Тишка

Ал Борисов
                Памяти славного кота Тишки

Это был красивый кот. Его, еще маленьким котенком, принесли в качестве подарка еще в Москве и потому, перевозя группу товарищей в Америку, я не чувствовал себя вправе оставить котёнка в столице первого в мире..., т.е. попросту бросить его там на произвол судьбы. Ведь он же был членом команды, а значит, на него распространялись некоторые права и привилегии.
Звали котенка Тишка. Он был красив, сер, пушист и грациозен. Мда... Все мы в детстве - пушистые и красивые. И только потом, с возрастом, становится все более очевидным, что мы еще и серые... Забегу вперед: нет сомнения, Тишка был хорош собой, но, увы, он был невеликого ума. Да и сколько раз мы в жизни сталкивались с красивыми, но пустыми субъектами? Ведь красота или хорошая фигура - это еще не свидетельство большого ума и интеллекта, верно? Эти жизненные наблюдения касаются не только людей, но и животных. Ведь известны же случаи, когда коты самостоятельно пользовались туалетом, даже нажимали лапой на рычаг для спуска воды, запросто обходясь без лотка и прочих туалетных премудростей для кошек!
Другой кот сидел бы себе тихо, радовался отсутствию необходимости прыгать по помойкам, наслаждался вкусной едой из пакетиков и умилялся тому, что ему регулярно меняют песочек, а огромный балкон - весь в его распоряжении. При этом совсем необязательно быть красивым котом: можно с успехом быть простой полосатой кошкой, но с продвинутым интеллектом. Можно, конечно... Только это - не мой случай. По мере превращения во взрослого субъекта Тишка показал вовсю свой неукротимый бродяче-уличный норов. Со всеми последствиями для себя, но, главным образом, для тех, кто его приручил. И ведь главное: еще в Москве кота кастрировали! Но рассказываю по порядку.
Итак, ни одна авиакомпания не изъявила желания принять его на борт в нужный день. То есть, клетку-перевозку с котом можно было взять, но не на то число, на которое был заказан общий полет. По этой причине оставалось выбрать: или оставить Тишу в Москве, или купить ему отдельный (по цене человеческого взрослого) билет и отправить животное в самостоятельный рейс. Но, как я уже сказал, своих в беде не бросают. Так что выбор пал на второй вариант. И кот отправился самостоятельно по маршруту Москва - Фракфурт-на-Майне - Сан-Франциско.
... Встречал я Тишу в каком-то дальнем ангаре международного аэропорта Сан-Франциско, отданном под нужды таможни. По истошному мяуканью я сразу убедился в том, что, во-первых, кот жив, а во-вторых, он - именно в этом пакгаузе. По выполнении необходимых процедур мне вручили клетку-перевозку, и я повез полуживое животное туда, где ему предстояло жить.
Маленькое отступление. Ну скажите: чем плохо жить на втором этаже современного дома в Калифорнии, в этом прекрасном климате, где нет зимы, а кошачья еда - на самый изысканный вкус, добывать ее не надо, она практически гарантирована; балкон - в полном кошачьем распоряжении, лоток с ароматизированными гранулами - тоже. Вот где предстояло жить Тишке, московскому коту, которому, как позднее оказалось, все это было ни к чему. Он был изначально призван лазать по помойкам и крышам, охотиться за мышами, птичками и соседскими кошками женского пола.
Если мне предстоит везти из России новых котов, я обязательно поинтересуюсь их родословной. При этом важно будет узнать, любили ли лазать по помойкам их матери, и щупали ли их отцы чужих кошек на соседних крышах. Потому что наследственные черты - они черты и в Африке. Не только сыночки человеческих отцов-алкашей склонны к выпивке; котята бродячих родителей тоже стремятся погулять. По московским ли дворам, по калифорнийским...
Тиша любил это дело. Любил неистово. Я уже писал выше, что умом он не блистал. Но это - в смысле интеллекта. А вот хитростью - блистал. И еще как. «Не выпускаете меня? Хорошо. Погрызу кое-что. Все равно не выпускаете? ОК. А я еще погрызу...». Вот, примерно, так. И пришлось мне заменить все дверные косяки, выбросить несколько пар обуви, перекрасить двери... И все это продолжалось до тех пор, пока кот Тиша не добился своего, сломив мое упорство (для его же, замечу, блага). Чтобы не гробить собственность и дальше, пришлось выпустить-таки кота на улицу, дать ему свободу передвижения.
Разве я мог знать тогда, что все погрызы и царапины были только цветочками! Ягодки начались позже. Поначалу кот как бы стеснялся и особо никуда надолго не уходил. Знакомился с окрестностями и местным женским населением (помните, кот был вроде бы кастрирован!). Ему даже сообразили ошейник и медальон, на котором были чинно выгравированы имя и телефон, по которому следовало звонить, если кот потеряется. А дальше - больше. Тишка нашел сравнительно безопасный способ спуска со второго этажа и подъема наверх (балкон - дерево - лужайка и наоборот) и стал пропадать. Сначала на одну ночь, потом - на две-три, а потом и на целые недели. И если бы только пропадать! Он возвращался несчастный, побитый, облитый кипятком («сердобольные» люди есть везде), отравленный какой-то дрянью... Оказывается и среди котов есть "ПТУшники", которые не хотят и не могут учиться, им подавай только подворотню, чужой подъезд и компанию таких же, как они сами. Одним словом, кошачий пролетариат. Или точнее, маргиналы, низы кошачьего общества. В этом звере не оказалось ничего от аристократа, разве что благородная внешность.
И что, скажите, мне оставалось делать? Кота мыли, отхаживали, носили к ветеринару... А в госпитале выслушивали примерно такой вердикт: "Ваш кот - в тяжелом состоянии. Если его не лечить, он погибнет. Срочно под капельницу. И два-три дня - в стационаре". А что это значит? Это значит - счет на многие тысячи долларов! И если бы только один раз. Нет, Тишу приводили в порядок, и красивый, внешне благородный кот отправлялся на поиски новых приключений... со всеми вытекающими последствиями. А если «закрыть» кота, то это означало бы новые дверные косяки, обувь и двери...
Иногда, правда, кот выражал благодарность за заботу в виде задушенных мышек, обглоданных кусочков сосиски и какой-то другой вкуснятины, которую он радушно складывал на балконе у входа в комнату. Обычно чувство благодарности переполняло Тишу перед очередным загулом.
И вот настал момент, когда я с котомкой за плечами пустился на заработки в дальние края, оставив родные пенаты. Мне уже было не до Тиши. А что же кот?
Его перевезли на новое место жительства (туда, где дверные косяки были, видимо, повкуснее), где он, быстро освоившись, продолжил свою вольную, разгульную жизнь. И гулял, и пил-ел, что попало... Но ни бомжи-человеки, ни коты при таком разгульном образе жизни долго не живут. Так и сгинул наш славный Тиша; не выдержало его многострадальное сердце. Остановилось. Кот завещал собратьям продолжать лазать по крышам, не дожив и до шести лет, будучи еще сравнительно молодым, подающим надежды котом.
Известны случаи, когда наши хвостатые питомцы живут по 15-16 лет и даже больше. Но это - в том случае, если сам кот ведёт себя аккуратно, по-человечески: не уходит в запой, не курит по пачке сигарет в день, не таскается сутки напролет неизвестно где... В данном же случае ни непомерные инвестиции в Тишу, ни увещевания, ни желание вытащить его из дурной компании не помогли. Налицо было агрессивное стремление кота отстоять свое право на бомжевание и укороченную, но яркую, полную кошачьих соблазнов жизнь.
С тех пор я не хочу заводить кошку. Мне все видится Тиша - внешне исполненный благородства кот, но бомж и разгильдяй по натуре, которому, как оказалось, все равно, что станет с моим бюджетом и чувством ответственности за тех, кого мы приручили.
А сколько несчастных животных по всему миру ждут заботливых рук! Но этот кот ушёл сам, презрев прелести лучшей, более осмысленной и комфортной жизни. Вечная память Тише и назидание кошатникам: проверяйте родословную животного, которое собираетесь взять в дом. Иначе всегда есть риск пригреть алкаша и бродягу. "Спасибо" он вам не скажет, если только не считать дохлую мышку адекватным эквивалентом затраченных денег и эмоций.

Cентябрь 2016.