Ефим Резван, заместитель директора Музея антрополо

Сак Тан
Когда и каким образом голова хана Кенесары могла оказаться в Кунсткамере и тем более в Эрмитаже - до сего дня нет ни единого исторического документа или сведения. Следовательно, мнение о ее месте нахождения больше домысел, чем исторический факт, порожденный, по всей видимости, имиджем самой Кунсткамеры. Об этой особой роли Кунсткамеры заместитель директора МАЭ РАН Ефим Резван рассказал в Санкт-Петербурге в беседе с корреспондентом нашего радио Азаттык:

«Почему такие вещи посылали в Кунсткамеру вообще? Был указ Петра Первого о том, что всякие необычные антропологические, этнографические предметы из различных раскопок посылать в петербургскую Кунсткамеру за счет государства.

Поэтому любую посылку в районе 20 килограммов человек мог принести на почту, написать «в Кунсткамеру», и она поступала сюда. Музей собирала, на самом деле, вся страна. Это, с одной стороны, совершенно замечательно. Потому что это народный музей. Но, с другой стороны, попадали действительно странные вещи».

В связи с этим, считает Ефим Резван, существует множество разных легенд о Кунсткамере, в числе которых и легенда о том, что под той башней, которая возвышается в центре здания музея, зарыты две головы. Одна принадлежала якобы фавориту Екатерины Первой, а вторая - фрейлине Гамильтон. Таким образом, мнение о том, что голова хана Кенесары хранится в Кунсткамере, уверен Ефим Резван, не бол мире, соответствует действительности. Действительно, у нас богатейший фонд. Действительно, они собирались 300 лет. У нас, действительно,


есть очень много безумно интересных экспонатов. Но вот конкретно предмета, о котором идет речь, его в Кунсткамере нет и никогда не было», - подытожил свой рассказ Ефим Резван.

Руководство Кунсткамеры также отрицает возможность случайной утери или пропажи какого-либо экспоната музея, в том числе и головы казахского хана, если бы она когда-либо находилась в его фонде, о чем писала еще в 2002 году одна казахстанская газета («Экспресс-К», 20 сентября 2002 года).

По словам Юрия Чистова, если бы обнаружилась пропажа какого-либо экспоната, то это безусловно вызвало бы скандал. Потому что существует система описи и хранения, которая постоянно проверяется, сверяется. Если что-то списывается, то это непременно фиксируется.


суки!