ЧастьVIII. Скифы в Париже-3. Глава2. Матильда Кшес

Людмила Попкова
                "Это был священный огонь и священный бред,
                который охватил всю зрительную залу!"
                /Выдержки из французских газет/

     Эти слова посвящены были "Русским сезонам" Сергея Дягилева.
"Русские сезоны" помогли возродить мировое балетное искусство. Известные балерины и балетные танцовщики Запада брали себе русские фамилии псевдонимами, чтобы иметь возможность танцевать в труппе Сергея Дягилева - этого великого пропагандиста балета.
 Сезон 1909 года помогла организовать Матильда Кшесинская, покровителем которой был цесаревич Николай ( будущий император Николай II).
 После окончания Императорского училища выпускницы были приглашены на бал. Присутствовал сам император Александр III! Не увидев среди выпускниц Матильду Кшесинскую, он послал за ней. Когда она появилась, император обратился к ней:
"Мадемуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!"
 Император знал сестру Матильды - балерину Юлию Кшесинскую, танцующую уже в Императорских театрах, и хотел посмотреть, на что способна вторая дочь известного польского танцовщика. Но это было не единственной причиной: он задумал познакомить своего наследника - цесаревича Николая, скромного и нерешительного, с этой юной красавицей.
 И встреча произошла! Матильда писала в своём дневнике: "Я влюбилась в наследника с первой нашей встречи...Моё чувство заполнило всю мою душу, и я только о нём и могла думать."
 Николаю тоже понравилась юная балерина. Они стали часто встречаться. Николай купил для своей любимой особняк на Английской набережной, там и происходили встречи. Влюблённый наследный принц приезжал к балерине под именем гусара Волкова.
 Отец Матильды пытался образумить её и прекратить их отношения, говоря, что последние не имеют будущего. Но Матильда была непреклонна: "Я желаю испить чашу любви до конца!"
 Так продолжалось два года, до тех пор, пока цесаревич не обручился со своей будущей супругой - принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.
 Николай назвал её Аликс и перед помолвкой рассказал невесте о связи с Кшесинской, на что Аликс ответила: "Что прошло, то прошло и никогда не вернётся. Все мы в этом мире окружены соблазнами, а когда мы молоды, то не всегда можем бороться, чтобы устоять перед искушением. Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твоё доверие так глубоко тронуло меня..."
 "Смогу ли я быть его достойной?"- сомневалась она, принимая православную веру с именем Александры Фёдоровны.

 Сергею Дягелеву, этому величайшему импресарио, была выделена цесаревичем ссуда в
25 тысяч рублей и, кроме того, ему было позволено репетировать с труппой в Эрмитаже!
 Дягилев был благодарен Кшесинской и её высокому покровителю. Однако, в очередном балетном спектакле ведущая партия была отдана Анне Павловой...
 Кшесинская сочла это страшной обидой, и сезон 1909 года чуть не сорвался...
 И лишь благодаря подписке, которую организовали князья Аргутинский и Долгорукий, а также Лизия Серт и граф Греффюль, была собрана необходимая сумма, и сезон 1909  года был спасён.
 Матильда Кшесинская продолжала танцевать в труппе Дягилева. В борьбе за роли она всегда потом выходила победительницей.  Её партии были в известных балетных спектаклях: Одетта-Одиллия в "Лебедином озере", Никия в "Баядерке", Аврора в " Спящей красавице"... Её танец сверкал, как бриллиант!
 Одни называли её богиней, другие -дьявольским отродьем, за глаза называя её "Генералиссимусом русского балета".
 Близкие же звали её "Мадам 17", так как Матильда, обожавшая игру в рулетку, всегда ставила на 17, помня тот возраст, когда она познакомилась с Николаем и была счастлива со своим цесаревичем!
 Но это не помешало ей вступить в любовную связь с ещё одним представителем императорского дома - Великим князем Сергеем Михайловичем.
 Сергей Михайлович влюбился до безумия в эту очаровательную женщину.
 У Кшесинской родился сын - Володя ( отцовство под вопросом: Великий князь Сергей Михайлович, или Великий князь Андрей Владимирович?)
  Сергей Михайлович считал себя гражданским мужем Матильды. Спустя 10 лет, он предложил великой балерине руку и сердце, но она отказала, поскольку уже имела виды на Великого князя ( опять!) Андрея Владимировича.
 После разлуки с Николаем, в своих воспоминаниях Кшесинская писала: " В моём горе и отчаянии я не осталась одинокой. Великий князь Сергей Михайлович, с которым я
подружилась с того дня, когда наследник привёз его ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал моё сердце, и я искренне его полюбила."
 А Сергей Михайлович любил её все 25 лет, баловал её и заботился вплоть до своей смерти. Когда его расстреляли большевики в Алапаевске, на груди его был медальон с портретом Матильды Кшесинской!
 Ещё живя с Сергеем Михайловичем, Матильда тайно встречалась с Великим князем Андреем Владимировичем, ездила с ним во Францию и Италию ( во избежание сплетен, они ездили в разных вагонах).
 Когда очарованный Андрей сообщил матери, что страстно влюблён в Кшесинскую и хочет сочетаться с ней браком, княгиня запретила ему это, не желая иметь "невестку с императорского стола"! И она была страшно разгневана, узнав, что Матильда вернулась из поездки с её сыном  - беременной!!!
 А любвеобильная красотка не терялась - она завела интрижку со своим партнёром по спектаклю - Петром Владимировым! Дело дошло до дуэли между Великим князем Андреем и Петром. Окончилась дуэль ко всеобщему удовольствию - без убийства.
 Матильда всеми силами пыталась доказать Андрею, что это была мимолётная вспышка страсти, и загладить свою вину. Ей это удалось.
 Обаятельная чаровница, яркая звезда балета, эта весёлая, жизнерадостная и волевая женщина, смогла успокоить Андрея и сподвигнуть его  к венчанию.
 Обвенчавшись с Великим князем Андреем Владимировичем, она получила титул  Светлейшей княгини Романовской-Красинской. Так, через двадцать долгих лет она стала наконец членом императорской семьи, к чему стремилась всю свою жизнь!
 Воодушевлённая, Матильда открыла свою балетную студию в Париже.
 Когда Андрей Владимирович скончался, она была безутешна: "Со смертью Андрея закончилась сказка, которою была наша с ним жизнь" - произнесла Матильда у могилы супруга.
 "Она была из тех женщин, которые учитывали как сильные, так,  в особенности, слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят всё, что им нравится, и из которых женщины делают всё, что им, женщинам, хочется." - Так отозвался о Матильде Кшесинской Директор Императорских театров В. Теляковский.
 Великая балерина скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив до своего столетия лишь несколько дней, и похоронена в Париже, на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем и сыном.
 Такова судьба этой великой примы-балерины Мариинского и Его Величества Императорских театров, путешествовавшей по миру и пропагандировавшей русское балетное искусство!