Творец и Творение

Виталий Иванов Публикации
Творец и Творение / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –162 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3193/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/mumf
  --------------------------------

Творец и Творение.
Из книги «Диалоги с самим собою»

Атеист. Вы утверждаете, что Бог един, тогда Он объединяет собою не только добро, но и зло.

Верующий. Божий промысел нам не ведом. Думаю, зла и добра для вселенной просто не существует. Это мы осмысливаем происходящее, примеряя его к себе, классифицируя.
Зло и добро неопределимы при отсутствии субъекта, относительно которого только и есть смысл рассматривать действия и результаты их, изменения. Бога же невозможно назвать субъектом, т.к. субъект - часть, Он же объединяет в Себе все.
Бог вездесущ, Он внутри меня и внутри каждого, все, что во мне и вне меня. Потому как, если Бог не вездесущ, то какой же Он Бог? Значит, Он присутствует во мне наряду с моим «я». Более того, если Он не присутствует во всех сторонах моего «я», значит, Он не вездесущ и не Бог. Поэтому «я» и Он - есть одно, только «я» - часть, а Он - Целое. И именно потому, что я часть Бога, я - не Бог, не был никогда Им и не буду. Так же, как один орган никто никогда не назовет человеком.
Отношения между частью и Целым невозможно характеризовать по критериям зла и добра. Можно ли говорить о зле и добре в отношениях организма к своим органам? Зло и добро распознаваемы лишь в отношениях между частями. В приложении к Целому они лишены смысла.

А. Одна часть нанесла вред другой части, и от этого разрушилось Целое, разве это - не зло?

В. Можно разрушить Вселенную, вселенную - никогда. Так же и Целое - целое, Единое и единое, Бога и бога; все это - два ряда синонимов. Зло и добро - только фрагменты непрерывных изменений вселенной; а по отношению к ней не может быть смысла, как нет смысла в бесконечном и вечном. И, если мы иногда путаем Вселенную и вселенную, Бога и бога - в чем, каюсь, я тоже не безупречен, - это говорит лишь об ограниченности сознания нашего, эгоизме и преувеличении значения нашего «я».

А. Но развитие материи во Вселенной разве не есть добро?

В. То, что представляется нам эволюцией, может быть, - только часть некоего неизвестного нам процесса. Творение не ограничивается Землей и ее окружением. И Творение ничего не меняет в Творце именно потому, что Акт Творения вечен и бесконечен, а Творение во всем отвечает Творцу. Если вечен и бесконечен Творец, то же надо отнести и к Творению. Человек под Творением понимает временные фрагменты, нашу Вселенную. Но, если посмотреть шире, не сам ли бог - собственное, бесконечное, вечно созидаемое Творение?
Нет логичных причин разделять Творение от Творца, кроме одной, субъективной, и это - человеческая гордыня. Но, отделяя себя от Бога, по сути, противопоставляя себя Ему, не ставим ли мы себя на место падшего ангела, или же, говоря прямо, дьявола? Не это ли логическое завершение концепции разделения Бога и мира?.. Нет! Человек - органичная составляющая Единого и, соответственно, - Бога.

А. Но это ведь - тоже гордыня!..

В. Часть не сможет никогда осознать Целого, человек - отделить Творение от Творца. Нам дано предполагать и иметь мнение, т.е. верить. Тот, кто верит в наличие Целого, строит более стройные предположения о смысле частей. Иначе, надо думать, что вокруг хаос. Но этого же ведь нет, хотя бы потому, что есть мы!
Можно полагать, например, что эволюция материи во Вселенной, включая жизнь и цивилизацию на Земле, есть таинство возникновения некоего единого высшего существа. Высшего по отношению к человеку, конечно. Потому что, даже оно не может быть богом. Но, вероятно, является Богом...
Как в утробе матери происходят процессы, в результате которых родится ребенок, так и наша Вселенная с центром - жизнью на нашей Земле, может быть, является зародышем чего-то высшего, что несопоставимо с атомами, его составляющими.

А. Вот именно! Что мы знаем? Что мы сами такое, и что вокруг нас?.. Огромный сгусток материи, где границы условны, где идут непрерывные, глобальные и ограниченные в разной мере процессы, где все завязано между собой, все непрерывно движется и меняется... Волнующийся океан без четких внешних границ и неизменных внутренних разделений, в котором непрерывно появляются и исчезают разнородные сгустки с туманными очертаниями - не это ли наша Земля и наша Вселенная?..
То, что нам представляется твердым, - твердое лишь по отношению к нам; так же и с мягким. Нож разрезает масло, вода проходит через песок, лучи некоторых частиц и поля проникают сквозь самый твердый материал. Все это материя пронизывает материю, не перемешиваясь, но сохраняя определенный порядок. Мы сами и все вокруг нас - разнообразно организованные поля и потоки энергии, пронизывающие друг друга.
Почему, если материя непрерывна, одни материальные образования, не изменяясь структурно, могут проходить сквозь другие? Как на это ответить?.. Видимо, существует какая-то общая субстанциональная, простейшая основа всего. В ней элементарное материальное образование - ни что иное как замкнутая цепь непрерывных последовательных изменений субстанции в ограниченном этими изменениями участке Вселенной. Все микрообъекты неживой материи, по сути, - замкнутые на себя информационные системы с практически неизменным количеством материи и статическими характеристиками по отношению к материи вне их, в широких пределах изменений среды.
Благодаря этим свойствам, элементы материи вступают между собой во взаимодействия или, наоборот, не вступают, организуются определенные связи; субстанциональное, элементарное, хаотичное, т.е. полностью случайностное движение во все большей степени ограничивается, получая все более определенные направления каких-то потоков.
В объектах живой материи, состоящих из множества достаточно сложных элементов нижестоящих ступеней иерархии, помимо изменений, свойственных неживой природе, происходят весьма сложные взаимосвязанные изменения, которые тем труднее назвать циклическими, чем к более высоким уровням они восходят; и, однако, в них много типического. Таков, например, обмен веществ в организме. Организм динамически, в определенных пределах, меняет внешние характеристики, взаимодействуя с окружающей его средой.
Чем сложнее организация структуры живой материи, тем более сложными и комплексными являются ее взаимодействия со средой обитания; тем в большей мере она может влиять на среду. Причем как в направлении разрушения, так и в сторону созидания, накапливания информации.
Видимо, существует закон: чем сложнее информационная структура, система, чем большим количеством исчерпывающей информации располагает она, тем большее количество исчерпывающей информации она может добавить в среду или отнять у нее.
В организме цепь изменений раскручивается по определенному, заложенному в нем от природы закону, от рождения - к смерти, в граничных условиях, накладываемых изменениями среды. Кроме этого, у организма есть идеальный мир, накапливаемый субъектом, и движущая им воля, которые также соотносятся с миром материальным. Вместе все это движется от рождения к смерти в среде нам данной и выбираемой нами.

В. Ну, вот... Опять Вы такого наговорили, что голова кругом идет. В частности, Вы утверждаете, что материальные объекты - зациклившиеся элементарные изменения субстанции?

А. Именно так.

В. Тогда выходит, что материя - чуть ли не болезнь непрерывно меняющейся субстанции. Мельчайшие элементы материи - замкнутые на себя миры, все равно что пустоты, черные ящики, у которых более-менее известны только внешние характеристики. Узнать, что внутри можно, лишь разломав их. Однако, ломая, Вы чудо уничтожаете вместе с тайной его. Итак, материя - это больная, потерянная богом субстанция?

А. Субстанция - материал, из которого строятся неорганические структуры, жизнь, человек, и далее, далее...

В. Т.е. субстанция - как бы океан, сковывающийся во все большей степени льдом?

А. Если это и океан, то он не везде сковывается льдом, только где-то; на нем появляются и островки суши, он становится обитаемым разными, все новыми, удивительными существами!..
Чем выше для единицы материи в единицу времени число определенных, качественно разнообразных, необходимых для ее самосохранения изменений, тем выше достигнутый ею уровень развития, больше ее несвобода. Вы назвали это болезнью, дефектом, - ну, как Вам угодно.

В. Действительно. Странно называть божественное создание дефектом или болезнью. Однако, материалисты в своих объяснениях сущего почему-то всегда приходят к чему-нибудь нездоровому.

А. Зацикливание происходит только на самых нижних уровнях материи. Далее, через несвободу - к свободе!

В. Сейчас несвобода и свобода потом. Всегда предлагается только это.

А. Заметьте, никто разумный никогда не считал свободным себя в полной мере. Свобода - светоч, стремясь к которому, все время видим его в удалении. На высших ступенях развития она становится все желаннее, но отодвигается далее. Хотя кажется в размерах своих неизменной, свобода - вечно растущий и все более удаляющийся идеал.

В. И он не отличается у материалиста и идеалиста?

А. Не так существенно...

В. Нет, все же во многом с Вами я не согласен. Люди религиозные в идеале своем устремляются к Богу, веря в разумность организованного Им мира и в божественное значение человека. Ну, а материалисты...

А. Повсюду видят дефекты, которые необходимо исправить, разрушив мир до основания, т.е. вернувшись к субстанции?

В. Пожалуй, на это похоже.

А. Нет, это Вы желаете отождествить в идеале понятия жизни и смерти, слиться с бесконечным и вечным. А мы отрицаем Бога, потому что не видим Бога, кроме как человека, и верим в бесконечное развитие мира - людьми! Деятельность, а не вера - вот наш принцип!

В. Без веры деятельность порождает лишь хаос. Много планов и слов у безбожников, а все прекрасное на земле и на небе построили люди верующие - вот парадокс.

А. Это не парадокс, а Ваша ошибка. На самом деле, Вы не заметили, как мы пришли к общей мысли. Значит, все-таки человек, а не Бог - Творец, создающий Творение?

В. Человек - Бог только сегодня, один миг вечности Всемогущего! И не Бог он, а ничтожная часть бога - один миг, один атом вселенной...
А. Человек - это конкретно, а бог - ничто. Через творчество человека, из мгновений и атомов, в бесконечной, хаотичной, не имеющей осознанной цели вселенной определяет себя Вселенная дееспособная! Конкретный Творец - конкретное строит Творение!

В. Вы не верите в Бога... И что же, в конце концов? - Вы Его все равно создаете!

А. Может быть, создаем мы и Бога... А Вы заняты тем, что одну отвлеченную аксиому пытаетесь обусловить другой. Какой смысл?..

В. Показать человеку истинное божественное значенье его и величие стоящих задач. Люди - не приниженные, грешные слуги, но творцы Вселенной и Бога!

А. И без подобных комментариев вполне обойтись можно. Ну, да уж ладно. В этом, пожалуй, мы согласимся. Пусть Бог и Вселенная это - одно.

В. А что есть бог и вселенная - никогда никто не узнает... Здесь всегда пребывать будет Тайна!