк», по их мнению, неверие влечёт.

Даже Пророка могилу посещать нельзя,
Ведь это к неверию прямая стезя.

Лишь тот «благоверный» плодов рая достоин,
Кто неверных истребляет как «ислама воин».

Смертники беспощадные, убивающие неверных,
Очищаются от грехов и всякой скверны…


Бунтовала сперва неокрепшая душа
Но наставник не дремал, его мысли глуша.

За год парень повзрослел, как будто лет на сто,
Для него совесть - ничто, а старшие – никто,

Бородку отпустил он из пушистых волос,
Персоной важной будто бы стал, будто бы пророс,

Речи его выстроены как под трафарет,
И отец для него теперь не авторитет,

Переносный смысл аятов (12) ему не вдомёк,
В фанатика превратился «смышлёный отрок».


         ПРАКТИКА


Совсем забыв уроки прежние, наш герой
Через год на каникулы приехал домой.

Строгая перед ним поставлена задача:
- Пусть на родине ему сопутствует удача,

Чтоб в медресе привёл после каникул друзей,
Таких же как сам с горных сёл крепких парней…


Любовался отец сыном: «Как он возмужал!
Осанку как держит! Мужчиной серьёзным стал!

В общем на пользу пошла учёба за бугром,
А то, что имам был прав, я чувствовал нутром».

Радости матери от восторга не было конца,
Исчезли на нём следы наивного юнца,

И бородка, хоть пушиста, всё же борода!
И стройным станом сына она была горда…


Но вскоре истинный норов показал сынок,
О чём всем родным и близким было невдомёк.

За ужином перед родными толкал он речь,
Как себя от проделки шайтана (13) уберечь-

Что неправильно намаз совершает отец,
Что «бидъат»-ов очень много, а имам глупец,

Что женщин – мусульманок хиджаб (14) украшает,
Что воспитанию детей школа мешает,

Что музыка и песни – это великий грех,
Греховны танцы и пляски, греховен смех…


Урезонить когда решил старший брат его,
Заблудшим назвал он при всех брата своего:

- Только истинный мусульманин мне брат, учти,
А ты, заблудший, аяты получше прочти!

Поверьте все мне, как бы не было прискорбно,
Наука университетская ущербна.

Только в медресе, познав науки истину,
Сможешь распутать вполне в мыслях паутину.

Вот и я до медресе считал, что наш отец –
Истинный мусульманин, грамотен и мудрец,

Но наставников уроки дали понять мне,
Что раньше я заблуждался как в греховном сне,

Не знал, что толкователи Корана веками
Искажали его смысл красивыми словцами…


Теперь что не день мулла новоиспеченный
Разъяснял всем ислам как знаток искушённый.

Надоел порядком всем, но сам не понимал,
Как будто в мыслях от бесед сливки он снимал.

Его знакомым время пришло на подмогу,
Закончилась практика талиба, слава Богу!

За время практики старательный «богослов»
Завербовать успел ещё двух наивных юнцов.

Наставники его успехам были рады,
Поблагодарив его, в качестве награды

Билет прислали в Турцию, чтоб в Сирии он
В ИГИЛовский  смог влиться бесславный легион…


           ДЖИХАД


Талиба в Турции, как когда-то в Кабуле,
Встретил брат по вере с почетом в Истамбуле (15),

Новобранцу разъяснил  снова смысл джихада,
Обещав шахидам  рай, кафирам (16) муки ада.

Открыл долларовый счёт талибу в банке он,
Чтоб крепче защищал ИГИЛов бастион.


И вот фанатик в Сирии. В руках автомат,
В его мыслях совсем погас разума примат.

Ради бредовой идеи он в чужой стране
Жизнью своей рисковал в бессмысленной войне.

Потерял счёт убитых женщин и детей,
В кровавых реках плавал среди пуль и смертей.

В камень превратилось сердце некогда живое,
Начхать ему на горе, тем более чужое!

Да и радость ему чужда, чувств же теперь нет,
Автоматная очередь – вот его сонет.

Прошёл месяц, прошёл другой, а домой едва
Позвонил из мобилы и сказал слов раз, два.

Отцу врал он, и мать обманывал умело,
Без колебаний, убедительно и смело.

Учёба в Египте- вот теперь его конёк,
Как будто бы перо не заменил на клинок.

Будто бы оружие не жгло ему ладонь,
Привычна как будто войны зловещая вонь…


Вдруг и письма, и звонки исчезли бесследно,
Куда пропал сын, родителям неизвестно.

Узнав же по номеру, откуда сын звонил,
Затрясся обманутый отец и уныл.

Искал он следы сына долго и упорно,
Находил иногда, терял, искал повторно.

Последняя нить в Турцию привела его,
Надеялся там найти сыночка своего.

Нашёл вербовщика того – брата по вере
И нескольких как он дельцов из его сферы.

Узнав, что любимый сын при бомбёжке сгорел,
Дар речи потерял отец, с горя обомлел.

А братьям по вере не до него, им всё равно,
Не понимают они язык людской давно.

Для них хрустящий доллар милее пап и мам,
Боль и страдания людей для них бальзам,

Губят жизни молодые, словно играя,
- Сгорел, - короток ответ, - душа его в рае!


      ПРИЧАЛ, ИЛИ ЭПИЛОГ


Сердце отца бушевало, а разум кричал:
«Какой же для сына уготовил я причал?!»

Причал искал талиб надёжный в зоне ИГИЛа,
Сгорел в огне, где же теперь его могила?



__________________________________________


1. Шахид – Первоначально мусульманин, погибший на пути защиты ислама, мусульман и мусульманского государства от нападения вооружённых врагов. В настоящее время в ряде террористических организаций, придерживающихся ваххабитской идеологии, всех погибших своих членов на войне с их участием, а также террористов – одиночек , подрывающих себя при совершении террористических актов также именуют «шахидами».

2. Имам – мусульманский религиозный деятель, руководящий деятельностью мечети и мусульманской общины на территории, подведомственной данной мечети.

3. Намаз – молитва в исламе.

4. Сунна- второе по значению после Корана учение в исламе. Основу сунны составляют хадисы (сообщения) о тех или иных словах или поступках Пророка Мухаммада, рассказанных и засвидетельствованных достоверно  его сподвижниками.

5. Шариат – Законы ислама.

6. Медресе – мусульманское религиозное  учебное заведение.

7.Ваххабит – заблудившийся в исламе человек,
придерживающийся учения Мухаммада ибн Абдулваххаба.

8. Салафит – другое название ваххабита.

9. Бидъат – новшество, введённое в исламское учение, якобы противоречащее Корану и сунне.

10. Ширк – придание Аллаху сотоварища, поклонение кроме Аллаха другому существу, приравнивание каких-то качеств простых смертных с божественными качествами, присущими исключительно Аллаху.

11. ИГИЛ – Исламское государство Ирака и Левады. Запрещённое в России и ряде других государств террористическое государство
 
12. Аят – стих Корана.

13. Шайтан – дьявол, сатана, бес.

14.Хиджаб – одежда мусульманской женщины, которая прикрывает все части её тела, кроме рук и части лица.

15. Истамбул – Стамбул. Город, расположенный одновременно в европейской и азиатской частях Турции. Бывший Константинополь.

16. Кафир – неверный, последователь многобожия, безбожник, еретик.


 PS: Эта же поэма на таджикском языке здесь:
     http://www.stihi.ru/2019/07/03/1589


PS: Интересный материал:

РАДИО СВОБОДА                ТАДЖИКИСТАН



Давлатзода: Комитет религии рассматривает предложения по изучению основ ислама


В Таджикистане дети и подростки могут получить базовое исламское образование только дома у своих родителей. Об этом заявил Сулаймон Давлатзода, глава Комитета религии, упорядочения традиций, торжеств и обрядов Таджикистана. Последнее медресе в Таджикистане было закрыто четыре года назад. По словам специалистов и аналитиков, сегодня не все родители могут похвастаться знанием основ ислама, чтобы обучить своих детей. Из-за этого в стране возникают новые подпольные медресе.
С 2009 года власти Таджикистана стали постепенно закрывать медресе и в 2016 году свою деятельность прекратили последние религиозные школы в стране. Власти мотивировали закрытие религиозных учебных заведений необходимостью предотвратить вступление молодых людей в ряды экстремистских группировок. До кампании по закрытию медресе в стране было официально зарегистрировано 19 подобных учреждений. Базовое исламское образование сейчас можно получить только в Исламском университете Таджикистана.
Сулаймон Давлатзода, глава Госкомитета религии, упорядочения традиций, торжеств и обрядов 5 февраля на пресс-конференции в Душанбе заявил, что в настоящее время возглавляемое им ведомство изучает поступившие предложения о первичном исламском образовании в стране.
 
Сулаймон Давлатзода

В Таджикистане последние годы десятки мулл нелегальных медресе были задержаны и оштрафованы за организацию незаконного религиозного обучения.
«Некоторые муллы злоупотребляли религиозным обучением. Если мы будем сидеть сложа руки, религиозным образованием будут злоупотреблять определенные группы. Это бесспорно. К нам поступило несколько предложений, касающихся базового религиозного обучения, мы сейчас думаем над тем, какое из них предоставить населению», - подчеркнул Давлатзода. В настоящее время родители могут сами дать детям базовое религиозное образование, никто их за это наказывать не будет", добавил глава Комитета религии.
После закрытия медресе многие дети и подростки начали получать начальное исламское образование в домах местных священнослужителей. Хушвакт Собиров, учитель языка и литературы одной из столичных общеобразовательных школ говорит, что занятия, как правило, проходили в тесных и мрачных комнатах.
Однако житель Хатлонской области Шарифхон Рахматов считает, что условия для занятий не так важны. «Самое главное, дети изучали основы ислама и не становились радикалами… Один из моих детей из-за незнаний основ религии три года назад примкнул к террористам в Сирии. Он работал в России, намаз не совершал, о религии ничего не знал. В январе уехал в России, а в марте звонил из Сирии и начал нас упрекать в том, что мы не являемся истинными мусульманами», - рассказывает он. Шарифхон Рахматов попросил двух имам-хатибов обучать его 11-летнего и 14-летнего детей основам ханафитского мазхаба, однако те ему отказали.
Аналитик Фаридун Ходизода считает, что запрет в обучении базовых основ ислама заставляет людей отдать детей в подпольные медресе. Так было, по его словам, и в советское время. Ходизода согласен с мнением, что некоторые муллы стали злоупотреблять религиозным обучением, однако «введенный властями запрет – не в пользу общества».
Международные организации и западные страны неоднократно критиковали Таджикистан за ограничение религиозных свобод. Таджикистан находится в составленном США списке стран, в которых власти нарушают права граждан на вероисповедание. Об этом было сказано в ежегодном докладе о религиозной свободе в мире, опубликованном на сайте Госдепартамента США о свободе вероисповедания весной прошлого года.
В Таджикистане более 90 процентов населения – мусульмане. Таджикские чиновники предлагают добавить в анкету для переписи населения вопрос о вероисповедании. Цель властей - уточнить, сколько в Таджикистане последователей ислама, христианства и других религий, а также атеистов. Такой вопрос в анкете во время переписи населения в Таджикистане будет задаваться впервые в 2020 году.

10 февраля 2020 года