Часть VIII. Скифы в Париже. Глава 3. Анна Павлова

Людмила Попкова
                "Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни -
                потратить жизнь на дело, которое переживёт нас."
                /Уильям Джеймс/
             

           Триумф "Русских сезонов" Дягилева был достигнут всеми участниками сезонов.Но особая роль отводилась балетным танцорам и балеринам.
Так, французские газеты взахлёб писали об Анне Павловой: "Гибкая, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходила всех своей удивительной воздушностью. Когда Павлова играла и танцевала, в театре было особое настроение."
 "Балет - это не техника, это -душа,"- так считала Анна и всей своей жизнью доказывала это.
 После окончания Императорского театрального училища,Анна Павлова была принята в труппу Мариинского театра. Счастье её было безмерно! Сам Петипа заметил её и предсказал ей счастливую судьбу в танце. Но, поначалу, Павловой не давали главных партий, поскольку на фоне Карсавиной и Кшесинской она выглядела "гадким утёнком":
была она очень худой и, на первый взгляд, нескладной.
 Но ежедневный "нечеловеческий" труд и невероятное упорство вывели Анну в плеяду блестящих балерин. Она умудрялась танцевать душой.
 Про себя Анна говорила:"-Я - монахиня искусства. Личная жизнь - это театр,театр, театр..."
 Но, утверждая это, Анна слегка лукавила: она влюбилась безумно в Виктора Дандре, сына французского эмигранта, члена Питерской думы, богача.
 Виктор снял для неё квартиру и оборудовал одну комнату под танцевальный класс, где она репетировала.
 Танец Анны приобрёл нежные черты. Одухотворённая любовью, Анна танцевала страсть, очарование и чувственность, волнение, радость и блаженство! В танце Павловой появились гармония, пленительная грация и изящество. Она великолепно владела искусством сальтации - искусством жеста. Руки её грациозно выражали и восторг, и трепетное волнение, и бурную страсть! Её танец - искусство пантомимы, обаяние красноречия поз и жестов. Это монолог разума, вкуса и божественного очарования!
 Исполненные ею партии в спектаклях "Жизель", "Спящая красавица", "Шопениана"
полны звучания множества струн и обаяния.
 Но, осознав, что Дандре никогда не женится на ней и постарается превратить её в содержанку, Анна, несмотря на сильное чувство, уходит от него, отказавшись от его покровительства, от подарков и привилегий: "Артист должен знать всё о любви и научиться жить без неё".
 Танцуя в "Русских сезонах" в Париже, она узнаёт, что её единственный любимый мужчина -Виктор Дандре, замечен в растрате, и ему необходимо выплатить огромный долг. Чтобы заглушить боль сердца и заработать денег для помощи своему бывшему покровителю, она прекращает выступления в "Русских сезонах" у Дягилева и отправляется на гастроли по миру. Заключив кабальный контракт, она даёт по десять спектаклей в неделю, падая с ног после представления.
Весь мир рукоплещет чаровнице пантомимы! Её называют Жемчужиной, Богиней.
 А Анна, набрав необходимую сумму, посылает её Виктору. Дандре поражён. Он знал, каких высот достигла Анна, помнил, как он её недооценивал, и удивился, что она не оставила его в беде. Приехав к ней в Лондон, он сделал ей предложение руки и сердца. Поженились они тайно. Анна писала в своём дневнике: "...я решила, что без Дандре жить не могу. Я сразу же вызвала его к себе. Мы обвенчались в церкви под секретом. Он ведь мой, только мой, и я его обожаю!"
 Они оба держали это бракосочетание в тайне. Анна постоянно твердила Виктору:-
"Если ты кому-нибудь осмелишься сказать, что мы повенчаны,- между нами всё кончено. Я под поезд брошусь. Понимаешь: я теперь ПАВЛОВА!"
 Дандре согласился. Он боготворил Анну и сносил все обиды.
 Став её импресарио, Виктор планировал её гастроли, заботясь, чтобы они прошли, как всегда, блестяще. Они создали труппу Павловой и отправились в гастроли по миру.
 Знаменитый танцовщик и балетмейстер Михаил Фокин создал для Анны Павловой балетный номер на музыку Сен Санса - "Лебедь". Анна была в восторге! Превратив в своих воспоминаниях вату в пух, она всем сообщала, что родилась недоношенной, и мама укутывала её в лебяжий пух, чтобы согреть. Вот поэтому ей так удаётся этот танец.
 Анна решила усовершенствовать номер и придумала великолепную концовку: за 130 секунд она показала целый жизненный путь лебедя: от рождения до смерти. Трагедия гибнущего лебедя нашла отклик в душах поклонников. После этого танец стали называть "Умирающий лебедь". Трепетное исполнение номера этой хрупкой волшебницей танца наводило на мысль, что это - "...откровение неба, никогда в жизни никто не видел ничего подобного той нечеловеческой, а божественной красоте и лёгкости, совершенно невесомой воздушности и грации", так писал о танце Анны Павловой знаменитый Серж Лифарь.
 Этот номер стал её коронным номером. Сен Санс, увидев Анну в этом танце, произнёс: " Мадам,благодаря Вам, я понял, что написал восхитительную музыку".
 Анна полюбила этот мини-спектакль, она вся светилась от счастья!
 Но, тем не менее, писала в своём дневнике:"Счастье - это маленький мотылёк, чарующий всего на миг, и тут же улетающий прочь".
 Так и сама Анна, подобно мотыльку, блеснула на балетном небосводе и ушла, не дожив нескольких дней до своего пятидесятилетия.
 Скончалась Анна в Гааге 23 января 1931 года от плеврита. Последними словами её были: " Приготовьте мне мой костюм лебедя!"

 В Лондонском Palace Theatre помнят восхитительную балерину и сохраняют место в партере, на которое не продают билеты, считая, что там незримо присутствует великая Анна Павлова...