История одной железной дороги

Экологиня
Помните стихотворение Некрасова "Железная дорога"? Наверняка же, в школе учили?

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Такие же условия строительства, если еще не хуже, в 19 веке были на железных дорогах и в других странах.
Тяжелейший труд, сложные бытовые условия, смертельные инфекционные болезни. Для каждой страны свои. Где туберкулез да холера, а где....

Впрочем, обо всем по порядку.

Знакомьтесь:

Центральноандийская железная дорога, одна из самых высокогорных и опасных железных дорог мира.

Одна из самых опасных и .... первая железная дорога в Перу.
Первый ее участок был построен в 1851 году и связал порт Кальяо со столицей страны Лимой. Всего четырнадцать километров, так нужных молодой республике. Это сейчас Лима так разрослась, что некоторые ее районы доходят до океанского побережья. А в то время это был не слишком большой по нынешним меркам город. Правда, город с очень красивой испанской колониальной архитектурой, изрядно сдобренной местным индейским колоритом.
Надо сказать, что этот участок дороги - как раз самый "беспроблемный".

Но в "ресурсной" стране, которой являлась и является до сего часа Перу, основная продукция, которую надо перевозить железнодорожными составами, производится отнюдь не в столице и не в главном порту, а на рудниках вглуби страны. В предгорьях Анд, а то и куда повыше, чем предгорья.
Есть такой городок, совсем небольшой ныне: всего 35 тысяч жителей, и получивший название "Перуанский Чернобыль" за катастрофическую экологическую обстановку в городе - Ла Оройа.

Кошмарное местечко с шахтами по добыче свинца, меди, цинка, с заводами по черновой обработке металла (те же проблемы, только в меньшей степени, характерны почти для всех шахтерских городков в Андах). Почти 95% жителей Ла Оройа страдают тяжелыми болезнями из-за загрязнения воздуха, воды и пищи.
Но это как бы отвлечение от основной темы - от железной дороги.

Так вот: надо было продолжить ее строительство до мест, где велась добыча рудных полезных ископаемых, и прежде всего до свинцовых рудников Ла Оройа и Серро-Паско.
Что и было сделано.

Проект строительства разработал польский инженер Эрнест Малиновский в 1869 году, и в следующем году начались активные работы по прокладке путей.
Строительство было необычайно сложным - железная дорога пролегала на высоте до 4800 метров, а основная ее часть проходила по высотам 2000-3000 метров над уровнем моря. Глубокие ущелья, крутые склоны, каменные осыпи, снежные лавины, ветра, холод, жара, ливневые дожди и засуха - было там все.
Кроме того, Перу никогда не была богатой страной, и потому финансирование строительства постоянно задержилось. А потом началась Тихоокеанская война (кто не помнит, напомню: Перу фактически вступилось за Боливию против Чили и очень много потеряла в этой войне и человеческих жизней, и территории, и финансов) и это, разумеется, еще больше затормозило строительство дороги до Ла Оройа.

В итоге станция Ла Оройа была построена только в 1893 году и работы в то время уже осуществлялись при финансовой поддержке английского капитала. Разумеется, за право долгосрочного пользования этой дорогой.

Но не только финансовые трудности, тяжелый климат и пересеченный рельеф мешали строительству, а и начавшиеся среди рабочих эпидемии различных инфекций. Тиф и малярия были обычными причинами смерти, а в 1870 году произошла вспышка болезни, от которой умирали почти 90% заболевших. Болезнь эта - лихорадка Оройа - была известна со времен инков, от нее погибли почти четверть испанцев, которые пытались завоевать горную часть Перу. Однако, такого большого количества смертей, когда в течение нескольких месяцев умерло около 7000 человек, не было никогда.
И тогда болезнь стали изучать.

След Даниэля
Даниэль Каррион родился в 1857 году в Серро-Паско, таким образом железная дорога проходила совсем близко от его родных мест. Учился он на медицинском факультете Университета Сан-Маркос в Лиме. И, разумеется, его не могла не заинтересовать болезнь, которая поразила рабочих на строительстве железной дороги.
Он сделал предположение, что болезнь имеет две формы, которые до сих пор считались совершенно разными заболеваниями: злокачественную - лихорадку Оройа и доброкачественную - перуанские бородавки. И привил себе инфекционный материал женщины, болевшей доброкачественной болезнью. Но поскольку бартонеллы попали в кровь напрямую, то заболел он лихорадкой Оройа и вскоре умер.

Студента-медика Даниэля Карриона помнят не только в Перу, но в Перу - особенно.
В 1991 году он был объявлен Национальным Героем страны, в его честь назван город в провинции Паско (Даниэль Альсидес Каррион). День смерти Даниэля Карриона объявлен днем перуанской медицины, его именем назван университет в Серро-Паско, больница в Кальяо.
Но главное .... теперь лихорадку Оройа больше знают как болезнь Карриона. И знают во всем мире, а не только в Перу.

Здесь нынче скачут горные газели,
Ветра и холод горный нетерпимы...
И след остался - память Даниэля,
Студента из колониальной Лимы...

Final
По Центральноандийской железной дороге давно почти не ходят пассажирские поезда, несколько лет дорога вообще была закрыта из-за опасности террористических актов (про "Сендеро Луминосо" рассказать?). Только перевозка промышленных грузов чадящими (причем довольно старыми) локомотивами и редкие туристские поезда для тех, кто хочет проехать по самой высокогорной до недавнего времени железной дороге.